Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Князева А.С. Неполитические направления пропаганды Сталинградского (Волгоградского) регионального отделения Всесоюзного общества «Знание» (1948-1980-е) // Genesis: исторические исследования. 2024. № 3. DOI: 10.25136/2409-868X2024.3.70117 EDN: NSKOYV URL: https://nbpublish.com1ibrary_read_article.ptp?id=70117
Неполитические направления пропаганды Сталинградского (Волгоградского) регионального отделения Всесоюзного общества «Знание» (1948-1980-е)
Князева Анна Сергеевна
учитель истории и обществознания, ЧОУ Международная гимназия ИЦ Сколково 143026, Россия, Московская, г. Москва, ул. Зворыкина, 4
И [email protected] Статья из рубрики "История отдельных регионов России"
DOI:
10.25136/2409-868X.2024.3.70117
EDN:
NSKOYV
Дата направления статьи в редакцию:
13-03-2024
Аннотация: Объектом исследования является неполитическая пропаганда Волгоградского (Сталинградского) отделения Всесоюзного общества «Знание» в советский период существования организации (1948-конец 1980-х). Предметом исследования стали такие направления работы регионального отделения общества «Знания» как пропаганда в сфере воспитания, педагогики, борьба с заболеваниями, ЗОЖ. Источниковой базой для данного исследования стали архивные документы Центра документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО), а именно протоколы заседаний организационного комитета регионального отделения, годовые отчеты по основной деятельности областного отделения, протоколы работы различных секций внутри отделения, протоколы заседания Президиума Правления регионального отделения, протоколы заседаний Пленума Правления регионального отделения, планы лекции и т.д. Данные документы представляют собой особую ценность, так как на сегодняшний день являются единственными источниками, которые освещают вопросы
работы Волгоградского отделения Всесоюзного общества «Знание». В методологии работы были применены принципы историзма, субъективизма, системного анализа региональных архивных источников Центра документации новейшей истории Волгоградской области. Новизна заключается в том, что впервые проводится анализ работы регионального отделения, тем более затрагивается более узкие и неосновные направления работы общества «Знание». Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что Волгоградское региональное отделение общества «Знание» реализовало достаточно важные задачи в вопросах воспитания, профилактики заболеваний, организации культурного досуга жителей города, для этого общество применяло различные методы работы: родительские лектории, радиолектории, народные университеты, вечера встреч, печать статей в периодических изданиях и т.д. Внимание к секциям педагогики и психологии, медицинских знаний, литературы и искусства возрастало. Охват аудитории, вышеуказанных секций, так же рос, тысячи жителей города пассивно или активно участвовали в жизни данных секций.
Ключевые слова:
Волгоградское отделение Знание, неполитическая пропаганда, профилактика болезней, педагогический лекторий, просветительская лекция, научно-методический совет, тематическая секция, организация культурного досуга, народный университет, школа молодых ле кто ро в
В 1947 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) о создании Всесоюзного общества по
распространению политических и научных знаний -Ш. Вскоре были организованы региональные отделения общества «Знание» во многих городах СССР. Первое заседание Сталинградского комитета состоялось 17 марта 1948 г. Целью данной статьи является анализ неполитической пропаганды Всесоюзного общества «Знание», для реализации цели поставлены следующие задачи: изучить на основе архивных документов направления неполитической пропаганды, проанализировать методы работы внутри каждого направления, выявить значимость данных направлений как для общества «Знание», так и населения города в целом. Изучением и анализом работы региональных отделений Всесоюзного общества «Знание» занимается ряд современных исследователей. А.В. Воронцов в статье «Казанское отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и его роль в культурно-просветительской жизни ТАССР в послевоенное время» раскрывает деятельность Казанского отделения с конца 1940-х до конца 1960-х ^ Так же работе Казанского
