Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РАЗБИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Л.Е. ТЕПЛОВА
кандидат экономических наук, профессор Белгородского университета потребительской кооперации
Изменения системы социально-экономических отношений в конце XX в. привели к созданию постиндустриального общества, в котором рост индустриализации сопровождается качественными социальными изменениями форм собственности, рыночной экономики, плюралистической демократии, глобальным ростом интеграционных процессов в экономической, культурной, социальной и политической сферах.
Информационно-компьютерная революция ведет к глубокой трансформации социального мира - принципиально новому состоянию культуры и цивилизации с приоритетом таких ценностей в качестве цели как повышение роли человека, самовыражение личности, социальное партнерство, что составляет субъективную сторону функционирования организации, актуализирующую проблематику сохранения в ее рамках единства целей, ценностей и целостности.
Парадигмальный поворот к постиндустриальному обществу способствовал формированию постэкономической организации и гибких систем управления, обусловивших появление соответствующей им организационной культуры, которая стала отправной точкой последующих трансформаций культурного пространства цивилизации. Исследования, проведенные К. Камертоном и Р. Куинни, преуспевающих зарубежных фирм, таких как South-West Airlines, Wal-Mart, Tyson Foods, Circuit City, которые не занимают лидирующего положения по показателю освоения доли рынка, подтвердили, что их самым важным конкурентным преимуществом, наиболее мощным фактором, который все они выделяют как ключевую составляющую своего успеха, является культура их организаций. Успех названных фирм определяется скорее ценностями компаний, чем отношением к рыночным силам; скорее заповедями личного свойства, чем завоеванием позиций в конкурентной борьбе; скорее заботой о понимании ситуации, чем проблемами ресурсного преимущества [1].
Большинство ученых и руководителей организаций осознают, что культура оказывает мощное влияние на результаты хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе.
© Теплова Л.Е., 2005
В России процесс перехода от социализма к капитализму актуализировал проблематику организационной культуры, сформировавшейся на высшей стадии рыночного индустриального общества и адаптации ее к новым российским успехам.
Реальные достижения организационной культуры заслуживают глубокого освоения, более вдумчивой оценки и адекватной интерпретации. Вместе с тем восприятие постиндустриальной философии бизнеса обращает внимание российского менеджмента к наработкам в области корпоративной и предпринимательской культуры.
Представляет интерес сравнение корпоративной и предпринимательской культур с культурой потребительской кооперации (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение параметров культур потребительской кооперации, корпоративной и предпринимательской
Параметры сравнения Культура потребительской кооперации Корпоративная культура1 Предпринимательская культура1
Объект анализа Система социально ориентированных организаций Многопрофильная компания Международная корпорация Организация как субъект хозяйствования
Концептуальный диапазон На уровне системы и отдельных организаций На уровне корпорации В масштабах страны
Содержание Частное, не типичное для всех организаций Частное, не типичное для всех организаций Описывает особенности культуры организации с точки зрения специфических, исторически обусловленных условий
Источники возникновения Органы управления пайщиков Правление Совет директоров Руководитель/ собственник
Доминирующая институциональная ценность Повышение качества жизни пайщиков и населения Ресурсосбережение Расширение рынка Оргтехническое развитие производства Развитие личности Повышение качества Ресурсосбережение Расширение рынка Оргтехническое развитие производства Развитие личности Повышение качества Ресурсосбережение Расширение рынка Оргтехническое развитие производства Развитие личности
Ситуация, иллюстрирующая актуальность проблемы организационной культуры Несоответствие структуры и культуры, развитие новых сфер бизнеса Слияние, поглощение одних предприятий другими Создание и функционирование зарубежных фирм на российском рынке Стремительное развитие предприятий, новых сфер бизнеса
Оказываемое влияние Элементы системы, органы управления, пайщики, персонал, партнеры Взаимодействие между партнерами по бизнесу Процесс общения деловых партнеров Организация бизнеса деловых партнеров
1 В таблице использована база сравнения культур по книге: Грошев И.В. Организационная культура. М.: Юнити-Дана, 2004. С. 10-11.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1
Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1
Культура потребительской кооперации как автономный пласт культуры несет на себе отпечаток индустриальной и постиндустриальной цивилизации. В новых условиях хозяйствования культура потребительской кооперации соединяет прибыльную деятельность с социальной ответственностью перед внутренней и внешней общественностью, что обеспечивает связь экономического, социального и духовного факторов и обусловливает баланс интересов организаций потребительской кооперации с их работниками и членами потребительских обществ, с одной стороны, и обслуживаемым населением и субъектами организационной институциональной структуры, с другой.
Концепция развития культуры потребительской кооперации направлена на переориентацию индустриальной культуры в постиндустриальную, административной в демократическую.
Современная социально-экономическая креативная ассоциация потребителей в форме кооператива или его союза представляет собой относительно обособленную социальную общность, объединяющую собственников, управленцев и работников со специфическими интересами деятельности и требующая от всех творчества и самостоятельности на рабочем месте.
