НЕОКОЛОНИАЛИЗМ XXI ВЕКА: ГЛОБАЛИЗМ И МИР-СИСТЕМНОСТЬ
Сироткина Анастасия Ильинична
Соискатель,
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской федерации», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: sir_n@bk.ru
Альпидовска Марина Леонидовна
доктор экономических наук, профессор,
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской федерации», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: morskaya67@bk.ru
Аннотация: В данной статье исследуется взаимосвязь между категориями «глобализация» и «неоколониализм», проводится анализ изменения структуры и сущности неоколониализма в XXI веке, для которого решающее значение стала принимать область нематериального. Проведённый обстоятельный анализ экономической динамики развития стран развитого и периферийного капитализма позволил определить положение России в рассматриваемой системе. На основе проведённого анализа сделан вывод о периферийном (колониальном) положении России в капиталистической (неоимпериалистической) экономической системе и необходимости выработки стратегии для изменения данного положения.
Ключевые слова: колониализм, неоколониализм, межгосударственные отношения, колония, метрополия. JEL: B22, F54
NEOCOLONIALISM OF THE XXI CENTURY: GLOBALISM AND THE WORLD-SYSTEM RSirotkina Anastasia Ilinichna
Aspirant, Financial University under the Government of the Russian Federation, Department of economic theory of economic theory Moscow, Russian Federation
Alpidovskaya Marina Leonidovna
Doctor of Economic Sciences, professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Department of economic theory Moscow, Russian Federation
Abstract: This article examples the relationship between the categories «globalization» and «neo-colonialism», the article analyzes the changes in the structure and essence of neo-colonialism in the XXI century, for which the field of the intangible has become crucial. A though analysis of the economic dynamics of the developed and peripheral capitalist countries allowed us to determine the position of Russia in the system under consideration. Based on the analysis, it is concluded that Russia's peripheral (colonial) position in the capitalist (neo-imperialist) economic system and the need to develop a strategy to change this situation.
Keywords: colonialism; imperialism; neocolonialism; colony; metropolis; global class society..
Трансформация колониальной системы планетарного масштаба, произошедшая в середине XX века, привела, тем не менее, к номинальной независимости всех стран. Фактически колониализм продолжает существовать и активно прогрессировать. Подтверждением данному тезису является сохранение основных экономических признаков неоколониализма у современной мир-системы1, среди
1 Мир-системный анализ - подход к исследованию социальной эволюции систем обществ, охватывающих не только одну цивилизацию, но и системы, состоящие из более, чем одной цивилизации, а также все цивилизации мира. Подход был разработан в 1970-е годы. Наиболее известная версия разработана И. Валлерствайном («Анализ мировых систем и ситуация в современном мире», «Миросистемный анализ: введение»).
которых: концентрация производства и капитала, и, как следствие, создание монополий, срастание промышленного и банковского капиталов, формирование финансовой олигархии, эскалация темпов вывоза капитала, возникновение международных монополистических объединений владельцев капитала, завершение процесса разделения крупнейшими странами развитого капитализма территорий Земли на зоны влияния, что, в соответствии с ленинским законом неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в период империализма [13], позволяет империалистическим государствам сохранять своё экономическое и политическое господство, задерживая рост номинально независимых неоколоний.
Современный неоколониализм изменился, приобретя глобальный характер [1]. Он развивается в условиях отмирания института национального государства, эрозии государственного суверенитета и становления разнообразных негосударственных (корпораций-государств, возникающих на базе крупных ТНК) [2, с. 76-79] и надгосударственных структур [3, с. 19-37], а также других образований, таких, как цивилизации, регионы-государства, сетевые структуры и империи, сращивающихся либо подчиняющих себе органы государственной власти, что влечёт за собой возникновение риска перехода ресурсов национальных государств, в том числе населения и территорий, под управление указанных структур, обладающих мощными экономическими, политическими, а иногда и военными2 ресурсами.
Свидетельством тому является деятельность стран большого Запада в Ираке, Ливии, Югославии, представляющие собой фактическую реколонизацию. Современная форма колониализма -неоколониализм - не утратила своей сути, которая заключается в сегрегации народов на [3, с. 19-37] привилегированные и непривилегированные. Подтверждением тому является сохранение феномена рабства в XXI веке не только в развивающихся странах, таких, как Таиланд, Мавритания, Бразилия, Индия и Пакистан, но и во всём мире, включая Францию, США и Россию. Современное рабство трансформировалось, приобретя такие черты как уклонение от оформления права собственности, низкая стоимость, высокий уровень прибыли, избыток потенциальных рабов, краткосрочность отношений, заменяемость рабов, снижение роли этнических различий, но при этом не изменило своей сути [4].
Провокационные эпизоды в виде иракской Абу-Грейб, а также критическое отношение западных сообществ к потерям в собственных вооружённых силах, приобрётшее постоянный характер в после 1968 года, привели к формированию структуры политических ограничений в области применения насилия для неоимпериалистических завоеваний XXI века [5, с. 281].
Кроме того, следует отметить наличие чрезвычайно высоких материальных издержек, связанных с логистическим размахом и транспортным перенапряжением, невероятно возросших в эпоху новейших военных технологий [5, с. 281]. В сумме военно-политические компании последних лет вследствие их сверхвысокой стоимости оказались обречёнными на провал, что привело к тому, что традиционная система эксплуатации колоний с использованием жёстких практик принуждения стала экономически и политически невыгодной и была замещена более современной.
