Научная статья на тему 'Неочевидные дорожно-транспортные преступления как следствие малоэффективности административных наказаний, предусмотренных частью 3 статьи 12.7 и частью 2 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях'

Неочевидные дорожно-транспортные преступления как следствие малоэффективности административных наказаний, предусмотренных частью 3 статьи 12.7 и частью 2 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правонарушение / штраф / наказание / водитель / транспортное средство / водительское удостоверение / дорожно-транспортное происшествие / offense / fine / punishment / driver / vehicle / driver's license / traffic accident.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Людмила Михайловна Мандарханова, Сергей Юрьевич Грозин

В статье рассмотрены административные наказания, предусмотренные частью 3 статьи 12.7 и частью 2 статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Анализ уголовных дел показывает, что данные правонарушения являются обстоятельствами, способствующими совершению неочевидных дорожно-транспортных преступлений. Цель работы — установить значение требований, предусмотренных частью 3 статьи 12.7 и частью 2 статьи 12.8 КоАП РФ, рассмотреть, каким образом нарушение данных норм ведет к совершению дорожно-транспортных преступлений. Раскрыть необходимость ужесточения наказания в целях предотвращения правонарушений и осознания гражданами значения требований указанных статей. При расследовании данного вида уголовных дел у следственных органов возникает серьезная проблема в доказывании причастности лица к управлению транспортным средством в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Лицо, не имея права управления, во время дачи показаний зачастую отказывается от факта управления, ссылаясь на отсутствие водительского удостоверения и нежелание управлять транспортными средствами. Методологическую основу исследования составляют общие методологические способы, прежде всего анализ, синтез, обобщение. Также были применены частнонаучные методы исследования, такие, как сравнительно-правовой, догматико-юридический метод толкования права. В статье констатируется, что передача управления автомобилем лицу, не имеющему водительское удостоверение, создает все условия для совершения неочевидного дорожно-транспортного преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Отсюда становится ясным, что объем наказаний за передачу управления лицам, не имеющим права управления либо находящимся в состоянии опьянения, не способствует решению проблемы по обеспечению безопасности дорожного движения. Владельцы источников повышенной опасности не осознают возможность наступления и степень общественно опасных последствий в случае разрешения управления транспортным средством неподходящим лицом. Более того, у некоторых собственников отсутствует понимание того, что в результате своих легкомысленных действий они сами могут стать жертвой дорожно-транспортного преступления. Рассматриваются негативные последствия данных действий и возможность ужесточения наказания за их совершение. Очевидно, что данные меры будут способствовать ответственному отношению собственников к своим транспортным средствам, что, в свою очередь, позволит избежать наступления негативных последствий при совершении дорожно-транспортного преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Людмила Михайловна Мандарханова, Сергей Юрьевич Грозин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-obvious traffic crimes as a result of ineffective administrative penalties provided for in Part 3 of Article 12.7 and Part 2 of Article 12.8 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation

The article discusses the administrative penalties provided for in Part 3 of Article 12.7 and Part 2 of Article 12.8 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation. The analysis of criminal cases shows that these offenses are circumstances contributing to the commission of non-obvious traffic crimes. When investigating this type of criminal case, the investigating authorities have a serious problem in proving the involvement of a person in driving a vehicle at the time of a traffic accident. A person who does not have the right to drive, during testimony, often refuses to drive, citing the lack of a driver's license and unwillingness to drive vehicles. Transferring control of a car to a person who does not have a driver's license creates all the conditions for committing an unobvious traffic crime under Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation. Hence, it becomes clear that the amount of penalties for transferring control to persons who do not have the right to drive or are in a state of intoxication does not contribute to solving the problem of ensuring road safety. Owners of sources of increased danger do not realize the possibility of occurrence and the degree of socially dangerous consequences in the case of permission to drive a vehicle by an unsuitable person. Moreover, some owners do not understand that as a result of their frivolous actions, they themselves may become a victim of a traffic crime. The negative consequences of these actions and the possibility of tougher penalties for their commission are considered. It is obvious that these measures will contribute to the responsible attitude of owners towards their vehicles, which in turn will avoid the occurrence of negative consequences when committing a traffic crime.

