СУЛЕЙМАНОВА Н.А.
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ СТРУКТУР В РЕГИОНЕ
Обоснована необходимость коренной перестройки производственных отношений в целях развития сельскохозяйственного производства АПК Республики Дагестан. Основное внимание уделено формированию интегрированных корпоративных структур (ИКС), производственные отношения которых выгодно отличаются от существовавших в планово-распорядительной и сложившихся в современной рыночной системе. Представлена общая характеристика типов систем АПК, а также организационная структура ИКС АПК региона, котораяможет быть использована и в других регионах.
ЗШЕШЛЫОУЛ КЛ
THE NEED FOR THE DEVELOPMENT OF INTEGRATED AGRO-INDUSTRIAL STRUCTURES IN THE REGION
This article is devoted to the necessity of radical reorganization of production relations in order to develop agricultural production of agricultural sector in Dagestan Republic. The main attention is paid to the building of integrated corporate structures (ICS), production relations of which advantageously differ from existing in planning - administrative and well-established in modern market systems. The author represents general characteristics of the types of agricultural sector system and also organized structure of ICS in agricultural sector of the region, which can be used and in the other regions.
Ключевые слова: интегратор, интегрированные корпоративные структуры, агропромышленный комплекс, участники интегрированных корпоративных структур.
Key words: integrator, integrated corporate structures, agricultural sector, the participants of integrated corporate structures agricultural sector the participants of integrated corporate structures.
Интегрированные агропромышленные объединения являются в настоящее время важнейшим направлением реализации объективного процесса агропромышленной интеграции в экономике России. Они представляют собой организационно-экономические структуры любой правовой формы, объединяющие технологически или экономически взаимосвязанных участников агропромышленного производства. Главная задача таких формирований состоит в обеспечении ориентации входящих в них звеньев на достижение главной цели - производство сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки в необходимых объемах с минимальными затратами, не ущемляя при этом интересов каждого звена. Вследствие глобализации экономики, конкуренция приобретает всеобъемлющий характер, охватывая рынок потре-
бителей, ресурсов, информации, труда и капитала. Выживание предприятий АПК и их конкурентоспособность определяется возможностью их адаптации к условиям динамично изменяющейся внешней среды, рыночных отношений, а значит, находится в прямой зависимости от непрерывного роста и совершенствования. Важнейшая составляющая развития и совершенствования - это постоянный приток инвестиций, который может быть обеспечен путем создания эффективного механизма управления, адекватного происходящим переменам. Сложившееся положение в значительной степени актуализировало проблему обеспечения инвестиционной привлекательности предприятий АПК для владельцев капитала. Необходимость решения данной проблемы привела к возникновению новой концепции эффективности менеджмента в АПК - концепции управления стоимостью предприятия, направленной на ее максимизацию в интересах собственников (акционеров). Внедрение управления стоимостью предприятия в АПК приводит к переходу на новую концепцию эффективного менеджмента теоретического переосмысления этого явления в практике, и решения ряда методических и организационных проблем, связанных с определением параметров стоимости сельскохозяйственных предприятий, факторов, влияющих на ее величину, а также с построением эффективной системы управления предприятием, ориентированным на максимизацию его стоимости. Стоимость предприятия оказалась тем интегральным критерием эффективности, который позволяет объединить в себе всю совокупность достижений предприятия и, благодаря своей универсальности, обеспечивает возможность достижения стратегических целей, независимо от длительности временного горизонта планирования.
Важнейшая особенность современных интегрированных агропромышленных формирований состоит в том, что в их функционировании, помимо сельскохозяйственных, перерабатывающих, торговых и обслуживающих отраслей АПК, принимают участие структуры, технологически не связанные с агропромышленным производством. Через прямое и опосредованное участие в деятельности объединений происходит слияние аграрного капитала с капиталом финансовых и индустриально-промышленных отраслей.
При построении ИКС важным условием является соблюдение эффективных принципов кооперации и интеграции. До сих пор в теории подробно рассматривался лишь добровольный тип кооперации, тогда как в практике реально существуют и применяются не только кооперативные формы, а также различные типы производственных отношений.
