Научная статья на тему 'Неогеография и стереотипы: новые подходы в обучении'

Неогеография и стереотипы: новые подходы в обучении Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
13
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОГЕОГРАФИЯ / СТЕРЕОТИПЫ / НОВЫЙ МЕТОД / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ / ГЕОДАННЫЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ГЕОГРАФИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дмитриева Валентина Тимофеевна, Ерёмченко Евгений Николаевич, Клименко Станислав Владимирович, Кружалин Виктор Иванович

Появление географических продуктов принципиально нового класса (таких, как Google Earth, Erdas TITAN, Virtual Earth, и т.д.) в рамках метода неогеографии, очевидное наличие в них принципиально нового качества, отличающего их от «классических» географических продуктов, а также широкое и быстрое их распространение делают необходимым анализ их особенностей, характерных черт, обучение работе с ними, а также использование их в преподавании географии, а также других дисциплин. В работе описываются особенности новых продуктов и нового метода работы с геоданными - неогеографии, а также характеризуются основные стереотипные представления, осложняющие обучение новому подходу, новым продуктам и их использованию в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Дмитриева Валентина Тимофеевна, Ерёмченко Евгений Николаевич, Клименко Станислав Владимирович, Кружалин Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неогеография и стереотипы: новые подходы в обучении»

теория и методика естественнонаучного образования

в.Т. дмитриева, Е.Н. Ерёмченко, с.В. Клименко, В.и. Кружалин

Неогеография и стереотипы: новые подходы в обучении

Появление географических продуктов принципиально нового класса (таких, как Google Earth, Erdas TITAN, Virtual Earth, и т.д.) в рамках метода неогеографии, очевидное наличие в них принципиально нового качества, отличающего их от «классических» географических продуктов, а также широкое и быстрое их распространение делают необходимым анализ их особенностей, характерных черт, обучение работе с ними, а также использование их в преподавании географии, а также других дисциплин.

В работе описываются особенности новых продуктов и нового метода работы с геоданными — неогеографии, а также характеризуются основные стереотипные представления, осложняющие обучение новому подходу, новым продуктам и их использованию в практической деятельности.

Ключевые слова: неогеография; стереотипы; новый метод; географические продукты; геоданные; обучение; преподавание географии.

Виюне 2005 года появился сетевой сервис Google Earth. Он стал первым по настоящему массовым продуктом, в котором был реализован новый принцип, или подход к работе с геоданными. Он получил условное название «неогеография».

Термин, история которого прослеживается начиная с 1920-х гг.1, получил широкое распространение после выхода в свет в 2007 г. книги Эндрю Тёрнера «Введение в неогеографию»2, в которой была сделана попытка обозначить и определить новое качество работы с геопространственной информацией, появившееся в процессе внутреннего развития и интеграции информационных, географических технологий, а также методов получения и обработки данных дистанционного зондирования (ДДЗ) — в первую очередь, космических ДДЗ.

Согласно определению Е.Н. Ерёмченко3, неогеография — это новый подход к работе с геопространственной информацией, отличающийся от предыдущих (бумажных и цифровых карт и ГИС) тремя признаками:

1 A short enquiry into the origins and uses of the term «neogeography» [Электронный ресурс]; http://www.d-log.info/onneogeography.pdf (дата обращения — 3 июня 2009 г.).

2 Andrew Turner, Introduction to Neogeography, O’Reilly Media, ISBN 10: 0-596-52995-3 | ISBN 13: 9780596529956, 2006. (дата обращения — 4 июня 2009 г.).

3 Материалы портала «Виртуальное Протвино» [Электронный ресурс]; (http://www.vProt-vino.ru) (дата обращения — 5 июня 2009 г.).

- использованием географических, а не картографических систем координат;

- применением растрового, а не векторного представления географической информации в качестве основного;

- использованием открытых гипертекстовых форматов представления геоданных.