Трансформация колониализма, преподносившаяся в качестве крушения колониальной системы, реализовывалась деликатными методами. В условиях глобальной мир-системы трансформирующегося колониализма решающее значение в лишении колоний суверенитета стала принимать «мягкая сила», сутью которой является стратегическое формирование устойчивого положительного международного восприятия определённой страны, организации, человека, культуры, образа жизни и т.д. По сути, «мягкая сила» это та же пропаганда, или то, что военными силами США было названо «манипуляцией сознанием» [20, с. 225-226]. К «мягкой силе» следует отнести институт национальных менторов [6], ликвидировавших апартеид, но сохранивших неизменной его социально-экономическую основу. Национальные менторы иначе именуются как
2 Academy (B^^ater, Xe Servkes LLC) - американская частная военная компания, основанная в 1997 году. Основные прибыли получает от участия в военных конфликтах, заказчиками которого являются как правительства, так и частные лица, нефтедобывающие и страховые компании.
агенты влияния. Собственно, в такой терминологии данный институт был исследован на примере отечественной истории конца XX века В. С. Широниным [7] и Д. Хоффманом [8]. Национальные менторы зачастую являются бывшими «агентами», пришедшими к власти с помощью метрополий и их спецслужб, но могут и не являться «агентами», при этом реализуя волю метрополий, примером чего может послужить предоставление Муаммаром Каддафи территории Ливии для проведения спецслужбами США допросов и пыток подозреваемых в пособничестве терроризму [9]. Национальными менторами в разное время являлись Мануэль Норьега , Саддам Хусейн , Нельсон Мандела , Хамид Карзай , Михаил Саакашвили . Арсенал «мягкой силы» также включает в себя признанных советников и экспертов международного уровня, глобальные средства массовой информации и телекоммуникации, общие установки и нормы, а также образцы поведения, которые усваиваются юными представителями «субэлит», в качестве необходимой части усилий по обретению престижных дипломов университетов стран развитого капитализма [5, с. 280-281], в дополнение можно указать насильственное становление коррупции и явный прямой подкуп политических элит, сопровождаемые разжиганием и использованием внутренних конфликтов для смены власти в пользу подконтрольных лидеров [10], а также различные экономические и финансовые рычаги воздействия (кабальное кредитование, использование так называемой гуманитарной помощи). В итоге состояние национальных экономик номинально независимых стран оказалось несколько хуже, чем при власти колониальных режимов метрополий, что позволило им скрыть следы своего отрицательного влияния, что иллюстрируют данные рисунка 1 в соответствии с данными из таблицы 1.
Млн
1.4
Мадагаскар
1.2
0.4
0.2
Дем. Респ. Конго
Сомали
0.0-------
1960 1961 1962 1963
Рисунок 1 - ВВП в постоянных единицах национальной валюты деколонизированных стран - Демократическая Республика Конго, Мадагаскар, Сомали [составлено авторами по данным
worldbank.org]
Современное территориально-временное пространство, охватывающее различные политические и социо-экономические единицы, является единым организмом, совокупная деятельность которого подчинена общим системным правилам (мир-система). Таким образом, исследование неоколониализма возможно исключительно в рамках взаимодействия экономической
системы неоколониализма со всей мир-системой.
Таблица 1 - ВВП в постоянных единицах национальной валюты деколонизированных стран составлено авторами на основании данных worldbank.org]
Страна Освобождение от колониальной зависимости, год ВВП в постоянных единицах национальной валюты, млн.
1960 г. 1961 г.
Мадагаскар 1960 1350897,531 1345795,668
Демократическая Республика Конго 1960 357743,568 310980,861
Сомали 1960 17745,388 16811,838
Неоколониализм как социально-экономическая система является совокупностью элементов, связанных социально-экономическими отношениями и находящихся в связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство. Иными словами, неоколониализм есть целостная социально-экономическая структура, образованная множеством неоколоний (стран периферийного капитализма) и неометрополий (стран развитого капитализма), объединённых единством социально-экономических отношений, складывающихся относительно производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и развивающаяся в экономических интересах метрополий. В качестве социально-экономической системы неоколониализм, как и колониализм, является составной частью современной капиталистической системы. Схематически экономическая система неоколониализма, встроенная в мир-систему, представлена на рисунке 2.
Мировая система хозяйствования
Капиталистическая система
Экономическая система неоколониализма
Страны развитого
капитализма (неометрополии)
Страны периферийного капитализма (неоколонии)
Россия (неоколония особого типа)
Коммунистическая система
В ьет нам
КНР
Ла ос
КНДР
Куба
Рисунок2-Экономическаясистеманеоколониализма вмировой системе хозяйствования
[составлено авторами]
Развитие неоколониализма как социально-экономической системы протекает в острой конфронтациидвухтенденций:разъединительной-центробежной-вырастающейна почверазвития и разрешениямежимпериалистическихпротиворечий насильственнымпутём,иобъединительной - центростремительной - ведущей к относительному сглаживанию этих противоречий, которые можноразделитьнаследующиегруппы:экономические,политические,военные,культурные,прочие,
ключевой из которых являются экономические, ведь как отдельные монополии разных стран, так и каждая капиталистическая держава (или их объединение) преследуют реализацию собственных целей, в ходе которой происходит непрерывное политическое и экономическое противоборство [11, с. 349]. Но вместе с тем все они - звенья единой мировой системы неоколониализма.
