Marthinsen G., Wennerberg L., Lifjeld T. 2007. Phylogeography and subspecies taxonomy of dunlins (Calidris alpina) in western Palearctic analysed by DNA microsatellites and amplified fragment length polymorphism markers // Biol. J. Linnean Soc. 92: 713-726. Meissner W., Pilacka L. 2008. Sex identification of adult Dunlins Calidris alpina alpina // Ornis fenn. 85: 135-139.
Wolters H.E. 1975-1982. Die Vogelarten der Erde. Hamburg; Berlin: 1-745.
Wennerberg L. 2001. Breeding origin and migration pattern of dunlin (Calidris alpina) revealed by mitochondrial DNA analysis // Molecular Ecol. 10: 1111-1120.
Wennerberg L., Holmgren N.M.A., Jonsson P.-E., Schantz T. von. 1999. Genetic and morphological variation in Dunlin Calidris alpina breeding in the Palearctic tundra // Ibis 141: 391-398.
Wennerberg L., Marthinsen G., Lifjeld T. 2008. Conservation genetics and phylogeography of southern dunlins Calidris alpina schinzii // J. Avian Biol. 39: 423-437.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 982: 972-975
Необычное поведение самца белой трясогузки Motacilla alba перед зеркалом
Е.Б.Малашичев
Егор Борисович Малашичев. Кафедра зоологии позвоночных, биологический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9,
199034, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 23 марта 2014
В июне 2010 года на острове Большой Соловецкий (мыс Белужий) в Белом море мы наблюдали пару белых трясогузок Motacilla alba у гнезда с оперившимися птенцами в последнюю неделю пребывания выводка в гнезде перед вылетом. Гнездо располагалось в полости деревянной стены летней кухни под навесом шиферной крыши. Примерно в 3 м от стены деревянного строения стояла сосна, к стволу которой было прикреплено зеркало, служащее участникам экспедиции Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова в качестве смотрового для совершения утренних омовений и бритья лица (см. рисунок).
Данное зеркало стало предметом интереса со стороны самца белой трясогузки. Обычно перед посещением гнезда самец присаживался на верхний край зеркала или на ветку сосны, заглядывал в зеркало или подлетал с ветки к зеркалу, зависал перед ним или бился клювом в поверхность зеркала, после чего либо возвращался на ветку и повторял тот же ритуал, либо улетал в сторону гнезда. Типичная серия действий самца отражена на приводимых фотографиях (рисунок, А-Г). В большинстве случаев самец трясогузки проделывал подобные кульбиты перед посещением гнезда, держа корм для птенцов в клюве, но такое
поведение наблюдалось и в других вариациях, когда корма в клюве не было (или не было видно) или после посещения гнезда. Численная оценка разных случаев мною не проводилась. На фотографиях хорошо видна грязь на зеркале, возникшая в результате действий самца - в том числе и от крыльев и гемолимфы насекомых в клюве. Можно интерпретировать подобное поведение как попытку кормления зеркального отражения птицы, принимаемого за конспецифичную особь, или попытки проникнуть «в гнездо» к взрослым птенцам.
Самец белой трясогузки Motacilla alba перед зеркалом. Остров Большой Соловецкий. Июнь 2010.
Как известно, поведение животных перед зеркалом может быть различным. Низшие позвоночные, рыбы и амфибии на стадии головастиков, распознают в зеркальном отражении социального партнёра и предпочитают держаться к нему поближе, преимущественно оставляя зеркало с изображением в поле зрения левого глаза (Sovrano, Bisazza, Vallortigara 2001; Bisazza et al. 2002). Среди млекопитающих и птиц также нередки агрессивные взаимодействия с зеркальным отражением как с другой особью своего вида (Manning, Dawkins 1998). Узнавание себя в зеркальном отражении гораздо более редкое явление, характерное для человекообразных обезьян, а из птиц показанное только для некоторых врановых, например, сороки Pica pica (Prior, Schwarz, Gunturkun 2008), но не для галки Corvus monedula (Soler, Perez-Cont-reras, Peralta-Sanchez 2014). Попугаи по крайней мере ясно различают отражённую и неотражённую (действительную) зрительную информа-
цию и так же как некоторые млекопитающие (дельфины, слоны) могут использовать зеркало для обнаружения и/или манипулирования скрытыми от прямого наблюдения предметами (Pepperberg et al. 1995).
Случай с самцом трясогузки предполагает, что птица определяет изображение в зеркале как особь своего вида, не осознавая нереальность этого зрительного образа. Вероятнее всего, самец белой трясогузки принимал движущееся собственное отражение в зеркале за готовых к вылету птенцов в гнезде, этому его самообману могли способствовать и голоса птенцов, раздававшиеся из близкорасположенного гнезда. Примечательно, что различия в окраске самца и молодых птиц, по-видимому, роли не играли.
