Неопределенность понятий как источник проблем управления экономическими объектами в РФ. Пример «устойчивости рубля»
Uncertainty of concepts as а source of economic objects management issues in the Russian Federation. Example of «stability of the ruble»
Кучкаров Захирджан Анварович Kuchkarov Zakhirdzhan
Доктор экономических наук, кандидат технических наук, академик Российской
академии естественных наук,
Заведующий кафедрой ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)» г. Долгопрудный, Московская область, Директор Центра инноваций и высоких технологий «КОНЦЕПТ» 105062, Россия, г. Москва, ул. Жуковского, д. 6, стр. 2.
8 985 920 08 10 kuchkarov@acconcept.ru Дербенцев Дмитрий Дмитриевич Derbentsev Dmitry
Магистрант кафедры концептуального анализа и проектирования ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)»
105062, Россия, г. Москва, ул. Жуковского, д. 6, стр. 2.
8 916 197 17 68 dderbentsev@acconcept.ru Кузнецова Евгения Борисовна Kuznetsova Evgeniya
Магистрант кафедры концептуального анализа и проектирования ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)»
105062, Россия, г. Москва, ул. Жуковского, д. 6, стр. 2.
8 916 509 41 18 ekuznetsova@acconcept.ru Кузива Татьяна Дмитриевна Kuziva Tatyana
Магистрант кафедры концептуального анализа и проектирования ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт (государственный университет)»
105062, Россия, г. Москва, ул. Жуковского, д. 6, стр. 2.
8 916 867 18 19
tdk@acconcept.ru
Аннотация:
В настоящее время существует несколько различных точек зрения на действующую в Российской Федерации экономическую модель. Авторы не сходятся в вопросах определения базовых понятий. Терминологическая «неразбериха» в вопросах определения ключевых понятий перестала быть новым явлением для экономической предметной области в России. В качестве очередного примера в данной статье выступает понятие «устойчивость рубля».
В статье приведен анализ различных источников на предмет поиска определения понятия «устойчивость рубля». Особое внимание уделено нормативным правовым актам Российской Федерации. Определение исследуемого понятия отсутствует как в научных работах российских экономистов, так и в российском законодательстве. Несмотря на это, «устойчивость рубля» повсеместно используется в вопросах управления, экономики и юриспруденции России, что говорит о симптоме потери управляемости экономическими объектами в РФ.
Abstract:
At the present day there are several different points of view on the current economic model of the Russian Federation. The authors do not agree in determining the basic concepts. Terminological «confusion» in the definition of key concepts has ceased to be a new phenomenon for the Russian economy. The «stability of the ruble» is another example of this phenomenon.
The article gives an analysis of various sources for the search for a definition of the concept of "stability of the ruble". Particular attention is paid to the legislation of the Russian Federation. The definition of the investigated concept is absent both in scientific works of the Russian economists, and in the Russian legislation. Despite this, the "stability of the ruble" is widely used in the management, economics and jurisprudence of Russia. That indicates a symptom of loss of controllability by economic entities in the Russian Federation.
Ключевые слова:
Нормативное правовое регулирование, экономическая модель Российской Федерации, устойчивость рубля, устойчивость национальной валюты, инфляция, неопределенность понятий, концептуальный метод.
Keywords:
Statutory régulation, Russian economic model, stability of the ruble, stability of the national currency, inflation, uncertainty of concepts, conceptual method.
ВВЕДЕНИЕ:
Устойчивость национальной валюты - это одно из ключевых экономических понятий, во многом определяющее функционирование и развитие экономики государства. Защитой и обеспечением устойчивости национальной валюты в России, т.е. российского рубля, согласно статье 75 Конституции Российской Федерации
«Статья 75. Пункт 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.»
и статье 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,
«Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля;»
занимается Банк России. Однако, как и в случае с другим ключевым экономическим понятием - инфляцией [Дербенцев, Кучкаров, 2015, С. 406], понятие «устойчивость рубля», по мнению авторов, не определено.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Тема «устойчивости» национальной валюты России стала актуальной в последние годы, и ей посвящено немало публикаций. Исследуются устойчивость рубля в контексте валютной политики Банка России [Федосова, 2015], факторы, определяющие устойчивость рубля [Бродунов, Буневич, Ли,
2016], регулирование устойчивости национальной валюты [Арбузова, 2016, С. 21-24.], проблемы устойчивости российской национальной валюты [Козмова, Пирская, 2015]. Но несмотря на то, что большое количество статей посвящено изучению устойчивости рубля, ни одна из них не вводит определение этого понятия.
В средствах массовой информации также встречается материал, посвященный исследуемой теме.
