6. Сомонаи интернетии www. 5ka. ru.
7. Суханронии Президенти Лумхурии Толикистон Эмомал! Рах,мон дар маросими ифтитох,и корхонаи ресандагии «Спитамен-текстайл» 29-уми ноябри соли 2009.
Шамсиев Фуркат Каримович,-
преподаватель кафедры менеджмента ТГУПБП.
Значение и развитие корпоративного управления в современных условиях
В статье рассматриваются особенности корпоративного управления компаниями, которые выходят на фондовый рынок, привлекая значительные инвестиционные ресурсы для дальнейшего долгосрочного развития и повышения капитализации. Наличие в компании системы корпоративного управления является для инвесторов своеобразным сигналом об эффективности её деятельности, характере и стиле управления, вследствие чего ими принимается решение о возможности вложения в нее инвестиций.
Для того, чтобы целенаправленно выстраивать в компании систему корпоративного управления, необходимо проводить мониторинг и бенчмаркинг лучших мировых примеров корпоративного управления. Современным руководителям необходимо профессионально разбираться не только в терминологии корпоративного управления, но и иметь обширные знания в смежных областях: экономике, финансах, менеджменте, налогообложении, бухгалтерском учете, психологии, юриспруденции, аудите.
Shamsiev F.K.
The meaning and the development of corporative management in modern
conditions
The given article considers the peculiarities of corporative management of companies, which go all over the fund market, attracting the considerable investment resources for further long-term development and the growth of capital. The presence of system corporative management in the company is an original signal for the investors about the effectiveness of its activity, character and the style of management, in the consequence of what they make decisions about the possibilities of investment to it.
In order to arrange the system of corporative management in the company, it is necessary to conduct monitoring and benchmarking of the best world examples of corporative management. It is necessary for the modern leaders to know not only the terminology of corporative management, but also to have a large scope in contiguous spheres: economy, finance, management, tax, book-keeping, psychology, jurisprudence and audit.
Шакиров Равшан Сиддикович,-
соискатель кафедры мировой экономики ТГУПБП
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО РЫНКА ТАДЖИКИСТАНА
Составной частью экономических преобразований, начавшихся в Таджикистане после распада командно-административной экономической системы, явилась аграрная реформа, основной целью которой выступало превращение сельских товаропроизводителей в реального собственника через наделение их землей и предоставление имущественного пая. При этом, для использования этих ресурсов, им было предоставлено право самостоятельно выбирать приемлемые формы хозяйствования с учётом сложившейся экономической ситуации.
Придание различных форм условиям обособленного экономического хозяйствования было направлено на формирование механизма, дающего возможность повернуть производство лицом к потребителю и тем самым способствовать возникновению рыночных отношений в аграрной сфере экономики Таджикистана.
Аграрная реформа в республике было осуществлена на основе решения трёх взаимосвязанных задач:
- проведение структурной перестройки, реорганизации колхозов и совхозов и формирование на их базе многоукладной экономики;
- создание рыночной инфраструктуры, либерализации рынков и приватизации III сферы АПК;
- разработка новой аграрной политики государства.
Начатая в 1996 г. реорганизация колхозов и совхозов была завершена в 2005 г. Хотя переименованные колхозы и совхозы не могли сразу стать принципиально иными производственными единицами, однако они постепенно сыграли важную роль в формировании рыночно -ориентированных структур. Но проведенная реорганизация привела к возникновению специфической проблемы, связанной с передачей земли в пожизненное наследуемое владение своеобразным «семьям» из 100-500 человек. Такая форма наделения землёй препятствовала желанию многих дехкан основать собственные хозяйства путем свободного выхода из системы «семьи».
Для ликвидации этого противоречия следующий этап реорганизации, начатый указом Президента в июле 2006 года, предлагал закрепление юридических прав пользователей земельными долями. После данного Указа количество дехканских (фермерских) хозяйств резко увеличилось. Так, в Согдийской области их количество на 1 января 2010 достигло более 9 тыс. единиц, что больше по сравнению с уровнем 2005г. на 4 тыс. хозяйств.
