Научная статья на тему 'Неопубликованные источники по изучению социокультурной жизни крестьянства Тобольской губернии второй половины XIX начала XX века'

Неопубликованные источники по изучению социокультурной жизни крестьянства Тобольской губернии второй половины XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
407
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСТВА / АРХИВНЫЙ ФОНД / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / МАССОВЫЕ ИСТОЧНИКИ / ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / НАРРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX НАЧАЛО XX В / UNPUBLISHED SOURCES / A SOCIAL AND CULTURAL LIFE OF PEASANTRY / ARCHIVAL FUND / STATISTICAL MATERIALS / MASS SOURCES / PROCEEDINGS DOCUMENTATION / NARRATIVE MATERIALS / NATIONAL EDUCATION / SECOND HALF OF XIX EARLY XX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобанова Ксения Владимировна

В статье исследуются виды неопубликованных источников по изучению социальной и культурной жизни крестьянства Тобольской губернии второй половины XIXначала XXв. Данные источники сгруппированы в условные группы, проанализированы; приведены документальные примеры. Выявлена их значимость в сочетании с другими источниками по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with unpublished sources on studyinga social and cultural life of peasantry of the Tobolskprovince in the second half XIX early XX century. The sources given are grouped in conditional groups and analysed; documentary examples are given. Their importance in combination with other sources on the given issue is revealed.

Текст научной работы на тему «Неопубликованные источники по изучению социокультурной жизни крестьянства Тобольской губернии второй половины XIX начала XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 7 (261). История. Вып. 49. С. 129-133.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ДЕБЮТ

К. В. Лобанова

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНСТВА

ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В статье исследуются виды неопубликованных источников по изучению социальной и культурной жизни крестьянства Тобольской губернии второй половины XIX - начала XX в. Данные источники сгруппированы в условные группы, проанализированы; приведены документальные примеры. Выявлена их значимость в сочетании с другими источниками по данной теме.

Ключевые слова: неопубликованные источники, социальная и культурная жизнь крестьянства, архивный фонд, статистические материалы, массовые источники, делопроизводственная документация, нарративные материалы, народное образование, вторая половина XIX - начало XX в.

Период конца XIX - начала XX в. относится к позднетрадиционному времени. При сохранении основ традиционности в содержании и формах народной жизни намечаются существенные трансформации. Эти изменения, модернизационные сдвиги были вызваны, в частности, промышленной революцией, происходившей в России на рубеже веков. Отмечается активизация миграционных процессов, рост социальной мобильности, переход ряда функций семьи к общественным организациям (в том числе - все большая передача функции воспитания в руки народного образования), и в итоге - начало формирования нового образа мышления, ориентированного на индивидуума1.

Исследовательские работы по изучению крестьянства появляются во втором десятилетии XX в. До 1910-х гг. специальных исследований, включающих источниковедческую базу по истории крестьянства, не было, преобладало изучение переселенческого во-проса2.

В конце 1920 - начале 1960-х гг. исследователями освещались вопросы статистики социально-хозяйственной сферы (С. В. Бахрушин, В. И. Шунков), и лишь в 60-е гг. появляются статьи и исследования по истории семейно-дворовых форм, сельских школ. При этом ученые использовали в своих работах массовые материалы фискального и церковного учета населения XVШ-XIX вв. Данные материалы применялись для изучения семей-

но-родственных связей сибирских крестьян, составлялись списки школ грамоты и церковно-приходских училищ (В. А. Александров, А. Г. Рашин и др.)3.

В 1970-е гг. наблюдается расширение тематики изучения (З. Я. Бояршинова, Н. А. Ми-ненко, М. М. Громыко и другие). М. М. Громыко, рассматривая роль сельской общины в формировании общественного мнения, сохранении обычаев, использовала делопроизводственную документацию (отчеты сельских старост, крестьянских начальников; приговоры сельских сходов), а насыщенная архивными материалами монография Н. А. Миненко посвящена комплексному исследованию русской крестьянской семьи Западной Сибири в

XVIII - первой половине XIX в.4

В 80-90 гг. XX в. наметилась тенденция комплексного изучения социальной и культурной жизни крестьянства (Л. М. Горюшкин, Д. Н. Антонова, М. А. Кротов, В. И. Пу-зырев, Н. П. Воскобойников, А. Л. Ступни-ков, О. Б. Кох, Е. В. Соловьева, А. В. Ососков,

Н. А. Константинов)5.