Текст научной работы на тему «Неочевидные дорожно-транспортные преступления как следствие малоэффективности административных наказаний, предусмотренных частью 3 статьи 12.7 и частью 2 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закон и право. 2024. № 10. С. 101-104. Law and legislation. 2024;(10):101-104.

Научная статья УДК 342; 123.45

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-101-104 EDN: https://elibrary.ru/DXOMVU

NIION: 1997-0063-10/24-507 MOSURED: 77/27-001-2024-10-707

Неочевидные дорожно-транспортные преступления как следствие малоэффективное^ административных

наказаний, предусмотренных частью 3 статьи 12.7 и частью 2 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Людмила Михайловна Мандарханова1, Сергей Юрьевич Грозин2

1 Иркутский государственный университет путей сообщений, Иркутск, Россия

2 Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Россия

1 Lm.iv@mail.ru

2 ms.zima180@bk.ru

Аннотация. В статье рассмотрены административные наказания, предусмотренные частью 3 статьи 12.7 и частью 2 статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Анализ уголовных дел показывает, что данные правонарушения являются обстоятельствами, способствующими совершению неочевидных дорожно-транспортных преступлений.

Цель работы — установить значение требований, предусмотренных частью 3 статьи 12.7 и частью 2 статьи 12.8 КоАП РФ, рассмотреть, каким образом нарушение данных норм ведет к совершению дорожно-транспортных преступлений. Раскрыть необходимость ужесточения наказания в целях предотвращения правонарушений и осознания гражданами значения требований указанных статей.

При расследовании данного вида уголовных дел у следственных органов возникает серьезная проблема в доказывании причастности лица к управлению транспортным средством в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Лицо, не имея права управления, во время дачи показаний зачастую отказывается от факта управления, ссылаясь на отсутствие водительского удостоверения и нежелание управлять транспортными средствами.

Методологическую основу исследования составляют общие методологические способы, прежде всего анализ, синтез, обобщение. Также были применены частнонаучные методы исследования, такие, как сравнительно-правовой, догматико-юридический метод толкования права.

В статье констатируется, что передача управления автомобилем лицу, не имеющему водительское удостоверение, создает все условия для совершения неочевидного дорожно-транспортного преступления, предусмотренного статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Отсюда становится ясным, что объем наказаний за передачу управления лицам, не имеющим права управления либо находящимся в состоянии опьянения, не способствует решению проблемы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Владельцы источников повышенной опасности не осознают возможность наступления и степень общественно опасных последствий в случае разрешения управления транспортным средством неподходящим лицом. Более того, у некоторых собственников отсутствует понимание того, что в результате своих легкомысленных действий они сами могут стать жертвой дорожно-транспортного преступления.

Рассматриваются негативные последствия данных действий и возможность ужесточения наказания за их совершение. Очевидно, что данные меры будут способствовать ответственному отношению собственников к своим транспортным средствам, что, в свою очередь, позволит избежать наступления негативных последствий при совершении дорожно-транспортного преступления.

Ключевые слова: правонарушение, штраф, наказание, водитель, транспортное средство, водительское удостоверение, дорожно-транспортное происшествие.

Для цитирования: Мандарханова Л.М., Грозин С.Ю. Неочевидные дорожно-транспортные преступления как следствие малоэффективности административных наказаний, предусмотренных частью 3 статьи 12.7 и частью 2 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Закон и право. 2024. № 10. С. 101—104. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-101-104 ББЫ: https://elibrary.ru/DXOMVU

© Мандарханова Л.М., Грозин С.Ю. М., 2024.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

Original article

Non-obvious traffic crimes as a result of ineffective administrative penalties provided for in Part 3 of Article 12.7 and Part 2 of Article 12.8 of the Code of Administrative Offences

of the Russian Federation

Lyudmila M. Mandarkhanova1, Sergey Yu. Grozin2

1 Irkutsk State University of Railway Engineering, Irkutsk, Russia

2 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia

1 Lm.iv@mail.ru

2 ms.zima180@bk.ru

Abstract. The article discusses the administrative penalties provided for in Part 3 of Article 12.7 and Part 2 of Article 12.8 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation. The analysis of criminal cases shows that these offenses are circumstances contributing to the commission of non-obvious traffic crimes. When investigating this type of criminal case, the investigating authorities have a serious problem in proving the involvement of a person in driving a vehicle at the time of a traffic accident. A person who does not have the right to drive, during testimony, often refuses to drive, citing the lack of a driver's license and unwillingness to drive vehicles.

