Научная статья на тему 'Необходимость развития механизмов регулирования агропродовольственного рынка'

Необходимость развития механизмов регулирования агропродовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
механизм / регулирование / агропродовольственный рынок / продовольственная безопасность. / mechanism / regulation / agrofood market / food security.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарчук Алина Викторовна, Дерюгина Елена Юрьевна

В статье обоснована необходимость развития механизма регулирования агропродовольственного рынка. В условиях нестабильной внешней среды большое значение приобретают рычаги регулирования агропродовольственного рынка, деятельность которых должна быть направлена на эффективное функционирование внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и труда; свободное движение лиц, товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития и структурной перестройки экономики в целях повышения благосостояния их населения; проведение единой налоговой, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации; создание единой макроэкономической политики. Указанные направления развития механизма регулирования агропродовольственного рынка позволят поддержать отечественного товаропроизводителя и обеспечить продовольственную безопасность непризнанных республик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондарчук Алина Викторовна, Дерюгина Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Need to develop mechanisms for regulating the agrofood market

The article substantiates the need to develop the mechanism for regulating the agrofood market. In the turbulent environment, the levers of regulation the agrofood market are of great importance, whose activities should be aimed at the effective functioning of the internal market of goods, services, capital and labor; free movement of persons, goods, services, capital and labor; creating conditions for stable development and structural adjustment of the economy in order to improve the welfare of their population; conducting a unified tax, monetary, financial, trade, customs and tariff policy; creation of a common system of measures of state support for the development of priority sectors of the economy, industrial and scientific and technological cooperation; creation of a unified macroeconomic policy. These directions for the development of regulation mechanism of the agrofood market will allow to support domestic producers and ensure food security of the unrecognized republics.

Текст научной работы на тему «Необходимость развития механизмов регулирования агропродовольственного рынка»

д.э.н. Бондарчук А. В.

(ЛАВД им. Э. А. Дидоренко, г. Луганск, ЛНР, akoval77@mail.ru),

Дерюгина Е. Ю.

(ЛАВД им. Э. А. Дидоренко, г. Луганск, ЛНР, lemyshka@rambler.ru)

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

В статье обоснована необходимость развития механизма регулирования агропродовольст-венного рынка. В условиях нестабильной внешней среды большое значение приобретают рычаги регулирования агропродовольственного рынка, деятельность которых должна быть направлена на эффективное функционирование внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и труда; свободное движение лиц, товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития и структурной перестройки экономики в целях повышения благосостояния их населения; проведение единой налоговой, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации; создание единой макроэкономической политики. Указанные направления развития механизма регулирования аг-ропродовольственного рынка позволят поддержать отечественного товаропроизводителя и обеспечить продовольственную безопасность непризнанных республик.

Ключевые слова: механизм, регулирование, агропродовольственный рынок, продовольственная безопасность.

УДК 351:338.43

Проблема и её связь с научными и практическими задачами. Разработка механизма регулирования развития агропродовольственного рынка обусловлена необходимостью совершенствования совокупности факторов научно-методологического и практического характера, которые соответствовали бы рыночным условиям, нормам и идеалам правового общества. Такие стремления определены целесообразностью формирования в Луганской Народной Республики полноценного и эффективного агропродовольственного рынка, способного обеспечить продовольственную безопасность региона.

Постановка задачи. Целью настоящего исследования является оценка существующих механизмов регулирования рынка и разработка направлений его развития в Луганской Народной Республике.

Изложение материала и его результаты. В течение последних ста лет, в продолжение которых интенсификация производства в аграрном секторе значительно

ускорилась, аграрии начали испытывать разного рода экономические потери. Ключевыми можно считать снижение фермерских доходов и постоянные колебания цен на продукцию агропродовольственного рынка. Как следствие, в мировой практике различают кратко- и долгосрочные фермерские проблемы. Долгосрочная проблема приводит к постепенному сокращению доли отрасли в структуре национальной экономики. В основе краткосрочной проблемы лежит принцип нестабильности цен и доходов сельхозпроизводителей, который вытекает из относительной неэластичности спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие. Так установлено, что средний коэффициент эластичности ценового спроса на продукты питания составляет 0,20-0,25. Таким образом, в случае снижения цены на 20-25 % потребители смогут приобрести товаров только на 5 % больше. В свою очередь, спрос на аг-ропродовольственные товары также является неэластичным и по доходу. Зарубеж-

ные исследователи считают, что при условии роста доходов населения на 1 % спрос на агропродовольственные товары увеличивается только на 0,25-0,5 % [5, с. 82].