Культура постиндустриального общества направлена на формирование креативных (творческих) организаций с гибким характером внутренней организации, торгово-производственных процессов, регулирования объемов деятельности, занятости, социальной защиты. Именно это качество позволяет современным организациям выживать и развиваться в подвижной конкурентной среде.
Культура организаций потребительской кооперации базируется на ценностях философии общей судьбы, общих интересах работников (персонала) и потребителей (общественности вне организации). Сотрудничество, партнерство, система доверия и согласованных действий становятся не менее важными, чем система хозяйственного управления: люди в современных организациях являются ни зависимыми, ни независимыми - они взаимосвязаны. В таких условиях происходит трансформация принципов жизнедеятельности организаций потребительской кооперации в сторону преимущественно социологизированности - интеграции работников в жизнь организаций системы, мобилизации творчества, самодеятельности, применение неэкономических мотивов и стимулов, как обязательных условий эффективных управленческих и трудовых процессов.
Философия общей судьбы в системе потребительской кооперации формируется на основе политики соучастия, связывающей атмосферу солидарности, включающей:
а) заботу о социальных потребностях членов потребительских обществ и персонала организаций, возможностях реализации ими материальных и иных потребностей;
б) вовлечение в процессы разработки и принятия стратегических направлений деятельности пайщиков и персонала, а также их вовлечение в процессы планирования и обслуживания текущих решений;
в) участие персонала и неработающих в потребительской кооперации пайщиков в собственности и прибылях, экономической деятельности;
г) участие специалистов аппарата управления и работников в контроле за финансово-хозяйственной деятельностью.
Вырабатываемый новый стиль управления характеризуется, с одной стороны, развитием высокой активности работников, а с другой - повышением их ответственности за выполняемую работу. Персонал организации должен быть уверен, что его интересы будут удовлетворены, если в организации будут получены высокие результаты работы. Пайщики, как потребители, и общественность вне организации также должны быть уверены, что успешно работающая кооперативная организация, получающая прибыль, сможет лучше удовлетворить их потребности. Можно отметить, что в основу философии общей судьбы положены морально-этические ценности солидарности, самоконтроля и самоуправления, поэтому такая философия и порождает новый стиль управления в организациях потребительской кооперации, который обеспечивает возможность достижения высоких социально-экономических результатов деятельности потребительских обществ и их союзов, а также удовлетворения персонала, пайщиков и общества. Необходимо подчеркнуть, что при этом акцент переносится с производственных процессов на мотивацию, стимулы и коммуникации работников; успеха, как правило, добиваются те организации, философия которых очевидна как их персоналу, так и общественности внутри и вне организации. Поэтому в концепции культуры каждой кооперативной организации, разработанной на основе общей концепции потребительской кооперации, должны быть следующие положения:
- декларация о миссии - краткое описание целей, стратегий, ценностей, являющихся для системы потребительской кооперации приоритетными;
- определение социальной ответственности - значимости деятельности корпорации в социальном аспекте;
- приоритет принципов трудовой деятельности над доходами;
- политика удержания кадров и пайщиков и реализации их потенциальных возможностей;
- приоритет принципа честности и полной информированности в отношениях с общественностью внутри и вне организации.
На основе общей философии между управляющими и управляемыми складывается новая система отношений, которая характеризуется единством ценностей, норм, правил, ритуалов поведения и общения. Они предстают как внутренние и внеорганизационные отношения управляющих и управляемых по вертикали (субординация, подчинение), взаимодействие между работниками по горизонтали (коллеги, различные должности), взаимоотношения персонала с пайщиками и взаимоотношения персонала и представителей пайщиков с общественностью вне организации. Данные отношения базируются на теории «человеческих отношений» как оппозиция «тейлоризму», которая с определенными трансформациями служит теоретическим фундаментом менеджмента. Исходя из приоритета роли человека в организации, важно учитывать основополагающие направления его социализации в организации:
- приобщение работника к делам организации на основе групповых ценностей с целью социализации;
- обеспечение работнику необходимых условий труда и паритетного управления;
- солидарное разрешение конфликтов;
- применение экономической и неэкономической мотивации и стимуляции труда;
Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1
Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1
- использование социоинженерных механизмов управления человеческими ресурсами как главного источника экономического и социального прогресса в конкурентной среде.
Философия общей судьбы потребительской кооперации заложена в концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г.: «Беречь кооперативное единство, пресекать всякие проявления бюрократизма и сепаратизма, безответственности, бесхозяйственности, усилить контроль со стороны пайщиков за работой органов управления кооперативных организаций, предусматривать в уставах меры ответственности руководителей, игнорирующих законы, допускающих нарушения и злоупотребления, не обеспечивающих эффективную работу организаций» [3, с. 104].
