ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Устойчивое развитие регионов
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РЕГИОНАХ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Асылбек Нургазиевич АЮПОВ
доктор экономических наук, заведующий кафедрой национальной экономики и регионального развития, Кыргызско-Российский Славянский университет им. первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Бишкек, Кыргызская Республика [email protected]
История статьи:
Принята 15.04.2016 Принята в доработанном виде 19.05.2016
Одобрена 16.06.2016
УДК 332.13.(575.2):621.13
JEL: Q40, Q43, Q47, Q48
Ключевые слова: инвестиции, энергетический баланс, целевая комплексная программа, SWOT-анализ, регион, мультипликация
Аннотация
Предмет. Существует высокий риск угрозы энергетической безопасности Кыргызской Республики и и ее регионов в связи с тем, что энергообеспеченность зависит лишь от одного вида энергоносителя - ГЭС. Циклическая маловодность р. Нарын периодически приводит к сокращению производства электроэнергии Токтогульским каскадом ГЭС. Кроме того, многократно возрастающие нагрузки в осенне-зимний период приводят к аварийным отключениям из-за повышенного износа оборудования и самих электрических сетей. Эти угрозы вынуждают вести поиск использования других источников электро- и теплоэнергии, обладающих высоким потенциалом.
Цели. Определение возможных путей выхода из кризисной ситуации в энергетическом секторе и подходов преобразования депрессивного типа региона в пионерный. Методология. Методологическая основа исследования базируется на общенаучном диалектическом методе познания объективной действительности. Обоснованность выводов и рекомендаций, содержащихся в статье, достигнута за счет комплексного применения методов экономического анализа, синтеза и обобщения.
Результаты. Выявлены слабые и сильные стороны использования других источников электро- и теплоэнергии: слабые стороны - организационная реструктуризация угольных месторождений, влияние эксплуатации тепловых электрических станций ТЭС на состояние окружающей среды, рост тарифов на потребляемую электроэнергию; сильные стороны -обеспечение энергетической безопасности, повышение надежности электроснабжения, уровня обеспеченности внутреннего рынка энергоносителями, оптимизация обеспечения водой соседних государств, оживление экономики слаборазвитых регионов, привлечение иностранных инвестиций.
Выводы. Необходимо в кратчайшее время разработать целевую комплексную программу развития тепловых электрических станций в Кыргызской Республике до 2025 г. на базе использования абсолютных преимуществ Нарынской области. Впоследствии, используя принципы мультипликационного эффекта, распространять целевую комплексную программу на другие регионы республики.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
В Кыргызской Республике выработка электрической энергии производится на гидро- и тепловых электростанциях. Основная часть вырабатываемой электроэнергии (93%) приходится на ГЭС и только 7% - на ТЭС, расположенные в городах Бишкек и Ош. Такое устойчивое на протяжении десятилетий соотношение выработки электроэнергии между ГЭС и ТЭС привело к тому, что ситуация в энергетике республики в последнее время стала очень напряженной. Для достижения энергетического баланса Кыргызская Республика вынуждена импортировать электроэнергию из соседних стран по рыночным ценам. Существенную роль в усугублении проблемы сыграли природные катаклизмы, в частности периодическое маловодье р. Нарын, вследствие которого гидрохранилище Токтогульской ГЭС наполняется значительно медленнее. В настоящее время объем воды в Токтогульском гидрохранилище составляет
около 9 млрд м3 при проектной мощности 19,5 млрд м3. В случае уменьшения запасов воды до 5,4 млрд м3, то есть до горизонта мертвого объема (ГМО), станцию нужно останавливать. Даже при уровне, близком к этой отметке, из-за недостаточного количества воды турбины могут выйти из строя и прекратится подача электроэнергии [1-3]. В результате произойдет остановка всех предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности, строительства, прекратится подача электроэнергии в жилой сектор, учреждения здравоохранения и образования, государственные структуры управления, объекты предпринимательской деятельности и т.д.
