Научная статья на тему 'Необходимость правового регулирования экологии для развития экономики России'

Необходимость правового регулирования экологии для развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЭКОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗЕЛЁНАЯ ЭКОНОМИКА / GREEN ECONOMY / ИНОСТРАННЫЙ ЗАВОД / FOREIGN PLANT / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ECONOMIC COOPERATION / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ECO-REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костян Оксана Александровна

В статье рассматривается взаимовлияние экономики и правового регулирования в области экологии, обосновывается необходимость профилактики правонарушений в области экопользования и нормативного регулирования системы экономических инструментов, стимулирующих экологосбалансированную деятельность. Подмечено, что экономическая оценка эффективности природоохранных мероприятий позволяет учитывать экологический ущерб от функционирующих предприятий и прогнозировать его для вновь сооружаемых объектов, что в дальнейшем способствует улучшению благосостояния общества за счет снижения экономических рисков и дефицита природных ресурсов. Изучено, что восстановление нанесенного загрязнениями ущерба необходимо в целях последующего рационального использования природных ресурсов и формирования экосбалансированного поведения субъектов экологического права, что изучается в относительно новой области экономики, названной «зелёной экономикой». Также в статье обосновывается большая экономическая эффективность политики импортозамещения по сравнению с функционированием иностранных предприятий на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of ecology’s legal regulation for the development of Russian economy

The article deals with the mutual influence of the economy and legal regulation in the field of ecology, substantiates the necessity of environmental offence’s prevention and legal economic instruments’ regulation that stimulates sustainable activities. Noticed that the economic assessment of nature protection actions’ efficiency allows to take into account the environmental damage from existing companies and to predict it for newly constructed ones, which further helps to improve the well-being of society by reducing economic risks and scarcity of natural resources. It has been studied that pollution-caused damage restoration is necessary for further rational use of natural resources and formation of eco-balanced behavior of environmental law’s subjects, that is studied in comparatively new area of economy called “Green economy”. The article also substantiates the greater economic efficiency of import substitution policy in comparison with foreign enterprises functioning in Russia.

Текст научной работы на тему «Необходимость правового регулирования экологии для развития экономики России»

Необходимость правового регулирования экологии для развития экономики России The necessity of ecology's legal regulation for the development of Russian economy

Костян Оксана Александровна

студентка 4 курса очной формы обучения Финансового факультета по профилю «Финансы и кредит»

РЭУ им. Г.В. Плеханова, студентка 2 курса очно-заочной формы обучения Факультета дистанционного обучения, профиль «Гражданско-правовой

РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Москва oxykostyan@gmail. com

Kostyan Oxana Alexandrovna

4-th year student Finance faculty, "Finance and credit" profile Plekhanov Russian University of Economics,

2-nd year student Faculty of distance learning, "Civil" profile Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Moscow oxykostyan@gmail. com

Научный руководитель Васильев Фёдор Петрович

профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова,

член Российской академии юридических наук, доктор юридических наук, профессор vasilev17@mail.ru

Scientific adviser Vasilev Fedor Petrovich

Professor of the Department of Civil Law Disciplines of Plekhanov Russian University of Economics, member of the Russian Academy of Legal Sciences,

doctor of law, professor vasilev17@mail.ru

Аннотация.

В статье рассматривается взаимовлияние экономики и правового регулирования в области экологии, обосновывается необходимость профилактики правонарушений в области экопользования и нормативного регулирования системы экономических инструментов, стимулирующих экологосбалансированную деятельность. Подмечено, что экономическая оценка эффективности природоохранных мероприятий позволяет учитывать экологический ущерб от функционирующих предприятий и прогнозировать его для вновь сооружаемых объектов, что в дальнейшем способствует улучшению благосостояния общества за счет снижения экономических рисков и дефицита природных ресурсов. Изучено, что восстановление нанесенного загрязнениями ущерба необходимо в целях последующего рационального использования природных ресурсов и формирования экосбалансированного поведения субъектов экологического права, что изучается в относительно новой области экономики, названной «зелёной экономикой». Также в статье обосновывается большая экономическая эффективность политики импортозамещения по сравнению с функционированием иностранных предприятий на территории России.