С середины 90-х гг. появляются работы, созданные на региональном материале. Выявлена тенденция перехода к изучению исторического своеобразия локальных сообществ (Н. А. Балюк, В. А. Зверев, Ю. М. Гончаров, Д. А. Комаров, О. Г. Буховец, И. Н. Колтыше-ва, Н. С. Половинкин, А. В. Чернышов и др.)6.

В современной отечественной историографии выделяются следующие приоритет-

ные направления: приемы микроисследования разнообразных объектов (Т. С. Мамсик,

О. П. Илюха, Т. Г. Леонтьева, И. С. Полищук), реконструкция образа жизни (Е. А. Дегальце-ва, В. Б. Безгин), историческая демография (А. Н. Сагайдачный), локализация объектов изучения (М. В. Борисенко), изучение ментальности (О. Г. Буховец)7.

Обращение к разноплановым, разнородным источникам - характерное явление новейшей историографии в целом, требующее выработки новых (интегративных) методологических подходов, объединяющих методы собственно исторических, этнологических, социально-антропологических, социологических, культурологических исследований8.

Тобольская губерния второй половины

XIX - начала XX в. включала в себя Березовский, Сургутский, Тобольский, Тарский, Тюменский, Туринский, Тюкалинский, Ишимский, Курганский, Ялуторовский округа9. Внимание к данной территории обусловлено рядом факторов исторического и демографического характера. В частности, развитие социальной истории Сибири тесно связано с явлением вольной колонизации, с отсутствие помещичьих владений и сохранением элементов патриархального образа жизни в условиях определенной изолированности. Все это обусловило в ряде случаев как сохранение традиционной, так и становление специфической сибирской модели социальной жизни10.

Неопубликованные источники, представленные в статье, отложились в фондах Государственного архива Тюменской области в г. Тобольске (ГУТО ГАТО в г. Тобольске) и Государственном архиве Тюменской области (ГУТО ГАТО) и условно подразделяются на несколько групп.

Первую группу составляют источники, где статистические материалы, которые в них содержаться, прошли предварительную обработку, данные сгруппированы в сводные таблицы (губернаторские отчеты, материалы административно-полицейских исчислений населения, материалы социально-экономических обследований крестьянских хозяйств).

Материалы группы содержат разнообразную информацию: от динамики движения населения по сибирским губерниям (что позволяет выявить закономерности этого движения, определить половозрастной, этнический состав населения, семейное положение); вы-

явление малоимущих и, наоборот, зажиточных крестьянских дворов (включая семейные разделы), до числа начальных училищ разных типов по годам.

Среди вышеперечисленных источников данной группы наиболее информативными являются материалы социально-экономических обследований хозяйств и отчеты (ведомости) инспекторов народных училищ о количестве народных училищ по уездам11.

Такой источник отслеживал не только общее количество разнотипных школ (приходские училища по Уставу 1828 г.; сельские училища по Уставу 1875 г. и инородческие школы по Правилам 1870 г.; училища по Положению 1874 г. и по местному положению; училища в сельских поселениях-собствен-никах; иноверческие при церквях христианских; магометанские, училища по особым положениям) городских и сельских, но и открывшихся и закрывшихся за определенный год - без указания причин.

Вторая группа включает в себя массовые источники (метрические книги церквей, ревизские сказки, рекрутские списки). Данный вид источников содержит информацию о значимых демографических событиях в жизни крестьянина и его семьи.

Метрические книги как источник давно известны исследователям, но слабо ими использовались в силу нескольких причин. Одной из главных причин является невозможность обработать «вручную» большие массивы информации, содержащиеся в данном источнике12.

Использование метрических книг в качестве источника затруднено рядом недостатков: 1) все записи делались «от руки», качество записи зависело от уровня грамотности и культуры священнослужителя; 2) неточность записей в метрических книгах (при указании возраста человека в разделах «о бракосочетавшихся» и «об умерших»; при указании причины смерти детей и т. д.), связанных с низким уровнем самодисциплины и образованности священников13.

Ревизские сказки обычно подавались по каждому семейству отдельно самими крестьянами. Если крестьянин не сделал этого, за него подавали выборные крестьянские начальники. Погрешности допускались и при составлении рекрутских списков (при этом рекрутские списки содержат данные о лицах только мужского пола), но они были незначительными, так как общинники были заинте-

ресованы в более точном учете подлежащего воинским наборам населения14.

