пгщ медицинский
МС совет »7-8-2008
А.Г.ПАШИНЯН, д.м.н., профессор, МГМСУ
Неоказание медицинской помощи больному
Неоказание помощи больному медицинским персоналом, по мнению профессора Ю.Д.Сергеева, является «наиболее одиозным профессиональным правонарушением». Общественная опасность таких преступлений определяется тем, что их совершение, представляя собой грубое нарушение медицинским работником своих профессиональных обязанностей, влечет для больного тяжелые последствия в виде причинения вреда здоровью или наступление смерти.
Статьей 124 УК РФ предусмотрено два состава подобных преступлений. Часть I указанной статьи предусматривает уголовную ответственность за неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного. Часть II статьи предусматривает уголовную ответственность за то же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного или причинение тяжкого вреда его здоровью. Таким образом, оба состава по конструкции являются материальными и различаются по объективной стороне преступления лишь тяжестью общественно опасных последствий.
Действующий Уголовный кодекс предусматривает также ответственность за причинение смерти по неосторожности (часть II ст. 109), причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (часть II статьи 118).
Приводим случай из практики, который был предметом проверки, проводимой в порядке статьи 109 УПК РФ, а также последующего судебного разбирательства в рамках уже гражданского дела.
Ребенок К., 5 лет, упал дома с табуретки и получил ушибленную рану лобно-височной области слева. В приемном отделении окружной больницы ребенку была произведена хирургическая обработка раны. В последующем рана нагноилась, несмотря на проводимое лечение в условиях стационара, развился сепсис. Родители ребенка отказались от дальнейшего стационарного лечения по месту жительства, не доверяя медицинским работникам местной больницы. Отец ребенка, будучи военнослужащим, повез тяжелобольного, нуждающегося в интенсивном лечении сына без медицинского сопровождения общественным транспортом в военный госпиталь, с руководством которого у него якобы имелась договоренность о госпитализации. Однако в госпитализации было отказано, т.к. в соответствии с нормативными документами Министерства Обороны
РФ медицинская помощь в военно-медицинских учреждениях оказывается только членам семей военнослужащих, имеющих офицерское звание. Отец ребенка был прапорщиком. Лишь через 2 часа ребенок в крайне тяжелом состоянии был госпитализирован в военный госпиталь бригадой скорой медицинской помощи из местной гостиницы. Проведенные в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии противошоковые мероприятия были безуспешными. Смерть ребенка наступила в результате сепсиса, осложнившегося инфекционно-токси-ческим шоком. В последующем руководство военного госпиталя и соответствующие лица дежурного медицинского персонала, объясняя отказ в госпитализации при первом обращении ребенка в приемное отделение госпиталя, ссылалось на отсутствие обязанности оказания медицинской помощи детям в военно-медицинских учреждениях в соответствии с нормативными документами МО РФ, отсутствием финансирования оказания медицинской помощи гражданским лицам, отсутствием в госпитале специализированного детского отделения и врачей-педиатров, отсутствием предусмотренной законом лицензии на соответствующий вид медицинской деятельности, в силу чего осуществление такой деятельности запрещено, а также на то, что необходимая медицинская помощь, по их мнению, могла и должна была быть оказана ребенку в рядом расположенной городской больнице, где имеется специализированное детское отделение.
В выводах, проведенных по данному делу двух экспертиз, судебно-медицинская экспертная комиссия, отвечая на поставленные вопросы о наличии показаний и «запретов» для экстренной госпитализации ребенка в военный госпиталь, об обязанности дежурного медицинского персонала госпиталя осмотреть ребенка при первом его обращении в приемное отделение госпиталя, в частности, отметила:
1. ...Ретроспективный анализ клинической ситуации дает основание считать, что трансформа-
медицинскии
СОВеТ »7-8-2008
ция тяжелого сепсиса, клинические проявления которого имели место уже к моменту отказа от продолжения лечения ребенка по месту жительства (мышечные боли, адинамия, гиперлейкоцитоз и др.), в септический шок произошла в пути следования, поэтому ко времени первого обращения за медицинской помощью в приемное отделение военного госпиталя ребенок нуждался в неотложной (скорой) помощи.