отделения посвящены исследования Д.А. Пинаевой И.В. Никитина в работе «Деятельность Амурского областного отделения Всесоюзного общества «Знание» на этапе становления» рассмотрела историю образования Амурского областного отделения
[4]. Некоторые работы посвящены функционированию общества в целом, например, М. А. Мамонтова изучила особенности создания и деятельности первых трех лет общества в статье «Общество становится массовой организацией советской интеллигенции: справка об организации и работе всесоюзного общества по распространению политических и
научных знаний» Вопросы, связанные с функционированием Сталинградского (Волгоградского) отделения ранее исследователями не поднимались, поэтому основными источниками являются архивные документы ЦДНИВО (центр документации новейшей истории Волгоградской области) фонд 6653 опись 1 и 2, уставы общества «Знание», коих за советский период существования организации было шесть. Согласно первому уставу
общества, который был издан в 1947 г., главной целью Всесоюзного общества, было
распространение политических и научных знаний среди населения Советского Союза [6]. В 1950 г. работа Сталинградского отделении была организована по десяти тематическим секциям, одна из которых посвящена вопросам педагогики и психологии. Из цели общества абсолютно понятно, что секция педагогики и психологии не была в приоритете, что можно доказать архивными данными. Так, например, в протоколе V Пленума Правления от 24 марта 1957 г. дан доклад С. Н. Касаткина (председатель регионального отделения) «О состоянии и мерах дальнейшего улучшения лекционной пропаганды среди рабочих и служащих предприятий промышленности, строительства и транспорта», в котором приведено соотношение количества читаемых лекции по тематикам. Наибольший объем лекции падает на вопросы международных отношений - 22,5% (907 лекции), историю партии - 12, 5 % (500), историю СССР - около 11% (444), научно-технические темы - около 10% (419). На научно-атеистические и педагогические темы приходится по
5 % (269 и 234) и другие отрасли знаний от 1 до 3 % В годовом статистическом отчете о тематике и количестве прочитанных лекции за 1977 мы видим следующее соотношение: по истории КПСС было прочитано 36647 (12,78%), по истории СССР и всеобщей истории 18129 (6,32%), международные отношения 26878 (9, 37%),
педагогика и психология 18301 (6,38%) К 1977 г. произошла реорганизация структуры общества, вместо десяти секции появились пятнадцать научно-методические
советов Процент читаемых лекции по вопросам педагогики и психологии в 1977 г. вырос по сравнению с 1957 г. Понятно, что секция не стала одной из ведущих, но тем не менее положительная динамика присутствует, и следует еще учесть тот факт, что количество секций увеличилось, все равно в процентном соотношении идет рост, что свидетельствует об увеличении интереса к данным вопросам. Пропаганда в сфере ЗОЖ и организации культурного досуга граждан так же проводилась обществом, возможно, не так активно, прочитано на эти темы намного меньше лекции. Но она была, темы поднимались важные и до сих пор очень актуальные. Так, например, Краснооктябрьский отдел народного образования совместно с районным отделением Всесоюзного общества по распространению научных и политических знаний, с целью усиления педагогической пропаганды среди родителей, решили организовать при школе №35 районный родительский лекторий. Лекции планировалось проводиться один раз в неделю, начиная с 3-го апреля 1950 г. Руководителем лектория был назначен тов. А.Л. Бродский. Лекции
проводились для родителей бесплатно [10, л-128-13°1. в том же году секции педагогики и психологии было поручено разработать в течении сентября-ноября 1950 г. лекции по циклу «Педагогические чтения». В протоколе № 45 от 9 декабря 1950 г. указано, что членами секции педагогики и психологии разработаны лекции по следующим темам: «семья и школа в борьбе за прочные и глубокие знания учащихся», «воспитание воли и характера у советской молодежи», «роль семьи в привитии детям культурных навыков»