Философия общей судьбы становится жизненно важной, когда она пронизывает всю систему потребительской кооперации сверху донизу и разделяется персоналом на всех уровнях, тогда она имеет преимущества в эффективности и конкурентоспособности, так как работники каждой кооперативной организации, в которой принята общая философия, гордятся своей причастностью к крупной кооперативной социально-экономической системе, осуществляющей деятельность на всем территориальном пространстве России:
- работники потребительских обществ и их союзов чувствуют себя принадлежащими к системе потребительской кооперации;
- уверены, что их личные интересы неразрывно связаны с успехом как своей организации, так и всей системы потребительской кооперации;
- вникают в общие проблемы потребительской кооперации;
- готовы принять более широкую ответственность, преодолевая препятствия:
- быстро откликаются на необходимость выполнения новых задач, решение которых будет способствовать повышению эффективности деятельности своей организации и системы потребительской кооперации.
В результате приверженности каждого работника кооперативной организации философия потребительской кооперации становится частью мировоззрения и культуры всех работников, формируется фирменный стиль поведения, социальное партнерство, позитивная репутация и имидж кооперативной системы.
Культура становится атрибутом современной организации потребительской кооперации и выполняет такие социокультурные задачи:
1. Формирование морально-этических ценностей организации, побуждающих интеллектуальный и духовный потенциал человеческих ресурсов на эффективную реализацию ее миссии и целей деятельности.
2. Упрочение связей (социальное партнерство работников с руководством организации), развитие чувства солидарности работников всех уровней на основе приверженности ценностям, нормам, традициям кооперативных организаций и повышение их ответственности за качество деятельности.
3. Организацию работы и распоряжение человеческими ресурсами таким образом, чтобы деятельность организации обеспечивала высокую мобильность, обогащение, социальную защиту тех, кто в ней работает.
4. Создание фирменного стиля, направленного на повышение качества, укрепление имиджа организации, разработку мотивационных меха-
низмов, способствующих росту степени удовлетворенности работников своим трудом и повышение социального вклада организаций потребительской кооперации в развитие общества.
5. Завоевание благожелательного отношения со стороны общественности, находящейся вне организации.
Элементы организационной культуры потребительской кооперации и факторы внешней среды представлены на рисунке 1.
Факторы, влияющие на организационную культуру
Национальная культура Менталь- ность Культура эффектив- ного бизнеса Професси- ональная культура Конкурентная среда Ценностные ориентации кооперативного движения МКА, ООН, МОТ Культура кооперативных организаций зарубежных стран
Организационная культура
Философия общей судьбы потребительской кооперации Декларация миссии организации Культура труда организации Культура управления организации Культура производства организации Культура участия пайщиков в деятельности организации и управлении Культура взаимоотношений с внешней средой
Элементы организационной культуры
Рис. 1. Компоненты, составляющие культуру организаций потребительской кооперации
Организационная культура посредством содержания выделенных элементов выражает ощущение общего стиля организации и обеспечивает ее гибкость и развитие.
Каждая организация потребительской кооперации имеет свою культуру в зависимости от специфики работы, но назначение ее одно: сплочение трудового коллектива вокруг общих ценностей (норм) и достижение социальной миссии на основе позитивного (демократического) коллективизма.
Изменение организационной культуры потребительской кооперации, находившейся на постсоветском пространстве, происходит постепенно, и это правомерно, так как все исследователи признают, что культура организации - явление весьма устойчивое, и внесение изменений наталкивается на существенные препятствия, прежде всего, субъективного характера. Человеку свойственно тяготение к стереотипности и постоянству базовых ценностей и представлений. Исходя из этого, руководители должны учитывать, что при осуществлении того или иного управляющего воздействия, происходит неизбежное столкновение со сложившейся структурой организации, которая оказывает влияние на способ применения любой из управленческих концепций [1, с 11]. Проблема заключается также в обширности задач, включаемых в концепцию развития организационной культуры потребительской кооперации (рис. 2).
Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1
Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1
Рис. 2. Задачи концепции развития организационной культуры потребительской кооперации
В Концепции развития потребительской кооперации на период до 2010 г. констатируются новые тенденции развития управления в кооперативных организациях системы, рекомендованные Российской научно-практической конференцией «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления». Это, прежде всего, появление новой организационной культуры, переход от административной к рыночной культуре, включающей солидарность и ответственность, сотрудничество, раскрытие творческих возможностей личности, умение идти на разумные компромиссы, сочетание централизации и децентрализации, повышение роли и ответственности руководителей низового звена, в первую очередь, заведующих магазинами. Формирование руководителя нового типа предполагает повышение ответственности за результаты социальной и экономической деятельности [3, с. 104-105].
Таким образом, необходимость разработки концепции развития организационной культуры потребительской кооперации вытекает из сложившихся условий, в которых находится российская потребительская кооперация.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грошев И.В. Организационная культура / И.В. Грошев, П.В. Емельянов, В.М. Юрьев. М.: Юнити-Дана, 2004.
2. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. Ростов н/Д: Издательский центр «МАРТ», 2003.
3. Концепция развития потребительской кооперации на период до 2010 года. М.: Центросоюз России, 2002.
4. Томилов В.В. Культура предпринимательства. ыСПб.: Изд-во «Питер», 2000.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Д 2005 Том 3 № 1