МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ СКУЛОВОЙ КОСТИ И ПЕРЕДНЕЙ СТЕНКИ ГАЙМОРОВОЙ ПАЗУХИ Качалиев Х.Ф.1, Кубаев А.С.2, Хазратов А.И.3, Мусинов О.Ш.4,
Шавкатов П.Х.5
'КачалиевХусейн Фармонович - магистр;
2Кубаев Азиз Саидолимович - ассистент;
3Хазратов Алишер Исамиддинович - ассистент; 4Мусинов ОрифШокирович - магистр;
5Шавкатов Парвиз Хушвактович - магистр, кафедра челюстно-лицевой хирургии, Самаркандский государственный медицинский институт, г. Самарканд, Республика Узбекистан
Аннотация: в последние годы в результате повышения уровня технической оснащенности общества, отмечается тенденция к значительному росту травматизма. Интенсивность труда и развитие транспортных средств ведут к травматизации населения. В связи с увеличением количества множественных и сочетанных травм, значительно возросло число пострадавших с повреждениями челюстно-лицевой области. Диагностика травматических переломов скуловой кости и костей носа напрямую зависит от способности будущего врача адекватно интерпретировать клиническую симптоматику, имеющую место при указанных повреждениях, и способности правильно выбрать дополнительные методы обследования пациента при первичном осмотре больного в медицинском учреждении. При изучении темы занятия следует особое внимание уделить методам рентгенологического обследования и диагностики, а также методам хирургического лечения указанной патологии.
Ключевые слова: гайморовая пазуха, травматизация, перелом скуловой кости, слизистая оболочка.
УДК 6'67'6-00.23-08
Целью исследования: Нами было оказана неотложная помощь при переломах скуловой кости передней стенки гайморовой пазухи
Материалы и методы исследования. В период с 2019-2020 гг. исследование проводилось на 25 объектах с диагнозом «перелом скуловой кости, осложнённый травматическим гайморитом», которые находились на лечении в городской больнице города Самарканда в отделение ЧЛХ. Из них мужчин - 17, женщин - 8. Больные в возрасте 18-30 лет составили 25% (6 больных), в возрасте 31-40 лет - 40% (10 больных), в возрасте 41-50 - 20% (5 больных), в возрасте 51-60 лет - 10% (3 больных), а от 61 и старше - 5% (1 больной). Всем больным проведена репозиция отломков скуловой кости, через гайморову пазуху доступом по Колдуэлл - Люкку. У всех больных были отмечены ушибы мягких тканей, повреждение зубов, повреждения слизистой оболочки полости рта, слюнной железы или ее протока, а также ветвей лицевого нерва.
Результаты исследования. Все больные поступили с травматическими повреждениями костей средней зоны лица, в том числе: 10 - переломы верхней челюсти; 7 - переломы скуловых костей; 5 - переломы костей носа; 3 - переломы передней стенки лобной пазухи. Во время операций при повреждениях передней стенки лобной пазухи применялись доступы как по надбровной дуге, в области переносицы, так и трансвенечные. Первые два доступа - в случаях травматических повреждений покровных тканей в проекции переломов, в случаях же отсутствия повреждений кожи и подлежащих тканей - трансвенечный. Все операции открытой репозиции проводились под общей анестезией по эндотрахеальной методике.
Выводы. На основании проведенных исследований установлено, что изменения в слизистой гайморовой пазухи коррелируют со сроком, прошедшим после травмы. Корреляция имеет прямую зависимость. Чем больше срок, прошедший от момента травмы и оперативного вмешательства, тем более выражен воспалительный процесс. Так же степень выраженности воспалительных изменений в пазухе зависит от состояния слизистой до травмы.