В республике для формирования деятельности различных форм хозяйствования был принят ряд законов и правительственных программ, что позволяет сделать вывод о том, что идёт постепенная разработка основных параметров новой аграрной политики. Но при этом нельзя утверждать, что решение всех проблем АПК, возникших после обретения Таджикистаном суверенитета, нашли отражение в новой аграрной политике. Существуют различные недоработки в формировании устойчивого экономического механизма функционирования АПК, что не позволяет говорить о создании
необходимой экономически-правовой базы для эффективной мотивации работы товаропроизводителей в новых условиях хозяйствования.
Анализ нормативно-правовых инструментов стимулирования фермерства в республике показывает, что оно пока не в достаточной мере защищено правовыми актами и происходит сдерживание его развития. Фактически отсутствует механизм, способный регулировать эту деятельность.
В принципе, у дехканских (фермерских) хозяйств должно быть больше индивидуальных стимулов для роста производства и получения дохода. Однако низкий уровень стимулирования пока слабо влияет на темпы развития аграрного сектора и не способствует активации их рыночной деятельности.
На развитие рыночной деятельности сельских товаропроизводителей также отрицательно влияют неразвитые информационные системы. Информационно-технологическое содействие в области агробизнеса может способствовать развитию прогрессивных технологий и повышению опыта в рыночных условиях.
К сожалению, сельские товаропроизводители слабо подготовлены для того, чтобы иметь дело с прогрессивными информационными технологиями, чтобы своевременно определять конъюнктуру рынка и выбирать тактику конкурентной борьбы.
В последние годы учёными и политиками республики уделяется большое внимание проблемам формирования и развития рыночных отношений в АПК. При этом изучение их точки зрения непосредственно о понятии «аграрный рынок» показывает, что до сих пор нет единого мнения о его сущности, что не позволяет в полной мере использовать возможности аграрного рынка в формировании гибкой экономической системы эффективного хозяйствования.
В научной литературе даются различные трактовки понятия «аграрный рынок». Одними авторами аграрный рынок рассматривается как подсистема агропромышленного комплекса, и его сущность характеризуется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, сбыта и покупки сельскохозяйственной продукции между производителями и потребителями. На наш взгляд, такое рассмотрение сущности аграрного рынка является неполным, в связи с тем, что в условиях переходной экономики возрастает роль государства и права в решении организационно-правовых основ обеспечения его оптимального функционирования.
Другая точка зрения характеризует понятие «аграрного рынка» как отношение собственности на землю. Это точка зрения исключает рассмотрение сущности аграрного рынка как экономической категории, с позиции организационно-производственных отношений. Собственность на землю не является основанием для реформирования аграрного рынка. Для аграрного рынка предпосылками выступает разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, свобода предпринимательства,
специализация и кооперация производства. Собственность на землю определяется правом на владение или использование произведенной продукции, и зачастую сельскохозяйственный товаропроизводитель может и не быть собственником земли.
Можно также встретить и такие сведения об аграрном рынке, как отношения обмена, происходящего на основе функциональных связей системы специализированных рынков и обслуживающих их институтов рыночной инфраструктуры.
Для Таджикистана, где переход к рыночным отношениям пока не создал объективных предпосылок для устойчивого развития АПК, наиболее точным, на наш взгляд, является понятие «аграрного рынка», который представляет собой технологическую замкнутую систему, где институтами государства и права создаются открытые условия для стимулирования активности процесса производства, распределения, обмена готовой к потреблению конечной продукции сельского хозяйства.
Такое определение исходит из своеобразия агропромышленного производства, что придаёт аграрному рынку специфические черты.
Во - первых, сезонность сельскохозяйственного производства не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществлять должный контроль за качеством и количеством продукции.
Во - вторых, существование гарантированного спроса населения на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, что позволяет последним чередовать посевы сельскохозяйственных культур, чтобы с учётом разнообразия производимой продукции повысить свою конкурентоспособность.
В - третьих, скоропортящийся характер многих видов продукции (плоды, виноград, овощи) приводит к тому, что значительный объём продукции в пик массового созревания урожая реализуется в основном по сниженным ценам, что приводит к снижению доходности.
В - четвёртых, основным потребителем продукции отрасли является население городов, поставка которому в большинстве случаев осуществляется через многочисленных поставщиков, которые и присваивают значительную часть дохода от реализации конечной продукции.
