Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА. ОСОБЫЙ АКЦЕНТ НА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

НЕОБХОДИМЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА. ОСОБЫЙ АКЦЕНТ НА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
семейные ценности / этика общества / воспитание / традиции / Республика Саха / Россия / family values / ethics of public / upbringing / traditions / Sakha Republic / Russia

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скрябина А. А., Островская Н. В.

Данная работа посвящена изучению необходимых семейных ценностей, способствующих формированию этики общественного порядка. Исследование роли семьи как основного института, влияющего на воспитание моральных норм и ценностей, необходимых для гармоничного сосуществования в обществе. В первой части работы рассматриваются семейные ценности на примере традиционной культуры народа Саха, где акцентируется внимание на идеалах, таких как взаимопомощь, уважение к старшим и ответственность за младших. Во второй части работы анализируются семейные ценности в контексте современного российского общества. В заключении подводится итог о важности сохранения и укрепления семейных ценностей как основы для формирования здорового общества и устойчивого развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSARY FAMILY VALUES FOR FORMATION OF ETHICS OF PUBLIC ORDER. SPECIAL EMPHASIS ON FAMILY VALUES IN REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

This work is devoted to the study of necessary family values that contribute to the formation of ethics of public order. The study of the role of the family as the main institution influencing the education of moral norms and values necessary for harmonious coexistence in society. The first part of the work examines family values using the example of the traditional culture of the Sakha people, which focuses on ideals such as mutual assistance, respect for elders and responsibility for the younger. The second part of the work analyzes family values in the context of modern Russian society. In conclusion, it summarizes the importance of preserving and strengthening family values as the basis for the formation of a healthy society and sustainable development of the state.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА. ОСОБЫЙ АКЦЕНТ НА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

УДК 316 Скрябина А.А., Островская Н.В.

Скрябина А.А.

Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург, Россия)

Научный руководитель: Островская Н.В.

Северо-Западный институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург, Россия)

НЕОБХОДИМЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА. ОСОБЫЙ АКЦЕНТ НА СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Аннотация: данная работа посвящена изучению необходимых семейных ценностей, способствующих формированию этики общественного порядка. Исследование роли семьи как основного института, влияющего на воспитание моральных норм и ценностей, необходимых для гармоничного сосуществования в обществе.

В первой части работы рассматриваются семейные ценности на примере традиционной культуры народа Саха, где акцентируется внимание на идеалах, таких как взаимопомощь, уважение к старшим и ответственность за младших.

Во второй части работы анализируются семейные ценности в контексте современного российского общества.

В заключении подводится итог о важности сохранения и укрепления семейных ценностей как основы для формирования здорового общества и устойчивого развития государства.

Ключевые слова: семейные ценности, этика общества, воспитание, традиции, Республика Саха, Россия.

Введение.

Семья является основным элементом общества, где формируются базовые ценности и нормы поведения. Важность семейных ценностей для формирования этики общественного порядка сложно переоценить. Семейные отношения играют ключевую роль в воспитании граждан, их моральной и социальной ответственности. Исследования показывают, что сильные семейные структуры способствуют более высокому уровню социальной стабильности и безопасности (Лунева, Бондаренко, 2014).

С самого рождения формируется особая связь между детьми и родителями. Ребенку нужно чувствовать себя желанным и любимым, чтобы не искать недостающую заботу и тепло в чужих людях. И тратить ценные годы своей жизни на то, чего не хватило в семье. Оба родителя взращивают моральные ценности, - помощь, справедливость, доброту, великодушие. Благодаря воспитанию внутри семьи происходит прогресс в обществе. Люди всячески стремятся сохранить цивилизацию во имя будущих поколений.

Семейные ценности в Республике Саха (Якутия).

В эпоху глобализации, у людей возникают вопросы по поводу их самоидентификации. В многонациональном обществе тяжело сохранять духовно-нравственные ценности отдельных народов в первозданном виде, но сложности не мешают сохранить основные ориентиры традиционного воспитания.

У народа Саха главной целью в воспитании детей, является привитие им норм социального поведения в этнических традициях и передача всего богатства духовной культуры народа. Традиционная система воспитания в якутской семье имеет идеал - «Айыы кикитэ». «Айыы кикитэ» - человек божественный, приближенный к идеалу. Источниками создания данной

традиционной системы послужило духовное наследие народа Саха, история ее создания насчитывает тысячелетия. Эта традиционная система держит связь поколений, на которых держится духовно-нравственная культура народа.

