Научная статья на тему 'НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ЖЕНЩИНПОЛИТИКОВ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ЖЕНЩИНПОЛИТИКОВ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКИ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ОБРАЗ / СТАТУС / АКТИВНОСТЬ / СИЛА / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кандыбович С. Л., Разина Т. В.

Проблемы исследования: в современной России растет число женщин-политиков, и это явление становится предметом самых различных наук. Тем не менее, психологические аспекты восприятия женщин-политиков в последние годы изучались недостаточно. Цель исследования - установить, как знание о высоком политическом статусе женщины влияет на ее восприятие и оценку со стороны молодежи. Методом исследования выступил классический семантический дифференциал. Предметом оценки стали фотографии женщин президентов и премьер-министров европейских, африканских, американских и азиатских государств. Часть студентов оценивала портреты женщин, зная об их профессиональной принадлежности, а часть - не обладая такой информацией. В исследовании приняли участие 118 студентов вузов города Москвы. Результаты показали, что фактор знания о профессиональной политической принадлежности женщин оказывает влияние на их оценку студентами. При этом в группе,где испытуемые не знали о профессиональной принадлежности женщин, принципиальных отличий в оценках юношей и девушек не наблюдается. В группе, где испытуемые знали, что оценивают женщин-политиков, наблюдались яркие половые различия в восприятии женщин высших должностных лиц: девушки оценивают их как способных и сильных политиков, которые могут построить политическую карьеру, но при этом испытывают бессознательное чувство соперничества. Юноши в меньшей степени рассматривают женщин как потенциальных политических лидеров, отказывая им в силе и активности. Полученные результаты могут быть использованы в процессе проведения предвыборных кампаний: при определении целевой аудитории, оценке вероятности успеха политической компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNCONSCIOUS ASPECTS OF THE IMAGE OF WOMEN POLITICIANS AMONG RUSSIAN YOUTH

Resume: research problems: in modern Russia, the number of women politicians is growing and this phenomenon is becoming the subject of a variety of sciences. However, the psychological aspects of the perception of women politicians have not been sufficiently studied in recent years. The aim of the study is to establish how knowledge about a woman's high political status affects her perception and assessment by young people. The research method is the classical semantic differential. The subjects of the assessment were photographs of women presidents and prime ministers of European, African, American and Asian states. Some of the students evaluated the portraits of women knowing their professional affiliation, and some did not have such information. The study involved 118 students from universities in Moscow. The results showed that the factor of knowledge about the professional political affiliation of women influences their assessment by students. At the same time, in the group where the subjects did not know about the professional affiliation of women, there were no fundamental differences in the assessments of boys and girls. In the group where the subjects knew that they were evaluating women politicians, there were vivid gender differences in the perception of women in senior officials: girls evaluate them as capable and strong politicians who can build a political career, but at the same time experience an unconscious sense of rivalry. Young men are less likely to view women as potential political leaders, denying them strength and activity. The results obtained can be used in the process of conducting election campaigns: when determining the target audience, assessing the likelihood of success for a political campaign.

Текст научной работы на тему «НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ЖЕНЩИНПОЛИТИКОВ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Психология

УДК: 159.9 (075) DOI: 10.34130/2306-6229-2021-4-22

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ЖЕНЩИН-ПОЛИТИКОВ У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

