Научная статья на тему 'Необходимость цифровизации российского образования'

Необходимость цифровизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2909
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОН-ЛАЙН ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москалюк Вера Сергеевна

В статье рассмотрены направления цифровизации образования в соответствии с требованиями современного социума. Проанализированы основные направления развития цифровых образовательных технологий. Обоснована необходимость внедрения цифровых образовательных технологий в России. Выделены основные тренды в развитии образовательных технологий, обеспечивающих формирование необходимых на современном этапе развития общества компетенций индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость цифровизации российского образования»

НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Москалюк В.С.

Москалюк Вера Сергеевна - магистрант, институт цифровой экономики Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в статье рассмотрены направления цифровизации образования в соответствии с требованиями современного социума. Проанализированы основные направления развития цифровых образовательных технологий. Обоснована необходимость внедрения цифровых образовательных технологий в России. Выделены основные тренды в развитии образовательных технологий, обеспечивающих формирование необходимых на современном этапе развития общества компетенций индивида. Ключевые слова: цифровизация системы образования, он-лайн обучение.

Система образования призвана стать драйвером трансформации традиционного общества в его цифровой вариант. Цифровизация системы образования служит фундаментом перехода на новый уровень и нацелена на подготовку работников, в полной мере необходимых на современном рынке труда. Они должны овладеть новейшими технологиями, а также продолжать перманентное обучение посредством дистанционного онлайн- обучения.

Наш мир непрерывно трансформируется, ежегодно появляются актуальные инновации. Это дает возможность неустанного развития, повышения навыков и компетенций, освоения новых сфер деятельности. Кроме того, однотипные операции все больше автоматизируются, предоставляя индивиду возможность творить, в связи с чем, особенно важным становится способность критически осмыслить доступную информацию в аспекте ее достоверности и пригодности в данной конкретной ситуации [1, с. 51].

Е.А. Кашина отмечает: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [5, с. 1].

Следовательно, можно вести речь о требовании к наличию у индивида информационной культуры как важнейшей составляющей общего уровня культуры и непременного условия социального взаимодействия, а ее формирование выступает одной из основных функций современной образовательной системы. Для решения этой задачи необходимо приспособление к новым условиям современности. Еще недавно речь шла об информатизации образовательной системы, под которым понималась совокупность мер по трансформации образовательных процессов посредством включения в систему обучения и воспитания в школе информационных технологий [5, с. 136].

Российская педагогическая энциклопедия трактует информатизацию образовательной системы в широком смысле как «совокупность социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями»; в узком как «внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах» [4].

Основываясь на вышеизложенном, можно говорить о том, что этап информатизации отечественной системы образования окончен, так как образовательные учреждения на всех уровнях оборудованы компьютерами и прочей цифровой техникой, а педагоги регулярно повышают свою квалификацию в сфере применения информационных технологий в учебном процессе.

Главными сферами информационных технологий в системе образовании выступают:

1) разработка программного обеспечения для автоматизации учебного процесса;

2) создание веб-сайтов в учебных целях;

3) подготовка методических и дидактических материалов в электронной форме;

4) сопровождение учебного процесса виртуальными моделями предметов и явлений;

5) автоматизация информационного поиска в учебном процессе [2, с. 50].

В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. В рамках этого проекта предполагается «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте» [5, с. 121].

Система образования призвана реализовать цифровую трансформацию социума, нацеленную на повышение производительности и автоматизацию трудовой деятельности и удовлетворение насущных потребностей современного индивида при помощи вовлечения в образовательный контекст всего социума, создания индивидуальных «дорожных карт» обучения, обратной связи с обучаемым, а также использования виртуальной и дополненной реальностей [7, с. 248].

Цифровые инструменты, используемые на текущий момент в бытовой обстановке, помогают решать проблемы классического образовательного процесса: скорость обучения, выбор учителя, а также видов обучения. Мировое общество достигло нового уровня развития образовательных технологий:

1) начальным этапом можно считать изобретение парового двигателя;

2) второй вехой стала всеобщая электрификация;

3) далее наступил этап всеобщей информатизации;

4) который сегодня сменился эпохой цифровизации, которая характеризуется оперированием большими данными (Big Data) и технологиями их обработки.

Цифровизация провоцирует рост эффективности производства, одновременно помогая осуществлять особый подход в разнообразных сферах человеческой деятельности. К примеру, 3D принтеры могут создать сложную деталь или целый девайс в единственном экземпляре, что было исключено в эпоху массовой стандартизированной промышленности.

В образовательном процессе цифровизация нацелена на поддержание перманентности обучения, то есть концепции life-long-learning, которая подразумевает пожизненное обучение, а кроме того, его уникальность на базе механизма продвинутого обучения. Международно признанная дефиниция указанных положений пока отсутствует, однако в него, как правило, входят:

1) включение в образовательный процесс Big Data об уровне понимания каждым учеником конкретного предмета и корректировки учебного процесса на базе результатов их обработки;

2) включение в учебный процесс виртуальной и дополненной реальностей, а также облачных и прочих технологий.

Насущной задачей системы образования выступает увеличение степени цифровой грамотности преподавательского состава, нацеленное не только на создание электронных курсов, но и на внедрение цифровых технологий в повседневный учебный процесс, так как цифровизация подразумевает трансформацию мировоззрения и подходов к взаимодействию с учениками. А. Соболев характеризует учителя как помощника во взаимодействии с цифровым миром [6].

