МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.8
Абрамова Ирина Владимировна
Кандидат педагогических наук, Пермский государственный научный исследовательский университет,
Пермь, РФ [email protected]
НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация
В статье раскрыты психолого-педагогические причины необходимости введения курсы основ компьютерной грамотности в начальной школе и в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова
Этапы введения курса информатики в школу, информационная культура, психолого-педагогические особенности детей младшего возраста, системно-деятельностный подход, компьютерная грамотность.
Abramova Irina Vladimirovna
The candidate of pedagogical Sciences, Perm state scientific research University, Perm
THE NEED TO INTRODUCE COMPUTER LITERACY IN THE PRIMARY SCHOOL AND IN
PRESCHOOL EDUCATI AL INSTITUTI
Abstract
The article reveals psychological and pedagogical reas s for the introducti courses in computer literacy in primary school and in preschool educati al instituti .
Key words
stages of the introducti of Informatics in school, informati culture, psychological and pedagogical features of children of younger age, system and activity approach, computer literacy.
Наука «Информатика» в качестве учебного предмета была введена во все средние школы бывшего СССР с 1 сентября 1985 г. Новый учебный предмет назывался «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ), и был предназначен для изучения в двух старших классах (тогда это были IX и X классы). Процесс проникновения информатики в учебный план общеобразовательной школы начинался с изучения школьниками элементов программирования и кибернетики. Период введения нового учебного предмета состоял из нескольких этапов, которые соответствовали этапам развития научных достижений (мировоззренческих, учебно-методических, организационных и др.) как в системе школьного образования, так и в обществе в целом [3].
1 этап. Появление электронно-вычислительных машин (ЭВМ) массового применения, которое обеспечилось освоением производства микропроцессоров, что повлекло за собой изменение структуры парка ЭВМ и широкое их распространение. Характеризуя особенность этого периода, А. П. Ершов говорил: «Сейчас, после появления микропроцессоров, вопрос о том, быть или не быть ЭВМ в школе, уже становится схоластикой. ЭВМ уже есть в школах и будет приходить туда в нарастающих количествах, и от нас требуется очень активная интеллектуальная и организационная работа, чтобы придать этому процессу управляемый и педагогически мотивированный характер».
2 этап. Вторая половина 1970-х гг. ознаменовалась появлением микропроцессоров, что привело к
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х попытке снова решить проблему введения ЭВМ и программирования в школу. Инициатором этого исследования был коллектив «сибирской группы школьной информатики», которая сформировалась под руководством А. П. Ершова — члена Сибирского отделения Академии наук СССР, руководителя отдела информатики и ВЦ. Основы программных разработок лидеров этой группы: А. П. Ершова, Г. А. Звенигородского, Ю. А. Первина, обеспечили развитие национальной программы компьютеризации школы и были опубликованы в 1979 г.
3 этап. Проведение Всесоюзных заочных олимпиад школьников по информатике, инициатором и организатором которых стал Отдел информатики ВЦ СО АН СССР. Кроме того, были созданы летние школы юных программистов. Развивалась система и других форм работы с учащимися, в том числе и раннего подросткового возраста (А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин, Н. А. Юнерман и др.)
[3].
4 этап. Первая отечественная программная система «Школьница» была ориентирована на школьный учебный процесс. Значительный вклад в ее создание внесла сибирская группа школьной информатики под руководством молодого и талантливого ученого Г. А. Звенигородского (1952 - 1984 гг.).
5 этап. Выход правительственных документов об очередной школьной реформе в методической науке и школьной практике, предпосылками которой стал накопленный теоретический и практический опыт трех предыдущих десятилетий. Документ «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984) стали отправной точкой в разработке организационно-методических мероприятий в области компьютеризации школ. Задача введения информатики и ВТ в УВП школы и обеспечения всеобщей компьютерной грамотности молодежи была одной из главных задач в школьной реформе того времени.
6 этап. Стратегический путь формирования компьютерной грамотности молодежи базировался на выпуске пробных учебных пособий для обучающихся и учителей. В это же время появляется новый научно-методический журнал «Информатика и образование» (ИНФО), первый номер которого вышел к началу 1986 -1987 учебного года. До сих пор ИНФО остается передовым научно-методическим журналом, в котором освещаются методические, дидактические, технические, организационные, социально-экономические, психолого-педагогические вопросы внедрения информатики и ИКТ в сферу образования.
7 этап. Характеризуется профессиональной переподготовкой учителей. Прежде всего такую переподготовку предлагали преподавателям математики и физики, и организаторам образования. Выпускники физико-математических факультетов педагогических институтов также проходили ускоренную углубленную подготовку в области информатики и ВТ.