Современный (с 1990-х гг.) - пятый - этап развития ТНК обладает отличительной особенностью - формированием и становлением новых децентрализованных сетевых структур универсальной англо-американской модели с углубляющимися торгово-экономическими, финансово-валютными, научно-техническими и производственными связями между отдельными ТНК, возникающими как в традиционных корпоративных рамках, а именно, трансформации ТНК в объединения, основанные на системе холдингов, которые являются более гибкими и менее централизованными за счёт отсутствия чётких границ между ними, а также отраслевой специализации, так и вне их, то есть путём организации «международных альянсовых сетей» и «мягких мегаструтктур», что позволяет совместно реализовывать общие экономические интересы отдельных ТНК на глобальном уровне, усиливая пирамидальное построение глобальной экономической и, как следствие, политической власти [12].
Объективным основанием дезинтеграционной тенденции в современной социально-экономической системе капитализма в целом, и системе неоколониализма в частности, является ленинский закон неравномерности социально-экономического и политического развития капиталистических стран, проявляющийся в быстрых темпах развития одних стран и медленных (или даже упадочных) - других [13]. Основным принципом данного положения является индивидуалистическая экономическая политика государства развитых стран Запада, стремящихся к поддержанию и увеличению высокого социального уровня жизни своего населения за счёт низкооплачиваемой рабочей силы, материальных и сырьевых ресурсов периферийных стран. Хаотичная, неупорядоченная структура капиталистической социально-экономической системы в сочетании с постоянно нарастающими осложнениями и противоречиями, а также эскалацией противостояния между Западом и Китаем, а также исламским миром ставят под вопрос универсалистские претензии Запада на общемировую гегемонию [14, с. 2-8].
Объединительной же тенденцией является глобализация мирового капиталистического хозяйства и обмена, углубляемая научно-технической революцией и всё более целеустремлённой экспансией транснационального капитала в сферу международных экономических отношений.
Отношения между неоколониями и неометрополиями осуществляются посредством лишения неоколоний суверенитета при помощи многочисленных пересекающихся сетей формальных властных отношений, а именно:
- военного (нагнетание гонки вооружений, вооружённые провокации, несовместимые с интересами народов и политикой разрядки) захвата,
- экономического захвата,
- политического захвата,
а также сетей неформальных социально-экономических отношений, таких, как сети:
- культурного (идеологического) захвата,
- захвата путём реализации запрещённых потоков (оружия, наркотиков, людей, минеральных ресурсов),
для получения неометрополиями максимально возможного прибавочного продукта.
Социально-экономические отношения между неоколониями и неометрополиями схематически представлены на рисунке 3.
Н.А. Трофимчук и М.П. Свищев в своём труде [15] при рассмотрении влияния деятельности зарубежных центров и миссий на процессы, происходившие в 1980-1990-е годы в СССР и современной России, отмечают, что стандартной трактовкой термина «экспансия » в геополитике
является преимущественно приобретение территорий и сфер военно-политического влияния, а также деятельность по их приобретению. Подобный род экспансии существует и в XXI веке, при этом он приобрёл
особенности экономсчезкос измесемря,при эсомшкономическое измерениецрирбрелсключесое значение в со сремаоряЙЕрспопкси>;[15,с.СЗ ].
Экспансия:
Рисунок 3 - Социально-экономические отношения между неоколониями и неометрополиями
[составлено авторами]
Военная экспансия является классическим проявлением неоколониального принуждения зависимых территорий метрополиями. Она представляет собой военную помощь подвластному правительству, военное присутствие, а также навязывание военных услуг по защите.
Одним из ярких примеров военной экспансии является африканский континент, в частности Кот-д'Ивуар, где в экономических интересах метрополии были использованы трайбалистские3 столкновения, обеспечившие победу фаворита неометрополии. Как отмечает В.Р. Филлипов в своей статье «Колониализм: второе пришествие» [10], сырьевая база бывшей французской колонии до сих пор полностью контролируется метрополией, а «через Кот-д'Ивуар Франция осуществляет контроль над всем регионом: под сильным французскимвлияниемнаходятся Буркина-Фасо, Того, Гвинея, в некоторой мере Сенегал».
Таким образом, присутствие иностранных государств на территории Африки не только сохранилось, но,по мнению Шведского Агентства оборонныхисследований [16], выросло. На 2019 год оно было представлено 12 неафриканскими государствами: США, Великобритания, Испания, Франция, Германия, Италия, Россия, Япония, Китай, Индия, ОАЭ, Турция, в основе стратегических интересов которых лежат: защита экономических интересов, конкуренция за влияние, демонстрация военной силы и поддержание исторических связей. В частности, по данным доклада Шведского Агентства оборонных исследований, в Африке находится 33 американских военных базы и объекта и 16 военных баз и объектов, принадлежащих Франции [17].