UNCONSCIOUS ASPECTS OF THE IMAGE OF WOMEN POLITICIANS AMONG RUSSIAN YOUTH

С. Л. Кандыбович, Т. В. Разина

S. L. Kandybovich, T. V. Razina

Проблемы исследования: в современной России растет число женщин-политиков, и это явление становится предметом самых различных наук. Тем не менее, психологические аспекты восприятия женщин-политиков в последние годы изучались недостаточно. Цель исследования - установить, как знание о высоком политическом статусе женщины влияет на ее восприятие и оценку со стороны молодежи. Методом исследования выступил классический семантический дифференциал. Предметом оценки стали фотографии женщин президентов и премьер-министров европейских, африканских, американских и азиатских государств. Часть студентов оценивала портреты женщин, зная об их профессиональной принадлежности, а часть - не обладая такой информацией. В исследовании приняли участие 118 студентов вузов города Москвы. Результаты показали, что фактор знания о профессиональной политической принадлежности женщин оказывает влияние на их оценку студентами. При этом в группе, где испытуемые не знали о профессиональной принадлежности женщин, принципиальных отличий в оценках юношей и девушек не наблюдается. В группе, где испытуемые знали, что оценивают женщин-политиков, наблюдались яркие половые различия в восприятии женщин высших должностных лиц: девушки оценивают их как способных и сильных политиков, которые могут построить политическую карьеру, но при этом испытывают бессознательное чувство соперничества. Юноши в меньшей степени рассматривают женщин как потенциальных политических лидеров, отказывая им в силе и активности. Полученные результаты могут быть использованы в процессе проведения предвыборных кампаний: при определении целевой аудитории, оценке вероятности успеха политической компании.

Resume: research problems: in modern Russia, the number of women politicians is growing and this phenomenon is becoming the subject of a variety of sciences. However, the psychological aspects of the perception of women politicians have not been sufficiently studied in recent years. The aim of the study is to establish how knowledge about a woman's high political status affects her perception and assessment by young people. The research method is the classical semantic differential. The subjects of the assessment were photographs of women presidents and prime ministers of European, African, American and Asian states. Some of the students evaluated the portraits of women knowing their professional affiliation, and some did not have such information. The study involved 118 students from universities in Moscow. The results showed

that the factor of knowledge about the professional political affiliation of women influences their assessment by students. At the same time, in the group where the subjects did not know about the professional affiliation of women, there were no fundamental differences in the assessments of boys and girls. In the group where the subjects knew that they were evaluating women politicians, there were vivid gender differences in the perception of women in senior officials: girls evaluate them as capable and strong politicians who can build a political career, but at the same time experience an unconscious sense of rivalry. Young men are less likely to view women as potential political leaders, denying them strength and activity. The results obtained can be used in the process of conducting election campaigns: when determining the target audience, assessing the likelihood of success for a political campaign.

Ключевые слова: женщины-политики, бессознательное восприятие, образ, статус, активность, сила, оценка.

Keywords: women politicians, unconscious perception, image, status, activity, strength, assessment.

Введение

Во всем мире в настоящий момент большое количество женщин занимают политические должности самого высокого уровня. В России, в СССР и в Российской империи за последние 225 лет женщина ни разу не занимала высшую политическую должность, как и в ряде многих других стран мира.

Социологические исследования показывают, что в последние годы (20172019 гг.) наблюдалось значительное упрочение положения женщин в Российской политике [1-3]. Однако в 2020 г. большинство россиян не видят женщину в качестве высшего должностного лица и более скептически оценивают необходимость участия женщин в политической жизни России [4].

При этом проблема эффективности женщины как политического лидера, ее возможностей, ограничений, потенциала, восприятия обществом вызывает большой интерес в различных науках и позволяет выделить несколько наиболее популярных предметных локусов ее изучения. Наиболее активно на сегодняшний день развиваются лингвокультурные и социологические исследования. Их результаты в том числе демонстрируют необходимость изучения феномена женщин-политиков также методами психологических наук. При этом исследований в области политической психологии на сегодня явно недостаточно. В психологическом аспекте важно исследование не только психологии самих женщин-политиков, но и особенностей их восприятия со стороны потенциальных избирателей. Представленная работа направлена на установление некоторых особенностей восприятия женщин-политиков молодежью. В данном исследовании также сделан акцент на особенностях восприятия женщин-политиков, обусловленных полом. Мы предполагаем (и это подтверждается многочисленными исследованиями [5; 6]), что фактор пола существенно детерминирует отношение к женщинам-политикам. С другой стороны, женщины-политики сами зачастую используют профессиональные стратегии, свойственные

представителям мужского пола, что также влияет на их восприятие потенциальными избирателями.

Методы исследования, теоретическая база

В первую очередь, можно обозначить достаточно большой пласт лингвокультурных исследований женщин-политиков. Это исследование стилистики речи женщин-политиков, которые вынуждены использовать маскулинные коммуникативные стратегии [7], классический (так называемый мужской) тип риторики, скрывая свой женский идиолект, чтобы преуспеть на политическом поприще [8].

