Научная статья на тему 'НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ЮМОР СИТУАЦИОННЫХ КОМЕДИЙ'

НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ЮМОР СИТУАЦИОННЫХ КОМЕДИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
613
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННАЯ КОМЕДИЯ (СИТКОМ) / АНИМАЦИОННЫЙ СИТКОМ / МЕДИАДИСКУРС / КОМЕДИЯ / ТИП ЮМОРА / СТИЛЬ ЮМОРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Майорова Е.В.

Ситкомы (ситуационные комедии) -крайне популярные юмористические шоу, придуманные в США в середине прошлого века и распространившиеся по всему миру. Несмотря на любовь миллионов телезрителей, в адрес ситкомов звучит много критики как со стороны исследователей дискурса, так и простых обывателей. Эта критика вызвана неоднозначностью затрагиваемых в них тем и языковых приемов, используемых для создания юмора (сленг, сниженная и обсценная лексика). В данном обзоре расматриваются работы, представляющие противоположные точки зрения на эффект, производимый на зрителя данным жанром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ЮМОР СИТУАЦИОННЫХ КОМЕДИЙ»

УДК: 81

DOI: 10.31249/^/2022.01.08

Майорова Е.В.

НЕОДНОЗНАЧНЫЙ ЮМОР СИТУАЦИОННЫХ КОМЕДИЙ

(Обзор)

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)

Аннотация. Ситкомы (ситуационные комедии) -крайне популярные юмористические шоу, придуманные в США в середине прошлого века и распространившиеся по всему миру. Несмотря на любовь миллионов телезрителей, в адрес ситкомов звучит много критики как со стороны исследователей дискурса, так и простых обывателей. Эта критика вызвана неоднозначностью затрагиваемых в них тем и языковых приемов, используемых для создания юмора (сленг, сниженная и обсценная лексика). В данном обзоре расматри-ваются работы, представляющие противоположные точки зрения на эффект, производимый на зрителя данным жанром.

Ключевые слова: ситуационная комедия (ситком); анимационный ситком; медиадискурс; комедия; тип юмора; стиль юмора.

Ситкомы (ситуационные комедии) - популярный жанр юмористических сериалов, появившихся на американских телеэкранах в середине прошлого века. За более чем полувековую историю ситкомы завоевали популярность по всему миру. Отличительными особенностями этого телевизионного жанра являются (1) хронометраж серий (обычно 22-25 минут); (2) «статус-кво ситуации» [Беданокова, Гаврилова, 2019, с. 27], подразумевающий неизменность героев и ситуации от серии к серии, несмотря на то что многие особенно популярные сериалы этого жанра продолжают вы-

пускаться годами и даже десятилетиями (анимационный ситком «Симпсоны» непрерывно выходит с 1989 г. и включен в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный сериал в истории, однако ни возраст, ни внешний вид героев за двадцать лет не претерпели ни малейших изменений); (3) и закадровый смех, который однажды являлся определяющей характеристикой жанра, а в последнее десятилетие стал необязательным и даже иногда архаичным. Каждая серия такого сериала посвящена определенной комичной ситуации, в которую попадают главные герои. Именно юмор этих ситуаций, часто строящийся на высмеивании стереотипов, гиперболизации образов героев, становится основной причиной критики этого жанра.

Анимационные ситкомы, «поджанр» традиционных ситко-мов, берут свое начало от первых популярных анимационных программ для всей семьи, появившихся на американском телевидении в 1960-х. Начиная с 1980-х, авторы ситкомов стали адресовать свои передачи более взрослой аудитории. Согласно последним отчетам, популярные анимационные ситкомы, такие как «Симпсо-ны» («The Simpsons»), «Шоу Кливленда» («The Cleveland Show»), «Гриффины» («Family Guy») и «Южный парк» («South Park»), привлекают к экранам около трех миллионов американцев в возрасте от 18 до 49 лет. По мере роста своей популярности в мире подобные шоу стали неотъемлемой частью западной культуры [The association of ..., 2021].

