Научная статья на тему 'Неомифология и мифология в романе В. Пелевина «Generation “п”»'

Неомифология и мифология в романе В. Пелевина «Generation “п”» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1737
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЯ / НЕОМИФОЛОГИЯ / МИФОЛОГЕМА / В. ПЕЛЕВИН / «GENERATION “П”» / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ИШТАР / РИТУАЛЬНЫЙ БРАК / РИТУАЛ / ВАВИЛОН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баранов Александр Васильевич

В статье рассматриваются особенности построения неомифологической системы в романе В. Пелевина «Generation“П”». В ходе исследования рассматривается и анализируется связь синтезированных Пелевиным неомифологем с существующими мифологемами. Нами проводится исследование способа создания автором неомифологической системы с отслеживанием первоисточника её составляющих. Также мы отвечаем на вопрос: насколько соответствует традиции архаического мифа система В. Пелевина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEOMYPHOLOGY AND MYTHOLOGY IN NOVEL BY V. PELEVIN GENERATION “П”

The article discusses the features of building a neomythological system in the novel by V. Pelevin Generation “П”. The study examines and analyzes the relationship synthesized by Pelevin neomythologist with existing mythologies. We are conducting a study of the way the author creates a neomythological system with tracking the source of its components. We also answer the question: how much does the system of V. Pelevin correspond to the tradition of archaic myth.

Текст научной работы на тему «Неомифология и мифология в романе В. Пелевина «Generation “п”»»

УДК 821.161.939.272

НЕОМИФОЛОГИЯ И МИФОЛОГИЯ В РОМАНЕ В. ПЕЛЕВИНА «GENERATION "П"»

Баранов Александр Васильевич,

магистрант второго курса факультета славянской филологии и журналистики Таврической академии КФУ им.

В.И. Вернадского (Россия, Симферополь), e-mail: aleksandr. baranov.97@mail. ru

В статье рассматриваются особенности построения неомифологической системы в романе В. Пелевина «Generation "П"». В ходе исследования рассматривается и анализируется связь синтезированных Пелевиным неомифологем с существующими мифологемами. Нами проводится исследование способа создания автором неомифологической системы с отслеживанием первоисточника её составляющих. Также мы отвечаем на вопрос: насколько соответствует традиции архаического мифа система В.Пелевина.

Ключевые слова: Мифология, неомифология, мифологема, В. Пелевин, «Generation "П"», художественная действительность, Иштар, ритуальный брак, ритуал, Вавилон.

Значимость вклада Виктора Пелевина отмечаема фактом включения его творчество в многие учебные пособия по русскому постмодернизму, такие как «Русский литературный постмодернизм» В. Н. Курицына [7], «Современная русская литература. Постмодер-

© А.В. Баранов, 2019

низм и неопостмодернизм: учебное пособие для студентов вузов» [6] Д. В. Кротовой. В работах современных литературоведов рассматриваются разные грани творчества Виктора Пелевина, наиболее новой и охватывающей смежную с нашим исследованием тематику является монография Янь Мэйпина «Восточные мотивы в произведениях Виктора Пелевина» [9] с культурологической позиции. Значителен вклад Д. В. Нечепуренко в литературоведческое рассмотрение системы персонажей автора, его работа «Характерология В. О. Пелевина» [10].

В нашей работе будет затронут не столько неомифологический аспект, сколько мифологическое в творчестве В. О. Пелевина, реализация его в романе «Generation "П"». По нашему мнению, немалый ряд неомифологем базируется на следовании принципам архаической традиции и синтеза её элементов. По большому счёту, мы будем аргументировать эту точку зрения на протяжении последующего материала.

Сконцентрируем внимание на особенностях текста внутри текста, на созданной Пелевиным статье: «Вавилон: Три загадки халдеев». Её фрагменты выдаются писателем за приложение к диссертации по истории древнего мира, именно на базе данной квазинаучной работы выстраивается базис неомифологический художественной действительности романа. Так как с ритуальной точки зрения всё повествования сводится к браку с Иштар - в основном мы разбираем особенности, связанные с её образом.