Формирование модели ИКС АПК должно быть вариантно, что обусловлено существованием различных типов развития отношений, определяющих необходимость выбора наиболее приемлемого типа участия каждого потенциального субъекта КИС.
Совокупность возможных форм отношений и связей в КИС (КИКС) обуславливается состоянием развития производительных сил и характером производственных отношений на различных уровнях сельскохозяйственного производства, АПК, народного хозяйства в целом.
Выбор типа участия каждого конкретного субъекта и установление форм отношений на различных уровнях системы АПК, очевидно, зависит от множества критериев, которые определяются признаками и принципами типов и форм, научными закономерностями общественного развития.
Рис. 1. Схема выбора приемлемого типа участия субъекта в КИС Выбор типа участия субъекта в системе АПК, по нашему мнению, должен быть обусловлен следующими основными критериями: финансовое состояние (2-го порядка, среднесрочный), состояние технико-технологической
базы (3-го порядка, долгосрочный), состояние земельных ресурсов (4-го порядка, бессрочный), эффективность собственников труда (1-го порядка, краткосрочный). Указанные критерии подразделены по порядку их влияния во времени на результат финансово-хозяйственной деятельности, а также порядку и продолжительности их эволюционного изменения (ухудшения или улучшения) при изменении (ухудшении или улучшении) эффективности хозяйственной деятельности, чем и определяется их важность в комплексной оценке существующей эффективности субъектов хозяйствования.
На рис. 1 представлена схема выбора приемлемого типа участия каждого потенциального субъекта КИС. Использованию данной схемы должно предшествовать количественное измерение критериев.
Важнейшими требованиями к группе показателей, оценивающих конкретный критерий типа участия, являются первичность и независимость друг от друга обуславливающих их факторов, существенность влияния на критерий, зависимость только лишь от статического состояния содержания влияющей характеристики. Производные факторы и факторы, о первичности которых судить сложно, следует отклонять. Состояние формы любой характеристики в расчет принимать не следует, так как потенциал возможностей развития задается содержанием, а форма - это механизм реализации этих возможностей. Состояние формы следует учитывать при выборе формы реализации типа участия.
Наиболее существенно влияет и характеризует результативность производственно-хозяйственной деятельности предприятия критерий эффективности (виды эффективности: производственная, экономическая, социальная).
Процесс труда (деятельности) требует в первую очередь наличия рабочей силы, которая оживляет, приводит в действие производительные силы.
Состояние рабочей силы, эффективность ее труда (деятельности) в первую очередь определяется деловыми качествами носителей труда, эффективностью собственников труда.
Критерий финансового состояния характеризует предполагаемую степень финансовой независимости субъекта хозяйствования. Собственные финансовые ресурсы всегда ограничены, использование заемных и наемных средств почти всегда обусловлено их срочностью, платностью и возвратностью. Отсутствие достаточного количества финансовых ресурсов на предприятии потребует их вливания извне (из системы). В условиях низкой эффективности собственников труда любое вливание средств обусловит их неэффективное использование. И, наоборот, недостаток финансовых ресурсов влечет за собой перебои в финансировании текущих расходов, перебои в производстве и может сказаться на результатах деятельности, доходах собственников труда, а также еще более снизить эффективность последних.
Удовлетворительное финансовое состояние может сопровождаться неудовлетворительным состоянием технико-технологической базы и земельных ресурсов, и наоборот. Наиболее правдоподобно первое, что может быть вызвано недостаточной удовлетворительностью финансового состояния для восстановления (возобновления) технико-технологических, земельных ре-
сурсов, хищническим отношением к ним, а также неэффективным использованием финансовых ресурсов. Второе может быть обусловлено высоким изначальным потенциалом указанных ресурсов; бережливым отношением к ним; недостаточно интенсивным использованием или не использованием; недавним исчерпанием потенциала финансового состояния, почему не было повода растаскивать потенциал технико-технологический.
Технико-технологическая база - это, как правило, активы долгосрочного характера, их восстановление требует крупных долгосрочных финансовых вложений. Неудовлетворительное состояние технико-технологической базы обуславливает ограниченную возможность эффективного ведения самостоятельной, независимой хозяйственной деятельности участником системы в долгосрочной перспективе. Количественное и качественное ее состояние является техническим фактором своевременности и качества выполнения совокупности мероприятий, обусловленных технологией деятельности.
