Уральский государственный горный университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 30 Контактный телефон: (343) 257-37-28 е-таН: [email protected]
Доктор экономических наук, доцент,
заведующая кафедрой экономической теории и предпринимательства
МОЧАЛОВА Людмила Анатольевна
Необходимые институциональные изменения при переходе от потребительской экономики к экономике устойчивого развития
В статье обобщаются результаты исследований влияния роста экономического благосостояния на экологическую ситуацию в отдельных странах и мире в целом. Обосновывается необходимость смены экономоцентрической парадигмы развития, ориентирующей на экономический рост и «безудержное» потребительское поведение населения, на экоцентрическую парадигму, предполагающую экономическое развитие в условиях экологических и социальных ограничений, т. е. формирование экономики устойчивого развития. Изменения, требуемые в культурной, политической и экономической сферах жизни общества, рассматриваются на основе институционального подхода, позволяющего учесть многообразие экологических, социальных и экономических аспектов развития. Охарактеризованы экологические институты культуры, эколого-политические и эколого-экономические институты, представляющие собой системы сложившихся формальных правил и неформальных ограничений, которые призваны структурировать взаимодействие субъектов в условиях экологизации экономики и социума. Необходимость их выделения и изучения обосновывается тем, что данные институты должны соответствовать, а ни в коем случае не противоречить друг другу.
JEL classification: O13, Q56
Ключевые слова: потребительская экономика; экономика устойчивого развития; «зеленая» экономика; экологические институты культуры; эколого-политические институты; эколого-экономические институты.
Настоящий исторический период нередко называют «эпохой потребления», а современное общество - «обществом потребления» (прежде всего имеются в виду развитые страны). Этот период характеризуется высоким уровнем экономического и технического развития, массовым потреблением товаров и услуг и доминированием потребительской системы ценностей и установок. В данных условиях общество обладает возможностью получения большого количества разнообразных экономических благ для удовлетворения и основных, и избыточных потребностей. Однако в ситуации ограниченности природных активов встает вопрос о плате за такую «сладкую» жизнь. Так, согласно результатам исследований, проведенных Global Footprint Network, экологиче-£ ский след человечества как мера количества земли и акватории, необходимых челове-° ческой популяции для получения ресурсов и поглощения ее отходов с использованием существующих технологий, сегодня равен 1,5 планетам [14]. Это означает, что мировая g экономика каждый год потребляет на 50% больше ресурсов, чем способна регенерировать Земля. Наибольший вклад в использование природных активов вносят страны так ° называемого «золотого миллиарда» - часть населения мира, которая получает 75% ми© ровых доходов, потребляет 70% мировой энергии, 75% металлов, 85% древесины.
6 (62) 2015
Многочисленные исследования состояния окружающей среды и общества показывают, что в настоящее время человечество живет в условиях экологического и социального кризисов, превращающихся в кризис всей цивилизации, который может привести ее к гибели. Экономисты-экологи склонны оценивать надвигающуюся угрозу цивилизации как следствие доминирования парадигмы социально-экономического развития, которая базируется на неоклассической теории, рассматривающей модель экономического (рационального) человека и поощряющей его потребительское поведение, в том числе по отношению к природе. С целью недопущения гибели человечества ученые предлагают сменить парадигму развития.
О. В. Афанасьева [2] отмечает, что начавшийся в 2008 г. глобальный экономический кризис показал поверхностность «мейнстрима» в экономической науке и противоречивость экономоцентрической цивилизации.
Т. А. Акимова и Ю. Н. Мосейкин [1] обращают внимание на то, что в условиях современного экономического роста глобальное богатство (ресурсы жизнеобеспечения) уменьшаются.
B. Д. Кальнер [5] констатирует, что действующая в развитых странах управленческая и экономическая политика, дав гигантский рост объемов товарного производства (примерно в 7 раз за последние 50 лет), удовлетворила материальные потребности только менее одной четверти населения Земли, вызвав необратимые процессы в биосфере.
О. С. Шимова [13] пишет о важности изменения потребительского поведения людей и необходимости перехода от техногенного типа развития, предполагающего процветание общества потребления, к устойчивому развитию, связанному с ограничением потребностей в благах.
C. Н. Бобылёв, Н. В. Зубаревич, С. В. Соловьёва, Ю. С. Власов [10] характеризуют современные концепции развития, рассматривающие благосостояние населения не только по объему потребляемых материальных благ, но и по уровню развития человеческого потенциала и обеспечения экологической устойчивости.
