НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ МЕЖФИРМЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО
АЛЬЯНСА В АГРОБИЗНЕСЕ
Е.В. Денисова, студент
Н.В. Скамарохов, студент
Научный руководитель: А.Б. Пелевина, доцент
Новочеркасский инженерно-мелиоративный института им. А.К. Кортунова (Россия, г. Новочеркасск)
Аннотация. В данной статье рассмотрена необходимость создания межфирменного стратегического альянса в агробизнесе, который становится все более актуальным в России в связи с изменениями экономических, политических и социальных условий. Авторы раскрывают процессы создания межфирменного стратегического альянса в агробизнесе.
Ключевые слова: стратегический альянс, агробизнес, хозяйствующий субъект, альянсы.
Появление маркетинга партнерских отношений выявило, что рассматриваемых раньше видов экономической межфирменной интеграции становится недостаточно для описания процессов, действующих на практике. В конечном счете, это и привело к расширению определения межфирменной интеграции и включению в состав появляющихся в ее итоге объектов объединений, основанных на договорных, а не имущественных связях.
Можно предложить следующую классификацию основных видов интеграционного взаимодействия субъектов хозяйствования:
1) По организационной форме - организационно-экономические.
2) По территориальному охвату - локальная, региональная, межрегиональная, национальная, межгосударственная.
3) По организационно-отраслевому признаку - отраслевая, межотраслевая, территориально-отраслевая;
4) По способам построения связей - горизонтальная, вертикальная, конгломератная и другие комбинации связей;
5) По сферам деятельности - межфирменная интеграция в сфере производства, маркетинга, сбыта, финансов, бизнес-планирования, НИОКР, инноваций, информационного обеспечения.
6) По степени централизации управленческих функций - децентрализованная межфирменная интеграция; частично централизованная межфирменная интеграция;
централизованная межфирменная интеграция.
Для эффективного управления интегрированным субъектом хозяйствования в первую очередь требуется выявить ресурсный потенциал не только предприятий и организаций отрасли, но и территорий, на которых функционируют субъекты ассоциации. При формировании и реструктуризации интеграционных объединений важен этап определения и планирования синергетических эффектов, стимулирующих процесс межфирменной интеграции.
Таким образом, интеграционный процесс позволяет увеличить результаты хозяйственной деятельности в сравнении с совокупностью эффектов от самостоятельной деятельности. На практике и в теории для его оценки используется следующее выражение:
ЭА1 + ЭА2 + ЭА( + —V ЭАп < Эп,
где Эа - эффект отдельного хозяйствующего субъекта А/, / = 1, п;
Эп - эффект совместной деятельности субъектов хозяйствования в рамках стратегического альянса.
Таким образом, эффект функционирования интегрированной структуры будет измеряется величиной разности:
5 4 = Эп — ( ЭА1 + ЭА2 + ЭА1 + ••• + ЭАп), > О,
Чем выше уровень синергетического эффекта , тем значительнее и устойчивее интеграционный процесс, т. е. сама система интегрируемых хозяйствующих субъектов является устойчивой.
Стратегические альянсы предполагают наличие двух партнерских фирм, которые:
1) Вносят непрерывные вклады в одну или несколько стратегических областей, такие как технологии или продукция.
2) Сохраняют юридическую независимость после формирования альянса.
3) Делят выгоды и управленческий контроль при решении намеченных задач.
Разные формы альянсов показывают различные подходы, которые используют партнерские фирмы, для того чтобы контролировать альянс и его других участников.
Горизонтальные альянсы в сельском хозяйстве, улучшают способности предприятий при осуществлении технологических процессов, могут содействовать взаимо-
действию лучших практик или инноваций и вызывать конкурентное преимущество на рынке.
Развитие рынка продажи сельскохозяйственной техники вплотную подвело его участников к объединению своих компетенций, ресурсов и интересов. Изучение такой формы межфирменной кооперации, как стратегические альянсы является на сегодняшний день актуальной задачей и имеет прикладное значение как для роста российского агробизнеса, так и с перспективы интернационализации российской экономики в целом.
В ходе процессов агропромышленной межфирменной интеграции усиливаются производственные, организационные, технологические связи аграрного сектора с промышленностью и сферой услуг.
Характеристики стратегических альянсов объясняют выбор этой формы межфирменной интеграции для рынка продажи сельхозтехники (табл. 1).