Такую ситуацию можно объяснить с позиции теории снижение предельной полезности товаров, когда в условиях относительной обеспеченности населения продуктами питания производство дополнительного продукта существенно снижает его ценность. Как следствие, теперь производителю, чтобы продать свой товар на рынке, нужно существенно снизить цену. Непосредственно краткосрочная фермерская проблема еще не является предпосылкой для главных проблем в сельском хозяйстве, в отличие от долгосрочной. Следует отметить, что именно последняя приводит к ценовому диспаритету в обмене между продуктами питания и товарами других отраслей национальной экономики. В результате этого уменьшается доля аг-ропродовольственных товаров в валовом национальном продукте страны и снижается процент экономически активного населения, занятого в аграрной сфере. Особенно ощутимой долгосрочная фермерская проблема стала во время перехода аграрного сектора на инновационную модель развития, что усиливается низкой степенью диверсификации сельскохозяйственного производства, длительным периодом оборота авансированного капитала в отрасли, относительной иммобильностью основных производственных факторов, наличием большого количества продавцов на рынке и т. п.

Экономическая сущность данной проблемы заключается во взаимодействии неэластичного спроса на агропродовольст-венные товары, который растет медленнее по сравнению с увеличением его предложения. Последнее стало возможным благодаря научно-техническому прогрессу в отрасли, который ускоряет процесс производства дополнительного продукта, и будет усугубляться в эпоху цифровизации. Так в 1820 г. один рабочий в США произ-

водил продукцию, благодаря которой он мог прокормить и одеть четырех человек, в 1947 г. — 13, а уже в 1997 г. один фермер производил продукцию, которой было бы достаточно, чтобы обеспечить 110 человек [7, с. 750].

Согласно рисунку 1 в долгосрочном периоде изменение спроса на агропродо-вольственные товары с D1 на D2 сопровождается одновременным стремительным смещением кривой (в данном случае прямой) предложения влево ^ на S2.). Поскольку спрос на этот вид продукции является неэластичным, то снижение цены становится еще более существенным (с Р1 до Р2), что приводит к сокращению фермерских доходов от ОP1aQ1 до OP2bQ2..

Рисунок 1 Графическое отображение долгосрочной фермерской проблемы [7, с. 751]

Следует отметить, что производство выросло только на Q2-Q1. Таким образом, в условиях относительной неэластичности спроса на агропродовольственные товары незначительное увеличение ее предложения приводит к более весомому снижению уровня цены, что формирует негативную тенденцию к сокращению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, чего может не происходить в других секторах народного хозяйства. Следователь-

но, факт долгосрочной фермерской проблемы определяет диспаритет цен в обмене между аграрной продукцией и товарами остальных отраслей экономики, что со временем, вследствие снижения доходов, инициирует переход рабочей силы в более прибыльные сферы бизнеса и общее сокращение удельного веса сельскохозяйственного производства. Такие фермерские проблемы могут быть минимизированы путем развития механизма регулирования агропродовольственного рынка.

Длительное время в экономической литературе идут оживленные дискуссии о месте и роли механизма регулирования аг-ропродовольственного рынка и о необходимости государственного регулирования как такового в условиях нестабильной внешней среды. Основатели классической политической экономии В. Петти, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Д. Рикардо провозглашали принцип рыночного равновесия и отрицали вмешательство государства в регулирование экономических отношений. Подобного взгляда придерживались теоретики меркантилизма и основатели неоклассической теории Л. Вальрас, А. Маршалл, В. Дже-вонс, Дж. Б. Кларк и др.

