Научная статья на тему 'Необходимость учета факторов внешней среды при управлении ресурсами органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности'

Необходимость учета факторов внешней среды при управлении ресурсами органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
887
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / RESOURCE MANAGEMENT / PUBLIC ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маринин Сергей Александрович, Казаков Вячеслав Владимирович

В данной статье рассматриваются ключевые факторы, оказывающие влияние на управление ресурсами органов внутренних дел. Особое внимание уделяется программам, действующим в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маринин Сергей Александрович, Казаков Вячеслав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the key factors influencing the management of internal affairs. Special attention is given to programs operating in the field.

Текст научной работы на тему «Необходимость учета факторов внешней среды при управлении ресурсами органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности»

УДК 351.74

Маринин Сергей Александрович Marinin Sergey A.

кандидат юридических наук, доцент кафедры управления

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), assistant professor of department of management Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: kafuprna@gmail.com

Казаков Вячеслав Владимирович Kazakov Vyacheslav V.

кандидат технических наук, начальник кафедры управления

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) candidate of sciences (technical), head of department of management

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: kafuprna@gmail.com

Необходимость учета факторов внешней среды при управлении ресурсами органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности

The need to consider environmental factors when managing the resources of internal affairs agencies to ensure public order and safety

В данной статье рассматриваются ключевые фак- This article discusses the key factors influencing the

торы, оказывающие влияние на управление ресурса- management of internal affairs. Special attention is given

ми органов внутренних дел. Особое внимание уделя- to programs operating in the field. ется программам, действующим в данной области.

Ключевые слова: управление ресурсами, обес- Keywords: resource management, public order. печение общественного порядка.

Применительно к сфере обеспечения об- В г. Нижнем Новгороде еще в советские вре-щественного порядка и безопасности обще- мена были развернуты несколько крупных про-ственные закономерности проявляются под изводственных предприятий, такие как заводы воздействием социально-экономических, идео- «Красное Сормово», «Сокол», Нижегородский логических, социально-психологических и пра- машиностроительный завод и др. На данных вовых факторов, влияющих на состояние обще- предприятиях были задействованы десятки ственного порядка, а также и взаимосвязанных тысяч рабочих и служащих, которым местная с ними факторов, способствующих эффектив- власть предоставляла жилье непосредственно ной деятельности полиции по обеспечению об- в этом же районе. В период развала СССР круп-щественного порядка и безопасности. ные промышленные предприятия начали сниК факторам, влияющим на состояние охраны жать темпы производства, а в начале 2000-х годов порядка и безопасности, относятся следующие: и вовсе его приостановили, большие площади 1. Экономические: производственных предприятий были сданы, в а) нестабильность и разбалансированность основном, в аренду, а работников уволили. Та экономики, спад производства. масса людей, которая была задействована на

производстве, осталась без работы, а значит без средств существования, таким образом, маргинальная часть населения района стала потенциальным резервом совершения правонарушений, сформировался его криминогенный слой;

б) ничем не обоснованный рост цен, практически неконтролируемая торговля;

в) преступное накопление первоначального капитала, коррупция;

г) теневая экономика, лжепредпринимательство, сокрытие прибыли от налогов, «отмывание» денежных средств.

2. Политические:

а) стремление отдельных территорий к отделению от Российской Федерации, требования их автономии, национальный и региональный эгоизм;

б) внешние неблагоприятные факторы в Ближнем и Дальнем зарубежье (территориальные притязания);

в) незащищенность в ряде стран русскоязычного населения;

г) массовая вынужденная миграция населения, формирование групп людей с повышенной криминогенностью и виктимностью.

Только за сентябрь 2015 года отделом иммиграционного контроля УФМС России по Нижегородской области выявлено 334 нарушения миграционного законодательства. По статье 18.8 КоАП РФ — незаконное проживание на территории Российской Федерации — составлено 94 протокола, по статье 18.10 КоАП РФ — незаконное осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации — составлено 36 протоколов, по статье18.15 КоАП РФ — незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — 56 протоколов. Наложено административных штрафов на сумму 1838 тысяч рублей. Выдворено с территории Российской Федерации 5 человек [1].