Якутское традиционное семейное воспитание включает в себя -общение родителей с детьми, занятия физическими активностями, проявление уважения к себе и старшим, передача знаний и накопленного опыта. В семье, к старшим детям правильней будет относиться с большим доверием. Сыновья с отцами ходят охотиться на дичь, косить сено, ловить рыбу. Дочери помогают матерям по дому, в быту, в хозяйстве. На старших детей, в семье возлагаются обязанности воспитания младших. Исходя из успехов в трудовых занятиях, значительность и надежность детей в семье возрастает. Воспитательное влияние оказывают на детей весь уклад жизни народа и веками сложившиеся традиции и обычаи. Любовь к труду, детям прививали с малых лет, что доказывает старинный обряд, связанный с рождением ребенка. Если новорожденный был мальчик, то к стенке урасы (летний дом), с северной её стороны, прислоняли берестяную фигурку лося, головой на восток, за нею помещали лыжи, а перед лосем - фигурку собаки, головой к лосю. Она должна была «стеречь лося». «Мальчик, должен жить для охоты, и ему необходим успех в этом деле, поэтому фигурка лося и должна ставиться около урасы (летний дом)». Для девочки состав животных был другим: «Когда она вырастет и выйдет замуж, ей нужен будет конь для езды, кобыла для домашнего хозяйства и жеребец, чтобы плодились жеребцы». Кроме того, ей необходимы ножницы, чтобы научиться кроить и шить.

В этических нормах народа существуют понятия, связанные с социально нравственными значениями, которые могут служить в качестве общественного идеала. Таким общественным идеалом, является понятие справедливости, которое сформировалось в результате трудовой деятельности народа Саха. Другой особенностью общественного идеала в народе является родовая солидарность, поддержка, терпимость и открытость к другим.

Народ Саха придерживается мировоззрения язычества и поклоняется силам природы. Когда мы с семьей выезжаем на природу или путешествуем по республике на автомобиле, то мама в обязательном порядке печёт якутские оладьи, чтобы в будущем накормить хозяина и духов леса. При переезде на дачу, мои родители кормят и разговаривают с духами дома, чтобы те не беспокоили нашу семью. Нас учат бережно относится ко всем вещам, потому что у каждого предмета, будь то табуретка или печь, есть иччи (дух).

Каждый год, народ Саха и жители Республики празднуют ЫкыааИ (Ысыах)- якутский новый год. ЫкыааИ- это день солнцестояния и переход на новую ступень, отмечается в 20-ых числах июня в специально отведенной местности. В столице республики-в Якутске, эта местность находится в 20-ти километрах от города и называется Ус-Хатын. В общей сложности собирается около 300 000 человек. Люди приезжают на место проведения за пару дней до начала праздника, чтобы обустроиться на местности и не попасть в километровую пробку в день ЫкыааИа (Ысыаха). Жители и гости республики за несколько месяцев готовятся к якутскому новому году, шьют национальные наряды сами или под заказ, покупают или достают из под закромов национальные украшения- Илин КэбиИэр (украшение из серебра, золота или бисера на грудь и спину) и Бастынга (украшение из серебра, золота или бисера на голову). Обычно в этот день все семьи собираются вместе, обмениваются новостями, маленькие дети знакомятся со своими родственниками. Все празднующие танцуют ОИуокай (Осуохай) - якутский хороводный обрядовый танец в кругу, это танец объединяет людей в единое целое. Когда танцуете ОИуокай (Осуохай), чувствуете как люди и земля, на которой они танцуют, наполняются энергией. На рассвете, люди вытягивают руки в сторону солнца, произносят слова благодарности, загадывают желания и впитывают хорошую энергию.

