Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЦИФРОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ'

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЦИФРОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (ОПК) / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / DIGITALIZATION / ARTIFICIAL INTELLIGENCE / REGULATION / SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакулина Анна Александровна

Трансформация оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в условиях цифровой экономики приводит к использованию информационных технологий (IT-технологий) в рамках создания единого цифрового пространства. При этом IT-технологии могут рассматриваться как инструмент обеспечения безопасности и включаться в систему регулирования, так и представлять собой разрушительные технологии. На основе этого возникает необходимость регулирования использования IT-технологий и единой системы цифрового управления в ОПК на государственном и международном уровнях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO REGULATE A UNIFIED SYSTEM OF DIGITAL CONTROL OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX: OPPORTUNITIES AND THREATS

The transformation of the military-industrial complex in the digital economy leads to the use of information technologies (IT-technologies) in the creation of a unified digital space. At the same time, IT-technologies can be considered as a security tool and included in the regulatory system, and represent destructive technologies. Because of this, it becomes necessaryto regulate the use of IT-technologies and a unifiedsystem of digital control in the defense industry at the state and international levels

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЦИФРОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ»

УДК - 355/359, 004, 34.03 БАКУЛИНА Анна Александровна,

доктор экономических наук, доцент, профессор Департамента корпоративных финансов и

корпоративного управления, заместитель проректора по научной работе ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации» e-mail.abakulina@fa.ru

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЦИФРОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ

Аннотация. Трансформация оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в условиях цифровой экономики приводит к использованию информационных технологий (1Т-технологий) в рамках создания единого цифрового пространства. При этом 1Т-технологии могут рассматриваться как инструмент обеспечения безопасности и включаться в систему регулирования, так и представлять собой разрушительные технологии. На основе этого возникает необходимость регулирования использования 1Т-технологий и единой системы цифрового управления в ОПК на государственном и международном уровнях.

Ключевая слова: оборонно-промышленный комплекс (ОПК), цифровизация, искусственный интеллект, регулирование, безопасность.

BAKULINA Anna Aleksandrovna,

Doctor of Economic Sciences, assistant Professor, Professor of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Deputy Vice-Rector for Research of Financial University

under the Government,

THE NEED TO REGULATE A UNIFIED SYSTEM OF DIGITAL CONTROL OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX: OPPORTUNITIES AND

THREATS

Annotation. The transformation of the military-industrial complex in the digital economy leads to the use of information technologies (IT-technologies) in the creation of a unified digital space. At the same time, IT-technologies can be considered as a security tool and included in the regulatory system, and represent destructive technologies. Because of this, it becomes necessaryto regulate the use of IT-technologies and a unifiedsystem of digital control in the defense industry at the state and international levels.

Key words: military-industrial complex, digitalization, artificial intelligence, regulation, security.

аифровые технологии активно используются на предприятиях ОПК, однако о регулировании и ти создания единой системы цифрового управления задумались недавно. Единая цифровая система (единая информационная система, единое информационное пространство), к которому стремятся в условиях цифровиза-ции, представляется различными информационными технологиями (1Т-технологии), а также процессами и человеческими ресурсами, контролирующими и выполняющими эти процессы.

Однако в данной статье, написанной в рамках выполнения государственного задания в Финансовом университете при Правительстве РФ 2018 года, будут рассматриваться именно 1Т-техноло-гии как основной элемент единой системы цифрового управления в ОПК.

Робототехника и искусственный интеллект (ИИ) набирает свои обороты и в оборонной промышленности. Беспилотные летательные аппараты обеспечивают постоянный надзор за целью и быстрые атаки на нее, а маленькие роботы используются для разоружения самодельных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

взрывных устройств. В России количество «беспилотников» составляло 160 штук, сейчас -их почти 1.8 тыс. [6].

1Т-технологии становятся важным направлением развития отрасли. О развитии 1Т-от-расли в ОПК свидетельствуют расходы: в 2014 г. расходы составили 18.9 млрд руб.; 2015 г. - 21 млрд руб. [8]; 2016 г. ~ 22.7 млрд руб. [10]. В 2017 г. опрос участников VI Международного форума «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России» показал, что 1Т-бюджет предприятий ОПК остался на уровне 2016 г. [4], что свидетельствует о финансовом благополучии предприятия и уверенности руководства в перспективах роста. В 2017 г. в армию было поставлено около 6 тыс. единиц нового и отремонтированного вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ): радары, аппаратуры связи, транспортные средства, беспилотные летательные аппараты и другое [7].

