Научная статья на тему 'Неоценимый вклад в развитие бухгалтерской науки и аудита'

Неоценимый вклад в развитие бухгалтерской науки и аудита Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неоценимый вклад в развитие бухгалтерской науки и аудита»

СОБЫТИЯ

НЕОЦЕНИМЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ НАУКИ И АУДИТА

Н. Г. ГАДЖИЕВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа, проректор по экономике Дагестанского государственного университета

Посвящается Александру Самойловичу Нарин-скому — дорогому учителю, классику и романтику бухгалтерии, настоящему российскому интеллигенту, человеку, олицетворяющему целую эпоху в развитии бухгалтерского учета и аудита

В сентябре 2007 г. в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов (бывший ЛФЭИ им. Н. А. Вознесенского) отмечается 100-летие одного из выдающихся ученых в области бухгалтерского учета и аудита, доктора экономических наук, профессора Александра Самойловича Наринского.

Автору данной статьи посчастливилось проходить обучение в аспирантуре и докторантуре по кафедре бухгалтерского учета и аудита в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов под научным руководством профессора А. С. Наринского. Многолетнее общение с этим крупным ученым впоследствии переросло в настоящую дружбу, которая помогла мне, как и всем остальным многочисленным его ученикам, осознать величие А. С. Наринского не только как настоящего ученого, но и человека большой душевной доброты. Развитие бухгалтерского учета и аудита в нашей стране неразрывно связано с именем профессора А. С. Наринского.

А. С. Наринский родился 04.05.1907 на Украине, в г. Конотопе Сумской области в семье служащего, выходца из села. Отец его работал на сахарных заводах, ранее принадлежащих Терещенко, сначала бухгалтером, потом заведующим свекловичной плантацией. В пять с половиной лет А. С. Наринский поступил в религиозную школу, где учился более 5 лет до поступления в коммер-

ческое училище. Из школы он вынес частичную религиозность и хорошие знания Библии.

В коммерческое училище он поступил в 1917 г., когда в стране, особенно на Украине, начались бурные события. Гражданская война на Украине (1918 — 1920 гг.) была жестокой. В нашем городе, вспоминал А. С. Наринский, сменилось в то время около 10 властей, эти переходы сопровождались погромами, репрессиями, грабежами и убийствами. Особенно плачевными были плоды командования в городе белой армии и петлюровцев, заливших кровью всю Украину. Воспоминания А. С. Нарин-ского об этом периоде частично изложены в его очерке «Призраки прошлого».

В возрасте 18 лет А. С. Наринский уехал в Москву и попытался поступить в Московский институт народного хозяйства им. Плеханова на экономический факультет. Принципы формирования пролетарской интеллигенции нашли свое осуществление прежде всего в том, что абитуриентам из непролетарских семей поступление в вузы было почти закрыто. В вузы принимались без экзаменов выпускники рабфаков по направлениям последних. Для свободного приема на экономическом факультете Плехановского института выделялось 10 мест (из общего количества 400). В 1925 г. поступить ему в вуз не удалось, а в 1926 г. он был принят по чудовищному конкурсу — 40 заявлений на одно место.

В институте стал заниматься научно-исследовательской работой в области сельскохозяйственной экономики и политической экономии. В начале первой пятилетки (в 1928 — 1929 гг.) резко увеличился прием в вузы, и возник недостаток в ассистентах, особенно по политической экономии. Профессор К. В. Островитянов (будущий академик) предложил ему стать его ассистентом по курсу политической экономии. Он вел эту работу на первом, а потом и на втором курсах, будучи одновременно студентом старших курсов.

В студенческие годы он проявил свое исследовательское призвание, хотя учебу приходилось постоянно совмещать с работой. Поражает не только научная глубина, но и смелость выводов о низкой эффективности колхозного производства по сравнению с индивидуальными крестьянскими хозяйствами, сделанных автором в его дипломной работе, выполненной в разгар коллективизации сельского хозяйства и сталинских репрессий по отношению к ее противникам.