Состояние земельных ресурсов, в сельском хозяйстве - это сельскохозяйственные угодья, является четвертым по важности и бессрочным критерием выбора типа участия. Истощенные, пораженные (болезнями, вредителями, вредными веществами) земельные ресурсы сложно восстановимы даже в долгосрочной перспективе. Получение высоких урожаев, продуктивности животных и обеспечение повышения эффективности деятельности в хозяйствах с бедными, малопродуктивными, зараженными почвами требуют крупных разовых и ежегодных вложений в обеззараживание, осушение, повышение плодородия, текущую урожайность, средства защиты растений и животных и т.д.
Земельные ресурсы - это специфический фактор производства, отличающий сельское хозяйства от прочих отраслей, являющийся незаменимым предметом и средством труда. Состояние земельных ресурсов наравне с прочими критериями определяет эффективность сельскохозяйственной деятельности. Однако в конкретный момент времени влияние его четверично. Влияние состояния рассмотренных выше факторов на состояние земельных ресурсов прямое, более сильное и более краткосрочное, чем обратное, действующее через уже полученный результат, определяемый каждым из четырех факторов.
Для целей анализа состояния земельных ресурсов, на наш взгляд, необходимо и достаточно учитывать их естественное и приобретенное (утраченное) плодородие, различные специфические свойства почв, оказывающие влияние на урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, качество продукции, затратность или доходность единицы продукции, особенности климатических условий места расположения сельскохозяйственных угодий, среднюю удаленность от складов организации, населенных пунктов районного и республиканского значения, и иные факторы, увеличивающие или уменьшающие ценность земли как специфического сельскохозяйственного средства и предмета труда. Речь идет о всех тех факторах, которые определяют все три вида земельной ренты.
Особенности климатических условий (уровень их стабильности) являются важным фактором, влияющим на динамику урожайности сельскохозяйственных культур. Оценка климатических условий, на наш взгляд, должна основываться на оценке и учете климатического риска. Для измерения величины климатического риска на единицу урожайности по конкретной культуре можно использовать коэффициент вариации - соотношение среднего квадратического отклонения урожайности сельскохозяйственной культуры в организации (районе) и ее среднего ожидаемого (арифметического) значения. Так как коэффициент вариации характеризует величину риска получения как отрицательного, так и положительного результата, а распределение вероятностей, очевидно, равномерное, то величина риска получения отрицательного результата (отрицательного значения разницы между фактическим значением урожайности и ее средним ожидаемым значением) составит половину коэффициента вариации. Соотношение величины риска получения отрицательного результата в организации (районе) с его средней величиной в районе (регионе) есть коэффициент, на который требуется скорректировать средний балл по результатам бонитировки. Величина риска получения отрицательного результата по ряду культур организации (района) может быть рассчитана как средняя взвешенная, где взвешиваемым значением выступает величина риска, а весом - доля площади сельскохозяйственной культуры в общей площади сельскохозяйственных угодий.
В табл.1 показаны основные преимущества предлагаемой для организации системы АПК.