Актуальность. Ушибы мягких тканей лица являются, как правило, результатом механического воздействия тупым предметом [1, 2, 25]. Ушибы лица характеризуются значительным отеком и кровоизлияниями в ткани, что вызвано богатым кровоснабжением тканей лица и наличием значительного количества рыхлой жировой клетчатки [7, 9, 18]. Могут определяться множественные ссадины. Ранения мягких тканей лица сопровождаются кровотечением, отеком, зиянием краев раны [2, 3]. При этом несоответствие между тяжестью травмы и размером зияющей раны возникает за счет рефлекторного сокращения мимических мышц лица. Могут отмечаться повреждения слизистой оболочки полости рта, слюнной железы или ее протока, а также ветвей лицевого нерва [21-24]. При сквозных ранениях нижней губы может отмечаться обильное наружное слюнотечение, вызывающее мацерацию кожи подбородка и шеи. Огнестрельное ранение чаще всего отличается значительными разрушениями, частым сочетанием повреждения мягких и костных тканей. Из-за отека языка или его западения может развиться обтурационная или дислокационная асфиксия, при отеке тканей шеи - стенотическая асфиксия, при попадании в дыхательные пути крови или рвотных масс - аспирационная асфиксия [4, 6, 14].
При ушибах мягких тканей накладывают давящую повязку, местно применяют холод. При ранениях мягких тканей необходимо остановить кровотечение (применение гемостатических губок или салфеток, пальцевое прижатие сосуда, тугая давящая повязка) и наложить сухую асептическую повязку [8, 10]. Для предупреждения асфиксии раненого укладывают лицом вниз или повернув голову набок. Из полости рта следует удалить кровяные сгустки, инородные тела. Пострадавшего необходимо транспортировать в лечебное учреждение [5, 19, 20].
Различают 3 вида повреждений верхней челюсти в зависимости от уровня расположения щели перелома: 1 тип - перелом тела верхней челюсти над альвеолярным отростком от основания грушевидного отростка до крыловидных отростков; II тип - полный отрыв верхней челюсти, линия перелома проходит по лобно-носовому шву, далее по внутренней стенке глазницы, по скулочелюстному шву и крыловидным отросткам; III тип - полный отрыв костей лицевого черепа от мозгового, нередко сочетается с повреждением основания черепа [11, 15, 16].
Для перелома 1 типа характерны боль, кровотечение, удлинение средней зоны лица. Отмечаются кровоизлияния в конъюнктиве, веках и в подглазничной области, нарушение смыкания зубов. Нарушен прием пищи. За счет смещения книзу мягкого неба изменено дыхание [12, 17]. При переломе по II типу симптомы те же, но более выражен симптом очков, определяется подвижность всей верхней челюсти вместе с корнем носа без движения в области скуловых костей. Может отмечаться кровотечение из полостей носа, рта и верхнечелюстной пазухи. Могут присоединяться симптомы перелома костей основания черепа. Перелом верхней челюсти III типа характеризуется тяжелым состоянием пострадавшего с выраженными признаками повреждения основания черепа [2, 13].
Цель исследования явилосьизучить оказанную неотложную помощь при переломах скуловой кости передней стенки гайморовой пазухи
Материалы и методы исследования. Нами были исследованы 25 больных с диагнозом «перелом скуловой кости, осложнённый травматическим гайморитом».Из них мужчин - 17, женщин - 8. Больные в возрасте 18-30 лет составили 25% (6 больных), в возрасте 31-40 лет -40% (10 больных), в возрасте 41-50 - 20% (5 больных), в возрасте 51-60 лет - 10% (3 больных), а от 61 и старше - 5% (1 больной). У всех больных были отмечены ушибы мягких тканей, повреждение зубов, повреждения слизистой оболочки полости рта, слюнной
железы или ее протока, а также ветвей лицевого нерва. Нами была произведена репозиция отломков скуловой кости, через гайморову пазуху доступом по Колдуэлл - Люкку.
Результаты исследования. В городской больнице города Самарканда в отделение челюстно лицевой хирургии, период 2019-2020 года поступили количеством 25 больных с травматическими повреждениями костей средней зоны лица. Из них10 случаев с переломыверхней челюсти; 7 - переломы скуловых костей; 5 - переломы костей носа; 3 -переломы передней стенки лобной пазухи. Во время операций применяли трансвенечный и доступ в области передней стенки лобной пазухи по надбровной дуге, в области переносицы. Первые два доступа - в случаях травматических повреждений покровных тканей в проекции переломов, в случаях же отсутствия повреждений кожи и подлежащих тканей -трансвенечный. Нами проведенные операции открытой репозиции проводились под общей анестезией по, а так же поэндотрахеальной методике.
