Научная статья на тему 'Необходимость учета гендерной ментальности в образовании'

Необходимость учета гендерной ментальности в образовании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛ / ГЕНДЕР / МЕНТАЛЬНОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / АНДРОГИНИЯ / ГЕН-ДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕКСИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чуркина Наталия Анатольевна, Чуркин Игорь Юрьевич

В статье актуализируется необходимость экспликации понятия гендерная мен-тальность, которое будет способствовать отражению как природных, свойственных человеку, как биологическому существу, так и социальных и духовных особенностей человека. Также поднимается проблема учета особенностей гендерной ментальности в рамках образовательного процесса и школьной социализации индивида в свете социокультурных трансформаций, происходящих в обществе и способствующих инверсии гендерной ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость учета гендерной ментальности в образовании»

УДК 130.122.

Чуркина Наталия Анатольевна

Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, nb1468@ngs.ru, Новосибирск

Чуркин Игорь Юрьевич

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, xeh@ngs.ru, Новосибирск

НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ГЕНДЕРНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье актуализируется необходимость экспликации понятия гендерная ментальность, которое будет способствовать отражению как природных, свойственных человеку, как биологическому существу, так и социальных и духовных особенностей человека. Также поднимается проблема учета особенностей гендерной ментальности в рамках образовательного процесса и школьной социализации индивида в свете социокультурных трансформаций, происходящих в обществе и способствующих инверсии гендерной ментальности.

Ключевые слова: пол, гендер, ментальность, маскулинность, феминность, андрогиния, гендерные стереотипы, социализация, образование, сексизм.

Churkina Natalia Аnatolievna

Сandidate of Philosophcal Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Social Anthropology at the Novosibirsk State Technical University, nb1468@ngs.ru, Novosibirsk

Churkin Igor Yrievich

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Social Anthropology at the Novosibirsk State Technical University, xeh@ngs.ru, Novosibirsk

THE NEED FOR GENDER MENTALITY IN EDUCATION

Abstract. In this article the need for explication of the concept gender mentality is actualized, which contributes the reflection of a natural individual qualities belonged to people as biological creature and characteristic of humans as essentially social, spiritual features of them . The problem of considering the peculiarities mentality of gender in the educational process and school socialization in the aspect of social and cultural transformations taking place in society and promoting gender inversion of mentality is also raised.

Keywords: sex, gender, mentality, masculinity, femininity, androgyny, gender stereotypes, socialization, education, sexism.

Социокультурные трансформации, происходящие в современном обществе, способствуют разрушению традиционных норм, образцов поведения, что заставляет человека искать способы адаптации, адекватные происходящим изменениям. Модификации, затрагивающие экономику, культуру, социум не могли не коснуться отношений между полами. Это проявляется в том, что нормативные эталоны маскулинности и феминности, становятся менее однозначными, причем происходит не просто некоторое сглажи-

вание гендерных противоположностей, но наблюдается половая инверсия - процесс изменения мужского и женского начал, характеризующийся приобретением представителями пола качеств, традиционно присущих противоположном полу. Изменение традиционного гендерного порядка, в свою очередь, не замедлило негативно сказаться на развитии и функционировании семьи и на состоянии демографии современного общества в целом. В современном обществе наблюдается взаимное отчуждение полов и

углубляется кризис современной семьи.

Наиболее явные изменения при этом происходят в поведении и полоролевых стереотипах женщин. Женщины все более включаются в те сферы общественной деятельности, где традиционно были востребованы, прежде всего, маскулинные поведенческие образцы - в сферу бизнеса, силовые структуры, властные отношения и пр. Это приводит к ослаблению детородных функций женщин, нарушению стабильности семьи. Что же касается мужчин, то изменение их поведенческих и мыслительных стереотипов является некой реакцией на изменение статуса женщины в обществе. Эти изменения отражают утрату мужчиной функции основного добытчика средств к существованию, уменьшение значимости мужчины как агента социализации в семье. Многие исследователи отмечают, что важной стороной гендерных процессов является интенсивное вырождение и деградация мужчин [5, с. 155-156].

Важнейшим социальным институтом, способным преодолеть сложившиеся негативные обстоятельства, выступает сфера образования. В современном обществе перед образованием ставится задача преодоления «бесполого сексизма» (И. С. Кон) и формирования новых педагогических принципов, способствующих гуманизации и гармонизации отношений между полами. Еще одной важной задачей современного образования и педагогической науки является формирование фамилистической компетентности молодежи (Г. И. Исакаева, М. В. Семина,

Н. Ю. Шлейкова и др.) [7].