Таблица 1
Общая характеристика типов систем АПК_
Признаки Тип системы
планово-распорядительная рыночная ИКС
1. Содержание производственных отношений Отношения, основанные на эксплуатации ресурсов участников системы Отношения, основанные на экономической эксплуатации более слабых субъектов более сильными Отношения, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве всех участников и эксплуатации ресурсов системы
2.Тип собственности Общая собственность Индивидуальная собственность Корпоративная собственность
3. Характерные типы связей между участниками Принудительные, наемно- принудительные Наемно-добровольные Добровольные, наемно-добровольные, наемно-принудительные
4. Характерные формы экономических связей Объединения в форме треста, двухсторонние договора Договора контрактации Различные формы объединений, многосторонние соглашения, двухсторонние договора
5.Длительность отношений Как правило, бессрочные Как правило, краткосрочные Как правило, долгосрочные
6. Организация системы Централизованная Отсутствует Децентрализованная
7. Механизм формирования внутренних цен систе- Определяется интересами системы Двухсторонние переговоры участников, результат которых Определяется механизмом распределения доходов
Признаки Тип системы
планово-распорядительная рыночная ИКС
мы зависит от соотношения сил сторон
8. Механизм формирования внешних цен системы Двухсторонние договоренности либо торги Двухсторонние договоренности (с учетом соглашений участников) либо посредством биржевых торгов
9. Механизм распределения ДОХОДОВ Произвольные, определяются целями, преследуемыми системой Определяется механизмом формирования цен Пропорционально нормативным затратам с учетом отраслевой специфики участников
10. Механизм распределения добавленной стоимости Пропорционально участию трудом (деятельностью), капиталом с учетом отраслевой специфики, статуса участников и потребностей развития системы
11.Расчетно-финансовая система Представлена системой банков, страховых, инвестиционных, лизинговых организаций, расчетно-кассовых и контрольно- ревизионных центров системы, а также касс, учетных, кредитных, страховых служб и отделов при вертикально подчиненных бухгалтериях, финансовых учетно-расчетных центрах (далее ФУРЦ) участников системы Реализуется на основе взаимодействия независимых расчетно-кассовых центров, банков, кредитных, инвестиционных, лизинговых, страховых организаций, ФУРЦ других организаций с бухгалтериями участников Реализуются посредством взаимодействия входящих в систему специализированных кредитных, страховых, аудиторских, лизинговых, инвестиционных организаций, расчетно-кассовых центров, подчиненных единому центру, а также касс, учетных, кредитных, страховых служб и отделов при независимых бухгалтериях, ФУРЦ участников различных уровней системы
12 .Учетно-ревизионная система
13. Кредитно-финансовая система
14. Страховая система
15. Инвестиционная система
16. Система найма (лизинг, аренда, селенг)
17. Административно-правовой механизм Состоит в выполнении требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ, местных органов, контролирующих организаций, положений, инструкций, приказов и распоряжений органов управления вышестоящих уровней Реализуется через систему требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ, местных органов и контролирующих организаций Представлен системой требований законодательных и нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ, местных органов, контролирующих организаций, уставов, соглашений, положений, решений участников объединений
18. Тип управления Иерархический Анархический Демократический или смешанный
19. Тип структуры управления Иерархический Отсутствует Органический
Законченный вариант организационной структуры ИКС АПК региона приведен на рис. 2, где представлена организационная структура ИКС АПК
региона, состоящая из 4 уровней. Такой подход обусловлен структурой АПК и его территориальной протяженностью. Каждый уровень данной системы должен иметь администрацию, управляющую деятельностью администраций и хозяйствующих субъектов нижестоящих уровней.
В состав районных ИКС имеют возможность войти все организации АПК районов. В качестве интеграторов в объединениях районного уровня могут выступать крупные организации районного значения добровольного типа, либо специально учреждаемая управляющая компания в форме ОАО.
Структура администрации системы на любом уровне должна состоять из корпоративного и управляющего центров. Управляющий центр (или интегратор) - это система органов управления (или организация), концентрирующая в своих руках управление всей совокупностью одинаковых, взаимозависимых и взаимосвязанных функций хозяйственной деятельности субъектов АПК - участников системы, а также функций, не связанных с деятельностью АПК, но диверсифицирующих ее. Корпоративный центр (или координатор) - это действующий на постоянной основе координирующий и контролирующий деятельность интегратора орган или организация. На рис. 2 в качестве интеграторов выступают региональная и районные агропромышленные корпорации, а в качестве координаторов - региональная и районные агропромышленные ассоциации.
Интегратор может быть учрежден как всеми участниками системы, так и определенной их группой либо функции интегратора могут быть переданы уже существующей преуспевающей организации.
Даже в том случае, когда интегратор будет учрежден всеми участниками системы, что маловероятно, сложно достижимо и необязательно обеспечение равной имущественной доли в нем каждого.
Координатор служит интересам лишь участников системы, что достигается посредством его учреждения в форме некоммерческой организации. К основным функциям координатора относятся корпоративное управление, пресечение неправомерных действий управляющего центра, контроль его работы, назначение и отстранение от работы его высших руководителей, принятие и отстранение системообразующей нормативно-правовой документации.