8 этап. Настоящее время. Основной особенностью развития современного общества является способность человека перерабатывать большие потоки информации. Поэтому на первый план в школьном курсе информатики выходят навыки работы с информацией, основы которых должны формироваться в ДОУ и в НТТТ В дошкольном и младшем школьном возрасте уже не достаточно уверенно владеть навыками устного и письменного счета, грамотного письма, осмысленного чтения. Информационное общество выдвигает требование к формированию навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной и удобной форме, то есть к воспитанию информационной культуры у детей раннего возраста. Степень развитости информационной культуры человека определяется успешностью адаптации к условиям активно-социальных, политических и экономических изменений на основе растущего потока информации, появления новых профессий и отраслей производства. Кроме того, педагоги-практики утверждают, что резко возросла информированность детей, которая проявляется в том, что ДОУ и школа перестали быть основными источниками получения детьми информации о мире, человеке, обществе, природе. Это влияет на расширение кругозора, рост эрудиции у современных детей, получение ими новых знаний о природе и обществе. Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что использование информационных технологий в профессиональной деятельности предполагает наличие у педагогических работников устойчивых навыков работы с ИКТ. Причём такие навыки требуют не просто работы с технической составляющей ИКТ (чему можно научиться и непосредственно на рабочем месте), но и необходимо развивать логическое
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х мышление, которое при недоразвитости к определённому возрасту таким и останется. В соответствии с психолого-педагогическими сроками, логическое мышление должно быть сформировано от 5 до 11 лет, после этого логическое мышление очень трудно сформировать в устойчивый навык. Значит, необходимым условием развития логического мышления у детей является организованная работа педагогов в данном направлении, но в строгом соответствии с психолого-педагогическими особенностями каждого ребёнка определённого возраста.
Одним из средств формирования и развития информационного компонента обще-учебных умений и навыков является курс «Обучение компьютерной грамотности» в ДОУ и в НТТТ Этот курс как учебный предмет по формированию и развитию информационного компонента обще-учебных умений и навыков может быть одним из ведущих курсов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Такие требования современного общества не могли остаться не реализованными в школьном образовании, и с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на ФГОС НОО [7]. Дети, поступившие в первый класс в 2011 году, обучаются по образовательной программе, соответствующей новому ФГОС второго поколения.
Основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который отвечает требованиям информационного общества и предполагает воспитание и развитие качеств личности, основанное на овладении реальными видами деятельности к окончанию начального обучения. Эти виды деятельности основаны на личностных, метапредметных и предметных результатах образования. Информационно -коммуникационная (ИКТ) компетентность детей дошкольного и младшего школьного возраста относится к метапредметным результаты дошкольного и начального общего образования, которые отражаются в [6] :
- активном использовании речевых средств и средств ИКТ при решении коммуникативных и познавательных задач;
- применении разных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с поставленными задачами и технологиями НОД или учебного предмета (например, вводить текст с помощью клавиатуры, записывать измеряемые величины в цифровой форме, создавать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета);
- умении работать в аналоговой и информационной среде дошкольного и начального общего образования в соответствии с содержанием конкретных НОД или учебного предмета.
ФГОС предъявляет требования и к условиям создания информационного пространства ДОУ и НТТТ В соответствии с «Квалификационными характеристиками должностей работников образования» [7] каждый педагог обязан уметь работать с современными средствами воспитания и обучения для обеспечения одного из важнейших прав детей - права на качественное образование, что подразумевает умение педагога организовывать НОД или учебный процесс с использованием мультимедиапроектора, электронной доски, компьютера и ресурсов сети Интернет. Кроме того, большое внимание уделяется развитию функциональной грамотности педагогов, что обеспечивает эффективность процесса модернизации УВП. Функциональная грамотность педагога в этом случае рассматривается как способность использовать постоянно обновляемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона педагогических задач в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.
В общем смысле понятие «Функционально грамотная личность» подразумевает человека, который ориентируется в социальном мире и умеет принимать решения в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Содержание функциональной грамотности включает в себя: грамотное чтение и письмо, грамотность в естественных науках, математическую грамотность, компьютерную грамотность. Таким образом, к понятию «Информационная грамотность» добавляется понятие «Компьютерная грамотность». В данном случае речь идёт о знаниях, умениях и навыках взаимодействия с компьютерной техникой, формирование которых необходимо начинать в дошкольном и младшем школьном возрасте для обеспечения успешной социализации ребёнка.
Понятие «Компьютерная грамотность» включает в себя не просто усвоение каких-то знаний и/или закрепление практических навыков, но и психолого-педагогическую готовность эффективно осваивать и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х использовать новые компьютерные и технические средства получения, обработки и передачи информации. В данном случае персональный компьютер (ПК) выступает как объект и субъект организации УВП ДОУ и в НТТТ На НОД или уроках информатики дети знакомятся с устройством ПК, принципами работы с ним, на других занятиях ПК служит средством организации УВП [4]. Использование ИКТ в НОД и на уроках в НТТТ дает возможность интеллектуально проявить себя любому обучающемуся, при этом имеется возможность выбора формы работы индивидуально для каждого воспитанника ДОУ или учащегося НТТТ Доказанным считается тот факт, что применяя методы и приемы системно-деятельностного обучения с использованием ИКТ, происходит развитие не просто умственных, интеллектуальных способностей детей, но и повышается интерес к обучению, улучшается качество знаний.