РИА Новости:
2015: «Стратегия: госполитика России предусматривает устойчивость курса рубля»
2016: «Эксперты ожидают снижения рынка акций РФ и сохранения устойчивости
рубля»
РБК:
2017: «TeleTrade: Устойчивость рубля обеспечивается монетарными факторами»
2017: «ING: Устойчивость рубля снижает спекулятивный интерес»
Российская газета:
2017: «Не в курсе»
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Тема устойчивости рубля является актуальной, особенно в последние несколько лет. Действительно, это понятие определяет многие аспекты экономической жизни всего государства. Однако у авторов данной статьи возникает подозрение в отсутствии легитимного и закрепленного определения исследуемого понятия.
С целью поиска определения «устойчивости рубля» были проанализированы следующие источники:
• экономические словари;
• публикации российских экономистов;
• нормативно-правовые акты (НПА).
Словари не содержат отдельного термина «устойчивость валюты». Это понятие встречается в контексте других терминов. Например, в словаре [Авакьян, 2015, С. 640] «устойчивость рубля» присутствует при объяснении значений «Банка России» и «денежной единицы». Однако определение «устойчивости» там отсутствует. Вместо него приведены указанные ранее
цитаты из 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Конституции РФ.
В дополнение к статьям российских экономистов, указанным в начале статьи, проведем поиск определения в других монографиях российских авторов. В статье [Банковские вклады, обмен..., 2016, С. 144] «устойчивость рубля» определена следующим образом.
«Устойчивость национальной валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции.»
Значит, «устойчивость рубля» определяется только значением инфляции в стране. Но, как было показано в статье [Дербенцев, Кучкаров, 2015, С. 406], инфляция - это понятие, не имеющее определения. То есть «устойчивость рубля» задается через неопределяемое понятие. Монографии [Артемов, Лагутин, Ситник, Урда, 2016] и [Кучеров, 2014] используют понятие «устойчивость рубля» в контексте валютного регулирования, но не содержат его определения. Понятие «устойчивость рубля» не определено и в монографии [Кучеров, 2016], однако в ней приводится следующее рассуждение:
«.отмечается, что значение защиты и обеспечения устойчивости рубля, а также законодательное закрепление данной цели обусловлено тем, что наличие национальной валюты является одним из признаков государственного суверенитета, а способность государственных органов обеспечивать ее устойчивость - одним из критериев эффективности государственной власти.»
Но разве можно обеспечить «устойчивость валюты», не имея однозначного, нетрактуемого, легитимного определения этого понятия? Получается, критерий эффективности государственной власти не выполнен. Или, обозначая эту проблему с точки зрения управленческой науки, управление «устойчивостью рубля» в России отсутствует.
Поскольку определения в словарях и экономико-юридических монографиях отсутствуют, обратимся к следующему источнику -экономическому учебному курсу [Рождественская, Гузнов, 2016, С. 67-404.]. Именно этот важный источник, с одной стороны, подтверждает отсутствие
определения «устойчивости» в главном российском законе, а с другой - все же содержит намек на возможное определение «устойчивости рубля».
«Конституция РФ непосредственно не раскрывает содержание принципа "защита и обеспечение устойчивости рубля". Доктринально "устойчивость" рассматривается как способность некоторого предмета или системы сохранять свои свойства под воздействием внешних факторов.
В этом смысле устойчивость рубля может означать:
1) способность рубля сохранять свое значение по отношению к иным денежным единицам;
2) способность рубля сохранять свое значение по отношению к товарам реального сектора экономики.»
Рождественская и Гузнов определяют искомое понятие через валютный курс и инфляцию. Во втором случае, как было показано ранее, имеет место определение одного неопределенного понятия через другое. Однако стоит отметить, что в отличие от статьи [Банковские вклады, обмен..., 2016, 144 с] в данном определении дополнительно учтено влияние на «устойчивость рубля» валютного курса. Тем не менее, несмотря на попытку полнее определить исследуемое понятие, данный источник - всего лишь учебное пособие, не имеющее легитимного статуса.
Наконец, перейдем к результатам анализа законодательства РФ. Поиск определения понятия «устойчивость рубля» среди нормативных правовых актов позволил составить следующую таблицу, состоящую из НПА, в которых используется искомое понятие (табл. 1).
Таблица 1. Нормативно-правовые акты, использующие понятие «устойчивость рубля»
№ Нормативно-правовой акт
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)
2 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
3 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов (утв. Банком России)
5 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
6 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК
029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст)
7 Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах"
8 Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 439 "О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах"
Как уже было сказано в начале данной работы, статья 75 Конституции РФ гласит:
«Статья 75. Пункт 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.»