По окончании института дипломная работа А. С. Наринского «Себестоимость продукции животноводства» в сокращенном объеме (2 п. л.) была опубликована в научном сборнике «На новом этапе социалистического строительства» Института экономических исследований Госплана СССР, изданного под редакцией Г. М. Кржижановского в 1930 г. Это во многом определило направление его на работу в Наркомзем СССР. Там ему пришлось вести работу по анализу себестоимости и цен на продукцию сельского хозяйства, исследовать новые процессы этой отрасли в связи с коллективизацией сельского хозяйства и совхозным строительством, ездить в колхозы и совхозы.

Однако политические воззрения и деятельность автора не прошли незамеченными. Он был репрессирован и полгода провел в казематах знаменитой Лубянки. Его следователем был небезызвестный Черток, зловещая фигура которого представлена в книге А. Рыбакова «Дети Арбата». И это отодвинуло научную карьеру Александра Самойловича на 30 лет.

В 1933 г. он уехал из Москвы в Новосибирск на предложенную работу в полномочном представительстве ОГПУ по Западно-Сибирскому краю в отдел спецпереселения, где заведовал сельскохозяйственным отделением. Сферой новой работы была организация спецпоселков раскулаченных крестьян и управления ими. Вместе с начальником отдела спецпереселения И. И. Долгих он бывал в спецпереселках, расположенных в Нарымском крае и в других северных районах Западной Сибири.

С этого момента началась его многолетняя работа в системе ОГПУ НКВД-МВД. Она продолжалась более 20 лет и протекала после Новосибирска в Пермской и Челябинской областях, в Ленинграде, Москве, Таллине, Горьком. Он работал на крупных строительствах и в государственных аппаратах на финансовой, бухгалтерской и контрольно-ревизионной работе в основном на должностях главного бухгалтера и начальника финансового отдела строительных и военно-строительных организаций.

Одной их производственных сфер, где работал А. С. Наринский, были исправительно-трудовые лагеря. Их рабочей силой в основном тогда пользовались стройки. Ему довелось объездить многие лагеря и стройки в порядке проведения финансовых и документальных ревизий. Здесь он общался со многими руководителями этой системы: с генералом армии А. Н. Комаровским, генерал-майорами Комзиным, Рапопортом, Журиным, Шапошниковым, с комиссарами госбезопасности Берманом и Коганом, генерал-лейтенантом Френкелем, полковником Афанасьевым и др.

Служба в системе НКВД была тяжелой и опасной. Однако и здесь не прекращалась его исследовательская деятельность, несмотря на то, что многие исследовательские работы тех лет исчезли в архивах МВД.

И в этих сложных условиях он находил возможность поддержать многих обреченных ГУЛАГА. Ему был обязан своим спасением и будущий крупный исследователь бухгалтерского учета профессор Э. К. Гильде.

Будучи многолетним очевидцем тяжелых человеческих судеб наших сограждан и заключенных, которые привели их в лагерь, он убедился в наличии истины, проповедуемой Библией и Кораном: править миром должны милосердие и любовь к ближнему. И когда во время работы в НКВД-МВД он имел возможность осуществить эту божественную Заповедь, он не уклонялся от своего морального долга.

В должности начальника финансового отдела и главного бухгалтера строительства лагеря, которые он обычно занимал, А. С. Наринский был заметной контрольной инстанцией и советником начальника лагеря, чья власть была безгранична. Опираясь на эти связи, он помогал тем людям, которые были достойны такой помощи. Поэтому в течение многих лет последующей жизни он часто получал благодарственные письма от бывших заключенных, которые с трудом разыскивали его даже после ряда перемещений.

Особенно памятным считал А. С. Наринский последнего из этих людей, разыскавшего его че-

соБЫтиЯ

рез 43 года. Перед своей смертью он прислал ему письмо, полное воспоминаний о встречах в лагере. А. С. Наринский вытащил его с тяжелых непосильных для него работ. Это был председатель колхоза, репрессированный в 1937 г. Иногда на этой почве у А. С. Наринского происходили столкновения с влиятельными режимными службами лагеря. Но ему везло: его начальниками чаще были порядочные люди — полковник Афанасьев, генералы Комаровский, Комзин, Журин.

Впоследствии он говорил, что рад тому, что все это осталось лишь в воспоминаниях.