[10, л 2121. На 1953-1954 учебный год был составлен специальный план педагогической пропаганды среди родителей силами Сталинградского отделения Всесоюзного Общества по распространению политических и научных знаний. Основными направлениями работы были следующие: подготовка и публикация статей в местной газете «Сталинградская правда», подготовка и рассылка по районным отделениям лекции для родителей, организация районных педагогических лекториев, организация радиолектория для родителей. Так в октябре 1953 г. было организовано два лектория для родителей в Ворошиловском и Краснооктябрьском районах города. За период сентябрь 1953 - май 1954 были опубликованы следующие статьи: «как родители должны помогать детям готовить уроки», «роль семьи в воспитании дисциплинированных школьников», «трудовое воспитание в семье», «как воспитать здоровых детей в семье», «воспитание в
семье чувства дружба и товарищества у детей», «воспитание в семье навыков культурного поведения», «роль семьи в подготовке учащихся к экзаменам», «воспитание
детей в период школьных каникул» -11, л-11-151. Газета «Сталинградская правда» активно использовалась как инструмент пропаганды, это понято, газеты были самыми массовый и доступными источниками информации в 50-ые годы. По районным отделениям рассылались для родителей следующие лекции: «задачи политехнической подготовки подрастающего поколения и участие в их решении семьи», «как родители могут помочь школьникам в подготовке к переводным и вступительным экзаменам», «воспитание школьников в период каникул» -11, л-271. в данном контексте, очень важно подчеркнуть, что общество занималось не только научной и политической пропагандой, но педагогической, медицинской, т.е. доносило знания, мысли действительно очень важные и нужные каждому человеку. Многие темы, которые поднимались лекторами, актуальны по сей день. В протоколах заседания Президиума Сталинградского отделения общества за 1957-1958 года придавалось исключительно важное значение делу борьбы с нарушителями социального правопорядка, делу воспитания трудящихся в духе «неуклонного соблюдения советских законов». Отделением Общества за указанный период проведено пять вечеров встреч с молодежью: «береги честь родного города»
[12]. В программе вечеров были выступления представителей прокуратуры, милиции и комсомола, так же организован концерт силами художественной самодеятельности областного управления милиции. Из архивных документов видно, что общество использовало различные методы (встречи, печать статей, рассылка лекции, выступления лекторов) для успешной пропаганды в вопросах воспитания, так же общество сотрудничало с государственными учреждениями (милиция, комсомол, прокуратура, периодическая печать, отделы народного образования) для реализации общих целей в в ос пита нии.
Другими неполитическими направлениями в работе общества были пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний. Так, например, исполком Облсовета отмечает, что Сталинградский облздрав в 1949 г. неудовлетворительно выполнил мероприятия по борьбе с заболеваемостью населения туберкулезом,
утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1948 г.-10, л- 2121. В целях снижения заболеваемости населения туберкулезом и улучшения медицинского обслуживания больных, исполком облсовета решил, что Сталинградское отделение Всесоюзного общества и областное лекционное бюро должны организовать проведение санитарно-просветительской работы по вопросам профилактики туберкулеза с привлечение работников мединститута, обеспечить методическими указаниями и конспектами лекции медицинскую сеть. В протоколе заседания № 33 от 18 июня 1958 г. описана нелицеприятная ситуация, связанная с выступлением артиста кино В. Н. Демина. Президиум отмечает, что при организации выступления Демина была допущена серьезная ошибка, выразившая в том, что выступление Демина предварительно не проверялись и не обсуждались, так же как не контролировались и его выступления в аудиториях. Вследствие отсутствия необходимого контроля, имел место случай выступления Демина в нетрезвом виде в аудитории одного из заводских районов г.