Но мировая практика и тенденции экономического развития свидетельствуют о серьезных недостатках такого подхода [4, с. 26]. Анализ взглядов экономистов других научных школ показывает, что регулирование экономических процессов государством является объективно необходимым элементом экономики. Например, такого мнения придерживался известный ученый, экономист-мыслитель М. Туган-Барановский, который доказал необходимость государственного регулирования еще в конце XIX века. Используя в своих научных трудах теории М. Туган-Барановского и его научной школы, Дж. М. Кейнс также считал регулирование государством экономических процессов необходимым, так как сугубо рыночный механизм неспособен обеспечить стабильный экономический рост [13, с. 98]. Данный вопрос не снимается с повестки дня и стоит

остро в условиях нестабильности внешней среды.

По нашему мнению, государство является прежде всего политическим регулятором, который консолидирует в себе интересы общества и эффективные меры по осуществлению поддержки, компенсации и регулирования, направленные на решение определенных социально-экономических проблем, а также формированию нормальных условий эффективного функционирования рынка и развития национальной экономики.

Создание благоприятных условий для деятельности субъектов хозяйствования является приоритетной экономической задачей государства, которую следует рассматривать по двум направлениям. Во-первых, государство выступает субъектом собственности и предпринимательства и управляет государственным сектором национальной экономики. Во-вторых, государство администрирует негосударственный сектор экономики и национальную экономику в целом.

Таким образом, на всех этапах развития общества государство регулирует экономику во всех экономических системах, даже при рыночных отношениях. Рыночный механизм хозяйствования одновременно со значительными его достоинствами над командно-административной системой имеет ряд недостатков, которые должно устранять государство. К основным недостаткам рыночного механизма, требующего государственного регулирования, следует отнести неспособность самостоятельно разрабатывать стратегические программы развития науки и технологий; решать многочисленные региональные проблемы, которые возникли под влиянием исторических, национальных, политических и демографических факторов; осуществлять глубокие структурные преобразования производства и экономики в целом.

В современных условиях хозяйствования участие государства требует стимулирования научно-технического прогресса,

структурной, инвестиционной и цифровой политика. Однако в реализации своих ре-гуляторных функций государство не должно ограничиваться использованием инструментов рыночного механизма, которые, безусловно, составляют его основу. Наряду с ними государство должно опираться и не на рыночные инструменты, которые дополняют рыночный механизм. Другими словами, наилучших результатов развития национальной экономики можно достичь в условиях нестабильной внешней среды в сочетании с эффективной системой государственного регулирования.

В случае отсутствия хорошо развитой социальной инфраструктуры в сельской местности, что характерно и для условий Луганской Народной Республики, и Донецкой Народной Республики, и Российской Федерации, финансовые поступления от ведения сельского хозяйства преобладают в структуре фермерских доходов, что еще более усугубляет кризисное положение. Однако во многих экономически развитых странах мира ситуация несколько иная. Так в США 83 % доходов фермеров получено не от сельскохозяйственной деятельности, в Канаде — 68, Франции — 36, Германии — 70 и Японии — 84 % [9, с. 9].

Американские ученые-экономисты Пол Самюэлсон и Уильям Нордхауз выделяют три экономические функции государства -обеспечение эффективности функционирования экономики, справедливость распределения дохода и содействие макроэкономическому росту и стабильности экономики. Государство, прежде всего должно заботиться об эффективном функционировании экономики. Для этого оно с помощью права устанавливает законные правила игры, которые регулируют отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями; придает законный статус участникам национальной экономики; определяет права частной собственности; гарантирует соблюдение контрактов. С помощью законодательной базы государство определяет объем пуб-

лично-правового регулирования предпринимательских отношений, формы, методы и пределы вмешательства государственных институтов в эти отношения. То есть, органы государственного управления на законодательной основе получают право выполнять функцию арбитра, регулирующего экономические отношения между всеми субъектами экономики [12, с. 10].

В процессе формировании и развития агропродовольственного рынка государство призвано играть двойную роль: с одной стороны, быть индикатором, который осуществляет жесткий контроль и регулирование процессов в аграрной сфере, а с другой — либерализовать эти процессы и предоставлять возможность сельскохозяйственным производителям развиваться по законам рынка.

