Научная статья на тему 'Неpегулиpуемaя мигpaция нa Юге Рoccии c 1990 по 2005 год кaк oднa из глaвных угpoз безoпacнocти pегиoнa'

Неpегулиpуемaя мигpaция нa Юге Рoccии c 1990 по 2005 год кaк oднa из глaвных угpoз безoпacнocти pегиoнa Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
447
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / нерегулируемая миграция / юг России / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / угрозы безопасности / потенциальные проблемы / Миграционная политика / переселенцы / отток населения / Migration / irregular migration / south оf Russia / Northern Caucasus / security threats / Potential problems / migration policy / migrants / out-migration

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мозговой Антон Владимирович

Рассматриваются проблемы миграционных процессов на Юге России c 1990 по 2005 г., их причины и последствия. Особое внимание уделяется этнической миграции, которая, по нашему мнению, вносит дисбаланс в этнический состав населения, что может приводить к ухудшению общественно-политической обстановки. Также анализируются потенциальные угрозы безопасности, вызываемые нерегулируемыми миграционными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about the migration processes in the South part of Russia in 1990 2005. Author discusses the reasons and consequences of uncontrolled migration. According to opinion of the author ethnic migration can disorder ethnic composition of countries and regions. There are also some thoughts about potential threats of uncontrolled migration processes.

Текст научной работы на тему «Неpегулиpуемaя мигpaция нa Юге Рoccии c 1990 по 2005 год кaк oднa из глaвных угpoз безoпacнocти pегиoнa»

УДК 3.32.314.7

НЕРЕГУЛИРУЕМАЯ МИГРАЦИЯ НА ЮГЕ РОССИИ C 1990 ПО 2005 год КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

© 2010 г. А.В. Мозговой

Пятигорский государственный лингвистический университет,

пр. Калинина, 9, г. Пятигорск, 357532,

mail@pglu.ru

Pyatigorsk State Linguistic University, Kalinin Аvе, 9, Pyatigorsk, 357532, mail@pglu.ru

Рассматриваются проблемы миграционных процессов на Юге России c 1990 по 2005 г., их причины и последствия. Особое внимание уделяется этнической миграции, которая, по нашему мнению, вносит дисбаланс в этнический состав населения, что может приводить к ухудшению общественно-политической обстановки. Также анализируются потенциальные угрозы безопасности, вызываемые нерегулируемыми миграционными процессами.

Ключевые слова: миграция, нерегулируемая миграция, Юг России, Северный Кавказ, угрозы безопасности, потенциальные проблемы, миграционная политика, переселенцы, отток населения.

The article is about the migration processes in the South part of Russia in 1990 - 2005. Author discusses the reasons and consequences of uncontrolled migration. According to opinion of the author ethnic migration can disorder ethnic composition of countries and regions. There are also some thoughts about potential threats of uncontrolled migration processes.

Keywords: migration, irregular migration, South о/Russia, Northern Caucasus, security threats, potential problems, migration policy, migrants, out-migration.

На Западе cгpемление cooтнеcги мигpaцию c безoпacнocгью стало пpoявлятьcя уже c нaчaлa 70-х гг. пpoшлoгo века. Тогда экономический спад и резкое сужение рынков труда в европейских странах заставили властные структуры и ученых различных специальностей по-иному взглянуть на иммигрантов из стран Азии и Африки. Привлеченные в предшествующие десятилетия политикой открытых дверей, выходцы стран третьего мира постепенно образовали довольно значительную часть населения развитых стран.