Большой объем воды был потерян в осенне-зимний период 2006-2007 гг., когда в конце декабря 2006 г. было подписано соглашение о поставке Узбекистану 1,8 млрд кВт-ч электроэнергии по цене 1,1 цента за 1 кВт-ч. Для
выполнения этого соглашения зимой из Токтогульского водохранилища было спущено до 4 млрд м3 воды. В результате летом 2007 г. в водохранилище запасов воды осталось на пределе «мертвого» уровня, то есть 5,5 млрд м3 воды [4].
Если предположить, что режим притока воды будет составлять 250 м3/с, а расхода воды -150 м3/с, то за год можно дополнительно накопить всего чуть более 3 млрд м3 воды, то есть фактически невозможно набрать минимально допустимый объем, составляющий 15 млрд м3 воды. В этом режиме необходимо работать три года1.
Для достижения баланса между выработкой и потреблением электроэнергии есть два пути:
• первый путь - это заимствование у соседей, что сейчас и делается в республике. Мы покупаем электроэнергию у Казахстана, ведем соответствующие переговоры с Таджикистаном и вынуждены соглашаться с высокими ценами. Однако нельзя исключать вариант, что в этих странах тоже может возникнуть дефицит электроэнергии [5];
• второй путь - это наращивание собственных мощностей по производству электроэнергии за счет строительства ТЭС (ГРЭС) на базе использования местных угольных месторождений.
Структура выработки электроэнергии в некоторых странах мира выглядит следующим образом:
• в странах Европейского союза на ГЭС приходится 10,2%, а на ТЭС - 57,8%, в том числе работающих на угле - 28,6%;
• в Китае ГЭС вырабатывают 15% электроэнергии, ТЭС (угольные электростанции) - 80%;
• в США - соответственно 6 и 69%, в том числе угольные электростанции - 48%;
• в России - 16 и 67%, в том числе угольные электростанции - 19%;
• в Казахстане - 8,9 и 90,7%, в том числе угольные электростанции - 85,5%.
Строительство ГРЭС в Нарынской области было намечено еще в 1980 г, что отражено в Схеме развития и размещения производительных сил Киргизской ССР на 1971-1980 годы. В этом документе отмечалось, что «на базе буроугольного
1 Карыбеков Э.К. Электроэнергетика Кыргызстана: Сколько
еще лет народ должен верить словам: «Халва, Халва?». URL: http://www.kginform.com/ru/news/20120128/06551.html
бассейна предусматривается строительство ГРЭС мощностью 1 200 тыс. кВт с выработкой 6 млрд кВт-ч электроэнергии в год»2.
К этому проекту в настоящее время необходимо вернуться и реализовывать его на базе целевой комплексной программы развития ТЭС в Кыргызской Республике до 2025 года, увязав ее с Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов3 в части «Экономическое развитие регионов», где отмечено, что «в регионах есть или будут развиваться определенные приоритетные направления, которые станут «локомотивом» и соберут вокруг себя предприятия других отраслей экономики региона, с тем, чтобы выйти на реальные результаты через несколько лет».
В качестве основного субъекта целевой комплексной программы предлагаем выбрать Нарынскую область, которая в настоящее время по всем социально-экономическим параметрам относительно других областей Кыргызской Республики является одной из самых слаборазвитых и малонаселенных областей (6 чел. на 1 км2), занимая при этом наибольшую площадь территории республики (22,7%) из семи ее областей. Низкая плотность населения обусловлена тем, что основная часть территории расположена на высоте 1 500 м над уровнем моря. Там имеются обширные пастбища, поэтому в сельском хозяйстве преобладает животноводство (овцеводство, коневодство, яководство). Удельный вес промышленного производства составляет около 1%. В основном оно представлено предприятиями, выпускающими продукты питания, национальные швейные и кожаные изделия, а также добывающими уголь. Но отсталость региона, относящегося к типу стагнирующего с нулевыми темпами развития, объясняется не столько месторасположением и слаборазвитой транспортной инфраструктурой, сколько крайне низким уровнем электрообеспечения4. Реализации мероприятий, намеченных в целевой комплексной программе, позволила бы вывести эту область из стагнирующего состояния, сделать ее регионом нового освоения. Комплекс этой программы должен состоять из трех тесно взаимоувязанных направлений (проектов).
2 Проблема развития и размещения производительных сил Киргизской ССР. Экономическое районирование Киргизской ССР. Фрунзе: Илим, 1976. 456 с.