Проводимое автором статьи исследование направлено на изучение особенностей перехода от потребительской экономики, развивающейся в условиях господствующей экономоцентрической парадигмы развития, к экономике устойчивого развития, которая должна сформироваться в условиях новой социально-экономической парадигмы, рассматривающей удовлетворение человеческих потребностей в условиях экологических и социальных ограничений. В докладе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), подготовленном к конференции РИО+20 [7], используется понятие «зеленая» экономика, которое с учетом представленных характеристик является аналогичным понятию «экономика устойчивого развития». «Зеленая» экономика характеризуется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, при этом существенно снижая риски для окружающей среды и ее обеднения. Она призвана заменить «коричневую» экономику, функционирующую в условиях высокой зависимости от энергии, извлекаемой из ископаемого топлива, истощения ресурсов и социальной маргинализации. В докладе отмечается, что при переходе к «зеленой» экономике ожидается создание новых рабочих мест в количестве, которое со временем может превысить число рабочих мест, исчезающих в «коричневой» экономике, и тем самым прогнозируются более высокие темпы роста ВВП.
В процессе исследования автор использует институциональный подход, позволяющий учитывать всё многообразие экологических, социальных и экономических аспектов развития. Это способствует изучению экологических институтов культуры, эколого-политических и эколого-экономических институтов, представляющих собой системы сложившихся формальных правил (законы, указы, стратегии, правила) и неформальных ограничений (традиции, обычаи, нормы поведения) в совокупности
с механизмами, обеспечивающими их выполнение. Институты призваны структурировать взаимодействие субъектов в условиях экологизации экономики и социума.
Экологические институты культуры ориентированы на повышение уровня экологического сознания и формирование экологического мышления населения. Очень сложной задачей их развития является изменение ценностных ориентиров современного общества, стремящегося к обогащению, максимальному удовлетворению своих потребностей (в первую очередь, материальных).
Безудержное потребление подпитывается механизмом «быстрой моды», или «запланированного устаревания», который стимулирует желание потребителя купить чуть более новый товар чуть ранее, чем это необходимо.
Действие данного механизма на примере обыкновенной лампы накаливания наглядно объясняет в своем документальном фильме режиссер К. Деннорицер1. Сюжет фильма таков: в 1924 г. в Женеве был создан первый всемирный картель, объединивший ведущих производителей электроламп, и сформирован «Комитет 1 000 часов», который преднамеренно старался уменьшить срок службы электроламп (до 1 000 ч), так как картелю было экономически нецелесообразно продавать лампочки с долгим сроком службы. Организаторы картеля решили производить менее качественный товар, чтобы он быстрее выходил из строя и заменялся новым. Был создан целый бюрократический аппарат для слежения за входящими в картель компаниями. Если их ежемесячные отчеты не соответствовали нормативам, с них взимались штрафы. Эти меры привели к заметному сокращению срока службы ламп - в течение двух лет с 2 500 до 1 500 тыс. ч. К 1940-м годам картель достиг своей конечной цели - срок службы электроламп сократился до 1 000 ч. Создатели фильма рассматривают «запланированное устаревание» как элемент маркетинга, стимулирующий продажи продукции с целью обогащения производителей, которые забывают или не хотят думать о том, что для создания «новой» продукции необходимо дополнительное использование природных благ, количество которых на Земном шаре ограничено.
Представители экологической экономики видят выход из данной ситуации в добровольном отказе населения от излишеств, в проявлении потребительского аскетизма, в принятии принципа «добровольной простоты». Однако такой подход приемлем не для всех, поэтому в основном в научных трудах речь идет о повышении экологической культуры и разумном потреблении. В качестве основных проблем формирования экологической культуры населения ученые называют: недостаток экологических знаний; недостаток экологического образования и воспитания; неразвитое экологическое мышление; неразвитое чувство любви к природе; несформировавшееся экологическое поведение личности; слабо выраженное экологическое сознание; наконец, низкую экологическую культуру [4].