Сталинграда -12, л 41. Вопросы пропаганды здорового образа жизни и профилактики алкоголизма неоднократно встречаются в протоколах заседаний общества. В 1966 г. можно наблюдать новый виток мероприятий, связанных с профилактикой здорового образа жизни. Областным научно-методическим советом по пропаганде правовых и медицинских знаний в течении августа-октября 1966 г. были подготовлены и изданы в помощь лекторам тексты: «борьба с хулиганством дело всей общественности», «алкоголизм и преступность», «алкоголь - враг здоровья», «об ответственности
родителей за воспитание детей» [11, л 761. Так же было рекомендовано правлениям городских и районных организаций общества Знание организовать во всех промышленных предприятиях, стройках, колхозах, совхозах циклы лекции «алкоголизм и здоровье», «алкоголизм и преступность», обратив особое внимание на работу среди молодежи. В 1967 г. состоялась IV летняя спартакиада народов РСФСР, посвященная 50 - летию Советского государства. В этой связи обществом была проведена широкая пропаганда достижений физической культуры и спорта в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 августа 1966 г. по развитию массового физического движения. В течении октября - ноября 1966 г. создавались и укреплялись составы секции физической культуры и спорта при организациях общества «Знание» I131. Активнее вовлекали в пропагандистскую работу преподавателей физического воспитания ВУЗов, техникумов, школ, тренеров, врачей, мастеров спорта и других специалистов по физической культуре. Использовалось радио и телевидение для широкой пропаганды физической культуры и спорта, привлекались для выступления по радио и телевидению лучшие спортсмены, тренеры, преподаватели, врачи.
В протоколе №12 от 23 марта 1969 г. дана подробная справка о работе областного научно-методического совета по пропаганде медицинских знаний, в которой сказано о том, что в лекционной работе совета освещались вопросы социальной и личной гигиены, лечебной физкультуры, спорта, закаливания организма и профилактики различных заболеваний. Большое внимание уделялось вопросам пропаганды охраны здоровья матери и ребенка. С этой целью была организована широкая сеть «школ матерей» при женских и детских консультациях, где для всех беременных и молодых матерей учеными мединститута, врачами-практиками читаются лекции по гигиене беременности, послеродового периода, правилам ухода за ребенком, о детских заболеваниях. Научно-методический совет совместно с областными и городскими Домами санпросвещения вели пропаганду медицинских знаний среди молодежи. С этой целью были созданы медицинские лектории в 4 институтах, 8 техникумах,10 ГПТУ, 12 Домах культуры города
Волгограда [14, л—В 22 больницах Волгограда и области действовали «школы здоровья». При волгоградском городском Доме санпросвещения работали постоянно действующие курсы работников общественного питания и пищевой промышленности. Так же планировалась организация лектория при ЗАГСе Центрального района для молодоженов по вопросам морально-этического характера и гигиены. В районах области и города действовали 73 народных университета здоровья, охватывающих свыше 9000 слушателей. При медицинском институте была организована школа молодого лектора из
студентов старших курсов. В 1968 г. подготовлено 30 молодых лекторов [14, л 85-911. Хотя подобные справки встречаются реже, чем справки и постановления, связанные с пропагандой научно-атеистической или сельскохозяйственной, но цифры, приведенные выше, очень хорошо характеризуют насколько серьезная и масштабная работа проводилась обществом в данном направлении, насколько она была массовая по уровню вовлеченности людей и организации. Методы работы так же заслуживают отдельного внимания: работали «школы матерей», медицинские лектории, школы здоровья, народные университеты и т.д. Возможно, столь массовый охват населения и использование различных методов говорит о том, что пропаганда в сфере ЗОЖ была актуальна и полезна для населения, которое достаточно легко вовлекалось в данную работу. В подтверждение данных выводов можно привести сведения протокола 14 заседания президиума правления от 10 апреля 1969, в котором говорится о том, что в результате пропаганды медицинских и санитарно-гигиенических знаний в комплексе с другими лечебно-профилактическими мероприятиями в области значительно сократилась смертность, особенно среди детей, снизилось количество запущенных форм туберкулеза,
рака и других заболеваний.
