Научная статья на тему 'Неомифологическое сознание и Мифопоэтика М. Петрова'

Неомифологическое сознание и Мифопоэтика М. Петрова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неомифологическое сознание и Мифопоэтика М. Петрова»

НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И МИФОПОЭТИКА М. ПЕТРОВА

Рецензия на монографию:

Кириллова, Р. В. Мифопоэтика в поэзии Михаила Петрова / Р. В. Кириллова ; науч. ред. В. Л. Шибанов. - Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 2013. - 195 с.

В последнее время в финно-угорском литературоведении получили широкое распространение научные исследования, обращенные к классикам национальных литератур. В этом ряду выделяется монография Р. В. Кирилловой «Мифопоэтика в поэзии Михаила Петрова», посвященная творчеству М. П. Петрова (1905-1955), удмуртского поэта, прозаика, драматурга, теоретика литературы, собирателя духовного богатства своего народа, знатока его этнографии, фольклора, исторических и культурных традиций. В издании рассматривается творчество классика удмуртской литературы с позиции мифопоэтических воззрений и этнокультурных традиций, философских аспектов, что позволяет выявить новые грани авторской индивидуальности М. Петрова.

В финно-угорском мире М. Петров считается одним из наиболее многогранных авторов. Не случайно П. До-мокош назвал его хозяином удмуртской литературы. М. Петров известен не только как автор стихов, пьес, рассказов, очерков, романов, но и как талантливый переводчик шедевров мировой и отечественной литературы: Шекспира, Гете, Пушкина, Крылова, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Толстого, Блока, Бальмонта, Тютчева, Твардовского, Шолохова, Джалиля, а также поэтических эпосов - «Слово о полку Игореве», «Давид Са-сунский», «Калевала». Наряду

с Григорием Верещагиным, Кузебаем Гердом, Кедра Ми-треем он принадлежит к числу основоположников удмуртской литературы.

Обращение исследователя к творчеству М. Петрова продиктовано значимостью этой личности для удмуртской литературы. Его произведения -художественная летопись жизни удмуртского народа, история формирования удмуртской интеллигенции, стремления человека к поиску истины в эпоху социальных и политических катаклизмов. «Творчество М. Петрова, - по мнению Р. В. Кирилловой, - значимо для понимания природы художественного творчества удмуртских писателей, а многие его оценки являются ключом к раскрытию литературных процессов, происходивших в первой половине XX века». Поэтому творческое наследие поэта служит уникальным материалом для работы современных литературоведов, критиков.

Р. В. Кириллова впервые делает попытку изучения ми-фопоэтической картины мира в творчестве Михаила Петрова, «одной из особенностей поэзии которого является присутствие в ней неомифологического сознания». Этот процесс осуществляется путем осмысления и выявления конструктивных элементов его поэзии - мифологем, метатекста, метафор, символов, своего рода кодов, сигнальных элементов поэтической системы М. Петрова.

Постановка данной проблемы ученым обусловила комплексный подход к исследованию творческого наследия М. Петрова, в связи с чем работа строится на сочетании сравнительно-исторического, структурно-семиотического, культурологического подходов.

Произведения М. Петрова рассматриваются через призму ментальных архетипических представлений и мифологем. Этот подход объясним тем, что мифологическая картина мира прямо или опосредованно экстраполируется на мировоззрение и эстетические принципы поэта.

Сформулированные выше концепции и подходы позволили Р. В. Кирилловой выявить важнейшие особенности и узловые моменты поэтики М. Петрова, проследить его творческую эволюцию. Исследование природы художественного слова М. Петрова приводит ее к пониманию языка поэта как целостной системы, каждый элемент которой эстетически значим, образно и символически предопределен этническими культурными кодами, обусловлен замыслами поэта, содержанием произведения.

Литературоведу удалось разглядеть то, как слово и музыка уводят читателя в загадочный мир предков, в мифическую «колыбель» удмуртов, откуда поэт черпал свои поэтические образы, характеры, житейскую мудрость, талант. Невозможно представить поэзию

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, КНИГИ

М. Петрова без того мифопоэ-тического колорита, который так осязаемо присутствует в его стихах, фольклорных сентенциях и реминисценциях.

