5. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, КРИМИНАЛИСТИКА
5.1. НЕОТЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
Вдовцев Павел Викторович, аспирант, кафедра уголовного процесса, Уральская государственная юридическая академия
Контакты автора: 0135790@mail.ru
Аннотация. На основе анализа нормативной базы, научных исследований автор пытается сформулировать понятие неотложных следственных действий. В статье представлен новый взгляд на процессуальную природу неотложных следственных действий. Автор разрабатывает конкретные предложения по совершенствованию уголовно-процессуального закона в сфере производства неотложных следственных действий.
Ключевые слова: неотложный, следственный, действия, уголовное дело, УПК
THE URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS: DEFINITION AND LEGISLATIVE RULES PROBLEMS
Vdovtsev Pavel, postgraduate student of Criminal procedure
department of The Ural State Law Academy
Contacts of the author: 0135790@mail.ru
Annotation. On the analysis of the rules of law, doctrine manuals, the Author tries to make a definition of the urgent investigative actions. The Article contains modern point of view on the urgent investigative actions nature. The Author elaborates His proposal to develop Criminal Procedure Law with in the Urgent Investigative Actions is made. Ключевые слова: urgent, Investigative, actions, Criminal File, Criminal Procedural Code.
Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложными следственными действиями являются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Между тем данному определению соответствуют лишь положения ст. 157 УПК РФ. Вместе с тем законодатель прибегает к использованию понятия неотложные следственные действия и применительно к ситуации, изложенной в ч. 5 ст. 152 УПК РФ. Тем самым, законодатель внес в уголовнопроцессуальный закон терминологическую путаницу. Сопоставление отдельных противоречащих друг другу норм, посвященных неотложным следственным действиям, позволяет прийти к следующим выводам. С одной стороны, к выводу о том, что законодатель допустил ошибку. Она заключается в том, что действия, которые согласно ч. 5 ст. 152 УПК РФ производит следователь (дознаватель) после того, как установит, что уголовное дело ему не подследственно, неотложными не являются; законодатель не сумел найти подходящего термина для обозначения этих действий и
необоснованно применил понятие «неотложные следственные действия» к тем действиям, которые таковыми не являются. Если исходить из этого, то проблема сводится к поиску подходящего названия для этого специфического, отличного от неотложных следственных действий вида процессуальной деятельности органов расследования. Так, например, В. А. Семенцов говорит о том, что по смыслу закона в подобной ситуации перед следователем стоит задача фиксации доказательств в их первоначальном виде с последующей передачей дела прокурору для решения вопроса о подследственности. Поэтому правильней именовать эти следственные действия первоначальными, для чего необходимо внести соответствующие изменения в ч. 5 ст. 152 УПК1. С другой стороны, может быть сделан и следующий вывод: законодатель необоснованно сузил содержание понятия «неотложные следственные действия» (п. 19 ст. 5 УПК РФ), упустив из вида ситуацию, изложенную в ч. 5 ст.152 УПК РФ. Давая в п. 19 ст. 5 УПК РФ определение понятию «неотложные следственные действия», законодатель не включил в это определение некоторые признаки, характеризующие данное понятие и отличающие его от других.
Анализ дефиниции, содержащейся в п. 19 ст. 5, а также положений ч. 3 ст. 149, ст. 157 УПК РФ позволяет выделить следующие признаки, свойственные неотложным следственным действиям. Во-первых, субъектом их производства является орган дознания. Во-вторых, неотложные следственные действия могут быть произведены после возбуждения уголовного дела. В-третьих, они производятся по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. В-четвертых, цель их производства -обнаружение и фиксация следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Между тем перечисленные признаки не охватывают других признаков, характеризующих исследуемое понятие. Так, анализ ч. 5 ст. 152 УПК РФ позволяет выделить и другие признаки неотложных следственных действий. Ими являются:
1) субъектом их производства является не орган дознания, а следователь, дознаватель;
2) они могут быть произведены и в ходе производства предварительного расследования (после установления неподследственности уголовного дела);
3) характер уголовного дела - расследование по уголовному делу осуществляется в той форме, в которой оно осуществлялось до производства неотложных следственных действий (речь идет об изменении лишь территориальной подследственности), т. е. после производства неотложных следственных действий продолжается производство предварительного следствия (если неотложные следственные действия производились следователем) или дознания (если неотложные следственные действия производились дознавателем), но производит дальнейшее расследование следователь (дознаватель) другой территориальной единицы;
4) целью производства неотложных следственных действий, хотя в ч. 5 ст. 152 УПК РФ и не сказано о ней, как представляется, является обнаружение и
1 Семенцов В. А. Следственные действия в досудебном произ-
водстве (общие положения теории и практики). Екатеринбург, 2006. С. 74.