3 Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. Бишкек: Алтын Тамга, 2013. URL: https://clck.ru/AGBMc
4 Аюпов А.Н., Абдурашитов А., Бровко Н.А. Региональная
экономика. Бишкек: КРСУ, 2015. 372 с.
1. Строительство Кара-Кечинской тепловой электростанции мощностью 1 200 МВт на базе одноименного угольного месторождения, крупнейшего в стране. Экономическая привлекательность Кара-Кечинского «черного золота» заключается в том, что уголь добывается открытым способом. Это делает стоимость его добычи ниже, чем на других месторождениях, разрабатываемых в основном шахтным методом. Угленосные отложения месторождения прослеживаются на протяжении 10 км, разведанные запасы превышают 1 млрд т, а утвержденные - 500 млн т, что обеспечит потребность ТЭС в угле почти на 200 лет. Объем инвестиций на сооружение Кара-Кечинской ТЭС оценивается в 1,1 млрд долл.5.
2. Реализация проекта строительства китайско-кыргызско-узбекской железнодорожной магистрали с формированием южного коридора Евразийской трансконтинентальной железнодорожной магистрали, которая, пройдя через территорию Кыргызстана, соединит тихоокеанские порты с Персидским заливом и Средиземноморьем. В результате появится возможность соединить разделенные в настоящее время железные дороги на севере и юге страны по маршруту Балыкчы (Иссык-Кульская область) - Кочкор -Кара-Кече - Арпа (Нарынская область) -Кара-Суу (Джалал-Абадская область). Таким образом, будет сформирована внутригосударственная железнодорожная сеть, обеспечивающая надежную транспортную связь между всеми регионами страны. Реализация данного крупномасштабного проекта, предполагающего освоение инвестиций в размере более 2 млрд долл. и получение ежегодных доходов на уровне 210 млн долл., даст толчок социально-экономическому развитию регионов Кыргызской Республики6. Новая железная дорога позволит раскрыть высокий экономический потенциал имеющихся вдоль трассы природных ресурсов Нарынской области и в первую очередь месторождений полезных ископаемых, разработка которых затруднена из-за неразвитости имеющейся транспортной инфраструктуры и недостаточного электрообеспечения. В притрассовой зоне железнодорожной линии расположены месторождения угля, золота, свинца, железной руды, тенардита, нефелиновых сиенитов, гипса, барита, облицовочного камня и строительного известняка.
5 Абдымаликов К. Экономика Кыргызстана (на переходном этапе) Бишкек: Бийиктик, 2010. 735 с.
6 Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы. Бишкек: Алтын Тамга, 2013. URL: https://clck.ru/AGBMc
Другим немаловажным социальным результатом реализации проекта является создание новых рабочих мест и повышение занятости местного населения. В период строительства железной дороги на территории областей предполагается использование труда неквалифицированных рабочих. По окончании строительства непосредственно на железнодорожной линии будет трудоустроено около 2 700 чел., а дополнительная занятость, связанная с эксплуатацией железной дороги и ростом перевозок, составит около 10 тыс. чел. Новая железнодорожная линия, маршрут которой совпадает с древним Великим шелковым путем, откроет новые возможности для развития регионального туризма, что приведет к росту пассажирских перевозок до 250 тыс. чел. в год. Населению республики будет предложен новый относительно дешевый способ передвижения
7
как внутри страны, так и за ее пределы .
3. Развитие животноводства предопределит создание в области технополисов по переработке мяса, шерсти, кожи и развитие легкой и пищевой промышленности.
Локомотивом целевой комплексной программы станет Кара-Кечинская тепловая электростанция, которая, обеспечивая электроэнергией и теплом населенные пункты, объекты социальной инфраструктуры (больницы, школы, объекты культуры, автомобильные и железную дороги, перерабатывающие предприятия, фермерские хозяйства и т. д.), будет способствовать развитию горного туризма, малому и среднему предпринимательству, обеспечивать повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынках Евразийского экономического союза.