Подобные спонтанные реакции иногда удаётся наблюдать и у других видов птиц. Так, по сообщению А.Н.Гилёва и К.А.Карениной, в ноябре 2013 года на острове Тасмания (окрестности Хобарта) они наблюдали, как самец огненногрудой петроики Petroica phoenicea настойчиво бился в наклеенное на стену сарая зеркало. В данном случае, скорее всего, имела место агрессивная реакция самца на «зеркального интру-дера» - тип поведения, гораздо более распространённый среди птиц как реакция на зеркало (Kusayama, Bischof, Watanabe 2000; Prior, Schwarz, Gunturkun 2008; Medina et al. 2011).
Будь подобные наблюдения в природе систематичными, например, при регулярном предъявлении зеркал около гнёзд, они могли бы пролить свет на разнообразие, выраженность и функциональное значение реакций на собственное отражение в зеркале у разных видов птиц, а также на преимущественное использование левого или правого полей зрения для рассматривания зеркального изображения. Используя аналогичный подход (предъявление), мы ранее, например, показали, что дикие киты-белухи Delphinapterus leucas предпочитают рассматривать незнакомые предметы (подводная видеокамера в боксе) левым глазом (Каренина и др. 2010).
Литер атур а
Каренина К.А., Гилёв А.Н., Малашичев Е.Б., Баранов В.С., Белькович В.М. 2010.
Зрительная латерализация в дикой природе: восприятие незнакомого объекта у белухи (Delphinapterus leucas) // Асимметрия 4, 2:3-12.
Bisazza A., De Santi A., Bonso S., Sovrano V.A. 2002. Frogs and toads in front of a mirror: lateralization of response to social stimuli in tadpoles of five anuran species // Behav. Brain Res. 134, 1/2: 417-424.
Kusayama T., Bischof H. J., Watanabe S. 2000. Responses to mirror-image stimulation in jungle crows (Corvus macrorhynchos) // Animal Cogn. 3, 1: 61-64.
Manning A., Dawkins M.S. 1998. An Introduction to Animal Behaviour. 5th edition. Cambridge Univ. Press: 1-450.
Medina F.S., Taylor A.H., Hunt G.R., Gray R.D. 2011. New Caledonian crows’ responses to mirrors // Animal Behav. 82, 5: 981-993.
Pepperberg I.M., Garcia S.E., Jackson E.C., Marconi S. 1995. Mirror use by African grey parrots (Psittacus erithacus) // J. Comp. Psychol. 109, 2: 182-195.
Prior H., Schwarz A., Gunturkun O. 2008. Mirror-induced behavior in the Magpie (Pica pica): evidence of self-recognition // PLoS Biology 6, 8: e202.
Soler M., Perez-Contreras T., Peralta-Sanchez J.M. 2014. Mirror-mark tests performed on Jackdaws reveal potential methodological problems in the use of stickers in avian mark-test studies // PLoS ONE 9, 1: e86193.
Sovrano V.A., Bisazza A., Vallortigara G. 2001. Lateralization of response to social stimuli in fishes: a comparison between different methods and species // Physiol. Behav. 74, 1/2: 237-244.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 982: 975-976
Свиристели Bombycilla garrulus пьют берёзовый сок
А.В.Бардин
Александр Васильевич Бардин. SPIN-код: 5608-1832. Кафедра зоологии позвоночных, биологический факультет, Санкт-Петербургский университет, Университетская набережная, 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 20 марта 2014
В очерке о свиристеле Bombycilla garrulus в книге о птицах Ленинградской области А.С.Мальчевский и Ю.Б.Пукинский (1983) приводят сообщение Д.В.Осипова, который 25 апреля 1979 видел в Старом Петергофе, как свиристели пили сок, стекавший по стволу пораненного клёна остролистного Acer platanoides. В связи с эти редким наблюдением сообщаю ещё об одном случае, когда свиристели наблюдались за питьём сока - на этот раз берёзы бородавчатой Betula pendila.
На юго-восточной окраине деревни Сусанино (Гатчинский район Ленинградской области) весной 2006 года у одной высокой берёзы, затенявшей садовый участок, до самого верха опилили сучья. Когда при резком потеплении в конце апреля началось сокодвижение, дерево стало буквально истекать соком. Сок обильно струился по стволу, капал с обрубков сучьев и собирался в трещинах коры и пазухах ветвей. Подойдя к этому месту около 18 ч 30 апреля 2006, я застал у берёзы стаю из 18 свиристелей. Птицы дружно порхали вокруг ствола и зависали в воздухе, жадно глотая сок в местах его скопления. Некоторые подцеплялись для питья сока к коре дерева, но ненадолго. Очевидно, они избегали пачкать соком своё оперение. Эта кормившаяся у берёзы стая свиристелей выглядела очень эффектно. Покормившись соком в течение нескольких минут, свиристели отлетали на соседние деревья, где отдыхали и чистились, а затем вновь возвращались к берёзе.