Annotation.

The article deals with the mutual influence of the economy and legal regulation in the field of ecology, substantiates the necessity of environmental offence's prevention and legal economic instruments' regulation that stimulates sustainable activities. Noticed that the economic assessment of nature protection actions' efficiency allows to take into account the environmental damage from existing companies and to predict it for newly constructed ones, which further helps to improve the well-being of society by reducing economic risks and scarcity of natural resources. It has been studied that pollution-caused damage restoration is necessary for further rational use of natural resources and formation of eco-balanced behavior of environmental law's subjects, that is studied in comparatively new area of economy called "Green economy". The article also substantiates the greater economic efficiency of import substitution policy in comparison with foreign enterprises functioning in Russia.

Ключевые слова: экология, экорегулирование, зелёная экономика, иностранный завод, экономическое взаимодействие, импортозамещение.

Keywords: ecology, eco-regulation, green economy, foreign plant, economic cooperation, import substitution.

Впервые термин и общее определение экологии было сделано немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он писал: «под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт». [8, с.14] В настоящий момент понятие экологии стало гораздо шире и рассматривает не только взаимоотношения животного с окружающей средой, но и всех организмов во взаимосвязях между собой и окружающей средой. Экология - важнейший фактор, влияющий на состояние окружающей среды, растительного и животного мира, степень здоровья человека и уровень технологического развития государства. Понимание неразрывной связи человека с природой и необходимости сохранения окружающей среды называется экологическим сознанием. Для сохранения баланса экосистемы (целостная совокупность живых организмов и среды их обитания во взаимодействии друг с другом) необходимо осуществление экорегулирования со стороны государства, проводимое как для формирования экологического воспитания населения и обеспечения экологической безопасности, так и для предотвращения экологических правонарушений и экологического кризиса, которые могут привести к экономическому кризису за счёт несоответствия развития производительных сил и ресурсно-экологических возможностей биосферы и росту затрат бюджета на восстановление экологии в результате возникшего экологического ущерба и необходимости компенсации убытков, причиненных народному хозяйству.

Экорегулирование - система мер, направленных на поддержание и улучшение экосистемы государства и мира. Данная система включает в себя, прежде всего, правовое регулирование, состоящее из конституционных норм, международных норм, норм федерального природоохранного и гражданского законодательства, подзаконных актов, нормативно-правовых и нормативно-технических норм.

Система российского природоохранного (экологического) законодательства состоит из двух видов подсистем:

1. общего назначения, которая включает в себя федеральные законы комплексного характера (Федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ, «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 174-ФЗ, «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ, «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ и другие);

2. природоресурсной направленности, регулирующая отношения по поводу охраны и использования природных объектов (Водный, Земельный, Лесной Кодексы; Федеральные законы «О животном мире» от 24.04.1995 N 52-ФЗ, «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 и проч.

Помимо Кодексов и Федеральных законов природоохранное законодательство представлено подзаконными нормативными правовыми актами: Президента РФ, Правительства РФ, министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти. База источников экологического права представлена также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. В полномочия субъектов РФ в области правовой регламентации охраны окружающей среды входит не только принятие нормативных правовых актов, контроль за их соблюдением, обращение в суд по поводу нарушения законодательства субъектами правоотношений и предъявление исков на возмещение причиненного окружающей среде вреда, но и право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды, право образования особо охраняемых природных территорий (дальнейшее управление и контроль в области охраны и использования этих территорий), право осуществления экологической паспортизации территории и право организации проведения экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Для недопущения негативных экологических последствий необходимо вырабатывать экологически обеспеченные решения по организации и ведению хозяйственной и иной деятельности посредством закрепления экологических требований и стандартов, входящих в систему источников экоправа.