Осуществляется анализ языковых средств, репрезентирующих образы женщины-политика в медийном пространстве [9; 10]. При этом большое внимание уделяется новым информационным технологиям: Интернет, социальным сетям [11; 12], поскольку на текущий момент именно они начинают занимать лидирующее положение в процессе создания общественных настроений.

Анализ различных аспектов вопроса «женщины в политике» зачастую осуществляется не на российском материале, а на материале США, стран ЕС и др. Безусловно, опыт зарубежных коллег весьма интересен, и в первую очередь в исторической ретроспективе событий последних десятилетий XX века, когда в Европе стали появляться женщины, занимающие высшие государственные должности, где уже накоплен больший опыт, сложились определенные традиции и стереотипы. В России же женщины только начинают активно входить в «большую политику», в силу чего значительное место уделяется кросс-культурным сравнительным исследованиям места и роли женщин в политическом пространстве в России и странах ЕС [13], американской политике [14].

Значительный пласт исследований посвящен изучению вопроса истории женщин в политике, при этом зачастую акцент делается на анализе тех стран и регионов, где роль и место женщины традиционно находилось в тени мужчины. Исследуется роль глобальных социокультурных и исторических событий и их влияние на изменение положения женщин в сфере политической деятельности в мусульманских странах [15], Латинской Америке [16], Северного Кавказа [17].

Достаточно актуальной является тема формирования имиджа женщины -политика: особенностей этого процесса, гендерных отличий, факторов, препятствующих его эффективному построению [18; 19]. В процессе решения политических задач по созданию имиджа активно привлекаются результаты социологических и психологических исследований [20].

Однако на настоящий момент не так много исследований женщин-политиков, выполненных с позиций политической психологии и ее традиционных предметов - политического сознания, мотивации, установок, стереотипов, ценностей. Вероятно, это связано с тем, что после резкого взлета популярности политической психологии в начале 2000-х гг., большого числа публикаций на эту тему, сегодня политическая психология не является достаточно востребованной отраслью психологической науки и исследования ее проблематики осуществляются на

стыке других общественных и гуманитарных наук. Так, например, выполнены крайне интересные и показательные исследования, где осуществлен анализ стереотипов, установок общества в отношении женщин в политике, женщин политических лидеров [21], а также феномена стигматизации и его влияния на политическую карьеру женщин [22], согласно которым, если подводить общий итог, в российском обществе бытуют неосознаваемые установки, согласно которым «политика - не женское дело», «женщина не может быть сильным политиком», «большая политика - дело мужчин». При этом игнорируются факты как истории, так и современности, когда женщины проявили себя как эффективные политические лидеры.

Разрешить это противоречие невозможно, используя только методы, которые позволяют исследовать лишь сознание (традиционные опросы, анкеты, рейтинги), поскольку причины такого отношения к женщинам-политикам не всегда осознаваемы и носят зачастую бессознательный характер. Для исследования содержания бессознательного и возникновения внутренних конфликтов между сознательными мнениями и бессознательными установками необходимо использовать специальные психодиагностические методики: семантический дифференциал, репертуарные решетки Келли, проективные (в том числе рисуночные) методики. Мы предполагаем, что в современном российском обществе, и особенно у молодежи, наблюдаются достаточно противоречивые, биполярные установки в отношении женщин политических лидеров, что создает определенные барьеры для их политической карьеры в высших эшелонах власти.

Цель исследования - установить, как знание о высоком политическом статусе женщины влияет на ее восприятие и оценку со стороны молодежи: юношей и девушек.

Методом исследования выступил классический семантический дифференциал Ч. Осгуда. В качестве объектов оценивания использовались фотографии женщин, в разные годы являющихся высшим должностным лицом своей страны: Лаура Чинчилла, президент Коста-Рики (2010-2014); Джоханна Сигурдардоттир, премьер-министр Исландии (2009-2013); Элен Джонсон-Серлиф, президент Либерии (2006-2018); Йинглак Чинават, премьер-министр Таиланда (2011-2014); Глория Макапагал-Арройо, президент Филиппин (20012010), Хелле Торнинг-Шмитт, премьер-министр Дании (2011-2015), взятые из свободных источников (фото 1-6).