Применение искусственного интеллекта в обороне - это гонка, в которую вступили ведущие мировые державы: США, Россия и Китай. В США в 2017 г. Военное ведомство приступило к реализации стратегии, называемой «Третьей компенсационной стратегией», главной целью которой является «необходимость сосредоточить усилия в области инноваций с целью сохранении и восстановления возможностей традиционного сдерживания путем адаптации инноваций к ключевым возможностям США, к которым в последние годы приблизились конкуренты и противники» (Россия и Китай). Бюджетный запрос Министерства обороны США в 2019 г. предполагает возможности для искусственного интеллекта. Вооруженные силы хотят потратить $ 87 млн в 2019 г. на свою экспериментальную программу, которая позволит применить искусственный интеллект в нескольких других технологиях, военных играх, симуляциях и полевых экспериментах. Военно-морскому флоту требуется $ 13.5 млн, чтобы извлечь выгоду из того, что они описывают как «быстрый прогресс в области искусственного интеллекта и сбора данных о местности и окружающей среде». Служба хочет использовать методы ИИ для разработки игр, обучающих сложным боевым действиям и навыкам принятия решений. Между тем в 2019 г. Университету Креативных Технологий планируется выделить $ 6.5 млн для поддержания подготовки и готовности армии к исследованиям в области моделирования, смешанной и виртуальной реальности, искусствен-

ного интеллекта, компьютерной графики, в том числе и в области регулирования [12].

Китай также в 2017 г. опубликовал стратегию, целью которой является становление Китая к 2030 г. «лидером и мировым центром инноваций в ИИ». Среди положений стратегии выделяются и инновации в ИИ в оборонной сфере. Россия отстаёт от США и Китая, но наращивает инвестиции. Военно-промышленный комитет Правительства ставит одной из задач доведение доли робототехники к 2025 г. до 30% [5].

При переходе к цифровому пространству в общем и в оборонной промышленности в частности не нужно действовать резко и быстро, этот процесс предполагает сбор и регулирование экономической информации для решения задач планирования. В России необходимо создать конструкторский центр, чтобы разработать руководящие принципы и все необходимые нормативные документы для стратегического экономического планирования на основе динамической модели межотраслевого баланса. Эта модель, которая учитывает достижения всего мирового опыта в планировании и прогнозировании экономики, экономическом и математическом моделировании и связывает эти области с информатизацией и современной цифровиза-цией, была исследована еще в советское время и понималась как «кибернетика»[3].

В последние пару лет для предприятий ОПК ведется разработка Методических рекомендаций по цифровому производству на предприятиях ОПК, который был разработан на основе обследования ряда предприятий ОПК (Например, АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и др.). Данный документ получил одобрение на Научно-техническом совете Военно-промышленной комиссии (ВПК) России и сейчас находится у них на рассмотрении. На базе этих рекомендаций планируется формировать и уже формируются мероприятия и меры поддержки Государственной программа развития ОПК, например, финансирование программного продукта инженерно-математического анализа «ЛОГОС», субсидирование внедрения суперкомпьютерных технологий для численного моделирования и других 1Т-технологий для сектора оборонной промышленности [9].

В Постановлении Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса"» [1] ставятся задачи интеграции 1Т-си-стем предприятий и организаций ОПК и органов государственного управления для создания еди-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

ного информационного пространства. Сейчас ведется активная работа по развертыванию единой цифровой системы, однако система регулирования развито слабо. Еще предстоит разработать различные стандарты, регламенты и правила, на которые требуется бюджет. Государственная программа Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» ставит основными задачами развитие и реализацию инновационного потенциала, а также обеспечение стабильного функционирования и роста промышленного производства предприятий ОПК. В тоже время это приводит к увеличению различных видов рисков.

Государственный бюджет, а также инвестиции требуются не только для разработки и внедрения IT-технологий, но и для обеспечения защиты этих технологий. Вместе с тем нынешние государственные инвестиции в ИИ бледнеют по сравнению с теми, которые осуществляются частным сектором. Например, в США Google или Apple по расходам на инновации, в том числе и ИИ, превосходят государственные оборонные компании. Для сравнения: затраты на исследования Google в 2015 г. составили около $ 12 млрд, в то время как LockheedMartin, оборонный лидер США, затратили $ 839 млн [12]. Такая тенденция наблюдается и в России с Китаем. Решением такой проблемы является взаимодействие с крупными IT-компаниями. Американские оборонные лидеры уже давно работают с такими компаниями, российским компаниям только предстоит найти форматы и виды взаимодействия. Страны с ограниченными военными бюджетами должны создать экономическую систему, в которой они могут выгодно использовать инновации и возможности ИИ частного сектора. Неспособность инвестировать в ИИ подвергает современные силы обороны серьезным рискам и приведет к потере оборонных возможностей с течением времени.