бо
Вдовцев П.В. ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
фиксация следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Следовательно, неотложные следственные действия согласно ч. 5 ст. 152 УПК РФ могут производиться как дознавателем, так и следователем. Причем, дознаватель вправе производить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно. Можно выделить и следующий характерный момент. А именно: к неотложным следственным действиям надо отнести не только действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, но и действия, осуществляемые следователем, дознавателем по уголовному делу в случае, если уголовное дело не подследственно данному дознавателю (следователю) по территориальному признаку.
Аккумулируя все перечисленные признаки, предпримем попытку сформулировать понятие неотложных следственных действий. Неотложные следственные действия - это следственные действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также следственные действия, осуществляемые следователем, дознавателем по уголовному делу с момента установления неподслед-ственности уголовного дела данному дознавателю (следователю) по территориальному признаку до передачи данного дела для направления по подследственности в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Итак, если исходить из требований п. 19 ст. 5 УПК РФ, то производство неотложных следственных действий допустимо лишь после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Однако неясным остается вопрос о возможности производства неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно. Как справедливо отмечается в литературе, законодатель, видимо, счел, что проблем в данном случае возникать не должно, так как дознаватель и оперативные сотрудники принадлежат к одному ведомству и разрешат возникающие сложности в организационном порядке2' При этом, дознаватель вправе произвести неотложные следственные действия по уголовному делу, не требующему производства предварительного следствия, при установлении неподследственности ему данного дела по территориальному признаку (ч. 5 ст. 152 УПК РФ). То есть складывается парадоксальная ситуация: на момент принятия решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания возбудить уголовное дело, подследственное другому органу дознания, даже в случае необходимости производства неотложных следственных действий не вправе, но в то же время вправе произвести их после установления в процессе расследования дела неподслед-ственности данного дела по территориальному признаку. Представляется, что подобное ограничение искуственно и противоречит правовой сущности неотложных следственных действий. Таким образом, оптимальным представляется закрепление в УПК РФ по-
2 Масленков С. Л. Дознание в современном уголовном процессе России: проблемысовершенствования. Н. Новгород, 2004. С. 59.
ложения, согласно которому производство неотложных следственных действий допускалось бы по всем категориям дел, независимо от того, обязательно по данному делу производство предварительного следствия или нет.
В следственной практике может возникнуть и следующий вопрос. Как должен поступить дознаватель, следователь, если в ходе расследования уголовного дела установит, что оно ему не подследственно по иному признаку, чем территориальный (предметному, персональному). Можно было бы предположить, что в подобных случаях следователь (дознаватель) должен руководствоваться ч. 5 ст. 152 УПК РФ. Однако данная норма находится в статье, которая посвящена определению территориальной подследственности. Если это так, то сформулированный вопрос не может решаться посредством применения этой нормы. Между тем, на наш взгляд, установление того, что уголовное дело не подследственно по иному признаку, кроме территориальности, влечет за собой обязательную передачу дела по подследственности (вопрос об определении подследственности возникает, как правило, при возбуждении уголовного дела или в ходе расследования, если, например, устанавливаются новые обстоятельства, влияющие на квалификацию преступле-ния3). Следовательно, и в этом случае следователь, дознаватель обязаны выполнить неотложные следственные действия. Ибо, как отмечается в литературе, проведение дознания вместо предварительного следствия в случаях, когда последнее согласно ст. 151 УПК РФ является обязательным, в судебной практике рас-
4
сматривается как существенное нарушение закона . Следователь теперь обязан заниматься только предварительным следствием, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Соответственно, дознаватель не допускается к производству следствия5. Изменение формы расследования, например, в случае переквалификации совершенного преступления на другое, - безусловный повод для передачи уголовного дела от дознавателя следователю или наоборот6. Однако на настоящий момент нет ясности и в вопросе о том, как должны называться те следственные действия, которые субъект расследования произведет по делу с момента установления факта того, что данное дело ему не подследственно по иному, кроме территориальности, признаку и до передачи данного дела для направления по подследственности. Представляется, что все следственные действия, произведенные по делу с этого момента, независимо от признака, указывающего на неподследственность уголовного дела, и до передачи дела для направления его по подследственности, по своей процессуальной сути есть неотложные следственные действия. По общему правилу, субъект расследования, установив, что уголовное дело ему не подследственно, утрачивает правомочность на осуществление дальнейшего расследования, становится ненадлежащим субъектом дальнейшего расследования данного уголовного дела. Соответственно, производить какие - либо следственные действия по
3 Мингалин Н. Ш. Процессуальные и организационные основы предварительного расследования: Учебное пособие. Екатеринбург, 2009. С. 54.