Кроме того, имеются и другие особенности, связанные с обязанностями государства как гаранта продовольственной безопасности страны, а также природно-климатические условия, ограничивающие предложение продукции в необходимом ассортименте, капиталоёмкость отрасли. Всё это в совокупности затрудняет свободное ценообразование на продукцию сельского хозяйства. Эти особенности, в свою очередь, требуют наличия действенного механизма, регулирующего оптимальное функционирование аграрного рынка.
Исследование развития аграрного рынка в республике показывает, что оно происходит в соответствии с общими законами рыночной экономики. Его формирование привело к ликвидации государственного механизма закупки
сельскохозяйственной продукции по «твёрдым ценам» и регулирование продажи продукции непосредственно самими производителями. Однако аграрный рынок Таджикистана с точки зрения экономически эффективного хозяйствования пока полностью не приобрёл черты воспроизводственной системы, т.е. способности к саморазвитию. Такая характеристика основывается на сложившемся положении для достижения нескольких составляющих (специализированных рынков, рыночной инфраструктуры и рыночного механизма), которые и должны в совокупности обеспечивать полноценное функционирование аграрного рынка. (рис. 1).
Рекламные и
информ ационны е
агентства находятся в стадии становления и не имеют достаточного опыта работы
Рис 1. Основные черты аграрного рынка Таджикистана
Для выхода аграрного сектора экономики Таджикистана из кризисного состояния необходимо использование действенных инструментов организационно-хозяйственной и экономической политики на государственном и региональном уровнях. Основным составляющим такой политики должна служить чёткая система инвестиционной и инновационной деятельности в отрасли, так как она является важным фактором решения наиболее острых и существенных проблем развития аграрного рынка как
Не созданы
республиканские и
региональные прод овольственные фонды
страны в целом, так и отдельных её регионов. В условиях дефицита финансовых ресурсов, а также практического отсутствия высокоэффективной техники и технологии, большинство сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий ощущают острый недостаток собственных средств для полноценного развития производственной деятельности. Очевидно, что низкий уровень их материально - технического обеспечения является основным фактором, который делает невозможным ведение расширенного производства за счёт использования лишь собственных ресурсов. Кроме того, ориентация на внутренние резервы может привести к затягиванию формирования динамично функционирующего аграрного рынка, сокращению экспортного потенциала и спаду общего технологического уровня агропромышленного комплекса.
Для обеспечения эффективного функционирования аграрного рынка необходимо совершенствование механизма его государственного регулирования. Оно должно включать: формирование и воспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений в аграрной сфере; формирование устойчивого спроса на сельскохозяйственные товары; создание инфраструктуры для функционирования аграрного рынка; формирование и поддержание системы ценообразования; обеспечение вхождения субъектов АПК в качестве равноправных продавцов и покупателей в систему внешнеторговых отношений и др. При этом важнейшей функцией государства в регулировании аграрного рынка должно выступать формирование и воспроизводство эффективных субъектов отношений: реальных собственников, предпринимателей, менеджеров, работников, продавцов, покупателей и т.п.
Основным содержанием государственного регулирования аграрного рынка является финансовая и материальная поддержка сельскохозяйственных предприятий и дехканских (фермерских) хозяйств. Выполнение этой функции будет способствовать эффективному функционированию аграрного рынка.
Направления государственного экономического регулирования реализуются посредством специфических инструментов государственного воздействия. Задачи государства в области регулирования аграрного производства должны быть направлены, во-первых, на обеспечение достаточного уровня доходности сельскохозяйственных
товаропроизводителей, и, во-вторых, на развитие рыночной инфраструктуры. Для этого инструменты государственного регулирования аграрного рынка должны быть направлены на достижение высокого уровня эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечение гибкой системы товародвижения внутри аграрного рынка.
Формирование спроса на сельскохозяйственные товары зависит от действия системы ценового регулирования производства. Для защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей государство должно совершенствовать систему закупки продукции отрасли по гарантируемым ценам. Это позволяет, с одной стороны, увеличить доходы
сельскохозяйственных товаропроизводителей, а с другой, повышать их конкурентоспособность на внутреннем аграрном рынке.
Для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей государство должно сформировать систему цен на сельскохозяйственные товары. Это система, на наш взгляд, должна быть устойчивой, и государство в любое время может её регулировать.