В широком понимании категорию «регулирование экономики» следует понимать как влияние государственных институтов на социально-экономическое развитие национального хозяйства. В более узком смысле она означает реализацию системы мер, регулирующих, поддерживающих и компенсационных действий государства с целью формирования условий эффективного функционирования рынка и решения сложных социально-экономических проблем общества [14, с. 15].

В аспекте агропродовольственного рынка Ж. Н. Моисеенко [8, с. 28] рассматривает государственное регулирование как процесс влияния на развитие отраслей АПК, который призван дополнить рыночный механизм с целью обеспечения прибыльной деятельности и формирования конкурентной среды.

В отличие от точки зрения этого автора, другие отечественные ученые Л. О. Мака-ревич, А. В. Улезько [6, с. 104], приводят определение «государственное регулирование» как механизма целенаправленного формирования рациональной структуры сельскохозяйственного производства, создания оптимальных по размеру агрофор-мирований, социальной инфраструктуры

аграрного рынка, сельской местности, аг-ропродовольственного рынка и др.

Общемировая тенденция в отношении государственного влияния на процессы аграрного производства предполагает до-тационность сельского хозяйства и протекционизм для защиты внутреннего товаропроизводителя от внешней конкуренции. В частности на Западе регулирование агропродовольственного рынка предусматривает следующие направления: управление ценами и доходами фермеров, бюджетное финансирование, кредитование, налогообложение и стабилизация аг-ропродовольственного рынка [3, с. 54].

Очевидно, что в условиях нестабильности внешней среды усиление роли интеграционных процессов в системе международных экономических отношений важную роль в структуре государственного регулирования развития агропродовольст-венного рынка играет внешнеэкономическая политика государства. В частности, И. А. Папахчян [10, с. 8] отмечает, что государственное регулирование внешнеэкономической деятельности на агропродо-вольственном рынке должно гарантировать защиту экономических интересов страны, обеспечивать конкурентную борьбу, способствовать сбалансированию внутреннего рынка агропродовольствен-ной продукции, структурным изменениям и усилению позиции государства на мировом продовольственном рынке.

В мировой практике на протяжении длительного исторического периода сосуществуют противоположные подходы к реализации внешнеэкономической политики: либерализация и протекционизм. Если первый отстаивает принцип саморегулирующегося рыночного механизма взаимодействия между странами, то второй является совокупностью инструментов, мер и приемов государственного вмешательства с целью защиты внутреннего рынка от внешней конкуренции. В широком смысле протекционизм — это система экономических рычагов ограничения им-

порта, запреты на ввоз определенных товарных групп в страны, применение дискриминационных мер, то есть создание барьеров, препятствующих конкуренции между товарами внутреннего и зарубежного рынков [15, с. 22].

По убеждению Е. Н. Клокова протекционистская политика способствует улучшению финансового состояния отечественных товаропроизводителей, которое в основном достигается за счет перераспределения в их пользу части доходов благодаря относительному повышению внутренних цен на ту продукцию, которую нужно защищать и которая производится в стране.

Следует отметить, что протекционизм способствует увеличению объемов внутреннего производства, однако может противоречить интересам потребителей [1]. Также он мешает эффективной специализации стран по доктрине сравнительных преимуществ. Последнюю может обеспечить только свободная торговля. Однако диалектическая природа либерализации и протекционизма не позволяет ни одной стране полностью придерживаться позиции свободного рыночного пространства. Так С. Н. Растворцева, В. В. Фаузер, В. Н. Задо-рожный, В. А. Залевский считают, что «либерализм теоретически не выводится непосредственно из национальных экономических интересов, его можно вывести только из протекционизма как высшей формы его самоотрицания» [11, с. 57].

Важное место в условиях нестабильности внешней среды играют развитие международных интеграционных процессов на агропродовольственном рынке. Под ними отечественный ученый Е. А. Егорова понимает «процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению и сращиванию национальных экономик на основе достижений научно-технического прогресса и, базируясь на кооперации и интеграции производства, позволяющий отдельным странам максимально эффективно использовать преимущества международного разделения труда, совершенст-

вовать специализацию производства, обеспечивать продовольственную безопасность, применять передовой опыт и новейшие технологии» [2, с. 6].