Цифровая грамота есть умение генерировать и предлагать образовательный контент с помощью новейших технологий и механизмов, в том числе: программирование, поиск и применение цифровой информации. Г. Дженкис трактует термин «цифровая грамотность»

13

как способность взаимодействовать с компьютером на уровне hardware, учитывая принципы и специфику создания и передачи электронной информации, модель работы сетевого социума и сетевых медийных систем [3].

Д. Белшоу дал следующую интерпретацию составляющих цифровой грамотности: изучение культурных элементов интернет-среды, способность общаться в сетевых сообществах, генерировать креативный контент и распространять его, а также самостоятельное развитие [3].

Понятие и сущность цифровой грамотности определяется осознанием следующего факта: структурированность составляющих цифровой реальности даст определенность в контроллинге цифровых технологий. Управление процессом цифровизации основывается на принципах единообразия баз данных и эффективности образовательных процессов, то есть нужен общий алгоритм, задающий цели, структуру и содержание учебного процесса. Ассоциацией «Национальное общество технологий в образовании» предложены разнообразные механизмы оценки образовательных процессов различными акторами -непосредственно учениками, а также участниками экспертного и профессионального сообществ [8]. К примеру, онлайн-курс оценивается для ученика как обычный урок в соответствии с учебным планом.

Управление цифровизацией образовательных процессов подразумевает применение цифрового маркетинга, который нацелен на реализацию взаимосвязи с сотрудниками образовательного учреждения, а также его выпускниками, студентами и абитуриентами используя 1) широкий ряд передаточных каналов; 2) отслеживание перемен в восприятии имиджа учебного заведения; 3) побуждение к основанию новых сетевых сообществ; 4) проектирование методических маркетинговых пособий для целевых групп.

Итак, цели информатизации сферы образования, поставленные более двух десятилетий назад не потеряли свою актуальность, поэтому можно вести речь не о разнице в концепциях информатизации и цифровизации, а о линейной трансформации системы образования и социума в целом. Базисом этой трансформации служит технологический прогресс, который стимулирует смену эпох развития цивилизации, в результате чего информатизация плавно трансформировалась в цифровизацию.

Следовательно, можно сделать вывод, что цифровизация образовательного процесса предлагает использование учениками современных цифровых технологий, раздвигая границы научного познания. Использование соответствующих прорывных технологий, как-то: наделение обучающихся правом на собственный поиск и обработку информации, а также проектная активность вырабатывает компетенции третьего тысячелетия. Сейчас повсеместно происходит разработка и продвижение в открытом доступе соответствующих ресурсов: от индивидуальных кейсов до полноформатных тьюториалов с целью наработки требуемых компетенций.

Список литературы

1. Аксюхин А.А. Информационные технологии в образовании и науке / Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. // Современные наукоемкие технологии, 2019. № 11. С. 50-52.

2. Вартанова Е.Л.Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.

3. Главный тренд российского образования - цифровизация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/article/1029/ (дата обращения: 30.09.2019).

4. Информатизация образования. [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (дата обращения: 15.03.2018).

5. Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: дис. канд. пед. наук / Е.А. Кашина. Екатеринбург, 2017. 187 с.

14

6. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/ (дата обращения: 30.09.2019).

7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2018. 640 с.

8. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neorusedu.ru/about/ (дата обращения: 30.09.2019).

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ Москалюк В.С.

Москалюк Вера Сергеевна - магистрант, институт цифровой экономики Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в статье рассмотрены направления цифровизации образования в соответствии с требованиями современного социума. Проанализированы основные направления развития цифровых образовательных технологий. Выделены основные тренды в развитии образовательных технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров на современном рынке труда.

Ключевые слова: цифровизация, образование, революция, дистанционное образование.

Современная цифровая революция поражает своей скоростью: смена громоздких ЭВМ на ПК заняла десятки лет, сегодня же не менее серьезные смены технологических укладов могут исчисляться даже не годами, а месяцами. На начальном этапе цифровизация ограничивалась автоматизацией бизнес-процессов, ускорению и повышения удобства доступа к сети Интернет, развитием социальных сетей, внедрению таких новых устройств как планшеты и смартфоны. Но по мере ускорения цифровизации, технологии стали неотъемлемым элементом повседневной жизни человечества. Не стала исключением и сфера образования.

Термин «цифровизация» стал результатом стремительного прогресса информационных технологий. К. Шваб характеризовал первую цифровую революцию 60-80 годов прошлого века как «промышленную», основываясь на том, что ее драйвером стал прогресс ЭВМ, которые сменили персональные компьютеры (ПК) - вторая цифровая революция. Затем в 90-е годы стала активно развиваться сеть Интернет - третья цифровая революция по Швабу [8].

Далее Шваб предсказал наступление четвертой цифровой революции, которая базируется на Интернете вещей, миниатюризации девайсов для доступа к сети Интернет, а также достижениями в области нейронных сетей и искусственного интеллекта.

Викисловарь раскрывает содержание понятия «цифровизация» как «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [7].

А. Марей рассматривает цифровизацию «как изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом» [4].

Е.Л. Вартанова, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов уточняют содержание этого понятия -«это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера» [1, с. 17].

Таким образом, можно сделать вывод, что прогресс в развитии сети Интернета и мобильных технологиях выступают основными столпами цифровизации. Цифровизация образования вызывает трансформацию рынка труда за счет привития новых навыков и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.