Кара-Кечинскую ТЭС предполагается разместить в западной части Джумгальской долины в урочище Арал. Водоснабжение станции будет осуществляться реками Кокомерен и Джумгал, средний суммарный расход воды которых составляет 78,5 м3/с. По расчетным данным, расход воды для ТЭС составсит 48 м3/с8.
При анализе строительства ТЭС следует рассмотреть сильные и слабые стороны вопроса,
7 Койчуев Т.К., Джаилов Дж. С., Гусев К.Б. и др. Концепция социально-экономического развития Кыргызской Республики на период до 2015 г. // Бишкек: Центр экономических стратегий при Министерстве экономического развития и торговли КР, 2007. 205 с.
8 О среднесрочной стратегии развития электроэнергетики Кыргызской Республики на 2012-2017 годы: постановление Правительства Кыргызской Республики от 28.05.2012 № 330. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/93854
то есть сделать SWOT-анализ. Мы уже перечислили существующие угрозы, и если оттягивать решение данного вопроса, то республику ожидает энергетический кризис.
Положительные результаты строительства ТЭС предопределяют.
1. Обеспечение энергетической безопасности. Если Токтогульская ГЭС из-за маловодья будет работать с перебоями, то основные потребители электроэнергии вынуждены будут приостанавливать свою деятельность. Это приведет к резкому падению темпов производства и значительному ухудшению социального положения населения.
2. Развитие отношений с соседними странами, особенно с Республикой Узбекистан, которая выступае т против стр оительства Верхненарынского каскада ГЭС и ГЭС «Камбар-Ата-1», поскольку во время накопления воды в гидрохранилищах подача воды в Узбекистан будет сокращена. И если одновременно Таджикистан будет накапливать воду в Ронгунском гидрохранилище, то это будет двойным ударом по Узбекистану. Во времена СССР строительство этих ГЭС было бы выгодным и для Узбекистана, так как источником финансирования был бы союзный бюджет. А в наше время строительство будет осуществляться на основе выделяемых кредитов, которые необходимо возвращать с процентами. Для оплаты кредитов в установленные сроки мы будем вынуждены накапливать воду в гидрохранилище для бесперебойной работы ГЭС в значительном объеме, сокращая ее подачу в Узбекистан.
3. Строительство новых железных дорог и развитие железнодорожного транспорта в регионах, создание новых рабочих мест в Нарынской области, оживление экономики области, привлечение иностранных инвестиций.
4. Экономию денежных средств, так как железная дорога Балыкчи - Арпа (358 км) позволит избежать больших затрат на транзитные перевозки по автомобильным дорогам в связи с многократным увеличением грузо-и пассажиропотока, значительным сокращением расстояния до южной границы республики. Это позволит решить проблему обеспечения отдельных районов и населенных пунктов углем, материально-техническими ресурсами, топливом и создаст благоприятные условия для развития и освоения территорий в зоне прохождения железной дороги. Таким образом,
социально-экономическая значимость этого проекта очень велика, поскольку со строительством железной дороги и автомобильных дорог будет сформирован базис для разработки и реализации новой региональной промышленной политики. Районы, расположенные вдоль проектируемой железной дороги Балыкчы - Арпа (Жумгальский и Кочкорский районы), а также все другие районы области (Ак-Талинский, Ат-Башинский и Нарынский районы), смогут значительно улучшить свой энергетический потенциал за счет электроэнергии, вырабатываемой новой ТЭС. Осуществление данного проекта позволит максимально использовать возможности строительства и ввода в действие новых, а также реконструкции и модернизации простаивающих предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, растениеводческой и животноводческой продукции. При этом появятся реальные возможности для снижения цены на уголь. В одно время Казахстан поставлял карагандинский уголь по льготной цене 16 долл./т. Ежегодно республика закупает казахстанский уголь для Бишкекской ТЭЦ на сумму до 50 млн долл. Инвестируя таким образом в экономику Казахстана, мы не можем выделить эти средства на развитие своих
9
угольных шахт .
Слабой стороной данного проекта могут быть проблемы экономического, экологического, политического и юридического характера.