Общество уделяло внимание и организации культурного досуга. Неоднократно устраивались музыкальные, литературные встречи. В апреле, мае, июне 1953 г. в центральном лектории был проведен цикл лекции по вопросам музыкальной культуры. В цикл были включены следующие лекции: как понимать музыку (2 лекции), М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский, Н.И. Чайковский, «могучая кучка», пути развития советской музыки,
советская массовая песня -Ц-51. В 1959 г. было открыто два народных университета по телевидению, один из них по искусству. Программа университета рассчитана на 80 лекции - по две в неделю и состояла из сокращенного курса систематизированных передач по основным вопросам науки, техники и искусства. В разделе искусства был
предусмотрен цикл лекции по изобразительному искусству и искусству кино -Ц61. Подобная справка есть и о работе областного научно-методического совета по пропаганде литературы и искусства в 1969 г. По инициативе научно-методического совета в течении 1969 г. проводились устные журналы «День искусства». На его страницах было представлено творчество волгоградских писателей, поэтов, музыкантов, художников, демонстрировались документальные фильмы, рассказывающие о произведениях мирового искусства. Научно-методический совет оперативно обеспечивал участие всех творческих сил в проведении таких знаменательных дат как юбилей А. М. Горького, И.А. Крылова, И.С. Тургенева, как проведение международного дня театра и т.д. В своей работе совет тесно контактировал с такими учреждениями, как театры, студии телевидения, радио, музеи, училища искусств, филармония, управление кинофикацией. Так, совместно с кинофикацией организована неделя фильмов «герои не умирают», совместно с киностудией организована телепередача о В.И. Ленине «пометки на полях». Совместно с драмтеатром были организованы ленинские чтения,
тематические выступления актеров, «горьковские чтения», «юмор Чехова» Мы
видим, что совет по пропаганде литературы и искусства так же плодотворно работал, демонстрировал таланты жителей города, пропагандировал культурную жизнь в городе.
Волгоградское региональное отделение всесоюзное общества «Знание» активно работало над распространением политических и научных знаний, под научными знаниями в первую очередь понимались знания технические, производственные, те, которые нужны и полезны в сельском хозяйстве и промышленном производстве, а в Волгограде было развито и сельское хозяйство, и промышленное производство. Но наряду с этим, общество так же вело и неполитическую пропаганду, большое внимание уделялось вопросам воспитания подрастающего поколения, вопросам психологии семьи, пропаганде здорового образа жизни, организации культурного досуга населения города. На основе архивных документов можно сделать вывод, что охват населения неполитической пропаганды был массовый, только народных университетов здоровья в 1969 г. было 73, а постоянных слушателей свыше 9000. Методы работы так же использовались разнообразные от лекции до организации отдельных тематических школ. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что Волгоградское региональное отделение общества «Знание» успешно пропагандировало педагогические, медицинские знания, привлекало жителей города к культурной жизни.
Библиография
1. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 6533. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.
2. Воронцов А.В. Казанское отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и его роль в культурно-просветительской жизни
ТАССР в послевоенное время // Актуальные проблемы регионоведения и науковедения. 2022. № 11. С. 215-218.
3. Пинаева Д. А. Организация пропагандистско-просветительской работы в Советской России в 1940-1950 гг. (на примере деятельности татарской республиканской организации общества «Знание»)// Казанская наука. 2013. № 9. С. 48-51.
4. Никитина И. В. Деятельность Амурского областного отделения Всесоюзного общества «Знание» на этапе становления (1948-начало 1950-х гг.) // Общество: философия, история, культура. 2020. № 7. С. 43-50.
5. Мамонтова М. А. Общество становится массовой организацией советской интеллигенции: справка об организации и работе всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний // Вестник Омского Университета. Серия «Исторические науки». 2020. № 1. С. 236-243.
6. Устав Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. М.: Типография издательства Акдамеии наук в Москве, 1947.
7. ЦДНИВО Ф. 6533. Оп. 2. Д. 138. Л. 35-37.
8. ЦДНИВО Ф. 6533. Оп. 2. Д. 293. Л. 12-15.
9. Устав Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. М.: Знание, 1973.
10. ЦДНИВО Ф. 6533. Оп.1. Д. 8. Л. 128-212.