Вавилен Татарский, главный герой романа «Generation "П"», видит в оговоренной нами статье рисунок, изображающий халдея на зиккурате с ритуальными предметами - зеркалом и маской [12, с. 42]. Из текста он узнаёт, что - это ритуальные предметы Иштар. «Иштар в золотой маске, смотрящаяся в зеркало» [12, с. 42] является выражением основного символизма культа богини. «Золото суть тело богини; его негативная проекция - свет звезд» [12, с. 42]. Приводимые Пелевиным фразы не достоверны отношение Иштар или аккадско-вавилонской культуры. Но и плодом современного мышления, далёкого от религий древности, их назвать никак нельзя. Мы не знаем упоминаний о маске или зеркале, как ритуаль-

ных предметах халдеев. Но, подлинная Иштар действительно связана с золотом и богатством как таковым.

Для лучшего понимания обратимся к шумеро-аккадской культурной системе. Наиболее древним именем рассматриваемой богини считается «Инанна», как называли её древние шумеры, Иштар - вавилонский вариант имени [18, с. 159]. По мнению Торкиль-да Якобсена, слово «Инанна» переводится как «госпожа финиковых гроздей» [18, с.30]. Исследователь считает, что от этой роли сфера идентичности богини стала расти и «.. .её власть распространилась на кладовые в целом, в том числе на хранилища шерсти, мяса, зерна» [18, с. 151]. С рассматриваемой концепцией не согласен И.М. Дьяконов, выступивший ответственным редактором книги «Сокровища Тьмы» [18, с.6]. Однако и он не отрицает роли божества, как покровительствующего богатству, в частности через господство над урожаем (плодородием) и половой жизнью ...» [4, с. 97].

Когда богатство стало восприниматься не столько урожаем, сколько драгоценными металлами, или же в той среде, где происходила такая перемена, Иштар актуализирует связь с золотом. Заглянем в важнейшее произведение Шумеро-аккадской литературы: «Эпос о Гильгамеше». Богиня пытается соблазнить главного героя при помощи следующих аргументов: «Ты будешь мужем, я буду женою! / Приготовлю для тебя золотую колесницу, / С золотыми колесами.» [17, с. 39]. Далее она упоминает и о других атрибутах богатства, но начинает именно с золота.

Теперь вернёмся к произведению Пелевина. Рассматривание им Иштар как идеи золота в значении богатства имеет под собой веские основы, несмотря на то, что эта функция является только одной из множества для аутентичной Инанны-Иштар. А, если мы будем считать мнение Якобсена верным, то данная функция является древнейшей основополагающей для богини.

Теперь обратимся к значению негативной проекции как света звёзд. Отбросив нюансы интеллектуализации в синтезированном Пелевиным тексте статьи, мы поймём, что это указание на присущую сущности Иштар астральную (звёздную природу). И это тоже имеет основу в мифологии, в данном контексте - в Вавилонской,

где Иштар отождествлялась с Утренней звездой и планетарным небом, то есть астральным (звёздным) топосом [4, с. 142].

Маски и зеркала в использованном автором значении не проявляли себя в шумеро-аккадской или вавилонской культуре, если, что следует из проанализированных нами работ в этой области. Вероятнее всего, рассматриваемые предметы уже являются приписанными халдеям автором, и в этом случае «для создания космоса романа привлекается (курсив наш) шумеро-аккадская мифология» [3, с. 7], а не является говорящей о себе самой. Но авторский ход с предметами Иштар проделан для более красноречивого символьного выражение сути гильдии халдеев и их покровительницы в художественном мире произведения.

Маска - важнейший атрибут священных обрядов в различных обществах ещё в архаике, так одно из посвящений у австралийских аборигенов осуществляют «в масках,со знаками племени в руках» [16, с. 31], ту же роль маски выполняют в Африке и Новой Гвинее [16, с. 88]. Упомянём, что существует обширный научный труд Клода Леви-Стросса посвящённый теме функционирования масок в древних обществах [8].