Характеристика альянса Особенность строительного рынка
Долгосрочный характер взаимоотношений Длительность реализации инвестиционных проектов
Сотрудничество между фирмами идёт дальше простых торговых операций, но не доводящих дело до слияний/поглощений Производство и реализация сельхозтехники подразумевают большой объем транзакцион-ных издержек, легче осваиваемых сообща
Стратегические альянсы - это двух или многосторонние соглашения (По статистике соглашения, заключаемые между двумя компаниями равны 80%, между тремя -10% и между четырьмя компаниями - 5%) Реализация большинства инвестиционных проектов агробизнеса подразумевает комплекс разнообразных видов деятельности (покупка, обслуживание ремонт, снабжение запчастями)
В стратегические альянсы могут входить не только клиенты и поставщики, а так же конкуренты; стратегические альянсы образуются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а так же между компаниями, занимающимися в смежных сферах деятельности и владеющими взаимодополняющими технологиями и опытом Агробизнес предполагает твердое лоббирование, непосильное многим компаниям-одиночкам; освоение новых региональных рынков требует много новых подходов к формированию стоимости, что возможно только в случае объединения ресурсов ряда участников рынка
В рамках стратегических союзов используется совместная координация стратеги- Инвестиции в бизнес, связанный с сельскохозяйственной техникой, предполагают долго-
Таблица 1. Предпосылки формирования стратегического альянса для рынка продажи сельхозтехники
ческого планирования и управление участниками деятельности, что дает им скоординировать их долговременные партнёрские отношения с выгодой для каждого участника срочное присутствие на рынке
Компании имеют все шансы стать участниками множества стратегических альянсов Многие компании по продаже сельхозтехники задействованы в нескольких инвестиционных проектах
Стратегические альянсы довольно мобильны, более ориентированы в будущее, свободны для партнёров, уменьшают неопределённость в взаимоотношениях партнёров, повышают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг Снабжение техникой и запчастями к ней представляют собой две основные проблемы, связанные с функционированием строительных компаний
Альянсы формируются на определенный срок, они распадаются, когда потребность в объединении отпадает Практически все проекты инвестиционно-аграрной сферы имеют временный характер
Альянсы оказывают влияние на конкурентов: объединившиеся компании в большей степени направляют усилия против общих конкурентов, чем друг против друга Агрорынок характеризуется тенденцией к монополизации; она обеспечивает улучшение конкурентоспособности сельскохозяйственных фирм компаний и инвестиционных проектов
Обобщение данных о важности активов, на основе которых формируются стратегические альянсы, и о вытекающих из этого формах самих альянсов можно сделать вывод о том, что наиболее актуальными формами альянсов для агробизнеса являются совместное предприятие и лицензирование.
Интеграционный процесс в агропромышленном комплексе - явление межотраслевое и характеризуется устойчивыми межотраслевыми связями, проявляющимися как в организационных, так и в хозяйственных формах объединения сельхозпредприятий, поэтому стратегические альянсы сельхозпредприятие - продавец сельскохозяйственной техники - сервис необходимы агробизнесу.
ООО Агросервис выполняет функции продавца и сервисного обслуживания, тесно работает с клиентами, имеет неплохие связи с поставщиками. Поэтому на ее основе и предлагается создание стратегического альянса, включающего агрофирмы и ком-
Библиографический список
1. http://ooo-agroservice.ru/
2. http://www.newholland.com/Pages/index.html
пания New Holland. За маркой New Holland Agriculture, заслужившей признание по всему миру, стоят опыт и знания, накопленные компаниями, изменившими облик мировой сельскохозяйственной индустрии.
На практике агрофирма в силу ряда причин (например, выбирая минимальную цену) сталкивается с некомпетентным поставщиком техники, у него могут возникнуть проблемы, как с поставкой агрегата, так и с его дальнейшим обслуживанием. Поэтому сельхозпредприятию необходимо взаимодействовать с торговой компаний, которая предоставит на данный агрегат и гарантию, и сервисное обслуживание и в дальнейшем будет поставлять запасные части к нему. К сожалению, сегодня достаточно недобросовестных компаний, навязывающих аграриям технику, которая не подходит для работы в определенных природных условиях и на почвах, которые имеются в хозяйствах, не говоря уже о том, что она обладает низким качеством.
NEED FOR CREATING AN INTER-FRENCH STRATEGIC ALLIANCE IN AGRIBUSINESS
E.V. Denisova, student
N.V. Skamarokhov, student
Supervisor: A.B. Pelevin, associate professor
Novocherkassk engineering-meliorative institute of A.K. Kortunova (Russia, Novocherkassk)
Abstract. This article discusses the need to create an inter-firm strategic alliance in agribusiness, which is becoming increasingly relevant in Russia due to changes in economic, political and social conditions. The authors disclose the processes of creating an inter-firm strategic alliance in agribusiness.
Keywords: strategic alliance, agribusiness, business entity, alliances.