Массовые источники среди всего массива материалов наиболее взаимосвязаны, т. к. давали возможность сопоставлять и перепроверять данные друг друга.

К третьей группе относятся разнообразные источники, в которых содержится информация о мотивах к созданию семьи, семейных отношениях (в том числе и бракоразводные процессы); взаимодействие церковных служителей и крестьянского населения. Большинство документации оседало в волостных правлениях, местных и центральных органах управления. Группа содержит материалы текущего делопроизводства: журналы (настольный журнал (реестр) жалоб и решений волостных судов крестьянских начальни-ков15); отчеты (ведомости о священно- и церковнослужителях, находящихся на епитимии (см. таблицу), или отчеты волостных правле-ний16); циркуляры (циркуляры МВД по вопросу о семейных разделах, бракоразводных процессах17); материалы следствия и суда; законодательные акты (указы и предписания Тобольской духовной консистории, указы Святейшего Синода, распоряжения Тобольского губернского инспектора18).

Благодаря информационной насыщенности вышеперечисленных неопубликованных

материалов делается возможным ответить на ряд вопрос, связанных с элементами меняющейся социальной жизни крестьянства: причины вступления в брак (в том числе несовершеннолетних или с родственниками); роль женщины в семье; этическое и трудовое воспитание детей; девиантное поведение лиц духовного звания.

Подборка документации позволяет судить не только о трансформации взглядов крестьян на семью, церковь и государство, но и выявлять (а в какой-то степени и судить) изменения в политике государства и церкви по отношению к крестьянской семье.

Немаловажным является и четвертая группа неопубликованных источников, связанных с развитием начальной крестьянской школы, ее ролью в жизни детей, семьи, деревни.

В начале царствования Александра II выходцам из крестьянского сословия представилась возможность получить любой вид образования (как церковное, так и свет-ское)19.

Архивные фонды располагают обширной информацией о сельских церковно-приходских школах (или училищах), школах грамоты, передвижных сельских школах, частных школах, земских школах и школ Министерства народного образования (в том числе инородческих школах).

Выписка из ведомости о э(е)питимщиках духовного звания, за первое полугодие 1907 г.

Звания, имя, фамилия, лета За какой проступок приговорен к наказанию К какому наказанию приговорен Когда состоялось определение Епархиального начальства

Священник Вознесеннской церкви, села Бронниковского, Курганского уезда, А. Понаморев, 64 г. За оскробление крестьянина Аминова и употребление церковных денег в домашние работы Штраф 25 р. в пользу бедного звания 13.12 - 5.01. 1907 г.

Священник Николаевской церкви, села Травнинского, Ишимско-го уезда, С. Григорьев, 32 л. За повенчание до совершенолетия крестьянина Кошкарова К возмещению вы-держок по делу в сумме 43 р. 30 коп. 12.12 - 8.01. 1907 г.

Священник Петровской церкви, села Казакинского, Курганского уезда, М. Потапов, 65 л. За вымогательство при требах Переведен в псаломщики до исправления 14.12 - 9.01. 1907 г.

Псаломщик Космо-Расширской церкви, села Устьяновского, Ишимского уезда, Н. Масловский, 31 г. За обнаружение в третий раз нетрезвости Исключение из духовного звания 21.02 - 1.03. 1907 г.

Источник: ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 18. Д. 443. Л. 51-59.

Среди множества нарративных материалов архивов особо ценными для исследователя представляются следующие документы: 1) отчеты инспектора народных училищ по ревизии одноклассных и двухклассных сельских училищ ведомства Министерства народного просвещения. В обозначенных отчетах затрагиваются вопросы организационного характера, наличие образования у учителей, число учащихся - с дополнительной информацией о причинах отсутствия на занятиях (если таковые имелись), начало учебного года, пройденный материал и общие замечания по учебной деятельности; документы об открытии, функционировании передвижных школ; состав служащих школ (назначение, перемещение, увольнение (фонды Дирекции и инспекции народных училищ по

районам, Штатный смотритель20); 2)отчеты

21

0 церковно-приходских школах21 и школах грамоты; вопросы, связанные с деятельностью учащихся (фонды Тобольского приказа общественного призрения, Епархиального училищного совета22); 3) циркуляры Министерства народного просвещения; взаимоотношения учителей (в том числе церковных и светских); увольнение учащихся (причины, сроки) (Тобольский губернский училищный совет, Тюменское уездное училище23); 4) индивидуальные фонды школ (например, Тобольская низшая сельскохозяйственная школа24).