В ходе анализа творчества удмуртского писателя ученый приходит к выводу, что поэт строит свою образно-метафорическую систему, опираясь на фольклорные традиции этноса. Для его поэтической речи характерны анималистические и антропоморфные образы-метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, восходящие к устно-поэтическим формулам, которые позволяют выявить древнейшие корни удмуртской культуры, понять духовный мир, основные поэтические парадигмы народа. Аргументированно, с фактами на руках, Р В. Кириллова делает вывод о том, что поэт сохраняет «этническую маркировку» образов, их ассоциативную соотнесенность с изначальной знаково-семиотической, символической системой, аккумулировавшей в поэтических кодах информацию о духовной культуре, мировоззрении народа; доказывает, что при внимательном чтении текстов М. Петрова можно увидеть включенность удмуртских мифов как экспликаторов национальной ментальности в сознание и язык поэта.

Находкой исследователя можно считать выделение в структуре поэтического пространства М. Петрова бинарных пар: горизонталь - вертикаль, верх - низ, небо - земля. Известно, что небо как одно из важнейших понятий мифологии является совершенным воплощением «верха». Отличительные свойства неба у М. Петрова - абсолютная удаленность, недоступность и величие - слиты в мифологическом сознании с его ценностными характеристиками: непостижимостью, масштабностью и превосходством. С небом связаны вечный поиск и стремление лирического героя к высоким идеалам,

светлым мечтам. В противопоставлении и тяготении друг к другу «верхнего» и «нижнего» миров поэт закодировал и собственно авторскую, и языческую мифологию, что позволило ему выразить основную мысль, важную для всего его творчества, - идею объединения, слияния. Небо, Вселенная, наполненная мириадами звезд, придают поэзии М. Петрова масштабность, космизм.

Анализ языка и художественно-изобразительных средств, произведенный Р. В. Кирилловой, позволяет ей прийти к выводу, что в поэзии М. Петрова воображение читателя поражает обилие небесных светил - тыр толэзь 'полная луна', толэзь югытын 'в свете луны', вазь кизили 'ранняя звезда' и т. д.

Художественную основу, сюжетную канву многих лирических стихотворений М. Петрова создают бинарные пары ночь - луна, ночь - звезды или луна - река, определяющие модель бытия. Отсюда естественно возникновение бинарных пар, связывающих небесную и земную жизнь. Так, небу противопоставлена река, журчащая у подножия горы и организующая горизонтальное пространство художественного мира. В мифологии финно-угорских народов река является своего рода пограничной полосой, пространством между своим и чужим, между земным и потусторонним мирами. Часто текст стиха отражает пространственное деление мира на две сферы - «свой» - «чужой», между которыми простирается граница. Условность этого деления подчеркивается цветовым контрастом красного и черного.

Исследование Р. В. Кирилловой состоит из целого ряда открытий. Ею выделяется цифровая символика, рассматривается семантика образов растительного мира, связанная с духовной и материальной культурой удмуртов, для которых

характерен культ священных рощ и деревьев, восходящий своими корнями к древнему тотемизму. В удмуртской мифологии образ дерева играет организующую роль по отношению к другим мифологическим системам, родовым понятиям и ценностям. По представлениям древних, дерево является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства, мерилом нравственной оценки мира и человека; дерево имеет душу, обладает сверхъестественной силой, оно воплощает идею продолжения жизни, плодородия, круговорота в природе и воскрешения.

Не проходит ученый и мимо таких способов реализации поэтом художественного замысла, как звукопись, светопись, цветовая символика, которые помогают выразить глубинные (подсознательные и бессознательные) представления о мире. Литературовед обращает внимание на индивидуально-авторскую художественно-изобразительную поэтическую систему М. Петрова, характеризующуюся включенностью в ее состав множества флористических и зоологических (в основном орнитоморфных) образов-символов.

В исследовании предложен лишь один из возможных вариантов прочтения лирики М. Петрова, приближающий к осмыслению и пониманию происходящего в современном литературном процессе Удмуртии. Эта модель универсальна. Ее возможно использовать и при анализе литературных явлений других финно-угорских народов.

В. И. Рогачев,

доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВПО «МГПИ имени М. Е. Евсевьева»

Е. Н. Ваганова,

кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.