Следует отметить, что IT-технологии, включая и робототехнику и ИИ, - это технологии двойного значения: они применяются не только как инструмент повышения конкурентоспособности продукции, развития отрасли, защиты, упрощения процесса, но и как разрушительные технологии. Тем не менее, ИИ может быть также включен в систему регулирования и использоваться для защиты и обеспечения безопасности.

Области оборонной промышленности, которые созревают для трансформации с использованием ИИ, следующие:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

• киберзащита. Сегодняшние хакеры умны, решительны и безжалостны. По этой причине сильная платформа кибербезопасности должна быть бдительной, быстрой и гиперточной. Кибер-возможности ИИ являются обязательным условием;

• оборонная логистика. Управление цепочкой поставок оборонной промышленности в одиночку является сложной задачей, но ИИ может облегчить это бремя. В режиме реального времени приборные панели могут выявить расположение танков и боеприпасов, обеспечивая повышенную ситуационную осведомленность. Кроме того, используя ИИ для работы с повседневной логистикой, сотрудники могут пройти переподготовку для выполнения более сложных и дорогостоящих задач, что значительно повышает актуальность данных цепочки поставок;

• глобальное сотрудничество. Современные многосторонние миссии иногда могут охватывать 20 или более стран. Очевидно, что беспрепятственный и безопасный обмен информацией между этими организациями представляет серьезные проблемы. Но ИИ может помочь путем мониторинга сетевого трафика определить приоритеты и классификации безопасности. Технология ИИ может также синтезировать огромные куски данных и позволить командирам эффективно ее визуализировать.

Таким образом, ИИ будет влиять на национальную безопасность путем изменения трех областей: информационная, экономическая и военная.

Для успешного использования IT-техноло-гии в общем и ИИ, в частности в обороне, требуется три важных компонента:

1) датчики, собирающие данные;

2) «мозг» (сам ИИ), анализирующий эти данные;

3) физические объекты или персонал, которые действуют на основе этого анализа.

Эти три компонента тесно связаны с тем, что военные называют циклом НОРДА («петля Бойда», «OODA loop») — цикл наблюдения, ориентации, принятия решений и действий. Первоначально основанная на физических данных и деятельности, петля становится важным фактором в кибер- и виртуальных мирах.1Т-техноло-гии помогают «затянуть петлю» и повысить эффективность.

На этапе наблюдения IT-технологии играют важную роль в сборе данных и выявлении новых источников данных. Люди в любом конфликте постоянно предоставляют информацию, эффективно действуя в качестве датчиков.

В будущем технологии могут использоваться для шпионажа или сбора важных данных от противников или для обмана вражеских машин ИИ для совершения ошибок.

Ситуационная осведомленность всегда была неотъемлемой частью цикла НОРД, позволяя командирам быстро и легко визуализировать то, что происходит на местах. 1Т-техноло-гии обеспечивают гибкость для отслеживания большего количества данных по мере развития ситуации и создания панелей, связанных с контекстом, где и когда это необходимо.

В Финляндии компания-разработчик программного обеспечения недавно назначила робота членом Совета директоров с правом участия в принятии ключевых решений. Военные могут не сильно отстать, поскольку лица, принимающие решения, рассматривают, могут ли роботы инициировать или вести операции на этапе принятия решения НОРД.

Во время фазы действия цикла 1Т-техноло-гии могут трансформировать стандартные операционные процедуры. Поскольку ИИ может быть использован для обмана, это может стать основным фактором, позволяющим избежать конфликта. Например, военная деталь решает мобилизовать войска недалеко от границы соседней страны. Даже небольшое развертывание с использованием ИИ может дать противнику паузу, особенно если мобилизовать быстро и эффективно.

Однако есть и последствия от использования 1Т-технологий в сфере оборонной промышленности. Так, ИИ, как и любая 1Т-технология, строится на основе входящих данных, от которых и будет зависеть успех. Например, испорченные данные, возможно, от противников, могут иметь фатальные последствия. Также можно выделить и то, что не только данные, но и сама 1Т-технология может быть перехвачена и использоваться негосударственными субъектами и не предприятиями ОПК, а преступными картелями.