С новой силой необходимость соотнесения миграции с безопасностью была осознана после окончания холодной войны, краха реального социализма и распада СССР, который означал для Запада явную угрозу неконтролируемого наплыва мигрантов с Востока. Следствием этого стали попытки разработать новую концепцию безопасности, адекватную произошедшим в мире переменам, в которую были включены и проблемы миграции. Правда, рамки анализа были в основном ограничены пространством развитых стран, так как предполагалось, что именно в них хлынет ожидаемый многомиллионный поток. В реальности же эмиграция из постсоветских стран на Запад не приняла обвального характера не только в силу неготовности большой части их населения к таким перемещениям, но и главным образом потому, что натолкнулась на ограничительную политику принимающих стран. Оба этих фактора обеспечили селективность эмиграции с Востока, превратили ее в утечку квалифицированных кадров, и в таком качестве скорее в угрозу безопасности стран выхода, чем стран прихода. Впрочем, нельзя отрицать и того, что включение постсоветских государств в мировые процессы, в том числе миграционные, имело

определенные негативные следствия для западных стран. Например, Россия и другие бывшие союзные республики сообща исполняют роль источников и трансляторов транснациональных криминальных угроз.

В конечном итоге стало очевидно, что связь миграции с безопасностью это многогранная проблема. Тем не менее ее ключевые аспекты охватывают два глобальных направления, анализ которых необходим для принятия адекватных управленческих решений:

- во-первых, безопасность общностей, обществ, территорий и государств, затрагиваемых миграционными потоками как принимающих, так и отдающих;

- во-вторых, безопасность людей, образующих эти потоки.

При этом чрезвычайно большое значение имеют структурные характеристики миграции (объем и продолжительность миграционных потоков во времени; типология миграционных потоков), а также потенциальные угрозы безопасности, создаваемые ею [1, с. 28]. Остановимся на них более подробно.

1. Миграции (прежде всего внутригосударственные) способны нанести серьезный ущерб региональным рынкам, экономическому и трудовому потенциалу, сформировавшемуся ранее в том или ином регионе.

2. Чрезмерная концентрация мигрантов в пределах конкретной территории чревата быстрым и резким обострением проблемы безработицы, что может привести к дестабилизации ситуации в регионе и возникновению конфликтов.

3. По той же причине на региональном уровне (а в более мягкой форме и на национальном) может сузиться доступ к жилью и социальным услугам. Это означает, что появятся дополнительные факторы социальной диф-

ференциации населения, а также угроза маргинализации новой его части и еще большего ухудшения положения групп, уже оттесненных на обочину социальной жизни.

4. Так как труд определенных категорий мигрантов используется в теневой экономике, а часть нелегальных мигрантов непосредственно вовлекается в противоправную деятельность, возникает угроза ухудшения криминогенной обстановки.

Значительно влияние миграции на демографическую, политическую, социальную, культурно-этническую безопасность и т. д. Так, демографическая безопасность понимается как защищенность процесса жизни и непрерывного естественного возобновления поколений людей, а ее укрепление связывается с удлинением человеческой жизни, повышением эффективности демографического воспроизводства, расширением демографической свободы. Говоря об этом виде безопасности, необходимо отметить, что и отдающие, и принимающие территории могут столкнуться с проблемами деформации своей демографической структуры, снижения рождаемости, повышения смертности и т.д. В принимающие общества миграция может принести очаги социальной напряженности (в местах повышенной концентрации мигрантов), локальные вспышки этнических конфликтов, рост ксенофобии, политического радикализма и экстремизма, провоцируемый напряженностью и конфликтами.

На 39-й сессии комиссии ООН по народонаселению и развитию, которая проходила весной 2006 г., К. Ан-нан заявил о том, что Российская Федерация находится на втором месте в мире по количеству мигрантов. Ещё недавно эксперты ставили Россию на третье место, однако, по мнению Аннана, наша страна уже обошла по этому показателю Германию. Во время своего выступления бывший генсек ООН сообщил, что в России проживает 12,1 млн мигрантов. По данному показателю мы уступаем лишь США. В общей сложности в России сосредоточены более 6 % общего числа мигрантов всего мира [2].

Не подлежит сомнению тот факт, что нашей стране необходимы иностранцы, так как они способствуют росту российской экономики. Однако неконтролируемые миграционные процессы на территории России несут угрозу стране и национальной безопасности. Об этом свидетельствуют результаты общественных опросов. Сегодня вопросы миграции становятся всё более актуальными. По данным социологов, проблема миграции входит в десятку самых важных тем, которые волнуют россиян. Проблемы миграции в России возникают неизбежно - страна имеет огромную территорию и очень протяженную границу.