Маска скрывает лица, то есть индивидуально-человеческий аспект носящего её. Это подчёркивает первичность принадлежности человека определенной группе или роли (в рассматриваемом контексте, инициирующего). Зеркало «является символом воображения или сознания... связано с водой как отражателем и с мифом о Нарциссе.» [13, с. 209]. Более всего для нас интересна связь зеркала с мифом о Нарциссе из-за некоторой схожести действия, напомним, что Нарцисс влюбился в своё отражение, всё смотрел на него и смотрел, пока не умер [11, с. 90-94]. Он пострадал из-за самолюбования, но катализатором этого выступила зеркальная водная гладь, зеркало. Значит, в его свойствах ещё пленение, привязанность (вспомним сказку о Белоснежке) и некоторая опасность. Мэнли П. Холл, когда пишет об элевсинских мистериях, трактует миф о Нарциссе как принятие человеком своего отражения из «безжизненной глины» за истину и тем самым лишения им самого себя раскрытия истинного Я и достижения бессмертия [15, с. 86]. Далее исследователь упоминает, что и зеркало Вакха стало причиной па-

дения в иллюзии [15, с. 96]. Существуют и свидетельства о ношении зеркал персидскими магами как символа иллюзии, или же Низа, противопоставленного небесам, и являющегося их отражением [15, с. 271]. И это свидетельствует о возможности наличия у халдеев зеркал как ритуального атрибута.

Иштар смотрит на себя в зеркало в золотой маске, следовательно, отождествляет своё лицо с отражением - золотого, искусственного. На аллегорическом языке Пелевин уже сказал, что Иштар превратилась в золото, о чём напрямую он скажет в самом конце книги через слова Азадовского [12, с. 334].

В «Божественном Поймандре» приводится перекликающийся со смыслом нашего сюжет, где человек, существо из мира небесного, влюбляется в своё отражение (вариант нарцисса) и спускается в него, «Разумная Вещь соединяет Себя с неразумным образом или формой» [15, с. 127]. Возможно, Иштар показана как потерявшая свою божественную суть, принадлежность небесному миру, и обретшая земную сущность именно через маску и зеркало.

Дальше, в выдержках из того же «научного» текста внутри «Generation "П"» Татарский узнаёт о трёх загадках Иштар, отгадав которые любой вавилонянин может стать ритуальным мужем богини [12, с. 43]. Дополним наше исследование информацией о священном браке в древней Месопотамии. Изначально речь идёт о браке божества с божеством: Нанна и Ниргаль, Энлиль и Нинлиль, Иштар и Думузи. Но существуют многие вариации. Например, если традиция обожествляет царя, то возможен священный брак его, как земного божества, с его наложницей [4, с. 164]. Другой вариант -ежегодный союз царя с одной жрицей богини, олицетворявшей её «дабы обеспечить плодородие земли и женского чрева» [5, с. 213]. Поэтому ясно, что ритуальный брак с Иштар не мог проходить с любым жителем Вавилона, однако во время ритуального брака любой житель Вавилона, мог совокупиться с с храмовой жрицей Иштар, однако не о каких загадках перед этим упоминаний нет.

Но их мотив, вернее мотив их роли, здесь выражен именно в традиции (или ритуале), встречающемся в античности, где от отгадывания загадок зависит судьба человека. В рассматриваемом контексте транслируется сюжет о Сфинксе (или Сфинге) древне-

греческой мифологии. Речь идёт о мифологеме чудовища, которое убивает неотгадавших загаданную им загадку [2, с. 66]. В результате чего, тому, кто даст чудовищу правильный ответ власти Фив предложили в жёны царицу и власть над городом [2, с. 66]. А вавилонянин, разгадавший три загадки Иштар, (в художественной действительности Пелевина) удостаивался священного брака, но в случае неправильных ответов - сбрасывался стражем вниз [12, с. 4546].