4 Антонова Е. Е. Функциональная характеристика досудебного производства в российском уголовном процессе. Омск, 2006. С. 12.
5 Мингалин Н. Ш. Указ. соч. С. 58.
6 Томин В. Т. Комментарий последниъ изменений УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ». М., 2007. С. 168.
делу с этого момента он не вправе, за исключением случаев, когда промедление производства данных действий может привести к утрате доказательственной информации. Поэтому все следственные действия, производимые дознавателем, следователем по уголовному делу с того момента, когда установлен факт неподследственности по любому признаку уголовного дела следователю, дознавателю, в производстве которого оно находится, до передачи дела для направления по подследственности, независимо от того, в какой форме будет осуществляться последующее расследование, являются неотложными. Таким образом, неотложные следственные действия всегда производятся субъектом расследования, только временно правомочным производить расследование по делу. При этом, возможность производства неотложных следственных действий распространяется как на органы дознания, так и на следователей. Подобный вывод косвенно подтверждает сам факт включения положений о неотложных следственных действиях в гл. 21 УПК РФ, посвященную общим условиям предварительного расследования. Под обшими условиями предварительного расследования, как правило, понимается совокупность «сквозных» правил - требований, закрепленных в УПК, которые призваны обеспечить единообразие досудебной уголовно - процессуальной процедуры и достижение предназначения, целей и задач, стоящих перед стадией предварительного рас-следования7. Общие условия предварительного следствия распространяются на всю деятельность, именуемую расследованием8. Значит, как на следствие, так и на дознание. Представляется, что ситуации, возникающие в ходе расследования и изложенные в ч. 5 ст. 152, ст. 157 УПК РФ, являют собой лишь частные случаи возможности производства неотложных следственных действий. Поэтому правило, согласно которому субъект расследования, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело для направления по подследственности, должно распространяться на случаи установления неподследственности по любому признаку.
Итак, представляется целесообразным предложить следующие изменения и дополнения УПК РФ. 1. Изложить п. 19 ст. 5 УПК РФ в следующей редакции: «неотложные следственные действия - следственные действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, а также дознавателем, следователем по уголовному делу с момента установления неподследственности уголовного дела данному дознавателю (следователю) до передачи данного дела для направления по подследственности в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». 2. Часть 1 ст. 157 УПК РФ изложить в следующей редакции: «при наличии признаков преступления, уголовное дело о котором подследственно другому органу расследования, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия». 3. Часть 5 ст. 152 УПК РФ необходимо включить в текст ст. 151 УПК РФ, устанавливающей общие правила определения подследственности.
7 Мингалин Н. Ш. Указ. соч. С. 43.
8 Горленко С. В. Общие условия производства предварительного следствия в уголовном процессе (понятие, история и современность): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 3.
Список литературы:
1. Антонова Е. Е. Функциональная характеристика досудебного производства в российском уголовном процессе. Омск, 2006.
2. Горленко С. В. Общие условия производства предварительного следствия в уголовном процессе (понятие, история и современность): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
3. Масленков С. Л. Дознание в современном уголовном процессе России: проблемы совершенствования. Н. Новгород, 2004.
4. Мингалин Н. Ш. Процессуальные и организационные основы предварительного расследования: Учебное пособие. Екатеринбург, 2009.
5. Семенцов В. А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики). Екатеринбург, 2006.
6. Томин В. Т. Комментарий последних изменений УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ». М., 2007.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность избранной темы не вызывает сомнений. Исследование данного вопроса представляет бесспорный научный интерес. Существующая законодательная регламентация понятия и производства неотложных следственных действий несовершенна в силу своей противоречивости. Вследствие этого эти действия трактуются по - разному, что является причиной ошибок в правоприменительной практике.
Автор предлагает заслуживающую внимания концепцию неотложных следственных действий. Неотложными, по мнению автора, являются не только следственные действия, отвечающие признакам, указанным в п. 19 ст. 5 УПК РФ, но и следственные действия, которые субъект расследования произведет по делу с момента установления того обстоятельства, что дело ему неподследственно, независимо от оснований, и до передачи данного дела для направления по подследственности. Исходя из этого, автор предлагает в целях совершенствования действующего уголовно - процессуального законодательства внести изменения в ряд статей УПК РФ, регламентирующих понятие и порядок производства неотложных следственных действий.
Статья выдержана в строгой логической последовательности, написана литературным языком и может быть рекомендована к публикации.
Профессор кафедры уголовного процесса Уральской государственной юридической академии
дюн. В. С. Балакшин