Защита экономических интересов метрополий проявляется не только в строительстве и содержании военных баз на территории развивающихся стран, но и на продолжающую набирать обороты после окончания «холодной войны» развитие ВПК и не только. Так, США после одностороннего выхода из договора с Россией по противоракетной обороне начало полномасштабное строительство военных баз на территории Евразии («Бонд Стил» в Косово, «Манас» в Киргизии, а также военных баз в Венгрии, Боснии, Албании, Афганистане) [18, с. 334-335].
Навязывание колониям услуг по защите национальных границ и стабильности социально-экономических систем происходит в рамках борьбы с терроризмом или распространением наркотиков. В качестве примера навязывания подобных услуг можно представить Западную Африку, которую охватила волна терроризма, в особенности это относится к области Сахель (север Буркина-
Фасо), где число зарегистрированных насильственных событий, связанных с активностью боевиков местной исламской группировки удваивается каждый год с 2016 года (с 90 в 2016 году до 194 в 2017 году и 465 в 2018 году) [19]. Франция и США являются странами с наибольшим количеством военных объектов в Западной Африке. Президент Франции Э. Макрон установил прямую связь между угрозами в Мали и Африке и последствиями для безопасности Франции. В постколониальный период Франция сохранила ряд военных баз для обучения, снаряжения и вмешательства. После постепенного сокращения постоянного военного присутствия в Африке в конце 1990-х и начале 2000-х годов Франция восстановила свое присутствие в 2013 году, начав военную операцию против оккупации северной части Мали насильственными экстремистскими группировками.
Подобные операции распространяются не только на африканский континент, в частности, американские агентства используют предоставленное США финансирование для борьбы с наркотиками на поддержание американских или поддерживаемых Америкой противоповстанческих операций в Колумбии, Мексике, Перу [20, с. 121].
С военной экспансией тесно коррелирует и политическая экспансия, представляющая собой расширение сферы влияния могущественных стран за пределы своих собственных территорий. Это распространяется на наиболее могущественные страны, имеющие большое влияние на политической арене и играющие ключевые роли в формировании глобальных экономических моделей (по сути, метрополии).
Ярким примером политической экспансии является США, являвшиеся бесспорным гегемоном и единственной сверхдержавой после распада СССР. В качестве иллюстрации политической экспансии США можно привести следующее:
1. военное присутствие в регионе ОАГ4 приводит к отказу от национальных вооружённых сил (в 1957 году от своей армии отказалась Республика Гаити, 1990 году - Панама);
2. с 1992 года в устав ОАГ добавлена поправка, позволяющая вмешиваться в дела страны, где произошёл «недемократический» переворот. Параметры вмешательства достаточно размыты. Так, в 1994-1995-х годах под эгидой ОАГ осуществлена так называемая «позитивная интервенция» на Гаити;
3. переориентация систем национальной безопасности стран региона под новые угрозы: поддержанию внутренней политической стабильности за счёт переориентации на полицейские функции (борьба с терроризмом, наркотрафиком, криминалом, повстанческими движениями под радикальными или националистически ориентированными лозунгами);
4. под предлогом «либерализации» и «общих ценностей» США во взаимоотношениях со странами Латинской Америки отдают предпочтение не международному праву, а своему внутреннему национальному законодательству (в 1992 году Верховный Суд США разрешил агентам своих спецслужб арестовывать и доставлять к себе с территорий иностранных государств тех, кто осуждён судами США) [21].
Также особо следует отметить Великобританию, чью королеву официально признают в качестве главы государства 15 независимых государств (Королевств Содружества): Ямайка, Тувалу, Соломоновы острова, Сент-Люсия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Папуа Новая Гвинея, Новая Зеландия, Канада, Гренада, Белиз, Барбадос, Багамские острова, Антигуа и Барбуда, Австралия.
Неоколониализм представляет собой политику подчинения и дальнейшей эксплуатации богатыми (развитыми) северными странами бедных (развивающихся) южных стран в ходе глобального противоречия «глобального Севера» и «глобального Юга», основанного на неравенстве в уровнях развития и использовании преимущественно экономических и финансовых средств для сохранения этого неравенства. В качестве примеров таких средств могут послужить: навязывание
4 Организация Американских Госсударств (ОАГ) - международная региональная организация, объединяющая 34 государства Северной и Южной Америки (кроме Кубы). Является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии. Организация использует четыре направления для эффективного осуществления своей основной цели, исходя из её основных принципов: демократии, прав человека, безопасности и развития. Главный офис расположен в городе Вашингтон
своей валюты (доллар США), занижение валютных курсов денежных единиц развивающихся стран, неэквивалентный обмен, накопление валютных резервов (беспроцентное и бессрочное кредитование развивающимися странами развитых стран) [22, с. 155].
В свою очередь, экономическая экспансия представляет собой прямую внешнюю угрозу экономической безопасности национальных государств, состоящую в обеспечении такого состояния национальной экономики, при котором обеспечивается «удовлетворение жизненно важных потребностей страны и материальных благ независимо от возникновения в мировой экономической системе или внутри страны форс-мажорных обстоятельств социально-экономического, политического, или экологического характера» [23, с. 88]. Иными словами, экономическая экспансия обеспечивается за счёт повышения степени зависимости национальной экономики государства от доминирующей экономики (или доминирующей в экономическом, военном или политическом отношении группы стран), обострения внутриполитической, социально-экономической и экологической ситуации до превышения предела, грозящего утратой национального суверенитета, существенного ослабления экономической мощи, значительного снижения уровня и качества жизни нации либо срыва достижения глобальных стратегических целей страны [23, с. 88].