Подобный сюжет можно назвать кроссмифологическим. В древнескандинавской мифологии Один отгадывает загадки великана Вафтруднира, чтобы получить от него доступ к колодцу мудрости [14, с. 31], индийский царь Юдхиштхира даёт верные ответы на загадки ракшаса (лесного демона) после чего последний оживляет его братьев [1, с. 90]. Но более всего пересечений наблюдается с сюжетом о Сфинксе, особенно учитывая брак, следующий после правильного ответа.

Следовательно, Пелевин не столько создаёт неомиф, сколько реконструирует в художественном тексте универсальное для архаической мифологии событие на базе ассиро-вавилонской системы.

Выводы. Неомифологическая система Виктора Пелевина выстроена при использовании богатого материала аутентичной мифологии и на базе реально существующих ритуалов, представлений и логике мифа.

В отношении Иштар автор использует одну из её фактических ипостасей (покровительница богатства) как основную для реализации своего замысла, связанного с ценностями современного социума.

Автор как бы реконструирует возможные с точки зрения мифологических прецедентов части ритуальной системы Вавилона, которых в нём не было, на равнее с теми, которые были. Смысл данного приёма в демонстрации читателю полноценной мифологической действительности, затрагивающей отдельные образы не только с восточной, но и индоевропейской общности.

С помощью мифологии и художественного объединения разных её пластов в один Виктор Пелевин внутри мира «Generation "П"»

создаёт целостный фрагмент художественного мира архаической мифологии в древневавилонской её «оболочке».

Список использованной литературы

1. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках: сборник статей / под ред. Е. М. Мелетинского. - М.: Наука, 1988. - 329 с.

2. Диодор. Греческая мифология. - М.: Лабиринт, 2000. - 224 с.

3. Дмитриев, А. В. Неомифологизм в структуре романов В. Пелевина: автореф. дисс. ... канд. филол. наук / А.В. Дмитриев. -Волгоград, 2002. - 17 с.

4. Дьяконов, И. М. Архаические мифы Востока и Запада / И. М. Дьяконов. - М.: Наука, 1990. - 247 с.

5. Крамер, Н. Сэмюэл. История начинается в Шумере / Сэмю-эл Н. Крамер. - М.: Наука, 1991. - 235 с.

6. Кротова, Д. В. Современная русская литература. Постмодернизм и неопостмодернизм: учебное пособие для студентов вузов / Д. В. Кротова. - М.: МАКС, 2018. - 224 с.

7. Курицын, В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. - М.: ОГИ, 2000. - 288 с.

8. Леви-Строс, К. Путь масок / К. Леви-Строс. - М,: Республика, 2000. - 399 с.

9. Мэйпин, Янь. Восточные мотивы в творчестве В. Пелевина: монография / Янь Мэйпин. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2019. - 184 с.

10. Нечепуренко, Д. В. Характерология В. О. Пелевина: автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Д. В. Нечепуренко. - Екатеринбург, 2014. - 19 с.

11. Овидий, Публий Назон. Метаморфозы / Публий Овидий Назон. - М.: Художественная литература, 1977. - 430 с.

12. Пелевин, В. «Generation "П"» / В. Пелевин. - М.: Аст, 2019. - 352 с.

13. Словарь символов / сост. Керлот Хуан Эдуардо. - М.: REFL-book, 1994. - 608с.

14. Старшая Эдда: древнеисландские песни о богах и героях / пер. А. И. Корсуна. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 259 с.

15. Холл, Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / П. Мэнли Холл. - М.: Эксмо, 2007. - 864с.

16. Элиаде, Мирча. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / Мирча Элиаде - М.: Университетская книга, 1999. -356 с.

17. Эпос о Гильгамеше (О всё видавшем) / пер. с аккадского И. М. Дьяконов. - СПб.: Наука, 2006. - 212с.

18. Якобсен, Торкильд. Сокровище тьмы: история месопотамс-кой религии / Торкильд Якобсен. - М.: Восточная литература; РАН, 1995. - 293 с.

