НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ
РАДИОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АДРЕСНОГО МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГПС МЧС РОССИИ Ситников Д.Н.
Ситников Денис Николаевич - слушатель магистратуры, кафедра системного анализа и антикризисного управления, факультет экономики и права, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье описывается важный аспект разработки, цели и задачи внедрения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов в подразделения ГПС МЧС России.
Ключевые слова: автоматический радиоканальный мониторинг, единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС), подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательные службы, пожарная безопасность объектов.
Стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами и техногенными авариями, являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и представляют существенную угрозу для безопасности граждан и экономики Российской Федерации.
В среднесрочной перспективе чрезвычайные ситуации и происшествия являются одними из основных факторов, оказывающих негативное влияние на экономический рост в Российской Федерации. По различным оценкам, совокупный ущерб от чрезвычайных ситуаций составляет около 3 % от объема годового валового внутреннего продукта. Ежегодные невосполнимые потери в результате чрезвычайных ситуаций достигают 70 тыс. человек (с учетом дорожно-транспортных происшествий).
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного и природного характера диктуют необходимость быстрого реагирования на возникающие угрозы. Повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз являются одной из важнейших задач при обеспечении национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из методов решения данной проблемы является создание комплексной системы адресного мониторинга раннего обнаружения пожаров и чрезвычайных ситуаций различного вида.
В настоящее время широкое распространение получают новые отечественные системы мониторинга пожароопасных объектов в составе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (далее - ЕДДС). Эти системы
имеют высокую надежность, улучшенные технические и эксплуатационные характеристики, расширенные функциональные возможности за счет применения новейшей элементной базы. В современных условиях повысить эффективность оперативного реагирования подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных служб на возникновение локальных ЧС невозможно без изменения технологии сбора, обработки и передачи информации диспетчерской службе.
Возможности создания единого информационного пространства при возникновении ЧС во многом базируются на использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий, гибком сочетании традиционных и новых методов сбора, обработки, анализа и обобщения информации для осуществления управления.
Ведение современного управления в ЧС обеспечивается широким внедрением программно-аналитических средств обработки информации, наличием современных средств обеспечения безопасности информации в сочетании с открытостью и достоверностью информации баз данных, открытостью каналов связи.
Применение радиооборудования для раннего обнаружения пожаров и других ЧС обусловлено прежде всего проблемами, связанными с контролем и охраной нетелефонизированных объектов, территориально разнесенных производств, газо- и нефтетрубопроводов, теплосетей, газовых сетей и т.п. Отсутствие телефонных линий или низкое качество телефонной связи, нестабильность и несоответствие параметров телефонных линий, зачастую делают невозможным или экономически нецелесообразным использование традиционных систем пожарно-охранной сигнализации. Проводные системы передачи информации от пожарного извещателя до приемо-контрольного прибора собирают все виды помех (индустриальные, атмосферные и т.п.). Результаты анализа помехоустойчивости различных каналов связи показывают, что только беспроводные (радиоканальные) системы передачи информации дают возможность практически полностью исключить воздействие помех на канал связи.
Использование радиоканала для передачи сообщений повышает надежность системы мониторинга, позволяет уменьшить ее стоимость по сравнению с проводными системами мониторинга аналогичного класса.
Широкое применение радиосистем дальнего радиуса действия для пожарно-охранного мониторинга стало свершившимся фактом. Радиосистемы данного класса оказались востребованы на рынке современных систем безопасности в силу следующих особенностей:
независимость от наличия проводных линий телефонной связи; быстрота развертывания в конкретных условиях организации радиосвязи; относительно низкая стоимость центрального и объектового оборудования. Таким образом, высылка подразделений ГПС должна осуществляться по извещению о пожаре, полученному от объектовой системы пожарной сигнализации по радиоканалу или другим каналам связи (по каналам GSM, выделенным и занятым телефонным линиям связи и по оптоволоконным каналам).
В соответствии со ст. 82 п. 2 и ст. 103 п. 2 федерального закона о Техническом регламенте "О требованиях пожарной безопасности" линии связи должны обеспечить работоспособность систем пожарной сигнализацией и управление эвакуацией людей до полной эвакуации. В соответствии с этим требованием проводные линии связи на защищаемых объектах должны монтироваться, как правило, термостойкими кабелями в металлорукавах.
Целью настоящей статьи является обоснование необходимости создания комплексной системы адресного мониторинга раннего обнаружения пожаров и ЧС различного вида с использованием радиоканальных (беспроводных) систем передачи информации, определение основных принципов, требований и
направлений работ по созданию комплексной системы мониторинга безопасности объектов, а также порядка их реализации.