Кроме того, большинство предприятий и организаций связано с виртуальным миром, вследствие чего они уязвимы. Например, вирус Stuxnet, появившийся в 2010 г., наносит вред физическому миру - реально работающему промышленному объекту [13]. С тех пор этот вирус затронул тысячи компьютеров во многих странах, даже полностью разрушив некоторые машины и уничтожив большую часть ядерных центрифуг Ирана. Эти типы технологий и событий четко сигнализируют о новых типах угроз и уязвимостей, для которых оборонно-промыш-

ленный комплекс нуждается в решении больше всего.

Возвращаясь к вопросу о регулировании, выделяются различные группы мнений. С одной стороны, необходимо уже регулировать совре-менные1Т-технологии, чтобы устранить возможность вызвать массовые экономические «сдвиги», нарушения и даже уничтожить человеческую цивилизацию. С другой - пока еще нет точного понятия некоторым технологиям, например ИИ. Сегодня ещё пока не существует ИИ - машины, генерирующей алгоритмы поведения для себя самостоятельно, а не программируемой человеком. Сейчас то, что называют ИИ, представляет собой «автоматизацию+». Регулирование в таких условиях остановит развитие и уступит инициативу другим странам. И наоборот, регулирование приведет к тому, что законодатель будет вынужден дать официальное определение тем или иным технологиям. Таким образом, понимание обеспечит более быстрое развитие 1Т-технологий в отрасли и предотвратит некоторые отрицательные последствия от их использования.

Помимо этого возникает необходимость укрепления, ужесточения норм международного гуманитарного права. Поэтому настало время для правительств разных стран, в первую очередь, мировых держав, и гражданского общества провести тщательное изучение политических, правовых, технических и этических последствий использования таких технологий на предприятиях ОПК. Некоторые ведущие ученые и технологи (Илон Маск, Мустафа Сулей-ман) выступают за обязательный международный договор, запрещающий разработку и использование оружия на основе ИИ.

Так или иначе, разработка международных правовых норм - задача сложная. Но начинать с чего-то необходимо, и необходимо разработать внутригосударственные законы, регламенты, правила и стандарты, касающиеся 1Т-технологий и единой цифровой системы для обеспечения безопасности и защиты не только предприятий, но и всей страны.

В целом можно видеть, что цифровая трансформация ОПК создает среду, в которой необходима адаптация. Новые технологии создают как новые возможности, так и новые угрозы. Фактически для этих угроз также необходимы новые ответы в виде регулирования данной сферы.

Список литературы:

[1] Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие обо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

ронно-промышленного комплекса»: постановление Правительства РФ от 16 мая 2016 г. № 425-8 // СЗ РФ. 2016. № 22, ст. 3207.

[2] Мамедьяров З. Новое электричество / / Эксперт. 2017. № 46 (1052). С. 38 - 46.

[3] Ведута Н.И. Экономическая кибернетика / Н.И. Ведута. Минск: Наука и техника, 1971. - 322 с.

[4] В Ижевске состоялся VI форум «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России» [Электронный ресурс] // Журнал Connect. URL: http://www. connect-wit.

ru/v-izhevske-sostoyalsya-vi-forum-informatsionnye-tehnologii-na-sluzhbe-oboronno-promyshlennogo-kompleksa-rossii.html (дата обращения: 22.03.2018).

[5] Военный искусственный интеллект [Электронный ресурс] // Арсенал Отечества: информационно-аналитический журнал. URL: http://arsenal-otechestva.ru/article/990-voennyj-iskusstvennyj-intellekt (дата обращения: 19.03.2018).

[6] Военный искусственный интеллект: что планируют США, а что мы [Электронный ресурс] // Русская семерка. URL: http://russian7.ru/ post/voennyy-iskusstvennyy-intellekt-chto/ (дата обращения: 14.04.2018).

[7] Итоги 2017 года для российского оборонно-промышленного комплекса [Электронный ресурс] / / Военное обозрение. URL: https:// topwar.ru/132942-itogi-2017-goda-dlya-rossiyskogo-oboronno-promyshlennogo-kompleksa.html (дата обращения: 28.09.2018).

[8] ИТ-расходы российской «оборонки» выросли на 10% [Электронный ресурс] // CNews - издание о высоких технологиях. URL: http:// www.cnews.ru/news/top/2016-04-13_itrashody_ rossijskoj_oboronki_vyrosli_na_10 (дата обращения: 22.03.2018).

[9] Олег Рязанцев: «Цифровизация - это выход на новый уровень производства» [Электронный ресурс] // Оружие России - информационное агентство. URL: http://www.arms-expo. ru/news/predpriyatiya/oleg_ryazantsev_ tsifrovizatsiya_eto_vykhod_na_novyy_uroven_ proizvodstva/ (дата обращения: 27.09.2018).