Отдельно нужно говорить о положении женщин в якутском обществе. По мнению многих исследователей, женщины в якутском обществе никогда не находились в подчиненном положении, для них не существовало каких-либо

жестких предписаний по вопросу поведения в мужском коллективе. Р.И. Бравина отмечает, что «якутка в традиционном обществе никогда не была рабыней мужчины, она воспринималась как партнер второго плана. Женщина -хозяйка дома - могла принимать гостей в отсутствие мужа, сидеть с ними за одним столом, участвовать в общественных праздниках и развлечениях. Муж, прежде чем принять решение по какому-нибудь хозяйственному вопросу, обязательно советовался со своей женой». Как пишет П.А. Слепцов, «в истории встречаются случаи, когда женщина (чаще вдова) стояла во главе семьи и умело руководила своим хозяйством». Женщина является самодостаточной и храброй, её ценят и обожествляют. Ведь именно женщина даёт жизнь человеку, вынашивает ребенка, вскармливает его, создаёт фундамент из любви и заботы. Женщина вынашивает нацию, а мужчина же создает благоприятные условия для нации.

Мужчина в якутском обществе представляет собой ответственность, смелость и силу. При чрезвычайной ситуации, отец должен любой ценой защитить жену и детей от потенциальной опасности. Союз двух людей это про одинаковые ценности, поддержку, благодарность.

Олонхо - якутское повествование о прошлом, которое содержало в себе представления о жизни народа в единстве и здравии. Как отмечал П. А. Ойунский, «женщина эпохи Олонхо имела большое уважение. Образ женщины в народе был тесно связан с добродетелью, милосердием. Недаром в якутской мифологии святые божества Айыысыт (божество плодородия, дарующее детей) и Иэйэхсит (покровительница людей и домашних животных) имели облик женщины. Они были матерями всего человечества. Такое приравнивание женщины-матери к святым свидетельствует об особо почтительном отношении к ней».

В якутских семейных ценностях четко обозначены взаимоотношения членов семьи, в почете стоят родственные связи. От матери и отца нужно получить благословение перед важными событиями в жизни. Родные братья и

сестры в течение всей жизни поддерживают друг друга. Данные семейные ценности являются ключевыми во многих семьях Республики Саха (Якутия).

Семейные ценности в Российской Федерации.

Народы России отличаются друг от друга различными характеристиками: язык, менталитет, культура, обычаи. Изменяющаяся действительность ставит задачи переосмысления этнических ценностей, выявления путей их формирования, установления взаимосвязей между этносами. При этом немаловажное значение имеет осознание себя частицей своего этноса, своей национальности.

Если государство хочет сохранить себя и дальше процветать и развиваться, что возможно лишь при наличии значительного числа здорового трудоспособного населения, то оно должно контролировать демографический процесс, заботится о приросте населения.

Основой семейного права в Российской Федерации служит ст. 38 Конституции РФ: Статья 38 Конституции РФ: Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. В соответствии с ч. 1 статьи 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Семья представляет собой социальный институт, который базируется на формировании и развитии подрастающего поколения. В контексте социальных перемен семья может и должна стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и норм поведения. Именно поэтому этика общественного порядка имеет особое значение для современной России. Ее необходимость обусловлена, прежде всего, общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество

заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.

Семья и семейные ценности - это фундамент, на котором держится общество. «В кругу семьи происходит первичная социализация и воспитание индивида, формирование его идентичности. Для сохранения и укрепления этой структуры важно, чтобы каждый член общества осознавал свою принадлежность к своей нации, уважал и понимал другие этнические группы и сотрудничал с ними в интересах общего блага. Семьи должны играть активную роль в формировании у детей знаний о правильном поведении в обществе, уважении к окружающим и культурным различиям, ответственности за свои действия. Таким образом, сохранение этнических ценностей и укрепление семейных ценностей являются неотъемлемой частью социального развития России. Это не только способствует укреплению национальной идентичности и общественной лояльности, но и обеспечивает стабильность и процветание государства в целом».

Семья в общественном порядке.

Фундаментальное значение семьи заключается в ее посреднической роли. Именно она связывает отдельного человека с социальной структурой. Американский фамилист У. Гуд обращает внимание на то, что общество способно существовать лишь тогда, когда индивиды через семью мотивируются к удовлетворению общественных потребностей. В свою очередь, семья способна осуществлять свою посредническую роль при условии поддержки со стороны общества - если функционирование макросистемы и семьи как микросистемы взаимно дополняют друг друга в наиболее важных отношениях

Семья - та часть повседневности, которая может определять поведение индивида во всех остальных сферах жизни: способствовать или препятствовать

трудовой активности, стимулировать потреблению товаров и услуг, определять психологическое самочувствие человека и тем самым влиять на состояние его здоровья. В настоящее время семья занимает ведущее место среди основных жизненных ценностей.