Цели и задачи построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов
Основными целями построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов являются:
- раннее обнаружение пожаров и ЧС различного вида с последующей автоматической передачей сигнала непосредственно диспетчеру в ЕДДС города с использованием радиоканальных (беспроводных) систем передачи информации;
- полное исключение "человеческого фактора" задержки сообщения о пожаре или ЧС различного вида, что позволяет независимо от действий персонала диспетчерской службы при возникновении пожара или ЧС на объекте в центр ЕДДС города передать сигнал (угроза пожара или ЧС) с указанием адреса объекта, его поэтажной планировки с местоположением извещателей, карты местности, подъездных путей к объекту и инженерных коммуникаций;
- возможность отображения всех событий у диспетчера ЕДДС в реальном масштабе времени, что обеспечивает своевременное принятие им управленческих решений и соответственно позволит значительно снизить гибель людей и материальный ущерб от пожаров и ЧС;
- повышение оперативности реагирования на угрозу или возникновения ЧС, на информирование населения о принятых по ним мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил средств постоянной готовности и слаженности их совместных действий.
- повышение качества и эффективности взаимодействия оперативных служб при их совместных действиях в ЧС с целью уменьшения возможного социально-экономического ущерба от ЧС и затрат финансовых, медицинских, материально-технических и других ресурсов на их экстренное предупреждение и ликвидацию;
- обеспечение согласованности действий в ЧС органов исполнительной и государственной власти и органов местного самоуправления, своевременности, полноты и достоверности представляемой руководству информации, единой вертикали управления в ЧС.
Международный опыт создания подобных систем показывает, что разработка и внедрение комплексной системы адресного мониторинга безопасности объектов представляют собой достаточно сложную организационно-техническую проблему. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. В условиях построения центров ЕДДС на базе телефона "01" (или в перспективе на базе единого номера "112") предусматривать техническое дооснащение службы "01" ("112") системами мониторинга раннего обнаружения и предупреждения ЧС различного вида.
2. Обеспечение требуемого уровня профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала центров ЕДДС, функционирующих на базе телефонного номера "01" ("112").
3. Предусматривать выделение радиочастот по регионам для организации автоматического адресного мониторинга безопасности объектов.
Среднее время поступления сигнала тревоги на ЦУКС ФПС МЧС России от момента возникновения самого пожара составляет 10 - 15 мин. Среднее время прибытия сил и средств ГПС на тушение пожара в городах составляет до 10 мин, а по пожарам в сельской местности - до 20 мин.
Таким образом, среднее время свободного горения составляет до 20 мин, а среднее время тушения пожара до 48 мин.
В настоящее время сохранилась тенденция к увеличению среднего времени прибытия пожарных подразделений на пожар.
Использование системы адресного автоматического радиоканального мониторинга раннего обнаружения пожара на объектах с автоматической передачей по радиоканалу сигнала тревоги на диспетчерский центр ЕДДС муниципального образования или ЦУКС ГПС (без участия "человеческого фактора") даст возможность сократить (до 1 минуты) среднее время сообщения о пожаре и значительно сократить время свободного развития пожара. Кроме того, применение системы адресного радиоканального мониторинга пожарной безопасности объектов не позволит доводить пожар до его большого развития и тем самым даст возможность исключить гибель людей непосредственно на пожаре.
Список литературы
1. Федеральный закон: "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.
2. Федеральный закон: "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ.
3. Федеральный закон: "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя" от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ.
4. Концепция построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов (утв. МЧС России 5 августа 2008 г.).
СТРУКТУРА НАЗЕМНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СТАЦИОНАРНЫХ СТАРТОВЫХ КОМПЛЕКСОВ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ Башкиров С.И.1, Попов С.С.2, Исмагилов Р.З.3, Цыганок Е.В.4, Турьев А.П.5, Рогов В.Ю.6, Назаров А.С.7, Шалтаев Е.Н.8
1Башкиров Сергей Игоревич - студент; 2Попов Станислав Сергеевич - студент; 3Исмагилов Рустам Забирович - студент; 4Цыганок Евгений Витальевич - студент; 5Турьев Андрей Павлович - студент; 6Рогов Владислав Юрьевич - студент; 7Назаров Александр Сергеевич - студент; 8Шалтаев Евгений Николаевич - студент, кафедра эксплуатации подвижности средств вооружения, факультет стартовых и технических комплексов ракет, филиал
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, г. Серпухов, Московская область
Аннотация: статья раскрывает сущность наземного транспортно-технологического оборудования стационарных стартовых комплексов баллистических ракет. Ключевые слова: стартовые комплексы.
Стационарные стартовые комплексы принято делить на два типа: наземные и шахтные. Это деление обусловлено местом размещения основного оборудования и непосредственно самой ракеты по отношению к поверхности земли. Любая стационарная СК имеет стартовую и техническую позицию. Первая представляет собой участок местности с расположенными на нем пусковыми установками, различными инженерными сооружениями и системами, предназначенные для подготовки к пуску и запуска ракет. Помимо этого, там размещаются командный пункт, оборудование для хранения топлива и
43