Обеспокоенность граждан России объясняется просто - всё чаще мигранты оказываются вовлеченными в деятельность криминальных кругов. Не секрет, что иностранцу попасть в Россию достаточно легко. Ежегодно сотни тысяч выходцев из бывших республик Советского Союза и стран дальнего зарубежья отправляются в крупные российские города в поисках лучшей жизни. Однако успешно устроиться удаётся далеко не всем. Тем, кого постигла неудача,

уготована незавидная участь: некоторые соглашаются на самые низкооплачиваемые виды работ, другие же не гнушаются нарушать закон ради возможности заработать.

Особенно часто криминальные структуры пополняют нелегальные мигранты, не обладающие необходимым разрешением на законный труд. Нелегальная иммиграция представляет в настоящее время одну из наиболее острых проблем в контексте миграционной безопасности России. Несмотря на принимаемые меры, незаконная миграция из стран бывшего СССР и ряда других стран сохраняет значительные масштабы. Согласно экспертным оценкам, ныне в России находится от 7 до 15 млн незаконных иммигрантов [3, с. 53 - 54].

Незаконная иммиграция определяет целый спектр негативных социальных последствий, представляющих угрозу национальной безопасности России. Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организаций и политического экстремизма, являются угрозой безопасности стране.

Преступные формирования незаконных мигрантов создают практически неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от уплаты налогов, ведут противоправную коммерческую деятельность, в том числе связанную с производством и распространением некачественной и поддельной продукции. Крупный теневой оборот денежных средств привлек в этот сектор экономики значительное число лиц с криминальной направленностью, включая этнические преступные группировки.

При этом мы не должны забывать о тех позитивных изменениях, которые связаны с межгосударственной миграцией. Как уже отмечалось, в определенной мере такая миграция свидетельствует о большей привлекательности территории прибытия в сравнении с отдающей территорией. Но главное: миграционный прирост за этот период позволил предотвратить катастрофическое сокращение численности населения Российской Федерации. Общий миграционный прирост России в обмене населением с бывшими союзными республиками в 90-е гг. был самым большим за последние 30 лет, и именно он хотя бы частично компенсировал естественную убыль населения большинства российских регионов.

Однако значимость проблемы эмиграции состоит не в количестве, а в качественном составе эмигрантов. Эмиграция носит селективный характер не столько по этнической компоненте (немцы, евреи, прибалты, русские) или странам вселения, сколько по профессиональным характеристикам. Страну покидают научно-технические и творческие кадры, на подготовку которых были затрачены огромные государственные средства. Фактически можно констатировать, что сегодня бедная (по мировым меркам) Россия подготавливает квалифицированные кадры

для таких богатых стран, как США, Германия, Израиль и др. Въезжают же большей частью неквалифицированные мигранты из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего зарубежья.

В этих условиях важнейшее значение приобретут вопросы, связанные с демографической экспансией, демографической и миграционной безопасностью. Резкий, неконтролируемый (как в настоящее время) миграционный прирост может повлечь за собой изменения национального состава населения на региональном уровне, которые могут иметь самые негативные последствия для национальной безопасности и целостности страны.

Весь мир убедился в том, какие печальные последствия могут нести нерегулируемые миграционные процессы на примере Сербии и Косово. Политика И. Броза, известного под псевдонимом Тито, поощрявшая заселение Косово и Метохии албанцами, привела к тому, что Сербия потеряла край, а конфликты на территории этой земли унесли множество жизней и сербского, и албанского населения. Этот печальный пример должен служить напоминанием и предостережением для представителей власти нашей страны, которая также может со временем потерять свои территории в результате непродуманной миграционной политики.