1. Во времена «дикой» приватизации отдельные бизнесмены приобрели в собственность месторождение угля, разделив его на несколько участков. Добыча угля и вскрышные работы выполняются с грубыми нарушениями технологических требований. После выработки месторождений практически не проводится рекультивация земель, размещение отвалов не обеспечивается всесторонней инженерной проработкой. Ежегодно под отвалы занимаются десятки гектаров земель [6]. Для решения этого и других вопросов, на наш взгляд, целесообразно создать консорциум, куда кроме системообразующей ТЭС могли бы войти представители владельцев угольных разрезов и другие заинтересованные участники. Действия участников консорциума и ответственность за его деятельность следует возложить на государственный институт управления, ведающий вопросами ТЭК в Кыргызской Республике.
9 Среднесрочная тарифная политика Кыргызской Республики на электрическую энергию на 2014-2017 годы. URL: https://clck.ru/AEJW3
2. Предполагается, что строительство и эксплуатация ТЭС будет отрицательно влиять на экологическую обстановку. И это при том, что республика должна выполнять обязательства по сокращению выбросов углекислых газов (по инициативе ГЭФ - Глобального экологического фонда) [7-11]. Поэтому дальнейшее развитие ТЭС обязательно должно учитывать социально-экономические условия проживания населения. Для развития деятельности ТЭС необходима модернизация энергетических установок не только на основе безопасного использования угольных месторождений, но и с учетом возможностей устойчивого развития регионов, их экологической емкости. Крайне важно учитывать, в каких конкретных условиях планируется увеличение количества сжигаемого угля, каково состояние окружающей среды и здоровья населения в том или ином населенном пункте. Необходимым правилом должна стать ориентация на рекомендуемые новые стандарты качества окружающей среды населенных мест [12-14]. Позитивным решением для угольной энергетики должен стать переход от прямого сжигания угля в различных топочных устройствах на приготовление водоугольного топлива из углей различного качества, в том числе из отходов угольного обогащения [15, 16]. При сооружении Кара-Кечинской ТЭС необходимо провести международную экспертизу в целях минимизации выбросов загрязняющих веществ или парниковых газов, способствующих таянию ледников. Следует предусмотреть использование высоких технологий по сжиганию угля с внутрицикловой газификацией, а для сокращения выбросов парниковых газов в СО2 эквиваленте - в максимальной степени учитывать соответствующий зарубежный опыт.
3. Затраты на производство электроэнергии будут больше, чем на ГЭС, что в свою очередь отразится на тарифах. Однако можно
предположить, что тарифы будут меньше таковых в Казахстане или Таджикистане. Так, отпускная цена угля составит 300-400 сомов за тонну, что минимум в 10 раз ниже розничной цены на рынках Бишкека.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод: необходимо разработать целевую комплексную программу развития ТЭС в Кыргызской Республике до 2025 г. на базе абсолютных преимуществ Нарынской области. В дальнейшем, используя принципы мультипликационного эффекта, распространять программу на другие регионы республики.
В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы отмечено, что «...в стране отсутствуют крупные научные проекты». Предлагаемая политика в сфере разработки целевой комплексной программы нацелена на исправление именно этого тезиса. В то же время указано, что «государству надлежит сконцентрировать свои усилия на реализации конкретных проектов национального масштаба и отказаться от практики распыления инвестиций». Мы выступаем с идеей формирования крупного национального проекта, в разработке которого должно быть соответствующее понимание текущей и перспективной значимости этой программы руководством не только республики, но и стран Евразийского экономического союза, членами которого мы являемся. Для разработки целевой комплексной программы как широкомасштабного национального проекта необходимо привлечь высокопрофессиональных специалистов, имеющих в этой области практический и научный опыт, -экономистов, финансистов, менеджеров, энергетиков, транспортников, представителей крупного бизнеса, юристов, экологов, проектировщиков, ученых не только нашей страны, но и Российской Федерации, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, дальнего зарубежья.
Список литературы
1. Архангельская А.В. Энергетическая безопасность Кыргызстана и развитие межгосударственных энергетических связей в ЕврАзЭС (Центральноазиатском регионе) // Евразийская экономическая интеграция. 2011. № 3. С. 46-65.
2. Маткеримова А.М. Проблемы энергетической безопасности Кыргызской Республики и пути их решения // Альманах мировой науки. 2015. № 2-4. С. 67-72.