Родители расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми явлениями, помогают расширить словарный запас ребенка, его кругозор, показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая взрослым. Семья в жизни ребенка играет огромную роль, поскольку именно в детстве формируется мировоззрение человека, определяющее всю его дальнейшую жизнь. Мировоззрение начинает формироваться благодаря родителям, так как именно они оказывают влияние на формирование отношения ребенка ко всему окружающему, и создают фундамент духовного развития личности. Семейные ценности не только формируют характер человека, но и помогают решать многие социальные проблемы. Семья - это основа общества и его будущего, поэтому ее важность трудно переоценить. Развитие культуры и экономики зависит от сильных и созидательных семей, которые способны воспитывать здоровых, умных и трудолюбивых граждан. Поэтому, забота о семейных ценностях, поддержка семьи, укрепление ее роли в обществе являются главными задачами социальной политики.

Заключение.

Таким образом, семейные ценности играют решающую роль в формировании этики общественного порядка. Укрепление семейных традиций, поддержка здоровых отношений между членами семьи и воспитание детей в духе взаимоуважения и честности имеют ключевое значение для создания стабильного и безопасного общества. Общество, поддерживающее и защищающее семью, тем самым обеспечивает своё развитие и благополучие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лунева Е.Н., Бондаренко Л.В. Проблемы стабильности молодой семьи в современном обществе. 2014. С. 105-106;

2. Юрданова М.Э. Семья в фокусе современных социальных проблем общества». 2011. С. 345-346;

3. Лазарев А.И., Лазаренко В.А., Блинков Ю.А., Шульгина Т.А. Молодая семья в современных социокультурных условиях. 2009;

4. Шукшина Л.В. Повседневность и социальные иллюзии в современном мире // Paradigmata poznani. 2013. № 2. С. 45-48;

5. Лежнина Ю.П. Семья в ценностных ориентациях // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 70-76;

6. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 61-73;

7. Митрохин В.И. Содержательная динамика семейных отношений и механизм институционализации семьи как субъекта гражданского общества. - М., 2005. - С. 83;

8. Антонов А.И. Понятие семьи: функции и структуры // В кн.: Социология семьи. М.: ИНФА-М, 2007. С. 43;

9. Борисова А.А. Аксиологические особенности духовной культуры народа саха. 2003. С 178;

10. Иванов В.Н. Олонхо - уникальное явление в мировой эпической культуре. 2014. С. 158;

11. Уткин К.Д. Культура народа саха: этнофилософский аспект. 1998. С 368;

12. Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. 2013. С 101;

13. Карпова Е.Д. Корякина Т.Г. Современное функционирование народных традиций саха в семейном воспитании // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации. Сборник конференции;

14. Елисеева Е.В. Семья как основа становления личности // Сборник конференции. 2014. С 505-507;

15. Белолюбская Г.С. Особенности семейных отношений в современном якутском обществе // Теория и практика общественного развития (№3). 2015;

16. Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса (на материале традиций саха). 2005;

17. Собакин К.А. Яковлева К.М. Институт семьи у современных тюркских народов (на примере якутов и казахов) // Научный журнал «Апробация» №11 (26) 2014 г;

18. Борисова А.А. Протопопова Т.А. Николаева Н.А. Этнокультурные особенности воспитания в якутской семье // Институт семьи у современных тюркских народов (на примере якутов и казахов)

Scriabina A.A., Ostrovskaya N.V.

Scriabina A.A.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(St. Petersburg, Russia)

Scientific advisor: Ostrovskaya N.V.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(St. Petersburg, Russia)

NECESSARY FAMILY VALUES FOR FORMATION

OF ETHICS OF PUBLIC ORDER. SPECIAL EMPHASIS ON FAMILY VALUES IN REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Abstract: this work is devoted to the study of necessary family values that contribute to the formation of ethics of public order. The study of the role of the family as the main institution influencing the education of moral norms and values necessary for harmonious coexistence in society. The first part of the work examines family values using the example of the traditional culture of the Sakha people, which focuses on ideals such as mutual assistance, respect for elders and responsibility for the younger. The second part of the work analyzes family values in the context of modern Russian society. In conclusion, it summarizes the importance of preserving and strengthening family values as the basis for the formation of a healthy society and sustainable development of the state.

Keywords: family values, ethics of public, upbringing, traditions, Sakha Republic, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.