Таким образом, учитывая необходимость создания динамично функционирующего аграрного рынка, государство должно осуществлять его регулирование по следующим направлениям:
- формирование устойчивой системы ценообразования на основе ценового вмешательства для поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- содействие формированию рыночной инфраструктуры;
- принятие гибкой системы налогообложения, стимулирующей сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство разнообразной продукции для насыщения внутреннего рынка;
- государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий и дехканских (фермерских) хозяйств на основе выделения дотаций, субсидий и компенсаций;
- финансирование, разработка и осуществление рыночных программ для содействия аграрному рынку.
Ключевые слова: аграрная реформа, реальный собственник, формы хозяйствования, три взаимосвязанные задачи, пользователи земельными долями, экономически-правовая база, система цен.
Key words: agrarian reform, real owner, forms of farming, three interconnected problems, land share users, economic-legal base, price system.
Список использованной литературы:
1. Эргашев Р. Х. Система регулирования рынка сельского хозяйства Таджикистана. - Душанбе:«Ирфон», 1997. - С. 226
2. Серова Е.В. Аграрная экономика.-М.: ГУВШЭ, 1999. - С. 480.
3. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики. - Ростов-на-Дону: «Финикс», 2002. - С.186.
4. Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе, 2009. -С.461.
Шокиров Р.С.
Необходимость регулирования аграрного рынка Таджикистана
В статье рассматривается необходимость регулирования аграрного рынка Республики Таджикистан в условиях рыночной экономики, основной целью которой является превращение сельских товаропроизводителей в реального собственника через наделение их землей и предоставление имущественного пая. Анализ нормативно-правовых инструментов стимулирования фермерства в республике показывает, что оно пока не в достаточной мере защищено правовыми актами и происходит сдерживание его развития. Фактически отсутствует механизм, способный регулировать эту деятельность. Автор статьи считает, что инструменты государственного регулирования аграрного рынка должны быть
направлены на достижение высокого уровня эффективности сельскохозяйственного производства и обеспечение гибкой системы товародвижения внутри аграрного рынка.
Shokirov R.S.
The necessity of agrarian market regulation in Tajikistan
Regulation need of agrarian market in Tajikistan in condition of market economy is considered in the article the main purpose of which is conversion of the rural commodity producers into real owners through land allotment and granting property share.
The analysis of normative-legal instrument of farmer's stimulation in republic shows that it is not sufficiently protected by legal acts and brings into misdevelopment. Practically, there is no any mechanism, capable to adjust this activity. The author of the article considers that instruments of the government market agrarian regulation must be directed to high level efficiency achievement of agricultural production and ensuring the flexible system movement of goods inwardly agrarian market.
Бобоева Саёра Бобораджабовна,-
ст.преп. кафедры истории таджикского народа и общественных наук ТГУПБП
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Человеческое поведение рассматривается с различных позиций -физиологической, психологической, этической, моральной и т.д. В свою очередь на поведение человека влияет множество факторов - социальный, культурный, идеологический, религиозный, экономический и ряд других. Следует подчеркнуть взаимозависимость факторов влияния, т.к. один фактор сам по себе не может определять поведения в целом. Влияние различных факторов, как в отдельности, так и во взаимосвязи, проявляется по-разному, и это в основном зависит от конкретной ситуации. В различных ситуациях определенный фактор влияния становится доминирующим, подчиняя себе остальные факторы, тем самым определяя линию поведения. Одним из важнейших факторов влияния, несомненно, является экономический, т.к. человек прежде всего заботится об удовлетворении своих первичных потребностей. Пример тому - история развития цивилизации. Человечество в корне меняло свое поведение в период различных катаклизмов, в том числе экономических спадов и подъёмов. Достаточно сделать небольшой экскурс в период перестройки и распада СССР, а затем обратить взгляд на сегодняшний день - на наше общество с рыночной экономикой. Наше поведение весьма отлично от прежнего, это касается почти всех аспектов поведения, и зачастую доминирующим фактором в этой ситуации является экономический. Анализируя данную тенденцию, можно определить влияние самых различных проблем социального, политического, экономического характера на поведение людей, в частности, рассмотреть социально-психологический аспект общественного поведения. Влияние вышеназванных