В некоторых случаях возможно представление координатора и интегратора в лице одной организации. Это возможно, в частности, в следующих случаях: при объединении участников в форме треста; при объединении участников в форме холдинга, когда в управляющей компании сосредотачивается блокирующий пакет акций (долей).
Первый уровень ИКС представлен малыми формами хозяйствования: ЛПХ, КФХ, ЧП, некрупными ООО и ЗАО. Они отличаются маленькими размерами, высокой степенью живучести и приспособляемости к любым кризисам и изменениям во внешней среде. Вся целесообразность их существования основывается на неограниченных возможностях реализации эффекта индивидуализации и очень высокой мобильности.
Министерство сельского хозяйства и продовольст-
ОАО «Региональная агропромышленная корпорация»
Региональная агропромышленная ассоциация
Управления сельского хо-
ОАО «Районные (межрайонные) агропромышленные коппопаиии (агпоАипмы)»
Районные агропромышленные ассоциации
Розничные Перерабаты-
торговые и
заготови- вающие пред-
тельные приятия
организации
Сельскохозяйственные предпри-
ятия
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (иные объединения) снабженческо-сбытового, кредитного, страхового, прочего обслуживания ма-
Обслуживающие предприятия (ремонтные, автотранспортные орга-
Прочая инфраструктура
Малые формы хозяйствования (ЛПХ, КФХ, частные предприниматели, юридические лица)
Рис .2. Структура интегрированной корпоративной структуры АПК региона
В силу своих небольших размеров малые формы хозяйствования, как правило, не имеют возможности выступать контрагентами на уровнях более высоких, чем район, мало влияют на цены факторов производства и реализуемой продукции. Поэтому они часто являются средством наживы со стороны многочисленных коммерческих посредников. Тем не менее, деятельность малых форм иногда бывает более стабильна и успешна, чем крупных, благодаря более высокой эффективности их собственников^
Усилия малых форм хозяйствования нуждаются в кооперировании, что может быть достигнуто посредством их объединения и последующего участия в районных агрофирмах или посредством создания специальных отделов в субъектах АПК второго уровня.
Второй уровень системы - это взаимосвязь и единство некрупных структурных подразделений, малых форм хозяйствования организационно представляющих собой элементы одной из перечисленных в первой главе форм объединений, функционирующие на принципах хозяйственного (коммерческого) расчета и совокупности прав, обязанностей и ответственности за результаты своей работы, реализуемые через хозяйственный механизм этого объединения. Данный уровень представлен субъектами АПК различных организационно-правовых форм и видов деятельности, являющимися потенциальными участниками объединений районного (межрайонного) уровня: сельскохозяйственными, перерабатывающими, обслуживающими предприятиями, торговыми и заготовительными организациями, прочей инфраструктурой, объединениями малых форм хозяйствования.
Учитывая современное состояние и тенденции развития экономики АПК, основную ставку мы делаем на кооперационные и интеграционные процессы, возможные именно на третьем и четвертом его уровнях.
Третий (районный или межрайонный) уровень - это крупная агропромышленная система: агропромышленная организация районного (межрайонного) значения или агропромышленное объединение некрупных хозяйствующих субъектов, представляющих второй уровень АПК.
Интегратор районного уровня - это созданная участниками или уже существующая, крупная в рамках района, экономически устойчивая организация, сотрудничество с которой для остальных субъектов, безусловно, решает их жизненно важные нужды и интересы, это центр активизации хозяйственной деятельности, это живой опыт эффективной организации и управления. Интеграторами районного уровня могут выступать крупные перерабатывающие, торгово-заготовительные, сельскохозяйственные организации, их
1 Малое предпринимательство в АПК России нашло широкое распространение и производит значительную часть продукции сельского хозяйства. Поэтому поддержание развития и использование потенциала наиболее перспективных предпринимателей малого бизнеса должно являться одной из самых важных стратегических задач функционирования ИКС. Особенно эта задача становится актуальной вследствии пересмотра штатного расписания вновь создаваемых интегрированных структур. Многие специалисты и работники, как показывает практика, лишаются временно или надолго своего привычного места работы. Нежелание мириться с этим или отсутствие нового места работы оставляет, в качестве одного из вариантов, возможность этим людям зарабатывать себе на жизнь посредством ведения ЛПХ или даже организации КФХ.