Несмотря на свою популярность, ситкомы часто подвергаются критике как со стороны простых обывателей, так и исследователей дискурса. Создателей подобных сериалов обвиняют в скудности средств художественной выразительности, «отсутствии эстетической ценности и изящной словесности», а также насаждении ценностей общества потребления [Беданокова, Гаврилова, 2019]. По их мнению, «дискурс ситуационных комедий имеет большой воспитательный потенциал», так как они воссоздают модели человеческих отношений, но этот потенциал остается нереализованным, и даже, более того, пропагандируют вредные и «низкие» ценности: деньги, власть, признание, заработанные без приложения больших усилий. Среди наиболее распространенных в ситко-мах вредоносных стереотипов называются следующие: (1) деловая женщина непривлекательна; (2) блондинки глупые; (3) смысл жиз-

ни заключается в деньгах; (4) честный труд ни к чему не приведет; (5) материнство и дети непривлекательны [там же, с. 28].

В анимационных ситкомах для взрослых часто затрагиваются деликатные и противоречивые в обществе темы, например, такие, как однополые браки и контроль за хранением оружия. В них зачастую в грубой форме критикуется современное общество, используется обсценная лексика, стереотипизируются отдельные группы населения. В отличие от обычных популярных телевизионных ситкомов, юмор в анимационных ситкомах имеет более оскорбительный и абсурдный характер и зачастую вытекает из намеренного преувеличения социальных конфликтов, неоднозначных с точки зрения принятой обществом морали [The association of ..., 2021].

Однако вышеуказанные обвинения в адрес ситкомов и их создателей кажутся субъективными. «Современная медиасреда и условия, в которых юмор производится и функционирует, влияет на его характер. Он становится доступнее и осваивает разные [новые] формы» [Султанов, 2019, с. 99]. Тем не менее структура юмора во многом остается прежней, той же, какой она была и до появления ситкомов. Шутки типично состоят из двух компонентов: сетапа (захода), формирующего ожидания зрителя или слушателя и не смешного самого по себе, и панчлайна (добивки), разрушающего созданные сетапом ожидания [там же]. Именно разрушение ожиданий вызывает смех: чем ярче контраст между началом и концом шутки, чем более неожиданным оказывается панчлайн, тем более смешной оказывается шутка. Более того, в настоящее время отмечается возросший интерес зрителей к еще более абсурдным и провокационным формам.

Темы, используемые в комедии, также остаются одинаковыми: человеческие недостатки, взаимоотношения полов, родители и дети, работа, политика и общество [Султанов, 2019]. Желание заработать большие деньги и получить признание, понравиться противоположному полу - не «низкие» ценности, пропагандируемые медиасредой, а вопросы, которые волновали людей не одно столетие и много раз находили отражение в произведениях различных жанров по всему миру. Именно поэтому критика тем, поднимаемых в ситкомах, также кажется недостаточно обоснованной.

Нельзя также обойти тему причины такой популярности ситуационных комедий. Юмор в них позволяет отвлечься от стрессовых ситуаций бытовой жизни и сбросить накопившееся напряжение. Также он позволяет выразить критику и неодобрение некоторых явлений нашей жизни, не приводя к открытому конфликту [Pragmatic perspectives ..., 2020]. Даже анимационные сит-комы, выделяющиеся на фоне традиционных своей грубостью и абсурдностью, имеют свою очень широкую аудиторию. Согласно существующим исследованиям, пол и возраст аудитории играют ключевую роль при выборе медиаконтента. Так, молодые люди смотрят больше комедий, чем представители более старшего возраста, а мужчины чаще предпочитают агрессивный тип юмора, чем женщины. Было отмечено, что мужчины больше, чем женщины, предпочитают черную комедию и сатиру [The association of..., 2021].