Выводы. На основании проведенных исследований установлено, что изменения в слизистой гайморовой пазухи коррелируют со сроком, прошедшим после травмы. Корреляция имеет прямую зависимость. Чем больше срок, прошедший от момента травмы и оперативного вмешательства, тем более выражен воспалительный процесс. Так же степень выраженности воспалительных изменений в пазухе зависит от состояния слизистой до травмы. Таким образом, от 80 до 86% переломов средней зоны лицевого отдела черепа с повреждением верхнечелюстных пазух сопровождаются возникновением гемосинуса, как после самой травмы, так и позже после хирургического лечения. Следовательно, у 8 из 10 пациентов с данной патологией имеется высокий риск развития клинически выраженных посттравматических воспалительных изменений в поврежденной пазухе. В связи с этим представляется важным осуществить санацию поврежденной пазухи. Предлагаемая в ряде практических руководств пункция верхнечелюстной пазухи на наш взгляд несет в себе опасность, поскольку нагнетание жидкости в пазуху с повышением давления может привести к распространению патологического содержимого через посттравматические дефекты костных стенок в окружающие ткани и, в особенности, орбиту. Учитывая, что гемосинус является важным, но не единственным компонентом патофизиологического механизма развития посттравматического синусита, методика санации должна одновременно влиять на несколько таких факторов. Выбранная нами в качестве изучаемого метода профилактики посттравматического синусита эндоскопическая санация верхнечелюстной пазухи через расширенное естественное соустье позволяет, помимо устранения кровяных сгустков, обеспечить удовлетворительную вентиляцию и дренаж поврежденной пазухи. Основным принципом лечения повреждений скуловой кости и скуловой дуги является восстановление их анатомической целостности. Достигается это вправлением отломков, возвращением их в правильное положение и фиксацией различными способами, поэтому в хирургическом лечении нуждаются лишь пострадавшие с переломами скуловой кости и скуловой дуги со смещением отломков. Переломы без смещения подлежат консервативному лечению: медикаментозному и физиотерапевтическому. При хирургическом лечении переломов скуловой кости и скуловой дуги используются внеротовые и внутриротовые методы репозиции и различные способы фиксации. Как показало исследование, в группе, где пациентам после хирургического лечения перелома выполнялась санация пазухи с расширением естественного соустья, удалось достигнуть их быстрейшего выздоровления, проявлявшегося нормализацией температуры, и, следовательно, сокращения сроков госпитализации.
Список литературы
1. Khazratov A.I., Fayzullakhujaev A.A. Boymuradov Sh.A. Improvement of surgical treatment of posttraumatic deformites of the nose // Monografiapokonferencyjna. Rotterdam (The Netherlands). V.1, Issue 11, P. 55-57.
2. Muslimov O., Rizayev J.A., Abdullaev D., Abduvakilov J. Some Aspekt of Pathogenesisof NoncariosisDiseses and its Interrelation with Hormonal Disorders // AmericanJournal of Research. January-February, 2018. Vol. 1-2. Issue 18. P. 146-153.
3. Rizaev J.A. Ecological pollutants in industrial areas of Uzbekistan: their influence on thedevelopment of dental diseases // EuroAsian Journal of BioMedicine, Japan. Vol. 4. № 5, 2011. Р. 12-19.
4. Rizaev J.A. Influence of fluoride affected drinking water to occurrence of dental diseasesamong the population // EurAsian Journal of BioMedicine, Japan. Vol. 4. № 5, 2011. Р. 1-5.
5. Rizaev J.A., Khazratov A.I., Lisnichuk N.E., Olimjonov K.J., Reimnazarova G.J. Pathomorphological changes in the oral mucosa in patients with colon cancer // European Journal of Molecular & Clinical Medicine, 2020, Volume 7, Issue 7, Pages 666-672, ISSN: 2515-8260.
6. Rizayev J.A., Bekjanova O., Rizaev E., Bottenberg P. Incidence of Dental caries inchildren with Herpetic Stomatitis // 64th ORCA Congress, July 5-8, 2017. Oslo, Norway. P. 198-199.
7. Rizayev J.A., Khaydarov A.M.Fluoride concentration in water and its influence on dentaldiseases in Uzbekistan // World Healthcare Provoders. USA, 2015. Vol. 6. № 3. P. 4-6.