Перечисленные неопубликованные источники составляют полный перечень всех отслеженных в фондах Тобольского и Тюменского архивов документов по изучению крестьянской жизни второй половины XIX

- начала XX в. В сочетании с другими документальными материалами (периодическая печать, опубликованные материалы, историографические обзоры) источники такового рода обеспечивают основные исходные данные для исследования истории социальной и культурной жизни крестьянства Тобольской губернии в изучаемый период.

Примечания

1 См.: Миронов, Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало

XX в.). СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2000. Т. 1. С. 334-338.

2 См.: Буцинский, П. Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. Харьков : Харьк.

ун-т, 1889. 236 с.; Щапов, А. П. Неизданные сочинения // Изв. о-ва археологии, истории при Казан. ун-те. Казань : Казан. ун-т, 1926. Т. 33. Вып. 2. С. 13; Дунин-Горкавич, А. А. Тобольский север. Этнографический очерк. М. : Моск. ун-т, 1996. Т. 3. С. 62-73; Гамолец-кий, К. В. Демьянская волость. Тобольский север глазами политических ссыльных XIX

- начала XX в. Екатеринбург : Полиграфия, 1998. С.218-300.

3 См.: Александров, В. А. Введение в этнографию // Этнография русского крестьянства Сибири. М. : Моск. гос. ун-т, 1981. С. 3; Рашин, А. Г. Население России за 100 лет (1811-1913). Статистические очерки. М. : Моск. гос. ун-т, 1956. С. 37; Кабузан, В. М. Народонаселение России в XVIII - первой половине XIX в. М. : Моск. гос. ун-т, 1963. С. 78-82.

4 См.: Громыко, М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 1993. 340 с; Миненко, Н. А. Русская крестьянская семья Западной Сибири. Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 1979. 420 с.

5 См.: Горюшкин, Л. М. Источники по истории крестьянства и сельского хозяйства Сибири во второй половине XIX - начале XX в. Новосибирск : Новосиб. гос. ун-т, 1988. С. 60; Антонов, Д. Н. Метрические книги : время собирать камни // Отечеств. арх. 1986. № 4. С. 15.

6 См.: Балюк, Н. А. Тобольская деревня в конце XVI-XIX вв. Тобольск : Штрих, 1997. 149 с.; Зверев, В. А. Дети - отцам замена. Новосибирск : Новосиб. ун-т, 1993. 156 с.; Гончаров, Ю. М. Городская семья Сибири. Барнаул : Алтайс. ун-т, 2002. 314 с.; Комаров, Д. А. Религиозное просвещение русского крестьянства в приходской практике сельского духовенства // Провинциальное духовенство дореволюционной России. Тверь : Славян. мир, 2006. С. 283-297; Буховец, О. Г. Социальные конфликты и крестьянская ментальность в начале XX в. М. : Мосгорархив, 1996. 399 с.; Колтышева, И. Н. Некоторые особенности развития народного образования в Тобольской губернии // Культура : образ и образование. Тюмень : Тюмен. гос. ун-т, 1996. С. 14-17; Половинкин, Н. С. Роль Тобольской епархии в системе образования и просвещения / Н. С. Половинкин, А. В. Чернышов // Религия и церковь в Сибири : сб. науч. ст. и док. Вып. 2. Тюмень, 1991. 45 с.

7 См.: Мамсик, Т. С. Западносибирская приписная деревня в системе товарно-денежного хозяйства. Новосибирск : Новосиб. ун-т, 2001. 290 с.; Сагайдачный, А. Н. Демографические процессы в деревне Западной Сибири второй половины XIX - начала XX в. Новосибирск : Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2000. 144 с.; Борисенко, М. В. Ареал генеалогии русских крестьян. СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2001. 324 с.

8 См.: Вульф, Кристофер. Антропология (история, культура, философия). СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2007. С. 156-176; Илюха, О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX - начале XX века. СПб. : С.-Петерб. ун-т, 2007. С. 13; Козлова, Н. А. Социальноисторическая антропология. М. : Ключ, 1998. С. 15-24; Романовский, Н. В. Историческая социология. М. : Канон, 2009. С. 134-145; Репина, Л. П. Новая историческая наука и социальная история. М. : Мосгосархив, 1998. С. 46-47.