Экономическая экспансия характеризуется социально-экономическими отношениями между неоколониями и неометрополиями, возникающими в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, в которых неоколонии производят, а неометрополии распределяют, получая максимальный прибавочный продукт, и потребляют. Сохранение подобного неравноправного партнёрства возможно вследствие сохранившейся исторической традиции (инертного поведения бывших колоний, получивших номинальную свободу), подкрепляемой политическим и военным ресурсами неометрополий.
Поскольку производство возможно исключительно при наличии экономических ресурсов -факторов производства - земли, труда, капитала, к которым в последние десятилетия причисляют также предпринимательские способности, технологии и информацию, отсутствие каких-либо факторов производства в условиях набирающей темпы специализации национальных экономик приводит к необходимости поиска различных компромиссов в отношениях с более могущественными партнёрами, прибегающими к экономической экспансии.
Экономическая экспансия сочетает в себе расширение своего влияния на слаборазвитые национальные государства, ведение борьбы в потенциальными конкурентами за счёт различных видов таможенного законодательства (защитительных и поощрительных пошлин, мер налогового характера, количественных ограничений, запрета импорта, государственного субсидирования и кредитования экспорта, государственно-монополистического регулирования международной миграции капиталов, валютных курсов, товарного и валютного демпинга) и развитие неоимпериалистического партнёрства, являющегося вынужденной мерой по смягчению последствий кризисов глобального характера за счёт ухудшения экономик стран-колоний.
Социально-экономические отношения транснациональных компаний (монополий) и национальных государств в начале XXI века имеют следующие особенности:
1. Низведение роли национальных государств с уровня мегасубъекта (в соответствии с классификацией уровневого представления субъектов совместно-групповой деятельности [24, с. 78]) геополитической и геоэкономической деятельности на уровень макросубъекта или даже мезосубъекта;
2. Тенденция к замене национального государства денационализированной и десоциализированной корпорацией-государством, то есть негосударственной (или даже антигосударственной) структурой, к которым также относятся транснациональные криминальные структуры [25], что подтверждается сменой роли транснациональных корпораций с хозяйствующего субъекта на субъект политики [26, с. 198];
3. Создание монополий осуществляется при помощи активного содействия со стороны государства [22, с. 37];
4. Институт государства перестал даже формально выполнять большую часть своих функций, вытекающих из антимонопольного законодательства [22, с. 38];
5. Изменение в соотношении отдельных форм монополий (появление концернов / холдингов мирового масштаба, то есть «многоэтажных» холдинговых «пирамид», в рамках которых контролируются активы, измеряемые триллионами долларов» [22, с. 38-39];
6. Интенсивный период «экономической и финансовой глобализации» (примерно 80-е годы XX века - мировой финансовый кризис 2007-2009 годов) значительно повысил уровень интернационализации многих монополистических объединений, что характеризует нынешнюю стадию капитализма как эпоху транснациональных монополий [27].
7. Монополии метрополий (таких, как США и Великобритания) скрывают тот факт, что имеют многоплановую (финансовую, информационную, политическую, военную) поддержку своих государств. Опираясь на все возможные ресурсы, предоставленные им государствами, они устанавливают контроль над сферами приложения капитала, мировыми рынками и источниками сырья, что фактически приводит к ослаблению и фактическому демонтажу государственных аппаратов стран периферии мирового капитализма. Иллюстрацией данного тезиса может послужить соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве (ТТП), которое было подписано в Атланте осенью 2015 года США и ещё 11-ю государствами Транстихоокеанского региона. Данным соглашением предусматривалась возможность для крупных международных монополий, приходящих в страны региона, оспаривать через суды законы принимающих стран на основании ухудшения их «конкурентоспособности». Фактически государства, которые подписали данное соглашение, теряют свой суверенитет, оказываясь под контролем крупного зарубежного капитала [22, с. 37-38].
Стоит отметить, что механизм сдерживания технического прогресса неоколоний монополиями сохранился в неизменном виде за последнее столетие [22, с. 31], изменениям подверглись исключительно методы, связанные с новейшими достижениями в области науки и техники, к которым можно отнести закрытый код программного обеспечения, отсутствие в открытом доступе исчерпывающей технической документации для эксплуатации приобретаемого оборудования или программных средств, отсутствие технической возможности поиска и обнаружения неоколониями и их структурообразующими предприятиями программно-аппаратных закладок или недекларированных возможностей в продуктах (преимущественно - высокотехнологичных), приобретаемых неоколониями у ТНК, монополий или неометрополий.
В рамках экономической экспансии неометрополии предоставляют неоколониям современное оборудование, кредиты (таблица 2) и квалифицированных сотрудников. Недостающие факторы производства предоставляются неоколониям наднациональными структурами (Парижский клуб кредиторов, Всемирный банк, Международный валютный фонд), центральными банками неометрополий (ФРС), транснациональными банками (Лондонский клуб кредиторов, Bank of America, Deutsche Bank, Bank of Tokyo-Mitsubishi, UBS, Citigroup), транснациональными корпорациями (Exxon Mobil, General Electric, ICBC, CCB, JP Morgan Chase), что интернационализирует финансовый капитал и приводит к усилению космополитизма финансовой олигархии [22, с. 83].