Между тем, по мнению многих исследователей (И. С. Кона, А. В. Мудрика, Л. В. Штылевой и др.), школьное образование индифферентно по отношению к половой принадлежности учеников, а педагогическая наука и педагогическое образование в целом «отстают от других общественных и гуманитарных наук в усвоении и переработке гендерной теории, создании своего профессионального языка, который позволил бы ей не только деконструировать старые подходы в воспитании девочек и мальчиков, но и описать новый порядок» [10, с. 11]. Выходом из создавшегося положения может быть обращение к гендерному образованию, под которым понимается «образовательная модель, в которой учитываются гендерные

интересы, принимается во внимание наличие гендерных проблем в социальном развитии общества и системе образования, ведется поиск способов их решения» [8, с. 22]. Перед гендерным образованием ставится задача - формирования гендерной компетентности, которая позволит учащимся быть максимально эффективными и адаптивными в обществе посредством актуализации их гендерных особенностей, осуществления своей половой самоидентификации. Поэтому, для более адекватного понимания сущности гендерных особенностей индивида и их анализа в рамках педагогики, возникает необходимость формирования соответствующего методологического инструментария, в котором должны присутствовать элементы различных наук - социальной философии, социальной психологии и др. Данный инструментарий должен включать в себя понятия, посредством которых можно было бы осуществить интеграцию различных подходов к анализу гендерных отношений.

С нашей точки зрения одним из таких понятий может стать «гендерная ментальность», соединяющая в себе характеристики традиционных дефиниций, характеризующих человека, - гендера и пола.

Если до середины ХХ века сомнений в половой принадлежности индивида у исследователей практически не возникало, то последующее развитие социально-гуманитарных наук способствовало пересмотру данной проблематики и появлению понятия «гендер». Дальнейшее развитие гендерных исследований привело к абсолютизации этого понятия сначала в европейской, а затем и в современной российской науке. Что касается понятия «пол», оно выступает явным аутсайдером в современном пространстве изучения проблем человека. Между тем отказ многих исследователей от экспликации понятия пол и учета эссенциальных характеристик человека, на наш взгляд, обедняет понимание человека, как существа не только социального, но и, несомненно, обладающего биологическими характеристиками.

С нашей точки зрения, противоречия «полового диморфизма» и «полового символизма» могут быть определенным образом минимизированы посредством понятия «гендерная ментальность».

В современной науке понятие «ментальность» не имеет однозначного толкования. Так, в иностранной научной литературе смысл термина «mentality» раскрывается через характеристики, определяющие умственную сферу человека. В отечественной науке смыслы, которые придаются понятию «ментальность» очень разнообразны: это и определенный уровень человеческого сознания, и образ мышления, и способ специфического мировосприятия и пр.

Не смотря на то, что однозначной дефиниции данного понятия в отечественной науке не выработано, достаточно широко представлена точка зрения, в рамках которой сущность ментальности выражается посредством такой философской категории как «мышление». Л. Н. Пушкарев утверждает, что изначально «ментальность» происходит от латинского mens, что в переводе означает «ум, мышление, рассудок, образ мыслей» [6, с. 3-4]. Таким образом, можно утверждать, что основе мышления формируется определенный «умственный инструментарий», «психологическая оснастка» - ментальность, которая дает возможность человеку «по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя» [2, с. 56-57].

Говоря о конкретной ментальности, мы встаем перед необходимостью отказа от понимания ее основы - мышления, как процесса «бессубъектного, безличност-ного, анонимного отображения объекта» [9, с. 13]. Действительно, мышление является важнейшей функцией такого важного органа человека как мозг, который всегда имеет свою определенную специфику, в зависимости от различных факторов, например, от пола человека. Так, уже доказанным является тот факт, что пренатальные гормоны воздействуют на мозг плода еще в утробе и определяют его развитие по мужскому или женскому типу [1, с. 104]. Этот факт доказывает необходимость учета природного фактора, то есть эссенциальных особенностей человека, как важнейшей характеристики ментальности. В то же время, следует учесть, что мышление человека выступает важнейшим компонентом человеческого сознания и характеризуется как отражение индивидом «внешней по отношению к мозгу объективной реальности», испытывая при