[10] Российский рынок ИТ для ОПК [Электронный ресурс] // TADVISER. Государство. Бизнес. ИТ. URL: https://clck.ru/DNVKV (дата обращения 22.03.2018).

[11] Artificial intelligence and the future of defense. The Hague Centre for Strategic Studies. Available at: https://hcss.nl/sites/default/files/ files/reports/Artificial%20Intelligence%20

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

and%20the% 20Future% 20of% 20Defense.pdf (Accessed: 01.04.2018).

[12] Here's where the Pentagon wants to invest in artificial intelligence in 2019. Availabla at: https://www.c4isrnet.com/intel-geoint/2018/02/16/heres-where-the-pentagon-wants-to-invest-in-artificial-intelligence-in-2019/ (Accessed: 13.04.2018).

[13] What Is the Stuxnet Worm Computer Virus? Available at: https://www.lifewire.com/ stuxnet-worm-computer-virus-153570 (Accessed: 30.09.2018).

Spisok literatury:

[1] Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie oboronno-promyshlennogo kompleksa»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16 maya 2016 g. № 425-8 // SZ RF. 2016. № 22, st. 3207.

[2] Mamed'yarov Z. Novoe elektrichestvo // Ekspert. 2017. № 46 (1052). S. 38 - 46.

[3] Veduta N.I. Ekonomicheskaya kibernetika / N.I. Veduta. Minsk: Nauka i tekhnika, 1971. -322 s.

[4] V Izhevske sostoyalsya VI forum «Informacionnye tekhnologii na sluzhbe oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii» [Elektronnyj resurs] // Zhurnal Connect. URL: http://www. connect-wit.

ru/v-izhevske-sostoyalsya-vi-forum-informatsionnye-tehnologii-na-sluzhbe-oboronno-promyshlennogo-kompleksa-rossii.html (data obrashcheniya: 22.03.2018).

[5] Voennyj iskusstvennyj intellekt [Elektronnyj resurs] // Arsenal Otechestva: in-formacionno-analiticheskij zhurnal. URL: http://arsenal-otechestva.ru/article/990-voennyj -iskusstvennyj-intellekt (data obrashcheniya: 19.03.2018).

[6] Voennyj iskusstvennyj intellekt: chto planiruyut SShA, a chto my [Elektronnyj resurs] // Russkaya semerka. URL: http://russian7.ru/ post/voennyy-iskusstvennyy-intellekt-chto/ (data obrashcheniya: 14.04.2018).

[7] Itogi 2017 goda dlya rossijskogo oboronno-promyshlennogo kompleksa [Elektronnyj resurs] // Voennoe obozrenie. URL: https://topwar. ru/132942-itogi-2017-goda-dlya-rossiyskogo-oboronno-promyshlennogo-kompleksa.html (data obrashcheniya: 28.09.2018).

[8] IT-raskhody rossijskoj «oboronki» vyrosli na 10% [Elektronnyj resurs] // CNews - izdanie o vysokih tekhnologiyah. URL: http://www.cnews. ru/news/top/2016-04-13_itrashody_rossijskoj_

oboronki_vyrosli_na_10 (data obrashcheniya: 22.03.2018).

[9] Oleg Ryazancev: «Cifrovizaciya - eto vyhod na novyj uroven' proizvodstva» [Elektronnyj resurs] // Oruzhie Rossii - informacionnoe agentstvo. URL: http://www.arms-ex-po.ru/ news/predpriyatiya/o leg_ryazants ev_ tsifrovizatsiya_eto_vykhod_na_novyy_uroven_ proizvodstva/ (data obrashcheniya: 27.09.2018).

[10] Rossijskij rynok IT dlya OPK [Elektronnyj resurs] // TADVISER. Gosudarstvo. Biznes. IT. URL: https://clck.ru/DNVKV (data obrashcheniya 22.03.2018).

[11] Artificial intelligence and the future of defense. The Hague Centre for Strategic Studies.

Available at: https://hcss.nl/sites/default/files/ files/reports/Artificial%20Intelligence%20 and%20the% 20Future%20of% 20Defense.pdf (Accessed: 01.04.2018).

[12] Here's where the Pentagon wants to invest in artificial intelligence in 2019. Availabla at: https://www.c4isrnet.com/intel-geoint/2018/02/16/heres-where-the-pentagon-wants-to-invest-in-artificial-intelligence-in-2019/ (Accessed: 13.04.2018).

[13] What Is the Stuxnet Worm Computer Virus? Available at: https://www.lifewire.com/ stuxnet-worm-computer-virus-153570 (Accessed: 30.09.2018).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.