Важную роль в качестве источников экологического права играют ГОСТы - государственные стандарты, СНиПы - строительные нормы и правила, СПы - свод правил по строительству, ГНы - гигиенические нормативы, СанПиНы - санитарные нормы и правила. [10, с.9]

Действие или бездействие, которое сопровождается нарушением законодательства в области природопользования и приводит к возникновению отрицательных изменений в природной среде в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения или уничтожения природных объектов называется экологическим правонарушением. Серьёзное нарушение норм экологического права -противоправное действие, приводящее к резкому ухудшению окружающей среды или разрушению природных ресурсов, уничтожению животных и растений представляет собой экологическое преступление.

В зависимости от степени нанесенного вреда за экологические нарушения и преступления российское законодательство предусматривает различные виды ответственности: дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную. Ответственность выражается в применении мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. Отражение цели данных мер можно найти в пункте 2 статьи 43 УК РФ: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.»

Для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений применяется совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, представляющая собой профилактику правонарушений, необходимость которой обусловлена не только обеспечением правопорядка, но и экономическими причинами: затраты на предупреждение неблагоприятных экологических последствий и сохранение окружающей среды гораздо меньше затрат на восстановление экологии. Особое внимание тесной взаимосвязи экологии и экономики стали уделять начиная с 60-х гг. ХХ века: стали появляться такие термины, как «экономическая экология», «экономика природопользования» или «зелёная экономика». Идея изучения экономических аспектов рационального использования природных ресурсов (и оценка стоимости ресурса) сводится к принципу восстановления обществу нанесенного загрязнениями ущерба для создания экосбалансированного поведения субъектов экологического права. В стоимость экологического

ущерба включается вся совокупность изменений окружающей среды при использовании ресурсов, включая затраты на её восстановление. При оценке ущерба, нанесенного окружающей среде загрязнением, учитываются затраты на восстановление окружающей среды, на изменение технологий с целью снижения загрязнений, на профилактику и лечение населения.

В современных условиях можно выделить следующие элементы формирующегося экономического механизма природопользования:

• система экономических инструментов рационализации природопользования;

• система финансирования природоохранных мероприятий;

• платность природопользования;

• ценообразование с учетом экологического фактора на первичные и вторичные ресурсы;

• создание рынка природных ресурсов;

• экологической страхование;

• экологическая экспертиза проектов;

• лицензирование природопользования;

• создание механизма реализации государственных и региональных экологических программ. [9,

а322]

С одной стороны, затраты на восстановление экологии наносят вред экономике, так как требуют высвобождения денежных средств из бюджета, с другой - при покрытии нанесенного ущерба и восстановлении экосистемы самим загрязнителем, наряду с использованием экономических инструментов природоохранной деятельности - становятся стимулом для развития природоёмкой деятельности. В систему экономических инструментов, стимулирующих экологосбалансированную деятельность, входят: налоги, залоговая система, права на загрязнение, штрафы и прочие платежи.

Налоги являются особенно эффективным инструментом, влияющим как на государственных бюджет, так и на применяемые предприятиями технологии, поскольку для ресурсосберегающих и малоотходных предприятий, уделяющих внимание экологичности своих видов деятельности, применяются налоговые льготы. Более того, налоги на доходы предприятий могут и вовсе не взиматься, в случае, если такие доходы получены от утилизации отходов и вторичных ресурсов, или если организация осуществляет добровольные взносы на природоохранные цели.

Залоговая система (или система «залог-возврат») представляет собой механизм снижения поступления отходов в окружающую среду путём возврата производителю или передачу перерабатывающему предприятию (через специальные пункты сдачи) пустых бутылок, израсходованных электрических батареек и т.п. в целях их повторного использования или переработки.