Введение в ДОУ и в НТ системных занятий, направленных на формирование основ компьютерной грамотности, включение детей в поисковую деятельность оказывают положительное влияние на гуманизацию дошкольного и начального образования. НОД и уроки компьютерной грамотности выступают одним из средств развития умений анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы; при непрерывном процессе обучения осуществляется формирование компьютерной грамотности. Таким образом, компьютерная грамотность выполняет интегрирующую функцию, формируя на НОД и уроках в НТ знания и умения по курсу информатики. Происходит мотивация воспитанников и школьников к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений в информационной образовательной среде ДОУ и НТТТ, а именно самостоятельное нахождение информации для сообщений и докладов в Интернете, её обрабатывание, создание презентаций к выступлениям, самостоятельное составление заданий на предложенные темы.
Объективно-субъективные процессы информатизации общества РФ определяют заказ общества сфере образования на увеличение внимания к информационной и компьютерной грамотности как в аспекте общего образования, так и в аспекте общекультурного значения. Актуальность изучения основ КГ в ДОУ и в НТТТ обеспечивается тем, что дети разного возраста начинают использовать ПК не просто как предмет изучения, но и как средство для решения практических задач. Поэтому перед системой образования встает проблема обучения взаимодействия с ПК так же, как это происходит с умением правильно выполнять учебные и повседневные операции и действия. Причем доказано, что основные учебно-пользовательские навыки легче и качественнее усваиваются в позднем дошкольном и раннем школьном возрасте. Необходимость переноса пропедевтического этапа изучения компьютерной грамотности из основной школы в начальную, а желательно и в дошкольное образование объясняется такими особенностями:
• происходит становление внимания ребенка, из непроизвольного оно формируется в произвольное;
• происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому;
• восприятие окружающего мира становится анализирующим и дифференцирующим;
• происходит становление осознанной памяти.
Общекультурное значение курса компьютерной грамотности заключается в том, что происходит расширение понятия «компьютерная грамотность» до понятия «информационная культура» обучающихся НТ и воспитанников ДОУ. Курс обучения компьютерной грамотности направлен на формирование у них:
• начальных знаний алгоритмических структур и умения строить алгоритмы при решении практических задач;
• понимания устройства и назначения ПК и его периферийных устройств;
• умения обосновано объяснять результаты решения практических задач, полученных с помощью ПК, использовать эти результаты в практической деятельности;
• навыков правильной постановки задачи из практической деятельности, и возможного её решения с помощью ПК;
• навыков квалифицированного использования основного программного обеспечения.
Названные компоненты компьютерной грамотности воспитанников ДОУ и младших школьников
составляют первый уровень КГ и в совокупности образуют понятие информационной культуры обучающихся.
Таким образом, понятие «информационная культура» образуется расширением прежних компонентов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
КГ, что образует общекультурное значение курса «основы компьютерной грамотности» в ДОУ и НТТТ В обобщенном виде термин «информационная культура» является определяющим в требованиях к общему школьному образованию в области информатики и ИКТ. А именно данный курс должен соответствовать современному развитию науки и практики, так как с развитием каналов связи и компьютерных коммуникаций возникает потребность включения в содержание понятия «информационная культура» представлений о коммуникационных технологиях, что в современном информационном мире становится обязательным элементом общей культуры каждого. Список использованной литературы:
1. Босова, Л. Л. Подготовка младших школьников в области информа-тики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы [Текст] / Л. Л. Босова. - М.: Просвещение, 2013.
2. Булгакова, Н. Н. Знакомство с компьютером в детском саду [Текст] / Н. Булгакова // Информатика. -2001. - № 18. - С. 16.
3. Лапчик, М. П. Методика преподавания информатики [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 624 с.
4. Никитина, Н. Б. Новый взгляд на обучение информатике младших школьников [Электронный ресурс] / Н. Б. Никитина // Интернет-журнал «Эйдос». - 2009. - 14 января. Режим доступа: http://www.eidos.ru/ ^1^/2009/0114-7^.
5. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст] / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. - М.: Новая школа, 1997. - 128 с.
6. Первин, Ю. А. Методика раннего обучения информатике [Текст]: методическое пособие / Ю. А. Первин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 228 с. 31
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 - 2016 года. 50
© Абрамова И. В., 2018
УДК 373.291
Акимова Евгения Павловна
воспитатель, ДОУ № 91 г. Липецк, РФ [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Данные проблемы становятся особенно актуальными в совокупности подготовки детей к школе и, соответственно, профилактики их неуспеваемости. По мнению специалистов, у многих детей, обучающихся с первого по четвертый класс, выявляется дисграфия - нарушение процесса письма. При нем наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, часть из которых имеют моторную дисграфию, т. е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.
Ключевые слова
Дошкольный возраст. Готовность к школе. Крупная и мелкая моторика.
Графические навыки. Навыки письма.
Практика показывает, что ребенок, испытывающий трудности овладения графическими навыками, не