По-прежнему лидирующую позицию среди нарушителей занимают представители Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана.

В связи с отсутствием работы на родине они вынуждены искать работу в средней полосе Российской Федерации. Многих из них обманывают работодатели, в связи с чем часть людей становится на путь совершения имущественных преступлений. Увеличилось число зарегистрированных преступлений, совершенных в этой среде, на почве личных неприязненных отношений.

3. Социально-психологические и идеологические.

а) расслоение общества, падение жизненного уровня большей части населения;

На территории г. Нижнего Новгорода проживает более 1 миллиона 250 тысяч человек. Значительная часть из них — это бывшие рабочие и служащие тех крупных производственный предприятий, которые прекратили свою деятельность. Нестабильность дохода, неквалифицированный труд сказываются на жизненном уровне (средняя заработная плата составляет около 15-18 тысяч рублей). Лишь небольшая часть населения имеет стабильный заработок;

б) девальвация нравственности, утрата ранее культивируемых ценностей влечет в массовом сознании культ вседозволенности и насилия;

Участились случаи совершения насильственных действий в отношении представителей власти;

в) распространение наркомании, проституции, разгул пьянства.

Продолжает оставаться высоким число обратившихся за медицинской помощью в результате отравления алкогольной продукцией. Не снижается количество смертей, связанных с наркоманией и алкоголизмом;

г) спад доверия к правоохранительным органам.

Комментируя данный тезис, хотелось бы сказать, что отношение к себе правоохранительные органы самостоятельно, автономно создать не могут. Отношение к той или иной структуре определяется, прежде всего, государством, вернее, его подходом. Имея хорошо оплачиваемую, хорошо обученную структуру, государству в целом никогда не придется думать за эту структуру, решать за нее какие-то внутренние вопросы, сомневаться: а доверяют ли ей;

4. Правовые:

а) медленное обновление законодательства;

б) несоответствие действующего законодательства новым реалиям;

в) либеральная судебная практика.

В последние годы в судебной практике участились случаи вынесения приговоров, не связанных с лишением свободы, в отношении обвиняемых лиц, имеющих непогашенную судимость за аналогичные преступления. Таким образом, после вынесения подобных приговоров эти лица продолжают совершать преступления, оставаясь практически безнаказанными.

Факторы, способствующие эффективной деятельности органов внутренних дел по охране

общественного порядка и обеспечению общественной безопасности:

1. Формирование органов внутренних дел как системы массового социального обслуживания населения. На сегодняшний день редко найдется социальная среда, в которой не принимали бы участие сотрудники органов внутренних дел.

Взять только одну службу — участковые уполномоченные полиции. «Тысяча и одна обязанностей», — как говорят в народе, или «участковый — от слова участие». Это говорит о том, что на данную службу возложены большие надежды и полномочия.

2. Оптимизация критериев оценки эффективности функционирования органов внутренних дел.

Немало говорится на общегосударственном и на ведомственном уровнях об эффективности работы органов внутренних дел. Горячие споры, дебаты, комментарии в средствах массовой информации.

Приказ МВД России № 1040 от 31 декабря 2013 года [2] утвердил новую систему оценки деятельности органов внутренних дел, которая призвана объективно оценивать деятельность как в целом органов внутренних дел, так и входящих в него подразделений.

В последнее время в средствах массовой информации все чаще освещаются вопросы, связанные тем или иным образом с деятельностью органов внутренних дел. К важным из факторов, способствующих эффективной деятельности ОВД, также относятся:

— повышение престижа права, закона и законности;

— совершенствование законодательства и подзаконных актов;

— развитие юридической науки и юридического образования;

— повышение правовой культуры населения и должностных лиц;

— демократический государственный и общественный контроль;

— искоренение бюрократизма и фактов перерождения кадров;

— укрепление кадров органов внутренних дел, их материальное и моральное стимулирование.