11. ЦДНИВО Ф. 6533. Оп.1. Д. 36. Л. 11-27.
12. ЦДНИВО Ф. 6533. Оп. 2. Д. 21. Л.4.
13. ЦДНИВО Ф. 6533. Оп. 2. Д. 129. Л. 51.
14. ЦДНИВО Ф. 6533. Оп. 2. Д. 168. Л. 82-91.
15. ЦДНИВО Ф. 6533. Оп. 1. Д. 38. Л. 8.
16. ЦДНИВО Ф. 6533. Оп. 2. Д. 43. Л. 38.
17. ЦДНИВО Ф. 6533. Оп. 2. Д.134. Л. 63.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В современных условиях в России возрождаются многие хорошие традиции советских лет, в частности большее внимание уделяется воспитанию и просвещению молодежи. Одним из примеров данной тенденции является второе рождение общества «Знание», внимание к деятельности которого ранее проявил Президент Российской Федерации В.В. Путин: «В последние годы оно вроде существует, но вроде его никто не замечает». Однако именно за 2022-2024 гг. общество «Знание» резко активизировало свою просветительскую работу, отвечая на новые вызовы времени. В этой связи представляется важным обратиться к различным аспектам изучения истории общества «Знание».
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является неполитические направления пропаганды Сталинградского (Волгоградского) регионального отделения Всесоюзного общества «Знание». Автор ставит своими задачами показать цели неполитической пропаганды Всесоюзного общества «Знание», рассмотреть этот вектор деятельности на примере региональной организации.
Работа основана на принципах анализа и синтеза, достоверности, объективности, методологической базой исследования выступает системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Научная новизна статьи заключается в самой постановке темы: автор на основе различных источников стремится охарактеризовать неполитические направления пропаганды общества «Знание» на примере его Сталинградского (Волгоградского) регионального отделения. Научная новизна заключается также в привлечении архивных ма те риа ло в .
Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить проведенную автором масштабную поисковую работу в архивах. Источниковая база статьи представлена прежде всего документами из фондов Центра документации новейшей истории Волгоградской области. Кроме того, автор привлекает Уставы Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. Вместе с тем вне авторского поля зрения оказался целый ряд исследовательских работ: например, статьи Д.А. Пинаевой («Помни: нужно много знать, чтобы стране полезным стать! О некоторых проблемах популяризации науки в СССР (на примере деятельности Всесоюзного общества «Знание», Вестник Томского государственного университета, 2017, № 420), М.А. Мамонтовой («Общество становится массовой организацией советской интеллигенции: справка об организации и работе Всесоюзного Общества по распространению политических и научных знаний», Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 1) и т.д. Заметим, что библиография статьи обладает важностью как с научной, так и с просветительской точки зрения: после прочтения текста статьи читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. Таким образом, на наш взгляд, библиография статьи нуждается в дополнении. Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется как просветительской работой, в целом, так и деятельностью Всесоюзного общества «Знание», в частности. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи. Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть, заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что неполитическими направлениями в работе общества были пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний, организация культурного досуга и т.д. В работе показано, что в Волгограде «охват населения неполитической пропаганды был массовый, только народных университетов здоровья в 1969 г. было 73, а постоянных слушателей свыше 9000». Примечательно, что как отмечает автор рецензируемой статьи «в результате пропаганды медицинских и санитарно-гигиенических знаний в комплексе с другими лечебно-профилактическими мероприятиями в области значительно сократилась смертность, особенно среди детей, снизилось количество запущенных форм туберкулеза, рака и других заболеваний». Главным выводом статьи является то, что «Волгоградское региональное отделение общества «Знание» реализовало достаточно важные задачи в вопросах воспитания, профилактики заболеваний, организации культурного досуга жителей города». Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, а ее материалы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в различных спецкурсах. В то же время к статье есть замечания:
1.Необходимо дополнить библиографию статьи в части исследовательских работ.
