Научная статья на тему 'Необходимость правового регулирования антивирусного программного обеспечения'

Необходимость правового регулирования антивирусного программного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
460
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANTIVIRUS SOFTWARE / CYBERCRIME / COMPUTER CRIME / COMPUTER SOFTWARE REGULATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Большаков Никита Алексеевич, Гаврилин Юрий Викторович

В данной публикации поднимается актуальный вопрос о необходимости законодательного регулирования антивирусного программного обеспечения на российском массовом потребительском рынке. Антивирусное программное обеспечение, призванное противостоять вредоносным программам, априори принимается пользователем как доверенное и поэтому имеет неограниченный доступ к программам и данным, хранящимся в компьютерных системах, на которых оно установлено. Это диктует необходимость законодательного регулирования требований к антивирусному программному обеспечению в целях обеспечения безопасности информационного пространства Российской Федерации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Большаков Никита Алексеевич, Гаврилин Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this publication actual problem of the necessity of legal regulation of antivirus software is raised. Antivirus software which is aimed to counter malware is assumed by its users to be trusted and therefore has unrestricted access to all the programs and data stored on computer systems, where antivirus software is installed. This dictates necessity of legal regulation of antivirus software in order to assure security of Russian information space.

Текст научной работы на тему «Необходимость правового регулирования антивирусного программного обеспечения»

УДК 343.34

Юридические науки

Большаков Никита Алексеевич, Магистрант 2 курса Калужского института (филиала) Федерального Государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» Гаврилин Юрий Викторович, научный руководитель, доктор юридических наук, доцент, кафедры уголовно-правовых дисциплин Калужский институт (филиал) «Всероссийский государственный университет

юстиции (РПА Минюста России)»

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИВИРУСНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация: в данной публикации поднимается актуальный вопрос о необходимости законодательного регулирования антивирусного программного обеспечения на российском массовом потребительском рынке. Антивирусное программное обеспечение, призванное противостоять вредоносным программам, априори принимается пользователем как доверенное и поэтому имеет неограниченный доступ к программам и данным, хранящимся в компьютерных системах, на которых оно установлено. Это диктует необходимость законодательного регулирования требований к антивирусному программному обеспечению в целях обеспечения безопасности информационного пространства Российской Федерации.

Ключевые слова: антивирусное программное обеспечение, преступления в сфере компьютерной информации, правовое регулирование программного обеспечения.

Abstract: In this publication actual problem of the necessity of legal regulation of antivirus software is raised. Antivirus software which is aimed to counter malware is assumed by its users to be trusted and therefore has unrestricted access to all the programs and data stored on computer systems, where antivirus software is installed. This dictates necessity of legal regulation of antivirus software in order to assure security of Russian information space.

Keywords: antivirus software, cybercrime, computer crime, computer software regulation.

С 1990-х годов в России подавляющее большинство документов (в том числе содержащих конфиденциальную информацию) как в частном, так и в государственном секторе создаётся и видоизменяется на персональных компьютерах, подключённых к сети Интернет. При этом в связи с широким распространением компьютерных вирусов почти на каждом персональном компьютере, находящемся под управлением операционной системы MS Windows на сегодняшний день установлено антивирусное программное обеспечение.

Подавляющее большинство обычных пользователей персональных компьютеров не обладает специальными знаниями и навыками, необходимыми для того, чтобы самостоятельно противостоять угрозам, исходящим от компьютерных вирусов и вредоносного программного обеспечения. Поэтому антивирусное программное обеспечение является для обычных пользователей по сути единственной защитой от противоправного посягательства на информацию, хранящуюся на их персональных компьютерах. При этом следует принимать во внимание, что одновременное использование на одном персональном компьютере нескольких антивирусных программ проблематично, поскольку по самой своей природе антивирусная программа, имея высокие привилегии доступа в операционной системе персонального компьютера, может препятствовать работе другого антивирусного программного обеспечения. Таким образом, пользователь персонального

компьютера, выбрав под влиянием рекламы или других факторов не самую эффективную антивирусную программу, может ошибочно считать свой компьютер защищённым и лишиться при этом возможности для его защиты более эффективным антивирусным программным обеспечением. Поэтому, как представляется, к распространяемому на массовом потребительском рынке антивирусному программному обеспечению должны быть предъявлены законодательно закреплённые требования по его функциональным возможностям, гарантирующие адекватную степень защиты персональных компьютеров.

Антивирусное программное обеспечение имеет практически неограниченные возможности доступа ко всем программам и файлам персонального компьютера. Важной особенностью антивирусных программ является то, что они должны постоянно обновляться, чтобы иметь возможность эффективно реагировать на новые компьютерные вирусы. Обновление антивирусного программного обеспечения осуществляется через сеть Интернет. Таким образом, персональные компьютеры, на которых установлено антивирусное программное обеспечение, осуществляют регулярный информационный обмен с серверами, принадлежащими компаниям -разработчикам антивирусного программного обеспечения.