Причины, способствующие незаконной миграции из-за рубежа:

- «прозрачность» границ России с такими странами бывшего СССР, как Украина, Казахстан, Узбекистан и Таджикистан;

- использование поддельных документов;

- отсутствие эффективной системы иммиграционного контроля на соответствующих постах в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

- недостаточное федеральное финансирование на выдворение иностранных граждан, прибывающих на территорию России в качестве туристов или по частным делам и уклоняющихся от выезда по истечении определенного им срока пребывания;

- отсутствие денежных средств в бюджетах субъектов РФ и законодательной базы, необходимых для создания депортационных центров для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства;

- несовершенство законодательства в отношении лиц, являющихся пособниками незаконной миграции;

- недостаточный уровень работы по укреплению взаимодействия ОВД РФ с правоохранительными подразделениями иностранных государств для осуществления информационного обмена (о наличии у некоторых граждан-мигрантов судимостей, склонности к совершению преступлений, в первую очередь насильственного характера) по вопросам, возникающим при принятии решений о выдаче разрешений на работу гражданам, приехавшим в Россию;

- сложность социальной адаптации мигрантов в российском мультикультурном обществе. Испытывая объективные и субъективные трудности в социальной адаптации в условиях иностранного государства, мигранты закономерно стремятся к сплочению с земля-

ками, образуя этнические землячества или общины. В своей массе они зачастую представляют собой замкнутые социумы. В настоящее время в этнических общинах помимо обособленности наблюдается жесткая иерархичность, клановость, процветает круговая порука. Отмечаются попытки установления этническими криминальными структурами контроля за жизнью диаспор и общин.

Самые значительные миграционные процессы в течение последних 13 - 15 лет произошли и происходят на Северном Кавказе, за которым с начала 90-х гг. ХХ в. прочно закрепилась репутация самого конфликтного региона России. Если «суверенные» республики Северного Кавказа являются субъектами региона, из которых в целом идет значительный миграционный отток населения, то «русские» субъекты региона - Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область, наоборот, - территории приема основной части мигрантов, в том числе и вынужденных переселенцев из республик региона. Именно сюда выехала и продолжает выезжать и значительная часть мигран-тов, в том числе беженцев и вынужденных пересе-ленцев, в частности из Азербайджана (армяне, курды), Узбекистана (турки-месхетинцы) и Чечни (русские, чеченцы и др. ). Если миграционный отток населения из республик Северного Кавказа является следствием процесса «суверенизации», обострения межэтнических отношений и войны в Чечне, то следствием значительного миграционного притока населения в «русские» субъекты региона явился значительный рост в этих субъектах межэтнической напряженности.

По абсолютной величине суммарного - за счет внутренней и внешней миграции - миграционного прироста населения за последние 1 0 лет Южный округ уступал только Центральному. Наибольшие миграционные потоки в ЮФО наблюдаются в регионах Северного Кавказа, где в последнее время эта проблема проявилась особенно остро. Если средняя плотность населения в целом по России составляет 8,71 чел. на один квадратный километр, то в Республике Адыгея она составляет 57,3. Являясь одной из самых густонаселенных российских территорий, Юг России остается одной из самых миграционно привлекательных территорий нашей страны. Поэтому миграционная политика российского правительства вызывает в нашем обществе оживленные дискуссии.

Наиболее привлекателен Краснодарский край, принимающий мигрантов из различных регионов. Но по абсолютным масштабам миграционного прироста лидирует Ставропольский край, который являлся «первой», «наиболее близкой» Россией для русскоязычных жителей Чечни, ведь, как известно, более 300 тыс. русских были вынуждены покинуть свои дома в период военных действий [4, с. 155].

Своего рода миграционной агрессии подверглись в последние годы ключевые рекреационные территории и прежде всего - имеющее не только региональное, но и общегосударственное и международное значение

районы черноморского побережья и Кавказских Минеральных Вод. Значительная часть мигрантов направляется не просто в хорошо освоенные районы, а в те, где можно, не прилагая особых трудовых усилий, извлекать доходы и сверхдоходы в форме ренты от эксплуатации природных ресурсов.

Этнические составляющие миграционных потоков на протяжении последнего десятилетия характеризуются изменениями, происходящими в унисон с политическими и этнодемографическими процессами на постсоветском пространстве. Миграционный поток на Северном Кавказе этнически является достаточно пёстрым, им охвачено около 120 национальных групп.