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности содержит ссылку на 75 статью Конституции.
Федеральный закон N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" содержит информацию, похожую на указанную в Конституции:
«Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля;»
Согласно этому ФЗ «устойчивость рубля» является основной целью денежно-кредитной политики ЦБ РФ (еще одного неопределенного в России понятия, разобранного в статье [Кучкаров, Дербенцев, Кузнецова, Кузива, 2016]).
«Статья 34.1. Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.»
Федеральный закон N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет свою цель следующим образом:
«Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.»
На основании анализа трех законов - Конституции РФ, 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" - составлена схема, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1. Соотношение функций и целей по Конституции РФ, 86-ФЗ и 173-ФЗ.
Каждый из трех НПА направлен на защиту и обеспечение, либо только обеспечение «устойчивости рубля». Согласно Конституции и 86-ФЗ о ЦБ РФ, защита и обеспечение «устойчивости рубля» является для Банка России одновременно и основной функцией, и целью деятельности. Согласно 86-ФЗ о ЦБ РФ, защита и обеспечение «устойчивости рубля» - это также и основная цель денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России. Наконец, согласно 173-Ф3, обеспечение «устойчивости рубля» - это цель всего Федерального закона N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле".
Таким образом, видим, что формулировки основной функции и цели деятельности Центрального банка РФ, основной цели ДКП ЦБ РФ и цель Федерального закона N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" содержат понятие «устойчивость рубля». Однако это понятие не определено ни в одном из этих законов. Более того, оно не определено ни в
одном из законов, перечисленных в таблице 1. Это означает, что функционирование Банка России направлено на достижение некоего экономического результата, который не закреплен юридически, не определен на законодательном уровне. Более того, он не определен и логически. Сложившаяся ситуация говорит о том, что управление «устойчивостью рубля» в РФ отсутствует, а для органа, который должен заниматься этим управлением, имеется возможность трактовки объекта управления.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов ЦБ РФ, Указ Президента РФ N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Постановления Правительства РФ N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и N 439 "О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 -1997 годах" не содержат определения «устойчивости рубля». Но их анализ показал использование множества других понятий, созданных приписыванием «устойчивости» к совершенно разным понятиям, которые также не имеют юридически закрепленного определения. Разнообразие неопределенных понятий приведено на рисунке 2.
снижение инфляции
экономический рост
стабилизация инфляции
уверенность
Рисунок. 2. Разнообразие неопределенных понятий, созданных приписыванием атрибута
"устойчивость"
Разнообразие приведенных на рисунке 2 терминов вызывает ряд вопросов.
1) Каковы критерии устойчивости? Например, экономический рост -это параметр, который меняется во времени. Какой характер должны носить колебания темпов роста, чтобы сам рост был устойчивым? Аналогичный вопрос с «динамикой» и «снижением инфляции».
2) Можно ли применять «устойчивость» к крупным системам, таким как «экономика», «национальная система расселения» или «макроэкономическая ситуация»? Под каждым из перечисленных понятий подразумевается большой набор параметров и характеристик, «устойчивость» которых не может быть обеспечена одновременно.
Эти вопросы относятся не только к понятиям, приведенным на рисунке 2. Они имеют прямое отношение и к «устойчивости рубля». Действительно, в каком случае рубль является «устойчивым», а в каком - нет, не определено (т.е., критерии «устойчивости» отсутствуют). Под понятием «устойчивости рубля» подразумевается «устойчивость» всей денежно-кредитной политики ЦБ РФ [ФЗ №86, статья 34.1], которая представляет некий комплекс мер, использующий множество методов и инструментов [ФЗ №86, статья 35]. По мнению авторов, поддержание «устойчивости» каждого отдельного элемента ДКП вызывает сомнения.
Наконец, процитируем речь председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, которая приводится в новостном выпуске на Первом канале, вышедшем 18 ноября 2014 года:
«Наша конституционная задача - обеспечить устойчивость рубля. Ну, на мой взгляд, надо перестать мерить эту устойчивость только в иностранных валютах. Сколько долларов мы можем купить за рубль. Для людей важнее, сколько товаров можно купить на рубль. Устойчивость - это прежде всего покупательная способность рубля, это низкая инфляция.»