8. Rizayev J.A., Khaydarov N.K. Medical rehabilitation of patients with acute disorders ofcerebral circulation: Literature review // American journal of research, Vienna, Austria.9-10 September-October, 2018. Р. 128-133.
9. Rizayev J.A., Khudanov B.O. Primary prevention of dental caries in children // Belt&Road Joint Development Forum in Dentistry / Stomatology, September 21, 2017. Shanghay, China. P. 41-43.
10. Rizayev J.A., Кулиев О.А. Risk factors of anemia in children and prognosing of it //International periodic journal of scientific works. № 4, 2019. Р. 62-65.
11. Shomurodov K.E., Vokhidov U.N., Fayzullakhujaev A.A. Topical issues of cheilorinoplasty in patients with unilateral congenital cleft of the upper lip // Journal of Biomedicine and Practice. Tashkent. Vol. 5. No. 5, 2020.
12.Абдувакилов Ж.У., Ризаев Ж.А. Биохимический маркеры соединительной ткани убольных хроническим воспалительным пародонтитом на фоне метаболическогосиндрома // Стоматология, 2018. № 1 (70). С. 14-18.
13.Абдуллаев Д.Ш., Гадаев А.Г, Ризаев Ж.А. Матриксные металлопротеиназы убольных с болезнями пародонта и хронической сердечной недостаточностью // Журнал «Стоматология», 2017. № 2 (67). С. 104-106.
14. Абдуллаев Д.Ш., Гадаев А.Г, Ризаев Ж.А. Матриксные металлопротеиназы убольных с болезнями пародонта и хронической сердечной недостаточностью // Журнал «Стоматология», 2017. № 2 (67). С. 104-106.
15.Асадуллаев Н.С., Ризаев Ж.А. Уровень стоматологического здоровья у лицпожилого и старческого возраста // II-Сборник Научно-практическогомеждународного конгресса на тему: «Актуальные проблемы стоматологии ичелюстно-лицевой хирургии». Ташкент, 2018. С. 89-90.
16. Гаффаров С.А., Ризаев Ж.А., Гайбуллаева Ю.Х. Гигиена полости рта призаболеваниях пародонта // Методические рекомендации. Ташкент, 2010. С. 23.
17. Мусурманов Ф.И., Шодиев С.С. Cлучай перфорации дна гайморовой пазухи с двух сторон в области 26 и 15 зубов // Вестник науки и образования, 2020. № 20-1 (98).
18. Ризаев Ж.А. Изучение обращаемости населения за стоматологической помощью // Мед. журнал Узбекистана, 2009. № 6. С. 22-23.
19. Ризаев Ж.А., Адилова Ш.Т., Курбанов Ш., Мамажанова Ш.Э. Информированностьучителей начальных классов о профилактической стоматологии // Мед. журналУзбекистана, 2008. № 4. С. 55-58.
20. Ризаев Ж.А., Адилова Ш.Т., Пулатов О.А. Обоснование комплексной программылечебно-профилактической стоматологической помощи населению республикиУзбекистан // Журнал «Аспирант и соискатель», Москва, 2009. № 4. С. 87-88.
21. Ризаев Ж.А., Мусаев У.Ю. Влияние условий внешней среды на степеньпораженности населения стоматологическими заболеваниями// Научно-практический журнал «Врач -аспирант», 2009. № 10 (37). С. 885-889.
22. Ризаев Ж.А., Хазратов А.И. Канцерогенное влияние 1,2 - диметилгидразина наорганизм в целом // Проблемы биологии и медицины, 2020. № 1. Том. 116. С. 269.
23.Хазратов А.И., Ризаев Ж.А. Состояние полости рта у больных раком толстой кишки // Актуальные проблемы современной медицины. Самарканд, 2020 (117). № 1.1. С. 99.
24.Хазратов А.И., Халматова М.А., Ирискулова Э.У. Совершенствование хирургического лечения посттравматических деформаций носа // Stomatologiya научно-практический журнал, 2017. № 1. Том 66. С. 74-76
25.Хайдаров А.М., Ризаев Ж.А. Оценка результатов анкетного обследования полсти ртадетей, проживающих на территориях размещения промышленных предприятий // Вестник Ташкентской Медицинской Академии. № 3, 2014. С. 89-91.