NEOMYPHOLOGYAND MYTHOLOGY IN NOVEL BY V PELEVIN GENERATION "n"

Baranov Alexander Vasilyevich,

Undergraduate of the two course of the Faculty of Slavic Philology and Journalism of the Taurida Academy VI. Vernadsky CFU (Russia, Simferopol), e-mail: aleksandr.baranov.97@mail.ru

The article discusses the features of building a neomythological system in the novel by V. Pelevin Generation "n". The study examines and analyzes the relationship synthesized by Pelevin neomythologist with existing mythologies. We are conducting a study of the way the author creates a neomythological system with tracking the source of its components. We also answer the question: how much does the system of V. Pelevin correspond to the tradition of archaic myth.

Keywords: mythology, neomythology, mythologem, V. Pelevin, Generation "n", artistic reality, Ishtar, ritual marriage, ritual, Babylon.

References

1. Arkhaicheskiy ritual v fol'klornykh i ranneliteraturnykh pamyatnikakh: sbornik statey / pod red. Ye. M. Meletinskogo. - M.: Nauka, 1988. - 329 s.

2. Diodor. Grecheskaya mifologiya. - M.: Labirint, 2000. - 224 s.

3. Dmitriyev, A. V. Neomifologizm v strukture romanov V. Pelevina: avtoref. diss. ... kand. filol. nauk / A.V. Dmitriyev. -Volgograd, 2002. - 17 s.

4. D'yakonov, I. M. Arkhaicheskiye mify Vostoka i Zapada / I. M. D'yakonov. - M.: Nauka, 1990. - 247 s.

5. Kramer, N. Semyuel. Istoriya nachinayetsya v Shumere / Semyuel N. Kramer. - M.: Nauka, 1991. - 235 s.

6. Krotova, D. V. Sovremennaya russkaya literatura. Postmodernizm i neopostmodernizm: uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov / D. V. Krotova. - M.: MAKS, 2018. - 224 s.

7. Kuritsyn, V. Russkiy literaturnyy postmodernizm / V. Kuritsyn. -M.: OGI, 2000. - 288 s.

8. Levi-Stros, K. Put' masok / K. Levi-Stros. - M,: Respublika, 2000. - 399 s.

9. Meypin, Yan'. Vostochnyye motivy v tvorchestve V. Pelevina: monografiya / Yan' Meypin. - Voronezh: NAUKA-YUNIPRESS, 2019. - 184 s.

10. Nechepurenko, D. V. Kharakterologiya V. O. Pelevina: avtoref. diss. . kand. filol. nauk / D. V. Nechepurenko. - Yekaterinburg, 2014. - 19 s.

11. Ovidiy, Publiy Nazon. Metamorfozy / Publiy Ovidiy Nazon. -M.: Khudozhestvennaya literatura, 1977. - 430 s.

12. Pelevin, V. «Generation "P"» / V. Pelevin. - M.: Ast, 2019. -352 s.

13. Slovar' simvolov / sost. Kerlot Khuan Eduardo. - M.: REFL-book, 1994. - 608s.

14. Starshaya Edda: drevneislandskiye pesni o bogakh i geroyakh / per. A. I. Korsuna. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1963. - 259 s.

15. Kholl, Menli P. Entsiklopedicheskoye izlozheniye masonskoy, germeticheskoy, kabbalisticheskoy i rozenkreytserovskoy simvolicheskoy filosofii / P. Menli Kholl. - M.: Eksmo, 2007. - 864s.

16. Eliade, Mircha. Taynyye obshchestva. Obryady initsiatsii i posvyashcheniya / Mircha Eliade - M.: Universitetskaya kniga, 1999. - 356 c.

17. Epos o Gil'gameshe (O vso vidavshem) / per. s akkadskogo I. M. D'yakonov. - SPb.: Nauka, 2006. - 212s.

18. Yakobsen, Torkil'd. Sokrovishche t'my: istoriya mesopotamskoy religii / Torkil'd Yakobsen. - M.: Vostochnaya literatura; RAN, 1995. -293 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.