Антивирусное программное обеспечение, имея воможность получать доступ к любым данным, хранящимся на персональных компьютерах, на которых оно установлено и при этом осуществляя регулярный и неподконтрольный пользователю информационный обмен по сети Интернет с серверами компании-разработчика, фактически находится в России вне какого-либо правового регулирования. Согласно статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат в том числе разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации, равно как и деятельность по технической защите конфиденциальной информации [1] .Вместе с тем по сложившейся правоприменительной практике вышеуказанная норма права к

разработке и применению антивирусного программного обеспечения (по крайней мере, на российском массовом потребительском рынке) не применяется.

Данное обстоятельство обусловлено в том числе тем, что на законодательном уровне антивирусное программное обеспечение практически не регулируется и за пределами России, в том числе и в США. Вместе с тем отсутствие законодательного регулирования отнюдь не означает, что за рубежом в принципе отсутствует государственное регулирование данной сферы. Например, правительство США с 2017 года предприняло активные меры к тому, чтобы лишить российскую компанию «Лаборатория Касперского» возможности поставлять своё антивирусное программное обеспечение в государственный сектор США. Также правительство США предприняло усилия к тому, чтобы воспрепятствовать сбыту программного обеспечения «Лаборатории Касперского» через американские торговые сети [2; 3].

На сегодняшний день на российском рынке антивирусного программного обеспечения лидирующие позиции занимает отечественная «Лаборатория Касперского», но существенную долю рынка контролируют и зарубежные конкуренты, среди которых в первую очередь следует отметить американские компании McAfee, Microsoft и Symantec. Наряду с этими крупными игроками периодически на российский рынок антивирусного программного обеспечения пытаются войти и новые игроки.

При сегодняшнем уровне проникновения компьютерных технологий во все сферы жизнедеятельности компьютерные вирусы и вредоносные программы представляют собой серьёзнейшую и возрастающую угрозу. Соответственно, антивирусное программное обеспечение (как отечественное, так и зарубежное), призванное осуществлять противодействие киберугрозам, не может продолжать фактически оставаться вне законодательного регулирования. Следует принимать во внимание, что искусственная монополизация российского рынка антивирусного программного обеспечения (в том числе чрезмерное ограничение посредством законодательно закреплённых запретов

присутствия зарубежных игроков) может пагубно сказаться на уровне защищённости российского киберпространства. Вместе с тем на игроков в данной сфере должны накладываться регуляторные ограничения, чтобы препятствовать злоупотреблениям и в том числе не допускать и пресекать использование антивирусного программного обеспечения вопреки интересам государства и пользователей. Приоритетной целью регулирования должно являться реальное обеспечение материальной ответственности производителей антивирусного программного обеспечения перед пользователями в случае, если в результате использования этого программного обеспечения будет причинён ущерб пользователям.

Решение проблемы может заключаться в лицензировании сбыта и обслуживания антивирусного программного обеспечения на территории Российской Федерации. При этом к лицензионным требованиям может относиться размещение исключительно на территории Российской Федерации серверов, с которых осуществляется обмен информацией с персональными компьютерами, сопряжённый с установкой, обновлением и эксплуатацией антивирусного программного обеспечения. Обязательным условием предоставления лицензии должно быть наличие у производителя антивирусного программного обеспечения постоянного представительства на территории Российской Федерации, обязательное страхование гражданско-правовой ответственности перед российскими пользователями антивирусного программного обеспечения и наличие в пользовательском соглашении условий о рассмотрении в российских судах споров, связанных с использованием российскими пользователями антивирусного программного обеспечения, сертификация российскими государственными органами антивирусного программного обеспечения. Антивирусное программное обеспечение, не прошедшее процедуру лицензирования, не должно допускаться на российский массовый потребительский рынок, а информационный обмен по российскому сегменту сети Интернет между нелицензированным антивирусным

программным обеспечением и серверами её компании-производителя должен блокироваться в установленном законом порядке.

Библиографический список:

1. Федеральный закон № ФЗ-99 от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». (доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»).

2. Jim Finkle, David Ingram Twitter bans ads from Russias Kaspersky Lab [электронный ресурс] URL http://reuters.com/article/us-twitter--kaspersky-lab /twitter-bans--ads-from-russias-kaspersky-lab-idUSKBN1HR2RM (дата обращения 20.10.2019).

3. Kaspersky bans and allegations of Russian government ties [электронный ресурс] URL http://en.wikipedia.org (дата обращения 20.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.