Так называемое право на загрязнение предоставляется в случае покупки предприятием определенных квот на загрязнение. Получается, что фактически такая покупка квот (как и прочие вышеназванные инструменты) представляет собой аренду государственных природных ресурсов, за которые государство получает доход -своеобразную ренту. Суть прав на загрязнение заключается в определении государством определенного количества загрязняющих веществ, которое может быть выброшено в атмо- и гидросферу в течение года при условии сохранения качества воздуха и воды в нормативно-допустимых пределах. При этом в праве на загрязнение записан определенный объём вредного выброса, что создает конкурентный спрос и рыночное формирование цен на данное право со стороны производителей так, что высокая цена заставляет производителей ограничивать вредные выбросы в окружающую среду, либо ставить очистные системы.

Штрафы являются санкционной мерой по отношению к предприятию, нарушившему экологические нормативы, превысившему нормы добычи и использования природных ресурсов или загрязняющему окружающую среду.

Платежи за загрязнение компенсируют экономический ущерб, нанесенный предприятием окружающей среде, являясь источником денежных средств для ликвидации негативных экологических последствий. Также подобные платежи предназначены в качестве стимула сокращения вредных выбросов предприятий в окружающую среду.

Такая система экономических инструментов, стимулирующих экологосбалансированную деятельность, представляет собой экономическую оценку эффективности природоохранных мероприятий, которая позволяет учитывать экологический ущерб от ныне работающих предприятий и прогнозировать его для вновь сооружаемых объектов.

Взаимосвязанность экологии и экономики в международных масштабах можно проследить в функционировании заводов иностранных предприятий на национальной территории. С одной стороны, иностранные заводы на территории РФ способствуют развитию экономического взаимодействия на межгосударственном уровне. С другой, иностранные предприятия не стремятся применять инновационные технологии и обмениваться опытом, в том числе в сфере природосбережения, что является одним из факторов ухудшения российской экологии. Преследуя экономическую выгоду, производственная деятельность сопровождается обесценением природного капитала (одного из факторов экономического роста): истощает природные ресурсы или снижает способность экосистем выполнять свои функции. В российский бюджет, безусловно, будет поступать налог на прибыль иностранного предприятия, однако предприятие может самостоятельно регулировать величину своей прибыли: к примеру, иностранный филиал на территории РФ осуществляет не полный производственный процесс, а закупает сырьё (концентраты) и материалы у своей головной компании, следовательно, прибыли филиала в России сократится, а прибыль зарубежного головного офиса (завода) возрастёт, принеся экономическую выгоду своему государству. Более того подобные иностранные филиалы берут зарубежные кредиты по более низким процентным ставкам, как следствие, выгоды для банковской системы России такие предприятия тоже не приносят. Кроме того, иностранные предприятия занимают определенную нишу рынка сбыта, ограничивая возможность отечественных производителей наращивать объёмы своего производства или выпускать новые виды продукции за счет ограниченности объёма предложения относительно постоянной величиной спроса (за исключением ажиотажного спроса). К примеру, швейцарская компания Coca-Cola HBC (крупным инвестором, поставщиком концентратов для напитков и правообладателем всех торговых марок которой является американская пищевая компания The Coca-Cola Company) управляет 10 заводами в России. Напиток Coca-Cola занимает достаточно широкую нишу среди российских потребителей, ограничивая спрос на напитки российских компаний: помимо напитка Coca-Cola у компании имеется широкий ассортимент газированных и негазированных напитков. К продукции этой компании, в частности, относятся: Fanta, Sprite, Schweppes; соки и сокосодержащие напитки Добрый, Моя семья, Rich, Pulpy; вода Bon-Aqua; Fuzetea и проч. Получается, что при выходе отечественного производителя на рынок он сталкивается с сильной конкуренцией иностранных компаний, так что говорить об импортозамещении, по крайней мере в сфере производства напитков, затруднительно. Тем не менее импортозамещение послужит достаточным стимулом развития экономики, её независимости от иностранных государств и повышения экологичности производства. Особо остро вопрос необходимости развития собственного производства встал после введения первых санкций со стороны США и ряда европейских государств в отношении России. Санкции, введённые в отношении российских компаний, исключают для них возможность доступа к кредитованию за