Ему довелось побывать по направлению Наркомата внутренних дел на войне с Финляндией зимой 1939 — 1940 г. и на Отечественной войне в 1941 — 1942 гг., за что имеет военные и правительственные награды.

Завершающей стадией его работы в системе внутренних дел стала должность заместителя начальника одного из Ленинградских учебных заведений МВД СССР по подготовке экономистов. За много лет работы он хорошо изучил эту систему на всех ее уровнях. Его восприятие существенно отличалось от А. И. Солженицына в книге «Архипелаг ГУЛАГ». Впоследствии он напишет об этом в своем очерке «Архипелаг ГУЛАГ: о чем не писал А. И. Солженицын».

С 1960 г. А. С. Наринский — в Ленинградском финансово-экономическом институте им. Н. А. Вознесенского. Подлинное научное и педагогическое дарование А. С. Наринского развернулось лишь с переходом в этот вуз страны, которому он отдал почти сорок лет самой творческой жизни и где опубликовал свои основные научные труды, принесшие ему мировую известность.

В институте А. С. Наринского первоначально причислили к «бесперспективным» кадрам: возраст 53 года, отсутствие ученой степени, ограниченность публикаций (всего 2, включая опубликованную основную часть дипломной работы). Однако ему помогал большой опыт разнообразной практической работы и привитая ему в системе НКВД привычка к напряженной работе, не считаясь со временем.

За первые 10 лет работы в ЛФЭИ А. С. На-ринский защитил кандидатскую и докторскую диссертации, в течение второго десятилетия он заведовал кафедрой бухгалтерского учета, был членом методологического совета Минфина СССР по бухгалтерскому учету, членом методического совета Минвуза СССР, получил почетную грамоту, подписанную министром финансов СССР. Он был членом нескольких специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций.

А. С. Наринский был одним из крупнейших специалистов в области бухгалтерского учета и внес неоценимый вклад в разработку теории бухгалтерского учета и актуальных проблем учета, аудита и экономического анализа в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, сервисе и других отраслях экономики. Он обосновал собственную концепцию учета затрат и калькулирования себестоимости в строительстве и разработал ее модели, внес важные коррективы в трактовку предмета и метода бухгалтерского учета, в развитие прогрессивной в свое время журнально-ордерной формы учета, исследовал проблемы повышения оперативности, аналитичности и контрольной действенности учета как инструмента управления, обосновал природу экономических преступлений, впервые систематизировал их и дал классификацию и тем самым углубил контрольные возможности учета и аудита.

Его перу принадлежат около двухсот научных работ, широко известных далеко за пределами нашей Родины.

Человек большой душевной доброты, он щедро делился знаниями со своими многочисленными учениками и последователями.

В последние четверть века работы в вузе, помимо чтения лекций, его больше всего увлекала работа с аспирантами и докторантами, подготовка научных кадров — кандидатов и докторов наук. Он подготовил более 7 0 кандидатов и 9 докторов наук в области бухгалтерского учета, аудита и анализа хозяйственной деятельности. В составе этих ученых люди 18 национальностей: русские, украинцы, кумыки, татары, чуваши, узбеки, армяне, азербайджанцы и др. Ныне многие его ученики — доктора наук, профессора: А. Д. Ларионов (Санкт-Петербург), Ж. Г. Леонтьева (Санкт-Петербург), А. А. Шапошников (Новосибирск), Н. Г. Гаджиев (Махачкала), Л. И. Лахина (Хабаровск), Абдурауф Абдулаев (Ташкент) и др. — работают проректорами, деканами и заведующими кафедрами вузов как в России, так и за ее пределами. Многие из них уже сами вводят в науку своих аспирантов и докторантов.

А. С. Наринский часто любил повторять: «Общаясь с молодежью и радуясь вместе с ними их успехам, я выполняю моральный долг перед своими учителями, ведущими как вузовскую, так и практическую работу”.

01.08.1996 на девяностом году А. С. Наринский ушел из жизни. Не все свои замыслы смог он реализовать, но и того, что сделано, достаточно, чтобы светлое имя Александра Самойловича Наринского осталось в памяти поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.