Нерегулируемая миграция является одним из основных факторов, стимулирующих межэтническую напряженность на Юге России. В настоящее время в Ставропольском крае на 10 коренных жителей приходится 3-4 мигранта из стран Закавказья, Центральной Азии, республик Северного Кавказа. Каждый третий из иммигрантов переселился в край в последние 15 лет, наблюдается серьёзный отток славянского населения. Такая ситуация стимулирует рост националистических настроений, прежде всего в молодежной среде, и приводит к формированию молодежных группировок экстремистской направленности. По итогам опроса общественного мнения, половина респондентов в регионах Юга России не одобряет действия законодательных и исполнительных органов власти на местах, что формирует протестные настроения [5].

Особую роль в качестве конфликтогенного фактора на Юге России играет этническая миграция. Полагаем, что такая миграция имеет под собой не социально-экономическую как обычно базу, а социально-политическую и социально-психологическую. Поэтому она рассматривается как совокупность миграционных потоков, в каждом из которых численно преобладают лица с общей этнической самоидентификацией, ощущающие угрозу своей этнокультурной безопасности и вынужденные перемещаться из одного государства в другое, чтобы избегнуть этой угрозы.

В результате этнической миграции на Юге России нарушилось этническое равновесие, возникли трения между различными национальными общинами, серьезно обострились проблемы трудоустройства, решения жилищно-бытовых вопросов. Возникло явление, получившее название в научной литературе «негативной самобытности», связанное с тем, что мигранты стали решительно отстаивать свои права на этническую специфику, которая далеко не всегда совпадала с образом жизни и мировоззрением людей, издавна живущих на данной территории. На гребне этнической напряженности активизировались националистические и шовинистические силы. Имели место факты выселения вновь приезжающих.

Изменилось и общественное мнение: до 60 % населения Юга России считают обстановку в регионе тревожной и чреватой возможными столкновениями на этнической почве. На этой основе появились

этнократические тенденции у ряда руководителей краев, областей и республик. Ими стали приниматься меры по ограничению и даже запрещению приема мигрантов. Более того, они стали отказываться от участия в обустройстве мигрантов и поддерживать нездоровые настроения в обществе, направленные на определенные ограничения их в правах на работу и жилье [6].

Поэтому главный геополитический интерес России на Кавказе - сохранение своей целостности и предотвращение угрозы межнациональных распрей и даже вооруженных конфликтов, так как обширные межэтнические конфликты будут распространяться и на чисто русские регионы. Конфликты (в первую очередь - обе военные кампании в Чечне) и социальная напряженность на Кавказе оказывали сильное дестабилизирующее влияние на весь Юг России, поскольку питали мощный поток мигрантов, что обостряло и обостряет ситуацию в соседних регионах.

Кризис во всех сферах жизни общества привел к ухудшению социального самочувствия населения (т. е. возникновению социально-психологического дискомфорта). Вследствие этих процессов произошла социальная дезориентация огромных масс людей, пытавшихся определить причину своих невзгод и зачастую искали виновников всех бед среди инородцев, чужаков, мигрантов. Таким образом стало формироваться чувство неприязни к инонациональным представителям. Скоропостижный отход и отказ от интернационализма вызвал нарастание национализма в мягкой или жесткой форме. При этом утрачивались идеологические, морально-этические и психологические сдержки и противовесы открытому проявлению межнациональной розни и вражды.

Вытекающей отсюда проблемой является судьба русского и русскоязычного населения и в независимых государствах Закавказья, и в республиках Северного Кавказа.

Но, несмотря на все проблемы, которые вызывает миграция, Россия уже сейчас весьма нуждается в притоке людских ресурсов. Это обусловлено, прежде всего, демографическим фактором: страна имеет огромную слабо заселенную территорию, а численность ее населения необратимо сокращается. В условиях экономического подъема страна столкнется - и, кажется, уже сталкивается с дефицитом трудовых ресурсов, что еще более повысит ее заинтересованность в притоке иммигрантов. Однако, возникает вопрос, нужны ли России мигранты? Почему мы не стремимся возвращать русских, которые проживают в других странах, ведь многие из них хотели бы вновь жить на исторической родине.