Решить перечисленные проблемы возможно путем повышения значимости экологических аспектов работы средств массовой информации (телевидения, радиовещания, сети Интернет, издателей печатной продукции и др.), которые с помощью различных инструментов и спецэффектов значительно влияют на формирование и развитие личности, моральных и нравственных ценностей населения, особенно молодежи. Это осуществимо, в частности, посредством развития института «зеленого» кино, ориентированного на ознакомление населения с проблемами потепления климата, бедности, нищеты, нехватки питьевой воды, обезлесивания и опустынивания, накопления большого количества отходов и тем самым на активизацию позитивного экологического поведения.
Значимым экологическим институтом культуры выступает институт организации экологической рекламы, транслируемой на передовых каналах телевидения.
1 Эффект лампочки. Тайная история запланированного устаревания. Режим доступа: http:// www.youtube.com/watch?v=AD-eVGFnTqk.
В определенной степени экологическая реклама снижает воздействие коммерческой рекламы, ориентированной на стимулирование роста потребления материальных благ. Пока же вторая остается намного мощнее первой и значительно перекрывает все эффекты по формированию у населения желания «добровольной простоты».
Заметное место в формировании экономики устойчивого развития, несомненно, должно отводиться экологическому образованию и воспитанию, которые формируют основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить его последствия, продумать варианты выхода из неблагоприятной ситуации и принять оптимальное решение. Духовно-нравственный человек -свободный человек, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей ради благородной цели [8]. Институты экологического образования и воспитания должны развиваться на базе государственных и муниципальных учреждений (в том числе учреждений дошкольного, среднего, среднего профессионального и высшего образования, учреждений культуры) и коммерческих организаций.
Эколого-политические институты предполагают установление и выполнение определенных экологических норм и правил в политической и правовой сферах деятельности.
На мировом уровне развитие эколого-политических институтов осуществляется за счет деятельности различных международных организаций по решению глобальных экологических проблем: одни специально созданы для охраны окружающей среды, другие выполняют, наряду с основными, определенные функции по охране природы. Так, большой вклад в решение мировых экологических проблем вносит Организация Объединенных Наций (ООН). Защита окружающей человека среды непосредственно оговорена Уставом ООН. Ее основная цель состоит в оказании содействия решению международных проблем экономического, экологического, культурного и гуманитарного характера. В природоохранной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН - Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др. Немалую роль в институционализации экологической сферы играют международные соглашения, договоры, конвенции и протоколы, касающиеся охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
На национальном уровне выделяются следующие эколого-политические институты: институт стимулирования и контроля за реализацией принятых решений по устойчивому развитию; институт исследования проблем устойчивого развития; институт предоставления экологической информации; институт формирования экологического законодательства и т. д. Так, институт стимулирования и контроля за реализацией принятых решений по устойчивому развитию базируется на принятой в 1996 г. Концепции перехода РФ к устойчивому развитию, которая определяет основные этапы и направления данного процесса, а именно: структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, экологизацию процесса социально-экономического развития, требующие соответствующих институциональных изменений.
Институт формирования экологического законодательства нацелен на разработку и принятие законодательных и других нормативно-правовых актов в области регулирования промышленной безопасности и охраны окружающей среды. К основным уже принятым относятся: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон «О техническом регулировании». Соблюдение данных законов контролируют соответствующие государственные органы: Федеральная служба по
6 (62) 2015 ■ППЯЭЗЕ
9
экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и др.
Благодаря принятию Федерального закона от 24 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды"» в нашей стране наблюдается развитие института определения наилучших доступных технологий. В данном Федеральном законе «наилучшая доступная технология» (НДТ) характеризуется как «технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения». Функционирование института определения НДТ, в свою очередь, способствует более эффективной работе института установления технологических нормативов - «нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативов допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей». Последние выступают «показателями концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги».
Целью Федерального закона № 219-ФЗ является замена института санитарно-гигиенического нормирования, ориентированного на установление жестких, зачастую недостижимых нормативов воздействия на окружающую среду, и концентрация внимания предприятий на технологии «конца трубы». Предлагаемая к внедрению стратегия НДТ ориентирована на реализацию главного принципа экологически чистого производства - предотвращение загрязнения в источнике их образования, в «начале трубы», и использование комплексного подхода как к предотвращению образования загрязняющих веществ, так и контролю за ними. Предполагается, что применение механизма расчета показателей воздействия на окружающую среду на основе НДТ позволит добиться компромисса между требованиями минимизации загрязнения окружающей среды и реальными техническими возможностями.