Анализ факторов, влияющих на состояние общественного порядка и безопасности, а также способствующих эффективной деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и безопасности, позволяет по-новому взглянуть и на закономерности обеспечения общественного порядка и

безопасности в современный период. Общие закономерности, определяющие состояние преступности, общественного порядка и безопасности таковы:

— каждому уровню цивилизации (развития общества) присущ свой уровень преступности, свое состояние общественного порядка и безопасности;

— этот уровень во многом определяется тенденциями самой преступности, законами, по которым она развивается;

— эффективность борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и безопасности определяется реальностью поставленных обществом и государством задач: чем реальнее задачи, тем эффективнее борьба, крепче общественный порядок и безопасность;

— реальная задача в борьбе с преступностью, укрепление общественного порядка и безопасности состоит в том, чтобы удержать преступность, обеспечить состояние общественного порядка и безопасности на присущем данному этапу развития общества и государства уровне;

— решение указанных задач требует от общества все более значительных затрат (людских, материальных и т. д.).

К закономерностям обеспечения общественного порядка и безопасности в современный период необходимо также отнести:

— долговременную стабилизацию преступности, должный общественный порядок и надежную безопасность, которые во многом зависят от стабилизации в экономической, политической и духовной сферах общества. В свою очередь, стабилизация в экономической, политической и духовной сферах зависят, наряду с другими факторами, и от стабилизации преступности.

Решение задачи, таким образом, находится не только в сфере борьбы с преступностью и охраны общественного порядка и безопасности, но и в сфере экономики, политики, идеологии, и наоборот ;

— уровень преступности, сложившийся в настоящее время, состояние общественного порядка и безопасности диктуют необходимость радикальных изменений в правовой, организационной и тактической сферах борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности;

— повышение эффективности правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и безопасности в современных условиях невозможно без

существенного увеличения затрат общества на эти цели.

Использование органами внутренних дел социально-экономических факторов в обеспечении общественного порядка и безопасности имеет практическое значение, осуществляется в процессе их управленческой, организаторской деятельности. Благодаря научной организации управления интегрируются интересы служб общественной безопасности, других служб и подразделений системы МВД России. Значит, совершенствование организации управления в органах внутренних дел является одним из главных резервов повышения эффективности их оперативно-служебной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

К числу ответственных участков организаторской работы руководителя относится установление и поддержание должного взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. С их помощью решаются следующие проблемы:

1. Кадровые и социальные вопросы органов внутренних дел.

2. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел.

3. Комплексные проблемы организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

4. Совершенствование региональных правовых основ правоохранительной деятельности.

Несмотря на позитивные результаты в оперативно-служебной деятельности, имеется ряд показателей, указывающих на определенные проблемы и недоработки, а также особенности развития криминогенной обстановки в регионе.

Таковы в общих чертах основные виды факторов, оказывающих влияние на состояние общественного порядка и деятельность органов внутренних дел. Группировка этих факторов в вышеназванные блоки отражает в значительной степени и их классификацию, основанием которой является участие в процессах управления системой органов внутренних дел.

Таким образом, для комплексного использования сил и средств по охране общественного порядка в системе единой дислокации, руководителям органов внутренних дел очень важно знать и учитывать в повседневной деятельности закономерности и факторы, влияющие на состояние общественного порядка и безопасности на обслуживаемой территории.

Примечания

1. Новости Нижнего Новгорода: «Управление Федеральной миграционной службы по Нижегородской области за первые десять дней сентября выдворило с территории страны пять нелегалов». URL: http:// www.niann.ru/?id=418128&template=print

2. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 декабря 2013 г № 1040. URL: http://docs.cntd.ru/ document/499078939

Notes

1. News Nizhny Novgorod: «Office of the Federal Migration Service in the Nizhny Novgorod region in the first ten days of September, expelled from the country five illegal immigrants». URL: http://www.mann. ru/?id=418128&template=print

2. Issues of the evaluation of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation from 31.12.2013 № 1040. URL: http://docs. cntd.ru/document/499078939

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.