Детальное рассмотрение характерных особенностей нового «неогеогра-фического» подхода представлено в ряде работ [1-4, 6, 8-9]. Новое качество неогеографии проявляется в целом ряде признаков:

- минимизация условностей в представлении Земного шара, характерных для картографического метода, за счёт применения инструментального, «фотографически» точного источника данных — изображений местности (данных дистанционного зондирования, ДДЗ);

- отказ от ограничений, задаваемых картографической проекцией. Появляющаяся при этом возможность всеракурсного отображения данных существенно улучшает качество и оперативность восприятия местности.

- стирание грани между географическими и топографическими картами за счёт возможности плавного изменения эквивалентного масштаба в широчайших пределах — от глобального до сверхдетального (порядка 1 : 10). При этом естественным образом появляется возможность обеспечения неортогонального, но при этом метрически точного и трехмерного представления;

- появление среды массового создания геоданных самими пользователями системы и агрегации этих данных, а тем самым — решения вопроса актуализации геоданных.

Важно отметить, что в случае неогеографии речь о принципиальной технологической новизне решений не идет и идти не может.

Географические системы координат (и связанное с ними представление Земли в виде глобуса) известны свыше двух тысячелетий. Растровое представление местности в виде изображений используется при решении различного рода задач фактически с момента изобретения фотографии. Аэрофотосъемка широко применялась уже в Первую Мировую войну. Первое изображение Земли из космоса было получено американским спутником Explorer 6, запущенным 7 августа 1959 года.

Космические снимки высокого разрешения получили широкое распространение с запуском в 1998 году первого коммерческого спутника данного класса Ikonos (США), позволяющим получать изображения с пространственным разрешением лучше, чем 1 м/пиксель (согласно ТТХ спутника, разрешение при съемке в надир достигает 72 сантиметров на пиксель).

Гипертекстовый формат доступа к данным в сети Интернет, появившись менее двух десятилетий назад, стал в настоящее время основным средством доступа к информации.

Ключевые технологии для неогеографического подхода, не являются новыми. Уникально лишь их объединение воедино. Отсутствие технологической новизны в новых географических продуктах позволяет говорить о том, что их особое качество возникло в результате синтеза уже существующих тех-

нологий. Принципиально новый подход реализуется через комбинацию уже известных технологий, дающих в результате новое качество.

Возникновение нового качества с помощью уже существующих технологий можно уподобить изобретению колеса (ориентировочно в конце неолитического периода, в 5 тыс. до н.э.). Технологии обработки материалов (древесины) уже существовали. Неожиданно пришло понимание, что обработанное до круглой формы изделие может быть использовано иным образом. Появилось новое качество.

Аналогично появление нового метода — неогеографии — создаёт новое качество, новую перспективу развития человечества.

На протяжении тысячелетий модельное представление местности (на картах, глобусах, схемах и т.д.) носило характер разделения пространства на качественно различные области - «суша» и «вода», «лес» и «поле» «страна 1» и «страна 2», «равнина» и «горный массив», и т.д. Лишь теперь, благодаря появлению высокоточных и информационно полных данных дистанционного зондирования и их «замыканию» в единое, метрически достоверное покрытие Земного шара появилась возможность представления местности как единого континуума - каковой она на самом деле и является.

Новизну такого подхода невозможно переоценить: фактически, речь идёт о совершенно новом качестве восприятия Земли человеком.

Особая роль геоинтерфейсов и неогеографии в современной интеллектуальной культуре очевидна из ряда парадоксов, естественным образом связанных с преподаванием географии.

Так, с появлением Google Earth обозначились две, казалось бы, взаимоисключающие друг друга тенденции в степени восприятия географической информации обществом. С одной стороны, отмечается повсеместное и массовое падение географической культуры и интереса к ней в обществе — особенно у молодежи. С другой стороны, наблюдается беспрецедентный рост интереса к географической информации, удовлетворяемый практически полностью неогеографией — геоинтерфейсами.