В исследовании приняли участие четыре группы испытуемых - студентов вузов г. Москвы и г. Ярославля. Первая группа - 29 девушек, средний возраст 19.9 лет, оценивали фотографии, не зная, кто изображен на них, вторая группа -32 девушки, средний возраст 20.2 года, знали, кто изображен, третья группа -34 юноши, средний возраст 19.6 лет, не знали, кто изображен, четвертая группа - 33 юноши, средний возраст 19.7 лет, знали, кто изображен. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью 1>критерия Стьюдента.

Рис. 1. Лаура Чинчилла, президент Коста-Рики (2010-2014)

Рис.

3. Элен Джонсон-Серлиф, президент Либерии (2006-2018)

Рис. 2. Джоханна Сигурдардоттир, премьер-министр Исландии (2009-2013)

Рис. 4. Иинглак Чинават, премьер-министр Таиланда(2011-2014)

Рис. 5. Глория Макапагал-Арройо, президент Филиппин (2001-2010)

Рис. 6. Хелле Торнинг-Шмитт, премьер-министр Дании (2011-2015)

Результаты и обсуждение

Результаты показали, что в группах, где юноши и девушки не знали, кто изображен на фотографиях, не было обнаружено значимых различий по фактору «активность» ни по одной фотографии. Это, вероятно, обусловлено тем, что данная характеристика достаточно сложно воспринимается и оценивается по статичным изображениям в условиях дефицита прочей информации. По фактору силы значимые отличия обнаружены лишь в оценке портрета Элен-Серлиф, которую юноши оценили более сильной, чем девушки (1 = -2.657, р = 0.029), возможно, это обусловлено тем, что юноши в оценке силы ориентируются на внешние физические параметры, в то время как девушки более склонны оценивать силу внутреннюю, которую также сложно однозначно определить по изображениям. Поскольку Элен-Серлиф обладает самыми корпулентными внешними параметрами, бессознательно ее оценивают как имеющую максимальную массу, а соответственно, и силу.

По фактору оценки юноши в среднем давали примерно одинаково невысокие баллы по всем фотографиям (средний бал не выше 0.5). Девушки давали более дифференцированную оценку и значимо выше, чем юноши оценили Йинглак Чинават (1 = 2.683, р = 0.008), и Лауру Чинчиллу (1 = 2.273, р = 0.025), и Хелле Торнинг-Шмитт (1 = 2.337, р = 0.030). Данные результаты наглядно показывают наличие половых отличий в восприятии женской красоты, поскольку в условиях дефицита информации студенты вынуждены были оценивать только то, что могли видеть. Фактор оценки отражает эмоциональное отношение испытуемого к объекту, поэтому, вероятно, юноши оценивали всех представленных женщин с точки зрения их женской привлекательности, но поскольку все женщины значительно старше, чем испытуемые-юноши, они не вызвали у них эмоционального отклика, поэтому абстрактная эстетическая оценка была затруднена, сработала установка: «если старая - значит, некрасивая», «красивыми могут быть только молодые девушки». Девушки в своих оценках ориентировались на более широкие критерии: стиль, ухоженность, гармоничность в чертах лица и т. д.

В группах, где испытуемые знали, что оценивают женщин - высших должностных лиц, по фактору «активность» девушки оценивают женщин-политиков значимо выше, чем юноши (Лаура Чинчилла, (1 = 2.290, р = 0.030); Джоханна Сигурдардоттир, (1 = 2.956, р = 0.012); Элен Джонсон-Серлиф, (1 = 2.802, р = 0.001); Глория Макапагал-Арройо (1 = 2.220, р = 0.039), Хелле Торнинг-Шмитт (1 = 3.810, р = 0.000)). Однако максимальные отличия наблюдаются по фактору силы (Лаура Чинчилла, (1 = 3.185, р = 0.000); Джоханна Сигурдардоттир, (1 = 3.546, р = 0.000); Йинглак Чинават (1 = 2.598, р = 0.012) Элен Джонсон-Серлиф, (1 = 4.122, р = 0.000); Глория Макапагал-Арройо (1 = 2.295, р = 0.021), Хелле Торнинг-Шмитт (1 = 3.997, р = 0.000)). Таким образом, девушки видят женщин высших должностных лиц как сильных и активных, т. е. признают за ними качества, которые присущи политическому лидеру. Следовательно,