рубежом по более низким процентным ставкам, следовательно, в случае получение кредита по более высоким процентным ставкам, возрастает долговая нагрузка на отечественный бизнес. Поэтому из-за нехватки ресурсов, в первую очередь денежных средств, отечественным производителям довольно сложно перейти к наращиванию объёмов производства в короткие сроки.

Однако существует мнение, что от санкций есть и определённые положительные последствия, к примеру: рост доходов от российского экспорта. Увеличение номинального дохода от экспорта становится возможным благодаря более низкому курсу национальной валюты (конвертация полученных от экспорта долларов США в рубли при более низком курсе рубля в номинальном выражении дает больше денежных единиц), но это не означает увеличение реального дохода (вследствие снижения макроэкономических показателей).

Санкции также предусматривают следующие меры: замораживание активов в американских и европейских банках, запрет на установление деловых отношений с Россией (сокращается приток инвестиций в страну), экспорт технологий в Россию и прочие ограничения в области международного сотрудничества, которые могли бы помочь в вопросах аккумулирования знаний и создания высокотехнологичного оборудования, сохраняющего экологическую систему государства, в частности.

Государственная экологическая политика, находящее свое отражение в экономике, определяется Указом Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической безопасности российской экономики, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» и другие акты, направленные на снижение объёмов загрязняющих выбросов и отходов в биосферу, а также снижение энергоемкости ВВП.

Как показывает опыт современной национальной экономики, направление её развития зависит от множества разнообразных тенденций и факторов, не сводимых только лишь к рыночной эволюции. Так, для обеспечения эффективного развития экономических систем важнейшее значение имеют вопросы рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности. [11, с.10] Изучением взаимосвязей экологии и экономики занимается отдельная отрасль науки, которая в последние два десятилетия включила в себя также социальный аспект и стала называться «зелёной экономикой». Зелёная экономика направлена на улучшение благосостояния общества за счет снижения экономических рисков и дефицита природных ресурсов.

Таким образом, взаимодействие правового регулирования и экономики проявляется в части определения величины налоговых платежей, штрафов, формирования обязательных резервов на покрытие возможного экологического ущерба и прочих отчислений в сфере экологопользования.

В настоящее время наблюдается появление новой экономической модели, в рамках которой экономический рост может содействовать благополучному развитию только в том случае, если в обществе обеспечено рациональное использование природных ресурсов, которое должно быть строго регламентировано посредством нормативных правовых актов.

Список используемой литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

3. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ.

4. Указ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

5. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р).

7. Экология XXI века (словарь терминов): Справочно-энциклопедическая литература / Глазко В.И. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 992 с.

8. Экология: Учебник / Потапов А.Д., 2-е изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 528 с.

9. Экология: уч. /В.С. Пушкарь, Л.В. Якименко. - М.: ИНФРА-М, 2017.- 397с.

10. Экологическое регулирование в Российской Федерации: Учебное пособие / Ховавко И.Ю. - М.: Эк. ф-т МГУ, 2017. - 56 с.

11. Зеленая экономика как основа формирования инновационных кластеров в регионах России: монография / Е.В.Гончарова. - Москва: Русайнс, 2017. - 232с.

12. Сотрудничество стран БРИКС для устойчивого развития: материалы Международной научно-практической конференции молодых учёных стран БРИКС: в 2 т. / под общ. Ред. М.А. Боровской, В.В. Высокова, И.К. Шевченко, А.Ю. Архипова. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. Т. 2. -2015. - 311 с.

13. Coca-Cola Hellenic Bottling Company / URL: https://ru.coca-colahellenic.com/ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.