Так, спустя всего два года после появления первого массового геоинтерфейса, к июлю 2007 года, количество загрузок программы уже превысило 250 млн. В Нидерландах в мае 2007 года им регулярно пользовалось уже около 47% населения страны — то есть фактически каждая семья. Проведенный в 2008 году опрос среди читателей российского информационно-аналитического портала о науке и технологиях «Исследования и разработки — R&D.CNews» (http://rnd.cnews.ru) показал, что в России географическими продуктами класса Google Earth (и его «упрощенной» версии Google Maps) пользуются 74% опрошенных1.

Популярность нового подхода — за Google Earth последовали аналогичные сервисы Virtual Earth от Miscrosoft, Erdas TITAN американской компании Erdas, и другие - все эти годы непрерывно росла. Новые географические сервисы стали не только самыми популярными в мире цифровыми географическими продуктами, но и одними из наиболее распространенных программных продуктов вообще.

1 Материалы портала «Исследования и разработки — R&D.CNews» http://rnd.cnews.ru (дата обращения — 4 июня 2009 г.).

Парадокс аномально высокой популярности географических продуктов нового типа, с одной стороны, и падения интереса к «классической» географии, с другой, нуждается в объяснении. Его объяснение — тема отдельного исследования. Можно лишь отметить, что парадокс снимается благодаря учету различий между прежними и новыми видами геопродуктов.

Человек в нашу эпоху стремится получить не субъективно «препарированную» информацию, но информацию максимально объективную и достоверную. В данном случае это реализуется через минимизацию картографических условностей, используемых при отображении географических объектов, обеспечиваемую средствами неогеографии, и глобальность продукта — то есть возможность получать полную, детальную и достоверную информацию без отрыва от общегеографического контекста.

Речь идет о стремлении к получению образа Земли, не опосредованного картографическими условностями, или же опосредованного ими в минимальной степени (рис. 1-2).

Соответственно падение интереса к географической науке и географическим знаниям является мнимым. География востребована, и интерес к географии удовлетворяется — но все больше за счет глобальных геоинтерфейсов, позволяющих получить целостный, документально точный и не опосредованный географическими условностями образ Земли.

Беспрецедентно высокая популярность неогеографии и геоинтерфейсов говорит, во-первых, о необходимости использования их в преподавании географии, и, во-вторых, о необходимости осознания особенностей продуктов нового поколения, их несводимости к картам или к классическим географическим системам (ГИС).

Некоторые особенности использования неогеографии в учебном процессе можно обозначить уже сейчас, хотя детальное изучение педагогических особенностей нового подхода нуждается в дальнейших исследованиях.

1. Становится возможным преподавание географии с использованием не генерализованных или условных изображений местности — но детальных моделей местности, знакомой обучаемым из повседневного опыта, но при этом погруженной в общегеографический контекст во всей его полноте.

2. Неогеография предполагает принципиальное изменение характера интеллектуальной деятельности, связанной с ориентировкой на местности с использованием географической информации. Если в подходе «классической» картографии необходимо сначала «в уме» представить реальную местность «генерализованной» и затем сопоставить ее с картой, то неогеография позволяет представить местность в том ракурсе, в котором ее и видит наблюдатель. Процесс восприятия местности, ориентировки на ней значительно упрощается по сравнению с «классическим» картографическим подходом, сохраняющимся практически в неизменности на протяжении многих тысячелетий (рис. 3-4).

3. Использование открытых и бесплатных (для некоммерческого использования) средств создания геоданных, в том числе высокодетальных 3D-моделей, дает возможность строить обучение на базе интерактивных подходов, предпола-

Рис. 1. Ситуационный центр Boeing с использованием подхода Situational Awareness.

Рис. 2. Интерфейс системы поддержки принятия решений компании Boeing.

Рис. 3. Топографическая карта из поселения Чатал-Гуюк, 6 200 - 6 300 гг. до н.э.