Согласно одной из существующих таксономий, применение юмора в процессе общения можно разделить на четыре категории:

(1) аффилиативный юмор, для которого характерны «мягкие» шутки с целью развеселить собеседника и наладить коммуникацию;

(2) самоутверждающийся юмор, нацеленный на самоутверждение говорящего и часто базирующийся на хвастовстве; (3) агрессивный юмор - сарказм, высмеивание собеседника; (4) пагубный юмор, при котором говорящий пытается «развлечь» собеседников уничижая самого себя. Если юмор, относящийся к первой и второй категориям, считается положительным, то юмор последних двух категорий оказывается негативным или разрушительным. Различные исследователи выдвигали свои теории, в которых пытались разделить людей на несколько категорий в зависимости от присущего им стиля юмора. Существует несколько разных классификаций, в которых выделяются от двух до четырех групп. Несмотря на отсутствие консенсуса в данном вопросе, для большинства исследователей очевидно, что зрители имеют тенденцию выбирать ме-диаконтент исходя из своих предпочтений в юморе. Таким образом, можно предположить, что анимационные сериалы вызовут больший интерес у любителей агрессивного юмора. Тем не менее ситкомы собирают вокруг себя обширную аудиторию поклонников, взаимодействие и коммуникация в которой часто укрепляются благодаря аффилиативному юмору. Исходя из этого, вероятным

становится предположение о том, что среди аудитории анимационных ситкомов скорее окажутся те люди, которые предпочитают все типы юмора, в то время как те, у кого низкий уровень восприятия юмора любого стиля, вряд ли окажутся среди зрителей подобных программ [The association of ..., 2021].

Исследование, описанное в статье [The association of ..., 2021], имело целью изучить, каких именно людей привлекает подобный оскорбительный тип юмора. В ходе исследования группа респондентов заполнила анкету, ответив на вопросы о предпочтениях в просмотре анимационных ситкомов. Были собраны данные о возрасте, поле, образовании респондентов. Ведущий стиль юмора респондентов был выявлен на основании опросника Р.А. Мартина (the Humor Styles Questionnaire - HSQ). Из всех респондентов, отметивших, что они смотрят анимационные ситкомы, были отобраны те, кто указал только одно из трех наиболее популярных шоу: «Гриффины», «Южный парк» и «Симпсоны». Был проведен анализ полученных данных, в ходе которого было выявлено, что молодой возраст и предпочтение негативных стилей юмора с большей вероятностью предсказывают интерес к анимационным ситкомам. Подобным образом, ассоциация себя с женским полом и низкий уровень восприятия всех типов юмора сигнализируют о том, что для данного зрителя шоу такого типа окажутся менее привлекательными. Тем не менее и женщины, и мужчины соглашались с тем, что время от времени смотрят анимационные ситко-мы в качестве развлечения. Также не было выявлено существенных гендерных и возрастных различий среди поклонников различных шоу - вероятно, это связано с маленькой выборкой респондентов и более широкое исследование привело бы к отличным от данных результатам.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что, несмотря на критику, ситкомы остаются популярными по всему миру даже сейчас, в эпоху Интернета, когда выбор медиаконтента не ограничивается ничем, кроме личных предпочтений зрителей.

Список литературы

Беданокова З.К., Гаврилова Б.А. Ситком как дискурс деградации духовных ценностей (эвокативный анализ телевизионных ситуационных комедий) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филоло-

гия и искусствоведение. - 2019. - № 4 (247). - URL : https://cyberleninka. ru/article/n/silkom-kak-diskurs-degradatsii-duhovnyh-tsennostey-evokativnyy-analiz-televizionnyh-situatsionnyh-komediy СултановМ.С. Трансформация юмора в современной медиасреде: социокультурные особенности // Человек в мире культуры : проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения). - 2019. - С. 99-103. Fitriani S.S., Nasir C., Fonna F.F. Pragmatic perspectives of verbal humor in an American sitcom // Humanities & Social Sciences Reviews. - 2020. - Т. 8, № 3. - С. 49-55. - URL : https://core.ac.uk/download/pdf/327122516.pdf The association of animated sitcom viewing with humor styles and humor types / Zsila A., Urban R., Orosz G., Demetrovics Z. // HUMOR. - 2021, - Vol. 34. -P. 393-409. - DOI: https://doi.org/10.1515/humor-2020-0055, - URL : https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/humor-2020-0055/html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.