коммерческие объединения. Такие организации реально существуют в АПК, их количество в настоящее время невелико, но достаточно.
Координатор - это организация или орган, на которую возлагаются общее руководство и координация работой интегрированной системы, он является первой инстанцией разрешения возникающих хозяйственных споров.
Интегрируемые субъекты районного уровня - это хозяйствующие организации, их объединения различных видов деятельности, финансовой устойчивости, преследующие ту или иную выгоду от интеграции, либо не способные к самореанимации, являющиеся представителями второго уровня АПК. Субъекты хозяйствования могут входить в состав ИКС в различном качестве и различными способами. Одни участники могут входить в состав на корпоративно-долевой основе, другие - на договорной, третьи - кооперативной, четвертые - в качестве структурных подразделений, возможны и смешанные варианты. Конкретные механизмы и способы кооперации-интеграции зависят от конкретных условий их реализации.
Четвертый уровень системы строится на ИКС АПК районов (агрофирмах), крупных специализированных субъектах АПК межрайонного и регионального значения, и требует учреждения регионального интегратора и регионального координатора. Данная система решает проблемы АПК региона и в отличие от предыдущего уровня, базировавшегося на процессах кооперации и интеграции, в большей степени основана на процессах кооперации и конгломерации.
Участниками четвертого уровня АПК, кроме выше перечисленных, могут выступать также крупные торгово-заготовительные, кредитные, страховые, инвестиционные, лизинговые и прочие организации. В качестве альтернативы их участию может быть предпринято учреждение данных институтов участниками системы АПК регионального уровня.
Дальнейшее развитие АПК России может потребовать организации пятого (по федеральным округам) и шестого (всероссийского) уровней системы.
ИКС хозяйствования АПК региона не ставит своей целью монополизацию рынков сельскохозяйственного сырья и продуктов питания в регионе, но призвана сделать их цивилизованными, восстановить справедливость в распределении создаваемой добавленной стоимости, наладить системы снабжения и сбыта, финансирования, кредитования, страхования, информационного и научного обеспечения, защищать свои интересы на всех, уровнях законодательной, исполнительной и судебной властей.
Есть следующие основания полагать, что предлагаемое объединение в рамках АПК региона не сможет занять доминирующее положение на рынке продовольствия в Республике Дагестан: - не все субъекты АПК Республики Дагестан пожелают стать участниками системы; - границы продовольственных рынков регионов РФ, в том числе Дагестана, открыты для импортеров. Более 50% всего продовольствия, реализуемого на территории Дагестана, является не местным; - возможно создание 2-4 независимых друг от друга агропромышленных объединений регионального уровня.
Объединения в рамках районного АПК не смогут занимать доминирующее положение по следующим основаниям: - не все субъекты АПК районов пожелают стать участниками системы; - границы продовольственных рынков районов всегда были и будут открыты для продовольственных рынков остальных районов; - возможно создание 2-3 независимых друг от друга агропромышленных объединений районного уровня в каждом районе.
Таблица 2
Организация управления имущественными комплексами участников системы
Тип участия Добровольный Наемно-добровольный Наемно-принудительный Принудительный
Участие в интеграторе (в форме ОАО) Передача части имущества интегратору в размере не менее 25% стоимости своего имущества в качестве вклада в уставный капитал Передача части имущества интегратору в размере не менее 51% стоимости своего имущества в качестве вклада в уставный капитал Передача имущества интегратору в размере 100% в качестве вклада в уставный капитал возможно с последующей ликвидацией или банкротством участников; либо банкротство с последующим выкупом, арендой имущества или получением в качестве вклада в уставный капитал; либо выкуп, аренда имущества и т.д.