3. Касымова В.М. Основы антикризисного управления в энергетике Кыргызской Республики. Бишкек: Инсант, 2009. 380 с.
4. Станбеков Т.А. Межгосударственное экономическое взаимодействие в топливно-энергетической сфере стран Евразии. Бишкек: Турар, 2009. 105 с.
5. Архангельская А.В., Касымова В.М. Государственная политика энергоэффективности: условия и стимулы, экономические механизмы и финансовые меры (на примере стран СНГ) // Стратегия, 2014. № 1. С. 99-107.
6. Камчыбеков Д.К. Угольная промышленность Кыргызстана на пути развития и перспективы реорганизации. Бишкек: Бийиктик, 2011. 314 р.
7. Хариновский А.А., Толченкин Ю.А. Состояние и приоритетные направления охраны окружающей среды в угольной отрасли // Уголь. 2008. № 2. С. 56-59.
8. Тумановский А.Г., Котлер В.Р. Перспективы решения экологических проблем тепловых электростанций // Теплоэнергетика. 2007. № 6. С. 5-11.
9. Крылов Д.А., Крылов Е.Д., Путинцева В.П. Оценка выбросов в атмосферу 802 и N02 твердых частиц и тяжелых металлов при работе ТЭС, использующих кузнецкий и камско-ачинский уголь // Бюллетень по атомной энергии. 2005. № 4. С. 32-36.
10. Авалиани С.Л., Савин В.А., Голуб А.А. и др. Дополнительные выгоды в реализации Киотского Протокола. Великий Новгород // Климатические изменения: взгляд из России. М.: ТЕИС, 2003.
11. Куликов М.А., Гаврилов Е.И., Демин В.Ф., Захарченко И.Е. Риск воздействия атмосферных выбросов электростанции на здоровье населения // Теплоэнергетика. 2009. № 1. С. 71-76.
12. Бушуев В.В., Троицкий А.А. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года и реальная жизнь. Что дальше? // Теплоэнергетика. 2007. № 1. С. 2-8.
13. Давыденко Н.М. Проблемы экологии нефтегазоносных и горнодобывающих регионов Севера России. Новосибирск.: Наука, 1998. 224 с.
14. Анисимов О.А., Величко А.А., Демченко П.Ф. и др. Влияние изменений климата на вечную мерзлоту в прошлом, настоящем и будущем // Глобальные изменения климата и их последствия для России. М.: Регион, 2002. С. 287-309.
15. Стариков А.П., Снижко В.Д. Пути решения экологических проблем на современном угледобывающем предприятий // Уголь. 2008. № 9. С. 64-67.
16. Мусакожоев Ш.М. Основы инновационной экономики. Бишкек: КРСУ, 2015. 155 с.
С.355-381.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Sustainable Development of Regions
THE NEED FOR THE DEVELOPMENT OF COGENERATION INDUSTRY IN THE REGIONS OF THE KYRGYZ REPUBLIC
Asylbek N. AYUPOV
Kyrgyz-Russian Slavic University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyz Republic [email protected]
Article history:
Received 15 April 2016 Received in revised form 19 May 2016 Accepted 16 June 2016
JEL classification: Q40, Q43, Q47, Q48
Keywords: investment, energy balance, target comprehensive program, SWOT analysis, multiplication
Abstract
Importance The article searches the ways of use of sources with high potential of electricity and heat in the Kyrgyz Republic to reduce the risk of threats to the energy security of the country. Objectives The paper aims to identify the possible ways out of the crisis in the energy sector of the Republic and ways to turn the region of depressive type to a pioneer one.
Methods For the study, I used a general scientific dialectical method of cognition and integrated application of methods of economic analysis, synthesis and generalization.
Results The study results in the identification of strengths and weaknesses of the project to make the depressed region an advanced one.
Conclusions I conclude on the necessity to establish, in the shortest possible time, The Target Comprehensive Program on Development of Thermal Power Plants in the Kyrgyz Republic up to 2025, on the basis of the absolute benefits of the Naryn oblast and using the principles of multiplier effect, further spread the program to other parts of the Kyrgyz Republic.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
References
1. Arkhangel'skaya A.V. [Energy security of Kyrgyzstan and the development of interstate energy links in the EurAsEC (Central Asia)]. Evraziiskaya ekonomicheskaya integratsiya = Eurasian Economic Integration, 2011, no. 3, pp. 46-65. (In Russ.)