Сложные условия хозяйствования в Луганской Народной Республике побуждают аграрных товаропроизводителей и участников агропродовольственного рынка к аграрной интеграции.

Большим шагом в развитии интеграционных процессов стало подписание 15 сентября 2021 г. в городе Донецке (Донецкая Народная Республика) Договора в форме обмена письмами о создании единой таможенной территории и развитии экономической интеграции между Главами непризнанных республик (далее — Договор). В основу создания Договора легли нормы и правила Евразийского экономического союза. Его целью стало укрепление экономики непризнанных республик и обеспечение их развитие и сближение путем совместных действий, направленных на решение общих задач по устойчивому экономическому развитию и всесторонней модернизации, а также гарантии устойчивого роста деловой торговли и добросовестной конкуренции.

Договор объединил таможенные территории Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики в единую таможенную территорию, на которой действуют общие таможенные тарифы, единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности, единая методология статистики внешней и взаимной торговли, унифицированное законодательство в сфере таможенного регулирования, включая идентичные правила определения таможенной стоимости товаров, декларирования товаров и уплаты таможенных платежей, единые таможенные процедуры; единые правила определения страны происхождения товаров; режим свободной торговли товарами; отмена таможенного контроля на внутренних границах; единая таможенная политика.

Главным аспектом Договора стало принятие на себя сторонами договора обяза-

тельства по формированию на основе единой таможенной территории единого экономического пространства.

Статья 8 Договора декларирует основные цели формирования единого экономического пространства:

1) эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

2) свободное движение лиц, товаров, услуг, капитала и труда между территориями Сторон;

3) создание условий стабильного развития и структурной перестройки экономики Сторон в целях повышения благосостояния их населения;

4) проведение единой налоговой, ва-лютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

5) создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации;

6) единая макроэкономическая политика.

На единой таможенной территории

применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС); Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (тома I-VI) в редакции, действующей на соответствующую дату на территории Евразийского экономического союза; общий таможенный тариф, являющийся инструментом торговой политики Республик.

Выводы и направление дальнейших исследований. Таким образом мы видим, что объединение таможенных территорий в единое экономическое пространство планируется осуществлять по принципам и нормам Евразийского экономического союза, а не Всемирной торговой организации. Можно предположить, что подобная интеграция возможна в будущем не только между непризнанными республиками, но и с Российской Федерацией в рамках ЕАЭС. Это даст новый толчок развитию агропро-довольственного рынка и позволит повысить эффективность его функционирова-

нию не только на территории Луганской и Донецкой Народной Республики, но и со странами ЕАЭС. Однако республиканский агропродовольственный рынок должен иметь поддержку и быть защищен от импорта товаропроизводителей из ЕАЭС.

Ускорению формирования агропродо-вольственного рынка в Луганской и Донецкой Народной Республики призвано способствовать его государственное регулирование по следующим направлениям:

- совершенствование нормативно-правовой базы функционирования рынка;

- институциональное обеспечение его персонификации, которая заключается в создании отдельного управленческого органа (например, Союза молокопроизводи-телей Луганской и Донецкой Народной Республики — как межпрофессионального организации с законодательным определе-

Библиографический список

нием ее функций в отношении управления рынком молока);

- поддержка развития инфраструктуры рынка и обеспечение его прозрачности, свободного доступа товаропроизводителей к информации о его состоянии. Насущной потребностью является создание соответствующей информационно-коммуникационной сети о состоянии рынков в Луганской и Донецкой Народной Республике и отдельных регионах.

В то же время областные органы управления призваны определять торгово-закупочные организации, которые будут закупать часть агропродовольственной продукции у сельскохозяйственных предприятий. Эти структуры должны иметь достаточные финансовые ресурсы на указанные цели и функционировать на основе коммерческого расчета.

1. Бойкова, М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования [Текст] / М. В. Бойкова ; под общ. ред. В. В. Макрусева. — М. : РИО Российской таможенной академии, 2017. — 130 с.

2. Егорова, Е. А. Интеграция Беларуси, Казахстана и России в аграрной сфере в рамках Таможенного союза [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Е. А. Егорова ; Государственное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии». — Москва, 2012. — 26 с.