срабатывает эффект ореола, когда знание о профессиональной принадлежности и статусе формирует вполне определенный образ. Значимые отличия в оценках юношей и девушек отсутствуют лишь в отношении Иинглак Чинават, которую как юноши, так и девушки оценивают как пассивную и слабую. В данном случае, по-видимому, галло-эффект не смог пересилить другие неосознаваемые установки, согласно которым «красивые девушки редко умные», «тайские женщины -хорошие специалисты в сфере услуг» и т. д. Безусловно подобные установки имеют культурную специфику и отражают именно взгляд наших соотечественников на представителей тех или иных народов.

Юноши наделяют женщин-политиков качествами активности и силы в значительно меньшей степени, вероятно, также в силу неосознаваемых стереотипов: «женщина - слабый пол», «женщина не может быть сильным политиком», «женщина не способна к активным и решительным действиям». Возможно, также в таких оценках проявляется своеобразная попытка самоутверждения, неосознаваемой конкуренции и мужской солидарности. Низкие значения факторов «активность» и «сила» могут быть обусловлены бессознательным отождествлением образов страны и ее лидера. Так, такие страны, как Либерия, Коста-Рика, Исландия, Индонезия, не являются мировыми лидерами, не определяют международную политику, не проявляют высокой активности на мировой арене, имеют большое количество внутренних проблем. Возможно, здесь срабатывает неосознаваемая ассоциативная связь «слабая страна - слабый руководитель».

В группах юношей не обнаружено значимых отличий по фактору «оценка», вероятно, для мужчин статус политического лидера не делает женщину более привлекательной. Девушки, зная, что женщина является высшим должностным лицом в своей стране, испытывали к ней более негативные чувства и оценивали более критично (Лаура Чинчилла, ^ = -2.455, p = 0.032); Джоханна Сигурдардоттир, ^ = -2.590, p = 0.029); Иинглак Чинават ^ = -2.981, p = 0.002) Хелле Торнинг-Шмитт ^ = -1.997, p = 0.045)). Вероятно, такой результат обусловлен неосознаваемыми чувствами конкуренции и зависти. Так, девушки, отдавая должное женщинам-политикам в силе и активности, испытывают к ним смешанные, биполярные чувства.

Представленные закономерности могут быть использованы в процессе подготовки и проведения предвыборных компаний женщин-политиков, написания предвыборных программ, формирования имиджа женщин-политических лидеров не только самого высокого уровня, но и региональных политических объединений. Полученные результаты также позволяют сделать вывод о необходимости дифференцированного подхода в проведении предвыборных кампаний в зависимости от целевой аудитории.

Заключение

Таким образом, исследование выявило смешанные и неоднозначные отношения к женщине-политику в среде молодежи. Девушки оценивают женщин как способных и сильных политиков, признают за ними право на политическую карьеру, но при этом испытывают бессознательное чувство соперничества, что, возможно, негативно будет сказываться на результатах голосования. Юноши в меньшей степени рассматривают женщин как потенциальных политических лидеров, отказывая им в силе и активности. Индивидуальные характеристики (возраст, внешность) также оказывают влияние на оценку женщины-политика. Такие противоречивые установки будут затруднять продвижение женщин-политиков в России на высшие политические должности. Тем не менее, для более полной картины необходимо проанализировать также и отношение к мужчинам-высшим должностным лицам у юношей и девушек.

Список литературы

1. Аналитический обзор: Женщина-президент в России: быть или не быть? Публикация 26 октября 2017 // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/zhenshhina-prezident-v-rossii-byt-ili-ne-byt (дата обращения: 11.11.2021).

2. Пресс-выпуск: Женщина-президент в России: быть или не быть? // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3620 (дата обращения: 10.08.2021).

3. Аналитический обзор: Политика с женским лицом: российский вариант. Публикация 16 сентября 2019 // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/politika-s-zhenskim-liczom-rossijskij -variant (дата обращения: 11.11.2021).