Рис. 4. Образцы современных российских топографических карт, 2009 г. н.э.

гающих работу с географическими объектами, но в знакомом обучаемым пространстве. Бесплатность продуктов и простота пользования ими позволяет активно внедрять их в обучение уже сейчас.

4. Возможность отображения обучаемыми объектов и явлений, выходящих за рамки классических категорий геоданных, имеет огромный потенциал для стимулирования творчества.

5. Средствами классической картографии невозможно либо затруднительно отобразить характер изменения объектов во времени. Использование же документально точных изображений местности даёт представление о местности в ее временной динамике.

6. Возможность изучения интересных для обучаемых географических объектов позволяет кардинальным образом поднять мотивацию обучения географии.

7. География становится подлинно мультимедийной, позволяющей максимально сконцентрировать разнородную информацию.

8. Гипертекстовость географии превращает ее в «окно» для извлечения из сети Интернет всей контекстно обусловленной и практически неисчерпаемой информации, связанной с объектом. Любой, даже самый простой набор данных может стать неисчерпаемым источником сведений, подкрепляющих интерес учащегося.

Восприятию продуктов нового типа мешают стереотипные представления о географических продуктах.

Стереотип 1. Космические снимки, используемые в продуктах класса Google Earth, сложнее в восприятии, нежели карты, и требуют специализированной подготовки для сколько-нибудь эффективной работы с ними. Для неспециалиста они имеют лишь декоративное значение.

Данное заблуждение широко распространено в России. В его основе — некорректный перенос особенностей, характерных для космических снимков низкого разрешения, на все космические ДДЗ вообще. О том, что в данном

случае речь идет именно о заблуждении, лучше всего свидетельствуют эмпирические данные.

Подавляющее большинство современных продуктов и систем, предназначенных для оперативной работы с геопространственной информацией, используют в качестве основного источника информации о географическом контексте местности документальные ДДЗ (обычно космоснимки) и созданные на их основе модели. Можно сказать, что в последнее десятилетие ДДЗ полностью и окончательно заняли место карт в качестве основного источника визуальной информации о географическом контексте местности при решении военных, специальных задач, ликвидации последствий ЧС, обеспечении логистики сложных объектов и т.д. (рис. 1-4). Очевидно, эта тенденция быстро распространится и на другие сферы бизнеса и управления.

Интересно разобрать факторы, способствовавшие появлению данного стереотипа.

Действительно космические снимки низкого разрешения не всегда могут быть однозначно интерпретированы неспециалистами. В первую очередь это касается изображений, представленных в псевдоцветах (условных цветах), полученных в инфракрасной или радиочастотной областях спектра. Исторически именно эти ДДЗ стали доступными относительно широкому кругу специалистов первыми.

Однако сложность интерпретации в данном случае связана не с органически присущим изображениям свойством «неудобочитаемости». Она вызвана тем, что пользователь продукта видит местность генерализованной — такой, какой в повседневной жизни ему не удается видеть ее вовсе.

Но генерализованность характерна не только для снимков, в еще большей степени она свойствена географическим и топографическим картам сопоставимого с ними разрешения («масштаба»). Ориентировка по ним действительно практически невозможна без привлечения дополнительной, неявной информации. Например, и по карте миллионного масштаба, и по космическому снимку аналогичного разрешения весьма сложно определить местоположение, не пользуясь вспомогательной или неявно заданной информацией. Что касается собственно геопространственных данных, то даже снимки низкого разрешения с «неестественной» цветовой гаммой воспринимаются всегда проще и быстрее, чем карты аналогичного разрешения («масштаба»).

Ситуация радикальным образом меняется, когда используются космические снимки высокого и сверхвысокого разрешения — особенно наложенные на реальный трехмерный рельеф местности, как в геоинтерфейсах класса Google Earth.