2. Matkerimova A.M. [The problems of energy security of the Kyrgyz Republic and their solutions]. Al'manakh mirovoi nauki = Almanac of World Science, 2015, no. 2-4, pp. 67-72. (In Russ.)
3. Kasymova V.M. Osnovy antikrizisnogo upravleniya v energetike Kyrgyzskoi Respubliki [The basics of crisis management in the energy sector of the Kyrgyz Republic]. Bishkek, Insant Publ., 2009, 380 p.
4. Stanbekov T.A. Mezhgosudarstvennoe ekonomicheskoe vzaimodeistvie v toplivno-energeticheskoi sfere stran Evrazii [The interstate economic cooperation in the fuel and energy sector of the countries of Eurasia]. Bishkek, Turar Publ., 2009, 105 p.
5. Arkhangel'skaya A.V., Kasymova V.M. [State energy efficiency policy: conditions and incentives, economic instruments and fiscal measures: Evidence from CIS countries]. Strategiya = Strategy, 2014, no. 1, pp. 99-107. (In Russ.)
6. Kamchybekov D.K. Ugol'naya promyshlennost' Kyrgyzstana na puti razvitiya i perspektivy reorganizatsii [The coal industry of Kyrgyzstan towards the development and the prospects for reorganization]. Bishkek, Biiiktik Publ., 2011, 314 p.
7. Kharinovskii A.A., Tolchenkin Yu.A. [Conditions and environmental protection priorities in the coal industry]. Ugol', 2008, no. 2, pp. 56-59. (In Russ.)
8. Tumanovskii A.G., Kotler V.R. [Prospects for solving the environmental problems of thermal power plants]. Teploenergetika, 2007, no. 6, pp. 5-11. (In Russ.)
9. Krylov D.A., Krylov E.D., Putintseva V.P. [Assessment of air emissions of SO2 and NO2 particulate matter and heavy metals when running thermal power plants, which use the Kuznetsk and Kamsko-Achinsk coal].
Byulleten'po atomnoi energii, 2005, no. 4, pp. 32-36. (In Russ.)
10. Avaliani S.L., Savin V.A., Golub A.A. et al. Dopolnitel'nye vygody v realizatsii Kiotskogo Protokola. Velikii Novgorod. V kn.: Klimaticheskie izmeneniya: vzglyad iz Rossii [Additional benefits in the implementation of the Kyoto Protocol. In: Velikiy Novgorod. Climate change: A view from Russia]. Moscow, TEIS Publ., 2003, pp.355-381.
11. Kulikov M.A., Gavrilov E.I., Demin V.F., Zakharchenko I.E. [The risk of power plant emissions exposure to the health of the population]. Teploenergetika, 2009, no. 1, pp. 71-76. (In Russ.)
12. Bushuev V.V., Troitskii A.A. [Energy strategy of Russia for the period up to 2020 and the real life. What's next?]. Teploenergetika, 2007, no. 1, pp. 2-8. (In Russ.)
13. Davydenko N.M. Problemy ekologii neftegazonosnykh i gornodobyvayushchikh regionov Severa Rossii [Ecological problems of oil and gas and mining regions of Northern Russia]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1998, 224 p.
14. Anisimov O.A., Velichko A.A., Demchenko P.F. et al. Vliyanie izmenenii klimata na vechnuyu merzlotu v proshlom, nastoyashchem i budushchem. V kn.: Global'nye izmeneniya klimata i ikh posledstviya dlya Rossii [The impact of climate change on the permafrost in the past, present and future. In: Global climate changes and their consequences for Russia]. Moscow, Region Publ., 2002, pp. 287-309.
15. Starikov A.P., Snizhko V.D. [Solutions to environmental problems at modern mining enterprises]. Ugol', 2008, no. 9, pp. 64-67. (In Russ.)
16. Musakozhoev Sh.M. Osnovy innovatsionnoi ekonomiki [The foundations of innovative economy]. Bishkek, KRSU Publ., 2015, 155 p.