УДК 379.8
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ
Тумаров К.Б., 2017,
НЧФ КНИТУ-КАИ «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева-КАИ», доцент кафедры физического воспитания и спорта,
Набережные Челны Ханов Р. Р., 2017
НЧФ КНИТУ-КАИ «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева-КАИ», студент, Набережные Челны
Аннотация: в представленной статье рассматривается такая тема, как необходимые условия для организации летнего отдыха детей. Написано, куда лучше направить ребенка на время летних каникул для оздоровления. Этим местом является летний лагерь. В статье написано, какой лагерь лучше подобрать, основываясь на его расположении и оснащении. Было написано, чем именно будет полезен лагерь для детей и описаны нюансы, которые могут как улучшить, так и ухудшить отдых в лагере, и как их развивать или устранять. Так же были описаны ряд организационных моментов, которые необходимо проводить в лагерях.
Ключевые слова: дети, отдых, лагерь, организация, спорт.
NECESSARY CONDITIONS OF ORGANIZATION OF SUMMER HOLIDAY OF
CHILDREN
Tumarov K.B, 2017,
NCHF KNITU-KAI "Kazan National Research Technical University named after AN Tupolev-KAI",
associate professor of the Department of Physical Education and Sports, Naberezhnye Chelny
Khanov R.R, 2017
NCHF KNITU-KAI "Kazan National Research Technical University named after AN Tupolev-KAI",
student, Naberezhnye Chelny
Abstract: this article considers such a topic as the necessary conditions for organizing summer holidays for children. It is written where it is better to direct the child for the period of summer vacations for health improvement. This place is a summer camp. In the article it is written which camp should be better selected, based on its location and equipment. It was written what the camp for children will be useful for and describes the nuances that can both improve and worsen the rest in the camp, and how to develop or eliminate them. A number of organizational aspects that must be conducted in the camps were also described.
Keywords: children, recreation, camp, organization, sport.
Летние каникулы длятся в среднем около трех месяцев и если оба родителя работают, то, как бы им этого не хотелось, они не могут присмотреть за ребенком на протяжении всего этого периода. Поэтому часто наиболее удачным вариантом становится организация для ребенка отдыха в летнем оздоровительном лагере. Как правило, детские оздоровительные лагеря размещают в экологически чистых районах, среди красивейшей природы, чтобы дети могли как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Идеальный вариант - это выбор детского лагеря, находящегося на берегу моря, озера или реки. Такой отдых позволит хорошо оздоровить детский организм.
Основой организации летнего отдыха детей является физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в летнем лагере. Целью, которой служит улучшение и укрепление здоровья детей.
В целом двигательный режим детей в лагере складывается из спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, составляющих основу их физического воспитания. В этой связи большая роль отводится физкультурно-оздоровительной форме физического воспитания детей. Из различных видов этой работы складывается стабильный режим, который включает в себя: утреннюю гимнастику, физкультурные минуты, ежедневный час занятий физическими упражнениями, игры и развлечения на воздухе. За время пребывания в лагере ребенок должен хорошо отдохнуть, закалиться, набраться сил для дальнейшей учебной работы в школе. Вследствие этого
физическому воспитанию детей в лагере должно быть уделено особое внимание. Физическое воспитание в оздоровительном лагере надо рассматривать как одно из средств воспитания детей, укрепления их здоровья и подготовки к труду и защите родины.
По словам Гусалова А.Х. [1] физическое воспитание детей в загородном лагере имеет следующие задачи, содействовать правильной организации отдыха детей, укрепить их здоровье, улучшить физическое развитие, полностью использовать естественные факторы природы - солнце, воду, воздух - в целях оздоровления и закаливания детей; привить навыки самообслуживания в условиях походов, экскурсий и лагерной жизни; формировать и развивать навыки в играх, ходьбе, беге, прыжках, лазании, преодолении препятствий, плавании и др.
Физическое воспитание в лагере должно быть использовано как средство воспитания таких качеств, как мужество, настойчивость, воли, смелости, чувства товарищества, дружбы, ответственности, дисциплины и т.д.
Многолетняя практика проведения загородных лагерей выработала наиболее целесообразные пути и средства для осуществления перечисленных выше задач физического воспитания. Одно из средств составляют естественные факторы природы, - солнце, вода, воздух, использование которых соединяется с проведением игр, занятий спортом, гимнастикой и туризмом. Важным средством физического воспитания детей в лагере является правильно организованный и четко выполняемый лагерный режим, включающий все стороны воспитательной работы, а также дневной отдых, сон и питание детей.