2. ...Экстренная госпитализация, в т.ч. в военно-медицинские учреждения, рассматривается как госпитализация для оказания в неотложной (скорой) медицинской помощи. В соответствии со ст.39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан такая помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также иными лицами, обязанными ее оказывать по закону или специальному правилу. В том случае, если гражданин, нуждающийся в экстренной госпитализации для оказания в неотложной (скорой) медицинской помощи, обращается за медицинской помощью в специальную службу скорой медицинской, то силами этой службы он доставляется и госпитализируется, как правило, в лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее в данное время прием экстренных больных в соответствии с установленным в данной местности порядком работы лечебно-профилактических учреждений. В то же время больной, нуждающийся в оказании неотложной (скорой) медицинской помощи, может сам обратиться либо быть доставлен третьими лицами в любое лечебно-профилактическое учреждение, которое, в силу вышеизложенного, обязано оказать ему такую помощь вне зависимости от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. Объем неотложной (скорой) медицинской помощи, которую лечебно-профилактическое учреждение обязано оказать в подобном случае, зависит от нуждаемости конкретного больного в том или ином виде неотложного лечения, а также от материально-технических и кадровых возможностей учреждения. При отсутствии таких возможностей в лечебно-профилактическом учреждении, после оказания неотложной помощи в том объеме, который может быть оказан, больной либо эвакуируется в надлежащее лечебно-профилактическое учреждение, либо, при невозможности транспортировки больного, необходимые специалисты вызываются «на себя». После оказания медицинской помощи и стабилизации состояния больного, последний может быть переведен в плановом порядке в другое лечебно-профилактическое учреждение,
обязанное оказывать медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью или иным законным основаниям (по договору добровольного медицинского страхования и т.д.). Таким образом, в случае обращения в военный госпиталь за неотложной (скорой) медицинской помощью ребенка в возрасте 5 лет, нуждающегося в экстренной госпитализации, каких-либо «запретов на госпитализацию» не существует. В силу требования закона, ребенок должен быть госпитализирован, если это необходимо для оказания ему неотложной медицинской помощи. После проведения необходимых лечебных мероприятий и стабилизации состояния ребенок может быть переведен для дальнейшего лечения в специализированный детский стационар.
3. ...Установление факта нуждаемости больного в неотложной (скорой) медицинской помощи без соответствующего медицинского обследования больного невозможно. Объем такого обследования может быть различным в зависимости от конкретных обстоятельств (состояния больного, характера патологии, возможностей по инструментальному, лабораторному обследованию при их необходимости и т.п.). Обследование может включать в себя изучение медицинских документов (первичных, направительных, сопроводительных и т.п.) с целью выяснения анамнестических сведений, однако не может быть и не должно исчерпываться лишь этим. Такое обследование обязательно должно сопровождаться личным осмотром больного.
В связи с вышеизложенным следует считать, что при обращении ребенка за медицинской помощью в военный госпиталь соответствующие медицинские работники госпиталя обязаны были осмотреть ребенка с целью решения вопроса о нуждаемости его в неотложной (скорой) медицинской помощи.
Приведенный пример демонстрирует, что обязанность безотлагательно оказывать неотложную (скорую) медицинскую помощь не зависит ни от пола, ни от возраста больного, ни от профиля, ведомственной принадлежности, источников финансирования учреждения, в котором работает медицинский персонал, ни от наличия поблизости иных специализированных медицинских учреждений.
Если бы в данном случае дежурный медицинский персонал военного госпиталя при первом обращении ребенка в приемное отделение не занимался бы поиском причин для отказа в госпитализации, а осмотрел тяжелобольного ребенка и, установив показания для неотложной (скорой) медицинской помощи, оказал бы ее, то жизнь ребенка могла быть спасена.