В качестве важного момента формирования институтов экологического права следует отметить оптимальное соотношение институтов административного и уголовного экологического права. Административное право характеризуется как менее жесткое и официальное, так как регулирует ситуации экологических правонарушений, которые в отличие от экологических преступлений, рассматриваемых в рамках уголовного права, являются менее опасными. Сравнение показало, что административные штрафы обходятся государству относительно дешевле, чем уголовные наказания, и потому зачастую являются наиболее приемлемыми. Однако они оправданны лишь при возникновении низкого экологического ущерба, когда меры предотвращения (с помощью мониторинга и лицензирования) являются более результативными, чем последующее средство сдерживания (с помощью применения санкций). Например, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов правомерно относить к экологическим правонарушениям, влекущим за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).
Действие института экологического уголовного права является предпочтительным, когда экологический ущерб велик, а вероятность расследования низка. Для повышения его эффективности, по мнению М. Г. Фауре и Х. Зханга [12], необходимо сочетание штрафных санкций за абстрактную угрозу окружающей среде, выступающих как дополнение к административным санкциям в качестве более жестких наказаний
(например, незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности - ст. 253 Уголовного кодекса РФ), за конкретную угрозу окружающей среде (например, производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде - ст. 247 Уголовного кодекса РФ), а также за отдельное преступление, когда загрязнение имеет серьезные последствия (те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинившие вред здоровью человека либо вызвавшие массовую гибель животных - ст. 247 Уголовного кодекса РФ).
Таким образом, результативность институтов экологического права повышается в ситуации редких принудительных действий в отношении «реальных» экологических преступлений в соответствии с «дорогим» уголовным правом и частыми, но менее затратными административными санкциями.
Эколого-экономические институты связаны с взиманием налогов, штрафов и использованием других экономических инструментов воздействия на хозяйствующие субъекты и население с целью снижения биосферной напряженности.
К экономическим институтам, стимулирующим эффективную экологическую деятельность и/или сдерживающим расточительное природопользование и загрязнение окружающей среды, относят систему расчета и внесения экологических платежей. Среди последних, по мнению представителей экологической экономики Дж. Фарлея и Р. Костанца [11], следует различать платежи за экосистемные товары как потоки из запасов ресурсов и платежи за экосистемные услуги как услуги из запаса. Институты платежей за экосистемные товары как потоки из запасов ресурсов в нашей стране представлены институтами начисления и оплаты земельного налога, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и др.
Институты платежей за услуги экосистем базируются на установленном порядке выплаты компенсаций поставщикам экосистемных услуг их потребителями. При этом поставщиками выступают субъекты хозяйства, в ходе деятельности которых производятся или поддерживаются на существующем уровне определенные обеспечивающие, регулирующие, культурные и поддерживающие экосистемные услуги, а потребителями (пользователями) - субъекты хозяйства, извлекающие выгоду от пользования услуг и готовые за них платить.
В зарубежной практике получили достаточно широкое распространение следующие институты:
1) институт платежей за услуги по обеспечению водой определенного качества (например, платежи за поддержание необходимого качества воды, которые осуществляют водопользователи низовьев рек землепользователям верховьев рек за проведение мероприятий по очистке пресной воды, или платежи за уменьшение солености почв и воды, которые выплачивают предприятия, повышающие соленость почв, землевладельцам, способствующим уменьшению солености почв);
2) институт платежей за эстетические ценности (платежи, осуществляемые пользователями индустрии экологического туризма);
3) институт платежей за поглощение углерода (платежи, которые производит один субъект другому в рамках национальной системы торговли квотами на выбросы СО2) [9].
В Российской Федерации институт платежей за услуги по обеспечению водой определенного качества практически отсутствует. В последние годы у нас активно
развивался институт платежей за эстетические ценности, что обусловлено активизацией экологического туризма. Этот институт ориентирован на экологическое просвещение общества и одновременно на привлечение финансовых средств для поддержания и развития охраняемых природных территорий, местных культурно-просветительских центров.
Ярким примером коммерциализации экологической сферы на местном уровне выступает формирование института организации туристических экологических троп. Например, в одном из крупнейших регионов Приморского края - Тернейском районе - находится Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник (в 2001 г. он был включен в Список территорий Всемирного природного наследия ЮНЕСКО), который предлагает туристам такие экскурсионные экологические маршруты, как «Озеро Благодатное - Бухта Удобная», «Мыс Северный», «Урочище Кабаний», «Урочище Ясная». Примером наиболее протяженной экологической тропы является Большая Байкальская тропа (ББТ), представляющая собой систему экологических троп вокруг озера Байкал.