2. Следует вычитать текст с точки зрения русского литературного языка. Так, у автора значится: «Работа была организована по тематическим секциям, в 1950 г. в
Сталинградском отделении числилось 10 секции, одна из которых была посвящена вопросам педагогики и психологии», «Волгоградское региональное отделение общества «Знание» реализовала достаточно важные задачи в вопросах воспитания, профилактики заболеваний, организации культурного досуга жителей города» и т.д. 3. Часть текста в начале статьи отображается более жирным шрифтом, чем остальная. После исправления указанных замечаний статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Genesis: исторические исследования».
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предмет исследования - неполитические направления пропаганды Сталинградского (Волгоградского) регионального отделения Всесоюзного общества «Знание» (19481980-е)
Методология исследования базируется на принципах научности, системности, историзма. В работе автор использует историко-генетический, сравнительно-исторический и другие ме то ды
Актуальность работы определяется тем, что общество «Знание», созданное в 1947 году занималось просвещением и пропагандисткой деятельностью, лекторы общества «Знания» внесли существенный вклад в просвещение населения и это касалось не только в политическом направлении. В последние годы в нашей стране делается попытка возрождения этой организации в целях духовно-нравственного воспитания молодежи, а также патриотизма. В рецензируемой статье автор ставит цель провести анализ неполитической пропаганды Всесоюзного общества «Знание», которая в наше время приобретает особую значимость. Изучение опыта общества «Знания» в советский период времени без сомнения важно и актуально. Представляется актуальным анализ методов работы и выявить значимость деятельности общества для самой организации, так и населения.
Научная новизна определяется постановкой проблемы и задач исследования. Автор пишет, что задачи, которые он ставит заключается в изучении на основе архивных документов направления неполитической пропаганды, проанализировать методы работы внутри каждого направления, показать роль общества «Знания «в просвещении населения.
Стиль, структура, содержание. Стиль статьи в целом научный с элементами описательности. Статья читается легко и воспринимается так же легко. Структура работы в целом направлена на достижение цели и задач исследования, логична. В начале статьи автор раскрывает актуальность темы, дает характеристику общества «Знание», цель и задачи исследования. В статье дается качественный историографический обзор по теме, автор отмечает работы предшественников по теме, показывает какие вопросы в этих работах были исследованы, какие не получили должного внимания со стороны специалистов. Автор отмечает, что «вопросы, связанные с функционированием Сталинградского (Волгоградского) отделения ранее исследователями не поднимались, поэтому основными источниками являются архивные документы ЦДНИВО (Центр документации новейшей истории Волгоградской области) фонд 6653 опись 1 и 2, уставы общества «Знание»,коих за советский период существования организации было шесть.». В статье проведен анализ уставов общества «Знание» и показано по каким тематическим направлением проводила свою работу Волгоградское отделение общества «Знание». Автор показывает, что общество занималось пропагандой здорового образа
жизни и т.д. В заключении статьи автор делает объективные выводы по исследуемой теме и пишет, что «Волгоградское региональное отделение всесоюзное общества «Знание» активно работало над распространением политических и научных знаний... Но наряду с этим, общество ... вело и неполитическую пропаганду, большое внимание уделялось вопросам воспитания подрастающего поколения, вопросам психологии семьи, пропаганде здорового образа жизни, организации культурного досуга населения города. Охват населения неполитической пропаганды был массовый, только народных университетов здоровья в 1969 г. было 73, а постоянных слушателей свыше 9000. Методы работы так же использовались разнообразные от лекции до организации отдельных тематических школ». Текст статьи логичен и последовательно изложен. Библиография статьи состоит из 17 источников, это работы по исследуемой теме и архивные документы, что дает возможность автору достичь цели статьи и поставленных задач.
Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранного материала, проведенного анализа и библиографии.
Выводы, интерес читательской аудитории. Статья написана на актуальную тему и будет интересна как специалистам, так и широкому кругу читателей