Transferring control of a car to a person who does not have a driver's license creates all the conditions for committing an unobvious traffic crime under Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation. Hence, it becomes clear that the amount of penalties for transferring control to persons who do not have the right to drive or are in a state of intoxication does not contribute to solving the problem of ensuring road safety. Owners of sources of increased danger do not realize the possibility of occurrence and the degree of socially dangerous consequences in the case of permission to drive a vehicle by an unsuitable person. Moreover, some owners do not understand that as a result of their frivolous actions, they themselves may become a victim of a traffic crime.

The negative consequences of these actions and the possibility of tougher penalties for their commission are considered. It is obvious that these measures will contribute to the responsible attitude of owners towards their vehicles, which in turn will avoid the occurrence of negative consequences when committing a traffic crime.

Keywords: offense, fine, punishment, driver, vehicle, driver's license, traffic accident.

For citation: Mandarkhanova L.M., Grozin S.Yu. Non-obvious traffic crimes as a result of ineffective administrative penalties provided for in Part 3 of Article 12.7 and Part 2 of Article 12.8 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation // Law and legislation. 2024; (10): 101 —104. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-10-101-104 EDN: https://elibrary.ru/DXOMVU

Транспортное средство в соответствии со ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации является повышенным источником опасности. Следует отметить, что доступ к его владению и использованию является практически беспрепятственным. Число автовладельцев из года в год повышается, практически в любой семье имеется один автомобиль, а порой и больше. Поэтому не так уж и сложно сесть за управление автомобиля при отсутствии собственного, а страшнее всего — и при отсутствии соответствующего разрешения на управление им.

Для нашего общества правонарушения, касающиеся Правил дорожного движения, отличаются опасностью и распространенностью.

Ежегодно количество дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) растет, и за-

конодатель в попытках разрешения этой проблемы последовательно ужесточает меру ответственности за совершенные правонарушения и преступления в области дорожного движения и смежных видов деятельности [4, с. 56].

Кодекс об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за передачу управления автомобилем лицу, не имеющему либо лишенному права управления, в виде штрафа в размере 30 тыс. руб.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ передача управления лицу, находившемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере 30 тыс. руб. с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

Нужно отметить, что данное правонарушение имеет очень глубокий смысл, он отражает уровень понимания собственником автомобиля общественной опасности данного правонарушения.

Общеизвестно, что социальная ценность и значимость человека определяются уровнем его образования, которое оказывает воздействие на формирование его интересов. Низкий образовательный уровень способствует развитию у человека индивидуалистически-криминогенных взглядов, обусловливает их примитивность [2, с. 252].

Отсутствие водительского удостоверения свидетельствует о том, что либо лицо уже было ранее лишено за нарушение закона, либо вообще не имеет навыков вождения и специальных познаний в сфере транспорта и нормативно -правовых актов, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения.

Анализ следственной работы показывает, что передача управления автомобилем лицу, не имеющему навыков вождения, соответствующего опыта и знаний, чревато смертельными последствиями. Ярким примером являются дорожно-транспортные преступления, причем неочевидные в большей степени. Особенностью исследуемых преступлений является транспортное средство, взаимодействуя с которым или посредством которого человек совершает транспортные преступления [1, с. 8].

В борьбе за безопасность дорожного движения административные наказания явно не дотягивают до того уровня, чтобы граждане осознали легкомысленность действий, выражающихся в передаче источника повышенной опасности лицу, не имеющему право управления или находящемуся в состоянии опьянения.

В целях снижения количества дорожно-транспортных происшествий законодательным органам необходимо обратить особое внимание на данные правовые нормы. Халатное отношение граждан к данным требованиям закона приводит к тому, что собственник транспортного средства становится практически соучастником совершенного дорожно-транспортного преступления, поскольку он должен был предвидеть наступление общественно опасных последствий управления автомобилем лицом, не имеющим водительского удостоверения либо находящемся в состоянии опьянения.