Институт платежей за поглощение углерода, связанный с формированием системы купли-продажи прав на загрязнение, в России находится на стадии проекта. Для его развития требуются:
разработка порядка определения бюджета квот на загрязнение окружающей среды территории, подлежащего распределению между предприятиями;
утверждение форм документального оформления квоты на загрязнение окружающей среды;
организация взаимодействия элементов рынка (регулятивно-контрольного органа, предприятий-загрязнителей, биржи квот на загрязнение, банка); разработка схемы движения денежных средств [3].
Однако для повышения эффективности функционирования института платежей за поглощение углерода в регионах нашей страны необходимо ужесточить нормативы негативного воздействия на окружающую среду и произвести повышение ставок платежей за загрязнение.
Как показывает опыт нашего соседа - Китая, эффективность национальной системы платежей за выбросы парниковых газов обусловливается развитыми рыночными отношениями. Начиная с 1999 г. при формировании системы торговли правами на загрязнение КНР приходится решать следующие проблемы:
во-первых, из-за продолжающегося влияния традиций командной экономики значительная часть процессов торговли правами на выбросы (сбросы) осуществляется под давлением правительства;
во-вторых, на предприятиях-участниках системы торговли наблюдается повышение себестоимости продукции, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность;
в-третьих, снижается заинтересованность предприятий в участии в торговле правами на загрязнение из-за уменьшения контроля за качеством окружающей среды со стороны государства [6].
Таким образом, институциональные изменения, требуемые в период перехода от потребительской экономики к экономике устойчивого развития, связаны с формированием и развитием разнообразных экологических институтов культуры, политики и экономики. При этом экологические институты, формирующие так называемую институциональную среду для развития экономики устойчивого развития, должны соответствовать (дополнять, выступать альтернативой), но ни в коем случае не противоречить друг другу. Их совместимость обеспечивается в условиях «озеленения» и социализации рыночной экономики.
Источники
1. Акимова Т. А., Мосейкин Ю. Н. Экономика устойчивого развития. М. : Экономика, 2009.
2. Афанасьева О. В. Информационная открытость и проблема устойчивого развития. Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=535.
3. Вильданова Л. В. Технико-методические основы формирования рынка квот на загрязнение окружающей среды : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2014.
4. Ильиченко И. А. Экологическая культура человека: проблемы формирования и оценки. Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/11/2482.
5. Кальнер В. Д. Экологическая парадигма глазами инженера. М. : Калвис, 2009.
6. Мельник Л. Г., Ли Ж. Эколого-экономические механизмы управления хозяйственным развитием в Китае // Экономика природопользования: обзорная информация. 2009. № 3.
7. Навстречу «зеленой» экономике: путь к устойчивому развитию и искоренению бедности: доклад Программы ООН по устойчивому развитию. Режим доступа: http:// www.un.org/ru/development/sustainable/ger_synthesis.pdf.
8. Нортон К. Основы экологического менеджмента. Введение в экологию промышленного производства : пер. с англ. М. : ИНФРА-М; Премьер, 1994.
9. Платежи за экосистемные услуги: теория, методология и зарубежный опыт практического использования. Режим доступа: http://www.wildnet.ru/images/stories/ bibl//Plateji.pdf.
10. Устойчивое развитие: методология и методики измерения / С. Н. Бобылёв, Н. В. Зубаревич, С. В. Соловьёва, Ю. С. Власов ; под ред. С. Н. Бобылёва. М. : Экономика, 2011.
11. Фарлей Дж., Костанца Р. Платежи за услуги экосистем: от местных проблем к глобальным решениям // Экономика природопользования: обзорная информация. 2015. № 2.
12. Фауре М. Г., Зханг Х. Экологическое уголовное законодательство в Китае: критический анализ // Проблемы охраны окружающей среды и природных ресурсов. 2015. № 4.
13. Шимова О. С. Основы устойчивого туризма. Минск : Новое знание ; М. : ИНФРА-М, 2015.
14. Global Footprint Network. URL: http://www.footprintnetwork.org/en/index.php/GFN.