В настоящее время снимки сверхвысокого разрешения, используемые в качестве основной визуальной среды в геоинтерфейсах, могут представлять местность в реальных цветах и имеют пространственное разрешение 0,5-1 м. Это соответствует визуальному опыту человека, воспринимающего пространственное окружение не опосредованно, невооруженным глазом. Снимки в этом случае соответствуют по угловому размеру (но не по ракурсу) тому, что видит в повседневной жизни человек, и воспринимаются существенно проще,

быстрее и яснее, чем карта соответствующего масштаба. Именно поэтому базовое представление местности в геоинтерфейсах — как правило, построено на базе данных ДЗЗ, хотя в некоторых функционально редуцированных версиях есть возможность подключения и картографического покрытия.

В тех случаях, когда снимки, цифровая модель рельефа и 3D-модели зданий и сооружений представляются в качестве единой информационной среды, они обеспечивают недостижимое для карт качество, скорость, полноту и точность восприятия местности (материалы портала «Виртуальное Протвино» — http://www.vProtvino.ru).

Стереотип 2. В геоинтерфейсах класса Google Earth тоже используются картографические проекции. Следовательно, они тоже являются картами особого рода.

Согласно одному из распространенных определении, «Картографическая проекция — математически определенный способ отображения поверхности эллипсоида на плоскости. Суть проекций связана с тем, что фигуру Земли — эллипсоид, не развертываемый в плоскость, заменяют на другую фигуру, развертываемую на плоскость. При этом с эллипсоида на другую фигуру переносят сетку параллелей и меридианов. Вид этой сетки бывает разный в зависимости от того, какой фигурой заменяется эллипсоид» (статья «Картографическая проекция» в онлайновой энциклопедии «Википедия» — http://ru.wikipedia.org/wiki).

Наличие набора строго определенных проекций необходимо в тех случаях, когда плоский носитель - карта - является одновременно и формой отображения географической информации, и ее носителем. Хранение цифровой геопространственной информации в цифровых картах и ГИС является скорее рудиментом карт бумажных.

В геоинтерфейсах геопространственная информация хранится в системе координат, непосредственно отражающей особенности Земного шара — географической геоцентрической системе координат (широта, долгота, высота). Проецирование Земного шара на экран осуществляется самим пользователем с возможностью выбора произвольного ракурса (даже в принципе непредставимого в картографической логике «отрицательного» ракурса) и возможностью плавного перехода от одного ракурса к другому.

Принципиальное отличие геоинтрефейсов от карт закреплено даже на фундаментальном понятийном уровне. В качестве синонима термина «геоинтерфейс» можно (правда, некорректно и с большими натяжками) использовать англоязычный термин map, выражающий идею географической модели. Но ни в коем случае нельзя использовать русский термин «карта», выражающий идею всего плоского. Термин «трехмерная карта» бессмыслен, и закрепление этой бессмыслицы в практической лексике только осложнит особенности восприятия и внутреннего приятия новых подходов к работе с геоданными.

Более того, неогеография расходится с текущим официальным определением карты не только по признаку наличия или отсутствия картографической проекции.

Согласно определению ГОСТ 21667-76 п. 10, «карта — это построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на ней объекты или явления в определенной системе условных знаков».

Очевидно, что геоинтерфейсы и продукты неогеографии вообще по своим свойствам полностью расходятся с определением ГОСТа. Они построены не в картографических проекциях; более того, эти проекции как правило не используются даже для визуализации и могут возникнуть при манипуляциях оператора лишь случайно.

В геоинтерфейсах не обязательно используется уменьшенное изображение местности, а отказ от обобщения — согласно ГОСТу фундаментального свойства и признака карты - становится важнейшей фундаментальной чертой нового подхода. В геоинтерфейсах объекты отображаются, как правило, не в виде системы условных знаков, но в виде прямых фотографических изображений местности или 3D-моделей объектов и/или процессов. Условные знаки в геоинтерфейсах могут использоваться и используются, но лишь как вспомогательный элемент (в основном и во все большей степени — как транспорт для семантики).