9 Данные округа расположены по уменьшению территории, согласно Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Т. LXXVIII. Тобольская губерния. СПб., 1905.С. 4.

10 См.: Тарасов-Борисенко, М. В. Указ. соч. С. 4.

11 Государственный архив Тюменской области в г. Тобольске (далее - ГУТО ГАТО в г. Тобольске). См. например, : Ф. И-5. Оп. 1. Д. 8, 11, 17, 23, 48 и др.

12 Сагайдачный, А. Н. Указ. соч. С. 45.

13 Примером может служить запись, сделанная в разделе «об умерших» в метрической книге Кизакской волости, Ялуторовского округа от 25 ноября 1883 г. Согласно данной записи дочь крестьянина Федора Андреева Евдокия умерла в возрасте 2,5 года. Проверка записей о рождении в разделе «о родившихся» установила, что родилась она 30 января 1880 г. и прожила, следовательно, 3 года и 10 месяцев, т. е. неточность составила более года (ГУТО ГАТО. Ф. И-100. Оп. 1. Д. 20. Л. 20).

14 ГУТО ГАТО. Ф. И-22. Оп. 1. Д. 2. Л. 12.

15 См. например: ГУТО ГАТО. Ф. И-40. Оп.

1. Д. 22, 23, 53, 56, 69, 111; Ф. И-114. Оп. 1. Д. 47, 52, 176, 209; ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-158. Оп. 1. Д. 20, 45; Ф. И-344. Оп. 1. Д. 3, 118; Ф. И-345. Оп. 1. Д. 128, 133 и др.

16 Там же. Ф. И-485. Оп. 1. Д. 129, 130, 131, 133, 134; ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-156.

Оп. 16. Д. 261, 274; Оп. 18. Д. 8, 11, 21 и др.

17 Там же. Ф. И-480. Оп. 1. Д. 6, 54; ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-332. Оп. 1. Д. 35; Оп. 2. Д. 7, 41 и др.

18 Там же. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 1215; Ф. И-33. Оп. 1. Д. 16, 18, 19, 20; Ф. И-80. Оп. 1. Д. 17, 66; Ф. И-114. Оп. 1. Д. 40, 46; Ф. И-204. Оп. 1. Д. 1, 14, 16 и др.

19 См.: Рождественский, С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902. С. 444-449.

20 См. например: ГУТО ГАТО. Ф. И-78. Оп. 1. Д. 3, 4, 5, 6, 9, 10, 36, 43; Ф. И-59. Оп. 1. Д. 1,

2, 3, 5, 7, 11, 14, 89, 137; Ф. И-77. Оп. 1. Д. 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 22, 24, 29; ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-5. Оп. 1. Д. 16, 33, 36, 37 и др.

21 Среди множества отчетов о церковно-приходских школах (далее - ЦПШ) был обнаружен подотчет 1886 г., в котором содержались сведения о препятствиях к открытию ЦПШ: «...1) существование различных учебных заведений гражданского и военного ведомств в городских и министерских школ в деревнях, каковы заведения и школы, по отзывам благочинных, приходских священников и их прихожан, удовлетворяют, будто бы, спросу на обучение детей прихожан; 2) в нехватке помещений для ЦПШ, учебных принадлежностей и вообще средств к открытию и содержанию этих школ, вследствие бедности и даже нищеты прихожан, после неурожаев хлеба в продолжение нескольких лет кряду, и упадки скота; 3) в дальности расстояния одной от другой и от приходских церквей; 4) в большом количестве обязанностей приходских священников и затруднительности при свершении треб в раскинутых на огромном пространстве деревнях и малочисленности чинов причта; 5) в недостатке лиц, которые бы могли вести дело обучения в ЦПШ; 6) существование в некоторых приходах раскольников, которые устраняются от православного духовенства» - ГУТО ГАТО в г. Тобольске. Ф. И-61. Оп. 1. Д. 2. Л. 13 об.

22 Там же. Ф. И-355. Оп. 1. Д. 13, 15; Ф. И-61. Оп. 1. Д. 3, 6, 11, 23, 27 и др.

23 Там же. Ф. И-458. Оп. 1. Д. 1; ГУТО ГАТО. Ф. И-78. Оп. 1. Д. 6, 9, 10 и др.

24 Там же. Ф. И-468. Оп. 1; Ф. И-702. Оп. 1. и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.