4. ВЦИОМ: 68 % россиян не хотят видеть женщину на посту президента // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/7912921 (дата обращения: 11.11.2021).

5. Студент вуза на рубеже 2020-х: перспективы развития личности и здоровья : монография / под ред. проф. Е. Л. Николаева. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2021. 360 с.

6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Александрова Р. А. и др. Психология высшей школы в союзном государстве / под ред. С. Л. Кандыбович, Т. В. Разиной. Минск: Харвест, 2019. 672 с.

7. Синеокая Н. А. Маскулинные коммуникативные стратегии и тактики (на материале интервью женщин-политиков в Германии) // Верхневолжский филологический вестник. 2019. № 1 (16). С. 115-122.

8. Mukhortov D. S., Malyavina Ya. S. Cross-situational consistency of female politicians' language use // RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. 2019. Vol. 10. No 4. Pp. 1021-1036.

9. Телегина В. А., Синельников Ю. Г. Лингвокультурный образ женщины-политика в предвыборной картине Франции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3-1 (81). С. 182-184.

10. Никифорова Э. Ш. Образ женщины-политика в медийном дискурсе // София: электронный научно-просветительский журнал. 2019. № 1. С. 45-48.

11. Балакина Ю. В., Товкес М. Ю. Лингвистические средства конструирования образа женщины-политика (на материале микроблога Твиттер) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2019. Т. 16. № 3. С. 381-399.

12. Товкес М. Ю. Доминанты образа женщины-политика в языковом сознании пользователей Твиттера // Когнитивные исследования языка. 2020. № 3 (42). С. 666-671.

13. Родионова М. Е. Сравнительный анализ представительства женщин в политике в ЕС и России: гендерный аспект // Вопросы политологии. 2020. Т. 10. № 4 (56). С. 12061220.

14. Луговкина Д. С., Демидко К. Е., Чопчиц И. Н. Женщины в российской и американской политике // Проблемы и достижения современной науки. 2016. № 1 (3). С. 81-83.

15. Саипова К. Д. Место и роль мусульманских женщин в осуществлении советской политики в Туркестане (1918-1924 гг.) // Образование и духовная безопасность. 2018. № 1 (3). С. 67-71.

16. Дашкина И. В. Женщины в политике Латиноамериканских стран // Русская политология. 2019. № 4 (13). С. 17-29.

17. Козлова Н. Н. Женщины в публичной политике. На материалах региональных парламентов Северо-Кавказского федерального округа // Публичная политика. 2017. № 2. С. 94-111.

18. Васильев В. Е., Власова К. В. Основные особенности формирования политического имиджа женщины политика: гендерные аспекты // Вестник современных исследований. 2018. № 6.1 (21). С. 190-192.

19. Василенко С. А., Дебольская А. А. Женщина-политик: эволюция имиджа на примере Терезы Мэй и Юлии Тимошенко // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 33-36.

20. Кривцова Е. В., Рябуха Т. С., Шапкина Е. В., Шиллер В. В. Создание образа регионального политика-женщины в PR: востребованные качества и характеристики // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19. № 2. С. 117-131.

21. Гаспарян С. К., Князян А. Т. Гендерные стереотипы в политической сфере современного общества // Филология и культура. 2017. № 2 (48). С. 43-49.

22. Кранзеева Е. А., Шпак Л. Л. Стигматизация участия женщин в политике современной России // Siberian Socium. 2018. Т. 2. № 2. С. 66-77.

References

1. Analytical review: A woman president in Russia: to be or not to be? Published on October 26, 2017. VCIOM [RPORC]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/zhenshhina-prezident-v-rossii-byt-ili-ne-byt (accessed: 11.11.2021). (In Russ.)

2. Press release: Woman-President in Russia: to be or not to be?. VCIOM [RPORC]. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=3620 (accessed: 10.08.2021). (In Russ.)

3. Analytical review: Politics with a woman's face: Russian version. Published on September 16, 2019. VCIOM [RPORC]. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/politika-s-zhenskim-liczom-rossijskij-variant (accessed: 11.11.2021). (In Russ.)

4. RPORC: 68 % of Russians do not want to see a woman in the presidency. TASS [TASU]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/7912921 (accessed: 11.11.2021). (In Russ.)