Геоинтерфейсы не только не являются картами, но и диаметрально расходятся с официальным определением термина «карта» буквально во всех пунктах.

Стереотип 3. Геоинтерфейсы класса Google Earth непригодны для решения профессиональных задач, бесперспективны и являются лишь «игрушками».

Это утверждение очевидно противоречит фактам, ибо все чаще новый подход используется именно и в первую очередь для решения профессиональных задач - в том числе таких сложных, как созданние интегрированных сред боевого управления и взаимодействия различных родов войск (Tactical Ground Reporting System (TIGR) — http://www.darpa.mil/news_images/tigr2.html).

Практическое применение геоинтерфейсов явилось отражением простоты работы с продуктами, выполненными в парадигме неогеографии. Однако простота и примитивность — вещи разные. В данном случае простота и понятность достигаются за счет перехода к более логичному, нежели в случае карт, методу работы с геопространственной информацией.

Стереотип 4. Геоинтерфейсы класса Google Earth принципиально не отличаются от «плоских» продуктов (Google Maps и тд.)

Решения класса Google Maps возникли как паллиативные, давая возможность работать с геоданными нового вида без установки отдельного (хотя и бесплатного) клиентского приложения, но через обычный браузер. Google Maps эволюционирует в сторону расширения функциональности и интеграции с геоинтерфейсами класса Google Earth. В частности, в Google Maps уже реализована неогеографическая (трехмерная) визуализация.

Стереотип 5. Геоинтерфейсы класса Google Earth (и неогеорафия вообще) чрезвычайно дороги. Развивать данное направление могут лишь очень крупные корпорации, вроде Google.

Наоборот, несложный анализ показывает, что неогеографические продукты обходятся существенно — на 4-5 порядков — дешевле классических карт и ГИС. При этом результирующие продукты не являются картами и не могут мыслиться в качестве таковых, хотя и могут интегрировать в себя картографическую информацию и слои в качестве компонент. При этом новые продукты обеспечивают высокую информацию полноту, документальную достоверность, метрическую точность и недостижимую средствами ГИС функциональность (e-CORSE: неогеография второго поколения — http://www.pryroda. gov.ua/index.php?newsid=1001340).

Итак, использование геоинтерфейсов класса Google Earth — продуктов, выполненных в рамках нового подхода, получившего наименование неогеография — уже стало нормой, а не исключением. Однако пока что изучение географии с помощью геоинтерфейсов ведется в основном в формате самообразования, а не обычного образовательного процесса. Быстрое включение их в учебный процесс, что вполне возможно благодаря беспрецедентной масштабируемости подобных решений, обусловленной принципиальной их бесплатностью — важнейшая краткосрочная задача образовательной географии.

Литература

1. Байгозин Д. А. Трехмерная геоинформация в ситуационных центрах виртуального окружения / Д.А. Байгозин, С.В. Клименко, Ю.М. Батурин и др. // Материалы конференции «Неогеография XXI - 2009» IX Международного Форума «Высокие технологии XXI века» (Москва, 22-25 апреля 2008 г.). - М., 2008. - 170 с.

2. Войцеховский М. Б. Туризм и методы неогеографии: возможности нового подхода / М.Б. Войцеховский, Ю.Н. Голубчиков, Е.Н. Еремченко // Труды III Международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» (географический факультет МГУ, 24-25 апреля 2008). - М., 2008. - С. 151-156.

3. Вылегжанин С. А. Опыт создания в Протвино трехмерных сетевых ГИС и их использования при анализе инфекционной заболеваемости и сопутствующих им факторов / С.А. Вылегжанин, Е.Н. Еремченко, Л.Ю. Завальский, А.А. Фети-щев // Материалы VII Межгосударственной научно-практической конференции (3-5 октября 2006 г., Оболенск). - Оболенск, 2006. - С. 24-25.