Слова главы Банка России, в совокупности с вышеприведенными результатами анализа, означают, что вопрос определения понятия
«устойчивость рубля» не решен однозначным образом. То есть, в экономической и управленческой сферах нашей страны «устойчивость рубля» могут связывать как с иностранными валютами (т.е., иметь в виду курс рубля по отношению, например, к доллару), так и с инфляцией национальной валюты. Во втором случае, как было показано ранее в статье [Дербенцев, Кучкаров, 2015, С. 406], одно неопределенное понятие «устойчивость рубля» выражается через другое неопределенное понятие «инфляция», что только увеличивает терминологическую неразбериху в сфере экономики и управления РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующий вывод. Одно из ключевых экономических понятий, на основании которого строится денежно-кредитная политика Банка России, не определено. Тем не менее, оно используется в различных нормативных правовых актах, связанные с ним вопросы регулярно поднимаются и обсуждаются в средствах массовой информации, публикуются статьи российских исследователей-экономистов на эту тему. Вопрос определения понятия «устойчивость рубля» остается открытым, проводимые в этой сфере исследования само понятие не определяют. Сложившаяся ситуация выглядит по меньшей мере нелогичной. Экономическая политика в России проводится на основании неопределенной сущности, что, по мнению авторов, только усугубляет потерю управляемости экономическими объектами в России. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1) Замысел реконструкции и нормативного определения модели экономики РФ [Текст] / Д. Д. Дербенцев, З. А. Кучкаров // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (4). — С. 406-411. — ISSN 2413-3981.
2) Кучкаров З.А., Дербенцев Д.Д., Кузнецова Е.Б., Кузива Т.Д. Неопределенность понятий как источник проблем управления экономическими
объектами в РФ. Примеры инфляции и денежно-кредитной политики// Экономика: вчера, сегодня, завтра/ «АНАЛИТИКА РОДИС», 2016
3) Кучкаров З. А. и др. Исследование социально-экономических систем //Методология. Теория. Следствия.-М.: Концепт. - 2007.
4) Шабаров В. Н. Общая политэкономия. - М. : Концепт, 2004.
5) Кучкаров З. А. Методы концептуального анализа и синтеза в теоретическом исследовании и проектировании социально-экономических систем //Курс лекций (1987-2005). — М.: Концепт. - 2005.
6) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Текст] Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 N 86-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 07.03.2017 Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 29.04.2017.
7) Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов (утв. Банком России) [Электронный ресурс] Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 29.04.2017.
8) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 30.12.2008
9) Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" [Электронный ресурс] Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 10.12.2003 с изменениями от 03.07.2016
10) Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс] Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 31.12.2015
11) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст) [Электронный ресурс] Доступ из
системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 31.01.2014
12) Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" [Электронный ресурс] Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 31.03.1997
13) Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. N 439 "О Программе Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах" [Электронный ресурс] Доступ из системы ГАРАНТ // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Аналитик / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 28.04.1995
14) Бродунов А. Н., Буневич К. Г., Ли В. А. Анализ факторов, влияющих на устойчивость рубля в условиях макроэкономической неопределенности //Вестник Московского университета имени СЮ Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - №. 1 (16).
15) Федосова С. П. Валютная политика Банка России: этапы и современная направленность //Социально-экономические явления и процессы.
- 2015. - Т. 10. - №. 10.
16) Арбузова А. А. Регулирование устойчивости национальной валюты //Современные инновационные направления развития деятельности страховых и финансово-кредитных организаций в условиях трансформационной экономики. - 2016. - С. 21-24.
17) Козмова Е. Г., Пирская Е. В. Проблемы устойчивости российской национальной валюты //Северный регион: наука, образование, культура. - №. 1.
18) Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право: учебник для магистров //М.: Проспект. - 2016. - Т. 448. - С. 67.404.
19) Артемов Н.М., Лагутин И.Б., Ситник А.А., Урда М.Н. Правовое регулирование денежного обращения (Денежное право): Монография" "НОРМА", "ИНФРА-М", 2016
20) Кучеров И. И. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации: эволюция и состояние: монография //М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП.
- 2014.
21) Кучеров И. И. Законные платежные средства: теоретико-правовое исследование: монография //М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - 2016.
22) Авакьян С. А. А18 Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь /. С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.
23) РБК. URL: https://quote.rbc.ru/news/07/02/2017/58b6ee9e9a794733033d0fa9
24) РБК. URL:
https://quote.rbc.ru/news/02/05/2017/590836189a7947aa27ab006f?from=newsfeed
25) РИА Новости. URL:
https: //ria. ru/economy/20151231/1352385602. html
26) РИА Новости. URL: https://ria.ru/economy/20161103/1480657094.html
27) Российская газета. URL:
https://rg.ru/2017/04/12/investory-nachali-uhodit-iz-riskovannyh-aktivov-vkl iuchaia-rubl. html
28) Официальный сайт Первого канала. URL: https://www.1tv.ru/news/2014-11-18/29267-
o_variantah_razvitiya_sobytiy_v_usloviyah_nizkih_tsen_na_neft_i_sanktsiy_es_rass kazala_glava_tsb