Крупный капитал в условиях глобализации получил путь ухода из-под законодательных норм национальных государств.
Отток капитала и увеличение давления на налоговые системы национальных государств колоний приводят их правительства к необходимости выбора из трёх вариантов: эмиссия денег, займы (внешние или внутренние) и репрессии при помощи полицейского насилия или медленного экономического удушения. В свою очередь выбор каждого из перечисленных вариантов влечёт за собой возникновение новых вызовов и принятие сложных решений. В частности, репрессии,
в краткосрочной перспективе действующие быстро и эффективно относительно ограничения возможностей инакомыслящих к высказыванию своих позиций, в долгосрочной перспективе требуют значительных материальных затрат, обеспечивающих лояльность как аппарата репрессий, так и одобряющих репрессии, верящих в их правомочность и необходимость. В дальнейшем возникает противоречие между необходимостью материальных затрат и отсутствием ресурсов для их осуществления, в связи с перенаправлением большей части финансовых потоков национальных государств финансовой олигархии [5, с. 285].
Таблица 2 - Договорённости МВФ, утверждённые в рамках Счёта общих ресурсов в 2019 финансовом году [Годовой отчет МВФ 2019 [28]]
Государство-член Вид договорённости Дата вступления в силу Утверждённая сумма, млн. СДР
Новые договорённости
Колумбия Гибкая кредитная линия на 24 месяца 25.05.2018 7 848,00
Аргентина Договоренность о кредите «стэнд-бай» на 36 месяцев 20.06.2018 35 379,00
Барбадос Расширенная договоренность на 48 месяцев 01.10.2018 208,00
Ангола Расширенная договоренность на 36 месяцев 07.12.2018 2 673,00
Марокко Линия превентивной поддержки и ликвидности на 24 месяца 17.12.2018 2 150,80
Украина Договоренность о кредите «стэнд-бай» на 14 месяцев 18.12.2018 2 800,00
Эквадор Расширенная договоренность на 36 месяцев 11.03.2019 3 035,00
Всего - - 54 093,80
Повышение/снижение доступа в рамках существующих договорённостей
Аргентина Повышение доступа в рамках Договоренности о кредите «стэнд-бай» на 36 месяцев 26.10.2018 5 335,00
Государство-член Вид договорённости Дата вступления в силу Утверждённая сумма, млн. СДР
Мексика Снижение доступа в рамках Гибкой кредитной линии на 24 месяца 26 ноября 2018 года 26.11.2018 -8 912,7
Всего - - -3 577,70
Итого - - 50 516,10
Все указанные противоречия привели к трансформации неоколониализма в XXI веке к модели, в которой решающее значение принимают транснациональные корпорации и банки с головными офисами в странах развитого капитализма, развитой логистической сетью, объёмами капитала, сравнимыми со страновыми. Иными словами, экспансия осуществляется уже не национальными государствами-неометрополиями, а транснациональными компаниями, имеющими достаточные экономические и политические ресурсы.
Сращивание крупного капитала с политической властью метрополий делает задачу по разделению властных цепочек взаимодействия между неоколониями и неометрополиями на уровнях национальных государств и ТНК/ТНБ трудноразрешимой.
Характер возникающих противоречий (между государством и негосударственными субъектами), а также многообразие и разнородность применяемых способов и средств его ведения являются сущностными чертами гибридных войн, которые приобрели широкое распространение и «являются новым инструментом агрессии неоимперских держав, направленной на суверенные государства, выступающие против гегемонии США в условиях кризиса однополярного миропорядка» [29].
Анализ социально-экономических отношений в реальной действительности в обществе с использованием многомерной модели для представления пространственно-подобных закономерностей и объяснений в поведении социальной жизни в современной социальной «геометрии» в дополнение в двум традиционным измерениям (экономика и политика) включает в себя третье измерение - духовную жизнь человека. В итоге возникает социальная «стереометрия» [22, с. 17], то есть взаимное расположение и социально-экономическое, политическое взаимодействие объектов как в физическом пространстве, так и в пространстве ноосферы - высшей стадии эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества - которое приобретает в виртуализирующемся XXI веке, всё большее значение.
В связи с тем, что «энтропия в сфере социально-экономических отношений производна от энтропии человека, его духовно-нравственного состояния» [22, с. 40], культурная экспансия проявляется в «поражении институтов власти, расшатывании элементарных нравственных норм. Коррупция становится всё более явной, даже в высших звеньях государственной машины. Продолжается упадок духовной культуры, растёт преступность, процветают культ насилия, массовое распространение порнографии, наркомании и т.д.» [11, с. 406]. «В последние десятилетия происходит существенное расширение зоны ненормативного и девиантного поведения, что представляет серьезную угрозу для целостности культуры, свидетельствует об ее аномии. Негативное отношение к нормам и моральным ценностям расширяет социальную базу и спектр девиантного поведения, способствует экспансии разрушительных способов самовыражения» [30].
Культурная экспансия представляет собой комплексный системный многогранный процесс, детерминированный:
1. расширением сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы,
2. расширением области применения объектов культуры: символов, смыслов и путей их выражения.