4. Ерёмченко Е. Н. Неогеография: особенности и возможности / Е.Н. Ерёмченко // Материалы конференции «Неогеография XXI-2009» IX Международного Форума «Высокие технологии XXI века» (Москва, 22-25 апреля 2008 г.). - М., 2008. - 170 с.

5. Завальский Л. Ю. Геосервис Google Earth и мониторинг клещевого боррелиоза / Л.Ю. Завальский, Д.С. Бикетов, Е.Н. Еремченко, М.В. Храмов, И.А. Дятлов // Тезисы в сборнике материалов ХХ межрегиональной научно-практической конференции по проблемам охраны населения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, посвященной 85-летию государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и 20-летию проведения «Дней науки» в Липецкой области (октябрь 2007 г., Липецк). - Липецк, 2007. - С. 393-398.

6. Кибальников С. В. Туризм и развитие регионов России / С.В. Кибальников, В.И. Кружалин // Труды III Международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» (Москва, географический факультет МГУ, 24-25 апреля 2008 г.). - М., 2008. - С. 89-91.

References

1. Bajgozin D. А. Tryoxmernaya geoinformaciya v situacionny’x centrax virtual’nogo okruzheniya / D.A. Bajgozin, S.V. Klimenko, Yu^. Baturin i dr. // Materialy’ konfe-rencii «Neogeografiya XXI - 2009» IX Mezhdunarodnogo Foruma «Vy’sokie texnologii XXI veka (Moskva, 22-25 aprelya 2008 g.). M., 2008. - 170 s.

2. Vojcexovskij М. B. Turizm i metody’ neogeografii: vozmozhnosti novogo pogxoga / М.В. Vojcexovskij, Yu.N. Golubchikov, E.N. Eremchenko // Trudt’ III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Turizm i rekreaciya: fundamental’ny’e i prikladny’e issledovaniya» (geograficheskij fakul’tet MGU, 24-25 aprelya 2008 g.). - S. 151-156.

3. Vylegzhanin S. А. Opy’t sozdaniya v Protivno tryoxmerny’x setevy’x GIS i ix ispol’zovaniya pri analize infekcionnoj zabolevaemosti i soputstvuyushhix im fakto-rov / S.A. Vy’legzhanin, E.N. Eremchenko, L.Yu. Zaval’skij, А.А. Fetishhev // Materialy’ VII Mezhgosugarstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii (3-5 oktyabry 2006 g., Obolensk). - Obolensk, 2006. - S. 24-25.

4. Eryomchenko Е. N. Neogeografiya: osobennosti i vozmozhnosti / E.N. Eryomchenko // Materialy’ konferencii «Neogeografiya XXI - 2009» IX Mezhdunarodnogo Foruma «Vy’sokie texnologii XXI veka (Moskva, 22-25 aprelya 2008 g.). - M., 2008. - 170 s.

5. Zaval’skij L. Yu. Geoservis Google Earth i monitoring kleshhevogo borrelioza / L.Yu. Zaval’skij, D.S. Biketov, E.N. Eremchenko, М.У Xramov, I.A. Syatlov // Tezisy’ v sbornike materialov XX mezhregional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii po prob-lemam oxrany’ naseleniya i obespecheniya sanitarno-e’pidemiologicheskogo blagopo-luchiya, posvyashhyonnoj 85-letiyu gosudarstvennoj sanitarno-e’pidemiologicheskoj sluzhby’ Rossijskoj Federacii i 20-letiyu provedeniya «Dnej nauki» v Lipeckoj oblasti, (oktyabr’, 2007 g., Lipeck). - Lipeck, 2007. - S. 393-398.

6. Kibal’nikov S. V. Turizm i razvitie regionov Rossii // Trudy’ III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Turizm i rekreaciya: fundamental’ny’e i prikladny’e issledovaniya» (Moskva, geograficheskij fakul’tet MGU, 24-25 aprelya 2008 g.). - M., 2008. - S. 89-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.