В содержание физического воспитания включается также привитие детям культурных навыков поведения и воспитание навыков личной и общественной гигиены.
Хотя срок пребывания детей в лагере ограниченный, но при условии четко организованного режима, выполнении установленных требований и влияния коллектива можно прочно закрепить у детей ряд полезных физкультурных и гигиенических навыков.
Подготовка к открытию лагеря и проведению физического воспитания в загородном лагере происходит заблаговременно. Подготовительная работа должна выражаться в следующем: выбор оборудования, мест занятий, приобретение пособий, подготовка кадров руководителей физического воспитания, организация режима, составление плана работы каждой смены и организации медико-санитарного обслуживания детей. Необходимо также учитывать, сколько детей в среднем приходится в группе на одного воспитателя, сколько групп в лагере, по какому возрастному критерию они делятся. Недопустимо, чтобы в одной группе были дети от 8 до 14 лет - такая большая разница может спровоцировать конфликты, детям будет неинтересно друг с другом, они не смогут сосуществовать вместе и найти общий язык и как следствие малая эффективность такого отдыха.
Для более успешного решения оздоровительных и воспитательных задач лагерь должен быть расположен в подходящей для этого местности. Так, например если ребенок страдает заболеваниями верхних дыхательных путей, то ему лучше всего подойдет отдых в приморских районах, так как морской воздух очень благотворно влияет на организм, а возможность отогреться на песке может навсегда избавить ребенка от частых бронхитов, воспалений легких и т.д.
При выборе детского лагеря также следует большое внимание уделить условиям, в которых будет проживать ребенок. Для этого предварительно необходимо увидеть комнаты, где будут поселены дети, условия для проведения гигиенических процедур, проверить наличие различных площадок для занятий спортом, кинотеатров, студий, кружков и т.д. Ведь ребенок будет находиться постоянно на территории лагеря и он не должен скучать в одиночестве. Для этого организовываются различные развлечения, предусматривается спортивное снаряжение - надувной матрас, ролики, множество мячей, столы для настольного тенниса, футбольные поля и т.д. Каждый ребенок должен иметь возможность заниматься тем, что ему по душе.
По словам Карела Поломиса [2] весьма важно, чтобы природные условия места лагеря были благоприятными для проведения физического воспитания: наличие леса и полей для прогулок, места для купания, достаточная площадь на территории лагеря для подвижных игр.
Для организации игр и спортивных занятий большое значение имеет обеспеченность необходимым спортивным инвентарем и пособиями. Необходимо заблаговременно принять меры к приобретению следующего спортивного инвентаря: волейбольных и футбольных мячей, теннисных
мячей и ракеток, бадминтона, сеток для волейбола и настольного тенниса, гранат, мячей для метания и др.
Непосредственно в лагере из подсобного материала и отчасти силами самих детей могут быть изготовлены: дротики, мишени, городки, обручи и др. Для занятий в ненастную погоду и в вечерние часы следует закупить шашки, шахматы, настольные игры и т.п.
В настоящее время во многих регионах развернулся поиск новых организационных основ физического воспитания, инновационного содержания, нетрадиционных форм и методов деятельности летних объединений детей и подростков.
В заключении хотелось сказать, что основными принципами деятельности оздоровительного лагеря в современных условиях, на наш взгляд, являются:
- постановка ребенка в центр всей осуществляемой воспитательной работы, признание интересов над коллективными и общественными;
- демократизация лагерной жизни через добровольное участие детей и коллективов в реализации программ, предоставление детям и подросткам свободы и самостоятельности в разработке собственных планов, выборе видов и форм занятий в оздоровительном лагере;
- создание условий для саморазвития, физического и психологического роста каждого ребенка в лагере;
- создание мощной базы для дальнейшей учебной деятельности ребенка.
Список литературы:
1. Гусалов А.Х. Физкультурно-оздоровительные лагеря [Текст] / А.Х. Гусалов. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 142 с. : ил. ; 20 см. - Библиогр.: с. 141. - 30000 экз. - 0.30 р.
2. Поломис К. Дети в пионерском лагере: Прогулки. Походы. Экскурсии: Перевод с чешского, - М.: Профиздат, 1990 г., с. 124.