За счёт заранее спланированной культурной экспансии производится унификация, оптимизация, повышение эффективности работы с возрастающими информационными массивами с применением информационных технологий, которые позволяют значительно снижать затраты на «дипломатических службах и вооружении - умы народов, принявших эту культуру как образец поведения, будет полностью управляем» [31].
Ускорение процесса глобализации усиливает эффекты культурной экспансии, проникающей во всё новые сферы жизни человека и реализующей процесс культурной унификации. Такими сферами являются:
1. Киноиндустрия (характеризуется доминированием транснациональных конгломератов, которые по большей части связаны с США, к которым относятся: Paramount, Warner, Sony Pictures и другие);
2. Образование (LMS - в Высшей Школе Экономики);
3. Средства массовой информации, прибегающие к как к культурной, так и к информационной экспансии (информационному лоббированию, информационному вбросу) [33, 29].
О разнообразии методов информационно-психологического воздействия в Послании Федеральному Собранию еще в 2016 году говорил Владимир Владимирович Путин [34]. Результативность информационно-психологического воздействия на население России подтверждают факты замены исторически сложившихся конструктивных отечественных культурных паттернов (преобладающих ценностей и верований, характеризующих культуру России отличающую её от других), на деструктивные западные.
Коммуникации (развлекательные программы, СМИ, реклама) при помощи отвлечения внимания пытаются запутать иностранную оппозицию, предоставляя материалы, направленные на преодоление отсутствия энтузиазма у населения колонизованных государств в части имперского правления глобального масштаба [20, с. 63].
Культурная экспансия тесно связана с экспансией путём реализации запрещённых потоков, реализуемая транснациональными организованными группами при помощи террористических организаций, а также спецслужб заинтересованных метрополий, ведь, как отмечает авторский коллектив под редакцией А.В. Возженикова в совместной монографии [34]: «мощь теневого транснационального капитала ... - это такая же неотъемлемая изнанка глобального капитала, как коррупция» [34, с. 11].
Терроризм как стабильное явление невозможен как без фанатизма, так и без финансовых затрат, необходимых для организации терактов и последующего освещения их в СМИ.
Современный терроризм имеет финансовые источники, которые можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние [35, 36, с. 261-271]. Соотношение внешних источников (финансирование от стран-изгоев, спецслужб «сильных стран», частных лиц и некоммерческих организаций) со временем изменялось. А в 1990-2000-е гг. произошла смена источников финансирования терроризма: государства-спонсоры были вытеснены спонсорами, представленными благотворительными / неправительственными организациями и частными лицами, то есть произошла «приватизация» террора, сопровождавшаяся также и диверсификацией источников финансирования, что делает задачу разрушения системы финансирования терроризма на порядок сложнее [34].
Отдельному исследованию подлежит одна из целей деятельности международного терроризма (включая киберпреступность), а именно - легализация капиталов, движимой и недвижимой собственности по всему миру в отдалённых от зон конфликтов территориях. В недрах международного терроризма возникают целые многопрофильные бизнес-империи (холдинги), обладающие многими атрибутами легального бизнеса, в том числе огромными социально-экономическими и финансовыми
ресурсами, собственными социально-медицинскими и финансово-кредитными учреждениями, телерадиовещательными компаниями и печатными изданиями. Проникая в мировую финансовую систему, они стремятся занять свою нишу на всех уровнях легальной политической сферы [34, с. 257-260].
Подводя итоги всему сказанному выше, следует отметить, что экономическая система неоколониализма, продолжающая существовать и развиваться в XXI веке, является составной (и весомой) частью всей мир-системы, исследование социально-экономических отношений, возникающих в процессе воспроизводства рассматриваемой системы является актуальным предметом исследования, на основании результатов которого России следует формировать собственную стратегию развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Святогоров И. Новые белые господа. В мире опять создаётся колониальная система. (Интервью с Пиром Риазом Али Шахом) // [Электронный ресурс] - URL: https://versia.ru/v-mire-opyat-sozdayotsya-kolonialnaya-sistema (дата обращения 26.03.2020)
2. Харин А.Н. Корпорация-государство как альтернатива современному государству. Власть. 09, 2012. С. 76-79
3. Косолапов Н.А. Государство как корпорация и корпорация как государство: продукт глобализации или новая феноменология? Сравнительная политика. Том 2, №2(4), 2011. С. 19-37
4. Бейлз К. Одноразовые люди. Новое рабство в глобальной экономике. М.: Новый хронограф, 2006. 320 с.
5. Валлерстайн И., Коллинз Р., Манн М., Дерлугьян Г., Калхун Г. Вернёмся к реальности: коллективная заключительная глава. // Есть ли будущее у капитализма? Сб. статей И. Валлерстайна, Р. Коллинза, М. Манна, Г. Дерлугьяна, К. Калхуна. [Текст] / пер. с англ. Под ред. Г. Дерлугьяна. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. 317 с.
6. Перкинс Д. Исповедь экономического убийцы / Пер. с англ., М.: Претекст, 2014. 350 с.
7. Широнин В.С. КГБ - ЦРУ. Секретные пружины перестройки. (Серия «Крестовые походы XX века»), М.: Ягуар, 1997. 288 с.
8. Хоффман Д. Олигархи. Богатство и власть в новой России. М.: Corpus, 2010. 816 c.