В случае причинения вреда здоровью собственнику транспортного средства, передавшему управление иному лицу, не имеющему спе-

циального разрешения, этим же лицом следует исключить возможность предъявления претензий к водителю, управлявшему автомобилем в момент дорожно-транспортного происшествия. В результате собственники транспортного средства осознают степень ответственности за негативные последствия, в том числе и в виде причинения вреда своему здоровью.

А возможное соучастие в причинении вреда здоровью иным лицам и привлечение к уголовной ответственности заставит задуматься собственников транспортных средств о своем небрежном отношении к нормам закона.

Расследование дорожно-транспортных преступлений в неочевидных ситуациях, когда на месте происшествия и на последующих этапах расследования отсутствует информация о лице, управлявшем транспортным средством, является одним из самых сложных и затруднительных.

Оно включает проведение целого комплекса следственных и процессуальных действий, и на это уходит не один месяц. Большинство уголовных дел остаются нераскрытыми.

Анализ причин автодорожной преступности базируется на установлении механизма индивидуального преступного поведения. В него входят: внутренняя сфера личности со своими нравственно-психологическими особенностями; восприятие и оценка ситуации совершения преступления (до и во время) [3, с. 120].

Одним из способов предупреждения данного вида правонарушений является озвучивание в средствах массовой информации последствий дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями, где постоянно напоминается о неукоснительном соблюдении Правил дорожного движения РФ.

Лицо в принципе не осознает, что может также пострадать от своих же легкомысленных действий. В определенных случаях, когда виновник отказывается от управления транспортным средством в момент ДТП, и ссылается на другого, а чаще всего на собственника, последний становится автоматически и потерпевшим, и подозреваемым.

Еще одним эффективным способом воздействия на владельцев транспортных средств будет являться конфискация транспортных средств в случае незаконной передачи права управления.

При нынешних показателях последствий ДТП только вышеперечисленными способами можно повлиять на соблюдение нормативно-правовых актов.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 10-2024

Печально осознавать, но статистика свидетельствует о том, что нормы КоАП РФ малоэффективны и не обладают нужным уровнем предупреждения преступности на дорогах.

Ужесточение данной нормы должно сопровождаться активным предупреждением подобных правонарушений. Взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации, с организациями и сообществами может повлиять на уровень восприятия и осознания данных требований закона.

Список источников

1. Головин А.Ю., Трибунов О.П., Бибиков A.A. Криминалистические методы преодоления противодействия расследованию транспортных преступлений: Монография. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2015. 164 с.

2. Трибунов О.П, Ишигеев В. С. Характеристика личности преступника, совершающего кражи на объектах транспорта / / Криминологический журнал Байкальского гос. ун-та экономики и права. 2015. Т. 9. № 2. C. 248-256.

3. Ефимова Е.О. Взаимодействие личности и ситуации в механизме совершения неосторожного автодорожного преступления // Известия

Юго-Западного гос. ун-та. 2012. № 4 (43). Ч. 1. С. 119-125.

4. Иккерт А.В. Актуальные проблемы квалификации правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 12.7 КоАП РФ // Научный компонент. 2023. № 4 (20). С. 56-63.

References

1. Golovin A.Yu., Gribunov O.P., Bibikov A.A. Criminalistic methods of overcoming counteraction to the investigation of transport crimes: Monograph. Irkutsk: FGKOU IN the VSI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015. 164 p.

2. Gribunov O.P., Ishigeev V.S. Personality characteristics of a criminal committing theft at transport facilities / / Criminological Journal of the Baikal State University of Economics and Law. 2015. Vol. 9. № 2. C. 248-256.

3. Efimova E.O. The interaction of personality and situation in the mechanism of committing a reckless traffic crime // Proceedings of the Southwestern State University. 2012. № 4 (43). Part 1. Pp. 119-125.

4. Ikkert A. V. Actual problems of qualification of offenses provided for in parts 1, 2 of Article 12.7 of the Administrative Code of the Russian Federation // Scientific component. 2023. № 4 (20). Pp. 56—63.

Информация об авторах

Мандарханова Л.М. — преподаватель

Грозин С.Ю. — кандидат юридических наук, доцент

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 12.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the authors

Mandarkhanova L.M. — lecturer

Grozin S.Yu. — candidate of law, associate professor

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 1 2.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.