3. Коваленко, Ю. Н. Управление развитием агропродовольственного комплекса [Текст] : монография / Ю. Н. Коваленко, А. В. Улезько. — Воронеж : ФГБОУ ВО «Воронежский ГАУ», 2020. — 194 с.

4. Ковальчук, В. Г. Современные механизмы государственного регулирования в Украине [Текст] /В. Г. Ковальчук // Управленческое консультирование. — 2013. — № 12 (60). — С. 21-28.

5. Костюченко, Т. Н. Особенности воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве [Текст] : монография / Т. Н. Костюченко, Д. В. Сидорова. — Ставрополь : АГРУС, 2013. — 154 с.

6. Макаревич, Л. О. Агропромышленная интеграция в системе сбалансированного развития агропродовольственных систем [Текст] : монография / Л. О. Макаревич, А. В. Улезько. — Воронеж : ФГБОУ ВО «Воронежский ГАУ», 2021. — 381 с.

7. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст] : пер. с 14-го англ. изд. /К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. — М. : ИНФРА-М, 2005. — 972 с.

8. Моисеенко, Ж. Н. Направления государственной поддержки малых форм хозяйствования [Текст] : монография /Ж. Н. Моисеенко ; Донской ГАУ. — Персиановский : Донской ГАУ, 2021. — 175 с.

9. Назаренко, В. И. Теоретические основы аграрной политики на Западе и Россия [Текст] : монография / В. И. Назаренко. — Москва : Ин-т Европы РАН, 2009. — 389 с.

10. Папахчян, И. А. Направления повышения эффективности системы государственного регулирования сельского хозяйства (по материалам краснодарского края) [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05/И. А. Папахчян. — Краснодар : КубГАУ, 2018. — 24 с.

Экономический вестник ДонГТИ 2022. № 11

Экономика предприятий

11. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий в условиях глобализации [Текст] / под общ. ред. С. Н. Растворцевой, В. В. Фаузера. — СПб. : Издательский центр экономического факультета СПбГУ, 2011. — 116 с.

12. Самуэльсон, П. А. Экономика [Текст] : пер. с англ / П. А. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. — М. : БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 1997. — 800 с.

13. Скиба, Т. Ю. Теоретико-методологические основы механизмов государственного управления [Текст] / Т. Ю. Скиба // Studia Humanitatis. — 2013. — № 3. — С. 98.

14. Тихонова, А. В. Государственное регулирование основных факторов производства в АПК [Текст] : монография / А. В. Тихонова. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 122 с.

15. Щебарова, Н. Н. Внешнеторговая политика: соотношение свободы торговли и протекционизма [Текст] : монография / Н. Н. Шебарова. — Самара : НТЦ, 2002. — 263 с.

© Бондарчук А. В. © Дерюгина Е. Ю.

Рекомендована к печати д.э.н., проф. каф. экономики предприятия и управления трудовыми ресурсами в АПК ЛГАУ Гончаровым В. Н.

Статья поступила в редакцию 25.01.2022.

Doctor of Economics Bondarchuk A. V. (LAIA named after E. A. Didorenko, Lugansk, LPR, akoval77@mail.ru), Deriugina E. Yu. (LAIA named after E. A. Didorenko, Lugansk, LPR, lemyshka@rambler. ru)

NEED TO DEVELOP MECHANISMS FOR REGULATING THE AGROFOOD MARKET

The article substantiates the need to develop the mechanism for regulating the agrofood market. In the turbulent environment, the levers of regulation the agrofood market are of great importance, whose activities should be aimed at the effective functioning of the internal market of goods, services, capital and labor; free movement of persons, goods, services, capital and labor; creating conditions for stable development and structural adjustment of the economy in order to improve the welfare of their population; conducting a unified tax, monetary, financial, trade, customs and tariff policy; creation of a common system of measures of state support for the development of priority sectors of the economy, industrial and scientific and technological cooperation; creation of a unified macroeconomic policy. These directions for the development of regulation mechanism of the agrofood market will allow to support domestic producers and ensure food security of the unrecognized republics. Key words: mechanism, regulation, agrofood market, food security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.