9. Спелова П. СМИ: США промышляли «пыточным туризмом» в // [Электронный ресурс] -URL: https://vz.rU/politics/2011/9/3/519618.html (дата обращения 08.06.2020)
10. Филиппов В.Р. Колониализм: второе пришествие // [Электронный ресурс] - URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kolonializm-vtoroe-prishestvie (дата обращения 10.04.2020)
11. Ленинская теория империализма и современность. Под. ред. Иноземцева Н.Н. и др., М: «Мысль», 1977, 454 с.
12. Ромашкин Т.В. Становление и развитие ТНК в условиях глобализации. Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2016. 160 с.
13. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма, М.: Ленанд, 2020. 128 с.
14. Альпидовская М.Л. К вопросу о неравномерности в социально-экономическом развитии стран в эпоху глобализации мировой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. №19 (160), 2012. С.2-8
15. Трофимчук Н.А., Свищев М.П. Экспансия. М.: Кафедра религиоведения РАГС при Президенте РФ, 2000. 218 с.
16. Gasinska K. (ed.), Bergenwall S., Gunnarson C., Hagstrom Frisell E., Hedenskog J., Hellstrom J., Lindstrom M., Sjokvist E., Sundberg A. Foreign military bases and installations in Africa. Stockholm: FOI. Swedish Defence Research Agency, 2019. 94 p.
17. В Африке наблюдается присутствие 12 неафриканских // [Электронный ресурс] - URL: https://
regnum.ru/news/polit/2725428.html (дата обращения 08.06.2020)
18. Энгдаль УФ. Столетие войны. Англо-американская нефтяная политики и Новый Мировой Порядок. Издание четвёртое, пересмотренное. М.: Проект «Война и мир», 2016. 384 с.
19. The Complex and Growing Threat of Militant Islamist Groups in the Sahel, Africa Center for Strategic Studies, 15 February 2019 // [Электронный ресурс] - URL: https:// africacenter.org/spotlight/the-complex-and-growing-threat-of-militant-islamist-groups-in-the-sahel (дата обращения 10.04.2020)
20. Бойд-Баррет О. Медиа империализм / пер. с англ. Е.Н. Кочергина, Х.: изд-во «Гуманитарный центр», 2018. 292 c.
21. Шувалов В.И. Политико-дипломатическое противостояние на рубеже XX-XXI веков и меридиональная экспансия США. 15.04.2017 // [Электронный ресурс] - URL: https://psychohistory.ru/ articles/confrontation_edge_20_21_century.html (дата обращения 10.04.2020)
22. Катасонов В.Ю. Империализм как высшая стадия капитализма. Метаморфозы столетия (1916-2016 годы). М.: Издательский дом «Кислород», 2016. 400 c.
23. Градов А.П., Ильин И.В. Экономическая безопасность страны: принципы анализа состояния и противодействия угрозам. // Экономическая наука современной России №3 (30). М.: ВИНИТИ РАН, 2005. С.88-101
24. Попадюк Н.К. Век возрождения востока: Очерки политэкономической антропологии. М.: ЛЕНАНД, 2015, 800 c.
25. Фурсов А.И. Государство, оно же корпорация // [Электронный ресурс] - URL: http:// andreyfursov.ru/news/gosudarstvo_ono_zhe_korporacija/2008-01-01-6 (дата обращения 23.08.2020)
26. Капкина А.В. Политическое позиционирование крупного российского бизнеса: механизмы и цели: дис. ... канд. Полит. Наук. М.: Изд-во МГУ, 2015. 198 с.
27. Катасонов В.Ю. Банки правят миром. А кто правит банками? (21.05.2015) // [Электронный ресурс] - URL: https://www.fondsk.ru/news/2015/05/12/banki-pravjat-mirom-a-kto-pravit-bankami-i-33300.html (дата обращения 11.04.2020)
28. Годовой отчёт МВФ 2019. Наш взаимосвязанный мир // [Электронный ресурс] - URL: imf. org/AR2019 (дата обращения 22.09.2020)
29. Родачин В.М. Гибридные войны и обеспечение национальной безопасности России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета №4 М.: ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2019. С. 93-99
30. Запесоцкий Ю.А. Современное медиапространство как фактор культурной аномии // Общественные науки и современность №2, М.: Издательство «Наука», 2013. С. 162-168
31. Иваничев С.А. Элементы культурной экспансии в период глобализации // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 4. №1, 2019, С.18-22
32. Головацкая О.Е. Информационная экспансия как скрытая угроза информационного пространства и инструмент целенаправленного воздействия на аудиторию (варианты трактовки термина и негативные последствмия) // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 6. №3, 2018, С.105-116
33. Послание Президента Федеральному Собранию // Официальный сетевой ресурс Президента России. // [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения 11.04.2020)
34. Возжеников А.В., Выборнов М.А., Гончаров А.Ю., Поляков К.И., Синеок Н.В., Шекин М.В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. М.: Эксмо, 2007, 528 c.
35. Kiser S. Financing Terror. An Analysis and Simulation to Affect Al Qaeda's Financial Infrastructures. Santa Monica: RAND, 2005, 243 p.
36. Овчинский В.С. Мафия: новые мировые тенденции. («Коллекция Изборского клуба») - М.: Книжный мир, 2016. 384 с.