Участие в координаторе Участники учреждают координатора (ассоциацию, союз), вносят минимальные, равные взносы. Работники-собственники (учредители участников) выбирают представителей для участия в координаторе. Участники передают акции, доли в интеграторе в доверительное управление координатору Не участвует
Управление интегратором Управление и координацию деятельности интегратора осуществляет координатор как управляющий собственностью участников, а также регулируют органы государственной власти по вопросам своей компетенции
Управление координатором Управление координатором осуществляют его участии -ки по демократическому или смешанному принципу (по решению участников в момент формирования учредительных документов), а также регулируют органы государственной власти в рамках своей компетенции
Управление участниками Управление деятельностью участников осуществляет интегратор в соответствии с эффективными принципами кооперации-интеграции и важнейшими организационно-экономическими принципами функционирования системы
Использование имущественного комплекса интегратора Имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал передается интегратором его вкладчикам в срочное безвозмездное пользование, другим участникам (при отказе вкладчиков) - в аренду, кредит, на основе договоров о разделе продук-ции и т.д. На базе имущества участников формируются производственные подразделения интегратора. Имущество передается трудовым коллективам принудительно-наемных подразделений в пользование на экономически целесообразных принципах (аренда, раздел продукции, кредит и т.д.). За принудительными подразделениями, в которые нанимаются работники, специалисты, руководители, имущество закрепляется
Экономико-правовая форма вновь созданной ИКС в результате реорганизации имущественных комплексов ее участников должна гарантировать выполнение ими всех взятых на себя после вступления в систему обязательств перед системой и остальными участниками. Участники системы не
должны иметь возможности уклониться от исполнения своих обязательств или избежать ответственности за уклонение от них, если неисполнение обязательств влечет за собой ущерб системе или ее участникам. Поэтому руководство системы должно иметь возможность безусловно компенсировать этот ущерб, без обращения в суд, что, очевидно, целесообразно делать за счет ранее внесенных вкладов в общее имущество. То есть система должна быть распорядителем вкладов (или имущества).
Фактически речь идет о необходимости формирования ИКС смешанной формы, в которой будут присутствовать трестовые, холдинговые, картельные и синдикатные связи и отношения в зависимости от приемлемого типа участия субъектов АПК. Механизм объединения участников системы и организации управления их имущественными комплексами описан в табл. 2.
Фактически в отношениях «система-участники» мы имеем дело с договорным холдингом и трестом. Холдинговые связи действуют в отношении добровольных участников и вытекают из договоров доверительного управления, что необходимо для централизации управления и гарантирования исполнения принципов кооперации-интеграции, нормативно-правовой документации системы и различных обязательств участников перед системой и остальными участниками. В остальных случаях в отношении добровольных участников действуют синдикатные и картельные связи. Трестовые связи есть следствие лишения юридической самостоятельности принудительных и основной массы наемно-принудительных участников, что объясняется необходимостью более жесткого регулирования и контроля деятельности таких участников, возможно, вплоть до лишения производственно-хозяйственной самостоятельности, частичной или полной реорганизации. В отношениях «участники-система» (кроме принудительных участников) имеют место лишь холдинговые связи, что необходимо для гарантирования исполнения системой воли большинства ее участников.
Соблюдение имущественно-ассоциативного (смешанного) принципа управления заключается в таком распределении прав на управление, при котором право на участие в управлении каждого субъекта собственности учитывало бы и долю его капитала в общем имуществе, и сам факт участия собственника в тресте.
Реализация данного принципа должна предполагать, по нашему мнению, расчет величины права на управление каждого участника как среднюю арифметическую от величины права на управление по имущественному принципу (по доле каждого участника в общей собственности) и по ассоциативному (демократическому) принципу (один участник - один голос).
_Литература_
1. Козловская Э.А., Демиденко Д.С., Яковлева Е.А., Гаджиев М.М. Стоимостной подход к управлению инновационным процессом на предприятии: учебник по классическому университетскому образованию. ФГОУ ВПО ЮФУ. - СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2010. - 180с.
1. Кириленко А. Современные интеграционные процессы в АПК // АПК: экономика, управление, №10, 2002.
2. Минаков П.А., Сабетова Л.А. Экономика сельского хозяйства. - М.: Колос, 2000.
3. Якутии Ю.В. Концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции. - М.: РЭЖ, 1998.