5. Student vuza na rubezhe 2020-h: perspektivy razvitiya lichnosti i zdorov'ya [University student at the turn of the 2020s: prospects for the development of personality and health]: monografiya / Pod red. prof. E. L. Nikolaeva. Cheboksary, Chuvash University publ., 2021. 360 p. (In Russ.)

6. Psihologiya vysshej shkoly v soyuznom gosudarstve [Psychology of higher education in the union state] / D'yachenko M. I., Kandybovich L. A., Aleksandrova R. A. i dr. Pod red. Kandybovich S. L., Razina T. V. [Minsk: Harvest publ.], 2019. 672 p. (In Russ.)

7. Sineokaya N. A. Masculine communication strategies and tactics (based on interviews with women politicians in Germany). Verhnevolzhskij filologicheskij vestnik, 2019. No 1 (16). Pp. 115-122. (In Russ.)

8. Mukhortov D. S., Malyavina Ya. S. Cross-situational consistency of female politicians' language use. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics. 2019. Vol. 10. No 4. Pp. 1021-1036.

9. Telegina V. A., Sinel'nikov Yu. G. [The linguocultural image of a woman politician in the electoral picture of France. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, 2018. No 3-1 (81). Pp. 182-184. (In Russ.)

10. Nikiforova E. Sh. The image of a woman politician in media discourse. Sofiya: elektronnyj nauchno-prosvetitel'skij zhurnal, 2019. No 1. Pp. 45-48. (In Russ.)

11. Balakina Yu. V., Tovkes M. Yu. Linguistic means of constructing the image of a woman politician (based on the material of the Twitter microblog). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literature, 2019. Vol. 16. No 3. Pp. 381-399. (In Russ.)

12. Tovkes M. Yu. Dominants of the image of a woman politician in the linguistic consciousness of Twitter users. Kognitivnye issledovaniyayazyk, 2020. No. 3 (42). Pp. 666-671. (In Russ.)

13. Rodionova M. E. Comparative Analysis of Women's Representation in Politics in the EU and Russia: Gender Aspect. Voprosy politologii, 2020. Vol. 10. No 4 (56). Pp. 1206-1220. (In Russ.)

14. Lugovkina D. S., Demidko K. E., CHopchic I. N. Women in Russian and American Politics. Problemy i dostizheniya sovremennoj nauki, 2016. No 1 (3). Pp. 81-83. (In Russ.)

15. Saipova K. D. The place and role of Muslim women in the implementation of Soviet policy in Turkestan (1918-1924). Obrazovanie i duhovnaya bezopasnost', 2018. No 1 (3). Pp. 67-71. (In Russ.)

16. Dashkina I. V. Women in Latin American Politics. Russkaya politologiya, 2019. No 4 (13). Pp. 17-29. (In Russ.)

17. Kozlova N. N. Women in public politics. Based on materials from regional parliaments of the North Caucasus Federal District. Publichnayapolitika, 2017. No 2. Pp. 94-111. (In Russ.)

18. Vasil'ev V. E., Vlasova K. V. The main features of the formation of the political image of a woman politician: gender aspects. Vestnik sovremennyh issledovanij, 2018. No 6.1 (21). Pp. 190-192. (In Russ.)

19. Vasilenko S. A., Debol'skaya A. A. Woman Politician: Evolution of Image on the Example of Teresa May and Yulia Tymoshenko. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie, 2020. Vol. 9. No 3 (32). Pp. 33-36. (In Russ.)

20. Krivcova E. V., Ryabuha T. S., SHapkina E. V., SHiller V. V. Creating the image of a regional female politician in PR: qualities and characteristics in demand. Yuzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk, 2018. Vol. 19. No 2. Pp. 117-131. (In Russ.)

21. Gasparyan S. K., Knyazyan A. T. Gender stereotypes in the political sphere of modern society. Filologiya i kul'tura, 2017. No 2 (48). Pp. 43-49. (In Russ.)

22.Kranzeeva E. A., SHpak L. L. Stigmatization of women's participation in the politics of modern Russia. Siberian Socium. 2018. Vol. 2. No 2. Pp. 66-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.