этом «огромное влияние со стороны социального окружения» человека [4, с. 39]. Следовательно, ментальность также следует считать выражением коллективного сознания, свойственного той или иной социальной общности. Это означает, что мышление разных людей «работает» по-разному, и процесс отражения, который представляет собой способность объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки других объектов, обусловлен определенными особенностями индивида, общности, связанными с такими критериями как социальная, этническая принадлежность, возрастные характеристики человека, его пол и др. Эта специфика процесса отражения позволяет сформировать определенную, свойственную только представителю той или иной общности, программу поведения и видения мира.

Действительно, прежде всего, то или иное сообщество, формирует у включенного в него индивида конкретный образ окружающей действительности и его определенное понимание. Это означает, что гендерная ментальность также зависит от социальной среды, в рамках которой формируются стереотипы, границы поведения, которые человек усваивает и проявляет как представитель общности, в данном случае, пола. Благодаря ментальности человек, с одной стороны, идентифицирует себя с подобными ему, а с другой - противопоставляет себя тем, чьи биологические, социальные и духовные основания противоречат его собственным.

Ментальность человека задает одновременно и гомогенную, и гетерогенную онтологию, то есть, с одной стороны, понимание окружающего мира по принципу «я - свой»,

а, с другой стороны, «я - другой». Посредством ментальности, человек воспринимает этот мир как нормальный, правильный, не требующий каких-то дополнительных объяснений и разделяет его с другими людьми. Таким образом, понятие ментальности, безусловно, может быть использовано для характеристики особенностей мышления и понимания мира в рамках оппозиции «мужское/ женское».

Такая дефиниция как «гендерная ментальность» является одной из наименее разработанных в современной науке, но, на наш взгляд, одной из наиболее перспектив-

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ных для исследования актуальных проблем современного человека в рамках гендерного образования. Характеристика гендерной ментальности позволит раскрыть истоки гендерных стереотипов, проанализировать представления, касающиеся места и роли женщины и мужчины в обществе, исследовать тенденции, лежащие в основе трансформации семейно-брачных отношений. Под гендерной ментальностью будем понимать демаркационно-интегративную смысловую систему, обусловливающую проявление единообразных когнитивно-эмоциональных реакций индивида и общности в соответствии с его биологическими и социокультурными особенностями как представителя пола. Гендерная ментальность позволяет человеку осознать свое протобытие и таким образом идентифицировать себя, как представителя определенного пола, а также осмыслить свойственные своему полу образ мышления и практики преобразования окружающей действительности.

Таким образом, учет особенностей гендерной ментальности человека и педагогическая работа в направлении формирования адекватной половой идентичности в рамках современного гендерного образования представляются крайне необходимыми.

Использование понятия гендерной ментальности будет способствовать учету гендерных различий учащихся в образовательном процессе, созданию для школьников условий самовыражения как представителя пола и преодолению гендерных стереоти-

пов, являющихся основанием сексизма и гендерной асимметрии.

Библиографический список

1. Бутовская М. Л. Тайны пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции. - Фрязино: Век-2, 2004. - 367 с.

2. Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология. // Вопросы философии. -1988. - № 1. - С. 56-61.

3. Гутнер Г. Риск и ответственность субъекта коммуникативного действия. - М.: СФИ, 2008. -242, [1] с.

4. Иванов А. В. Сознание и мышление: учеб. пособие. - М.: Изд - во МГУ, 1994. - 130 с.

5. Иудин А. А. Гендерные роли и проблема феминизации российского общества. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2004. -№ 1. - С. 148-157.

6. Пушкарев Л. Н. Введение. // Менталитет и культура предпринимателей России, XVII-XIX вв.: - М., «Первопечатник» , 1996. - 216 с.

7. Семина М. В. Педагогические принципы развития фамилистической компетентности молодежи в современной высшей школе // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 12. -С. 125-133.

8. Столярчук Л. И. Проблемы и перспективы гендерных педагогических исследований. // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы. - Волгоград: Перемена, 2009. -С. 22-28.

9. Шилков Ю. М. Гносеологические основы мыслительной деятельности: монография- СПб.: Изд - во С. - Петерб. Ун - Та, 1992. - 185 с.

10. Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. - М.: Per Se, 2008. - 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.