Очевидно, что миграционная политика должна соответствовать национальным интересам и отличаться взвешенностью. Во-первых, необходимо определиться с тем, мигранты из каких стран нужны России? На наш взгляд, очень важно, чтобы культура и менталитет приезжих не слишком отличались от российских, так как связь между миграцией и фобиями возникает в том случае, если мигранты резко отличаются от ко-

ренного населения в этнокультурном отношении. Наибольшее значение имеют внешние отличия мигрантов и степень их корпоративной сплоченности. Коренное население всегда с недоверием относится к приезжим, которые значительно отличаются по внешним признакам и ведут закрытый образ жизни, образуя собственные группировки по этническому признаку.

Во-вторых, оптимальной видится система отбора мигрантов, которая используется в Канаде - балльная. Канадцы, чтобы тщательно отбирать по всему миру нужную им рабочую силу, ввели балльную систему. То есть «соискатель» оценивается по девяти критериям, за каждый из которых он получает сколько-то баллов. Помимо таких критериев, как образование, опыт работы, возраст и наличие договоренности о рабочем месте в Канаде, большое влияние на общую сумму баллов оказывает востребованность той или иной профессии.

Итак, как именно проявляется влияние миграции на состояние социально-демографической и экономической безопасности России?

- во-первых, неконтролируемые миграционные процессы потенциально являются одной из острейших и взрывоопасных проблем для нашей страны. При этом правоохранительные органы недостаточно взаимодействуют между собой и с органами власти для её решения;

- во-вторых, угрожающие масштабы нелегальной миграции оказывают значительное воздействие на все стороны жизни нашей страны и нивелируют те положительные инвестиции, которые приносит легальная трудовая миграция на экономическую и демографическую ситуацию в России. Бездействие властей и правоохранительных органов вывело страну в число стран, «благоприятных» как с точки зрения незаконных мигрантов, так и с позиции использования ее территории для их транзита в страны Западной Европы, что отражается на международном авторитете России;

Поступила в редакцию

- в-третьих, массовый наплыв незаконных мигрантов отражается на нашей безопасности с точки зрения угрозы терроризма. Многие «нелегалы» пополняют ряды террористических и экстремистских организаций, способствуют распространению наркотиков, проституции, совершению преступлений в сфере экономики. Их деятельность формирует условия для коррупции, способствует разжиганию межнациональных конфликтов и ухудшению криминогенной ситуации в стране. Возрастает доля незаконных мигрантов в совершении тяжких преступлений против личности;

- в-четвертых, массовый наплыв незаконных мигрантов угрожает экономической стабильности России. Нелегально прибывшие на территорию страны иностранцы не платят налоги, пользуясь при этом ее инфраструктурой. Подобная ситуация значительно усиливает социальную нагрузку.

Литература

1. Рыбаковский Л. Демографическая безопасность: геополитические аспекты и миграция // Международная миграция населения: Россия и современный мир. 2003. № 11. C. 15 - 29.

2. Новости Newsru.com. URL: http: // www.newsru.com/ russia/04apr2006/migrants.html (дата обращения: 30.06.2007).

3. Ежова М.Ю. Этническая миграция в условиях постсоветских трансформаций // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2004. C. 53 - 60.

4. Рязанцев С.В. Миграционная ситуация и миграционная политика на Северном Кавказе // Журн. исследования социальной политики. 2003. № 2. С. 153 - 158.

5. Нерегулируемая миграция - основной фактор межэтнической напряженности на Юге России // Gazeta.ru. URL: http://www.gzt.ru/politics/2007/06/21/121510.html (дата обращения: 30.06.2007).

6. Южнороссийское обозрение. Вып. 28 / URL: http://ippk.edu.mhost.ru/content/view/169/0/ (дата обращения: 10.06.2009).

10 июля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.