Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / МЛАДЕНЕЦ / РАННИЙ ВОЗРАСТ / РОДИТЕЛИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПОДДЕРЖКА / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лыкова Полина Олеговна

Уже на первом году жизни ребенок младенческого возраста вступает в мир социальных отношений. Взрослый, как никто другой становится для него посредником между ним самим и окружающим миром. Общение - необходимый аспект, без которого формирование ребенка в раннем детстве не сможет пройти успешно. Очень важно найти контакт с малышом, чтобы он не чувствовал себя отчужденно. Ведь в этом возрасте ребенок совсем беспомощен, нуждается в постоянной поддержке и заботе со стороны взрослого. Взрослый, в свою очередь, должен помочь младенцу благополучно пройти этот этап. От того, как пройдет этот период, сформируются дальнейшие взаимоотношения у ребенка в семье и коллективе, его личностные качества, характер, а также индивидуальные и физиологические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO COMMUNICATE WITH ADULTS IN INFANCY

Already in the first year of life, an infant child enters the world of social relations. An adult, like no one else, becomes for him a mediator between himself and the world around him. Communication is a necessary aspect, without which the formation of a child in early childhood cannot be successful. It is very important to find contact with your baby so that he does not feel alienated. Indeed, at this age, the child is completely helpless, needs constant support and care from an adult. The adult, in turn, must help the infant to pass this stage safely. From how this period passes, further relationships will be formed in the child in the family and the team, his personal qualities, character, as well as individual and physiological characteristics.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 37.032

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

студент Лыкова Полина Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Общение выступает одним из основных факторов психического развития малыша. Младенцу недостаточно удовлетворять свои органические потребности, ему необходимо чувствовать взгляд взрослого, ощущать его поддержку, тепло, прикосновения, получать внимание и заботу. Именно в процессе общения со взрослым младенец усваивает человеческие навыки. Недостаток общения взрослого с ребенком может пагубно сказаться на дальнейшем развитии малыша. Уже в первые годы жизни закладывается фундамент физического и психического здоровья человека, поэтому очень важно заложить основу теплых отношений между ребенком и взрослым, создав благоприятные условия для его гармоничного и всестороннего развития.

Изложение основного материала исследования. В своих работах М.И. Лисина писала: «Общение - это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата» [3]. Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является именно эмоционально -личностное общение ребенка со взрослыми людьми.

В исследованиях О.А. Пшеничниковой эта проблема описывается следующим образом: «Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он еще слаб и совершенно беспомощен. Ни одну свою потребность он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, одевают, купают, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем и внешним видом и, что очень важно, разговаривают с ним. Весь уход взрослого за младенцем сопровождается речью, через которую выражается любовь и забота о малыше. Общение - это важнейший фактор психического развития ребенка» [5].

Общение со взрослыми в период младенчества играет пусковую роль в развитии реагирования на важные внешние раздражители. Без такого контакта со взрослым наблюдается значительное замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители.

В процессе повседневного ухода за ребенком и общения с ним осуществляются самые важные моменты взаимодействия: купание, кормление, сборы на прогулку и др. Специфика такого взаимодействия заключается в том, что взрослый проговаривает свои действия, тем самым общается с малышом. Так, общение взрослого с младенцем основывается на базовых его потребностях: безопасность, контакт с мамой (как физиологический, так и психологический), сосание и насыщение, мочеиспускание, потребность в чистоте и уходе, термоадаптация и тепло, сон, познание окружающего. Для малыша совсем неважно, что именно говорит взрослый. Важнее голос, тон, интонация, улыбки, ласковые прикосновения и то, что все внимание взрослого в этот момент обращено к нему. Он слушает и наблюдает за мимикой, жестами и эмоциями взрослого, впитывая и перенимая на себя. Младенец всегда чувствует состояние взрослого. Доверие и искренность ему очень важны.

Даже во время семейных конфликтов, малыш принимает все на себя. К сожалению, родители могут совсем не задумываться об этом. Но такая атмосфера оказывает огромное давление на еще неокрепшую психику ребенка, особенно на первом году жизни, когда младенец только начинает познавать мир социальных отношений. Такое негативное влияние откладывает огромный отпечаток на дальнейшую жизнь малыша [1].

Психологи утверждают, что, даже не принимая участия в семейных конфликтах, ребенок получает сильнейший стресс и напряжение. Регулярные семейные ссоры приводят к негативным последствиям как физического плана, например, задержка в развитии, неспокойный сон, проблемы с речью и зрением, так и психологического плана, что может отразиться на дальнейшем формировании личности ребенка [2]. Так, в работе «Семейное воспитание и развитие личности ребенка» С.Н. Савинков уделяет огромное внимание негативным последствиям конфликтных ситуаций внутри семьи. По его мнению, конфликты родителей настолько глубоко запечатлеваются в детской памяти, что нередко являются чуть ли не единственными детскими воспоминаниями. Если взрослый человек после переживания конфликтной ситуации довольно легко успокаивается и приходит в себя, то для ребенка очень тяжело понять, почему произошел конфликт, и мама с папой так сильно кричали. На фоне этого может появиться ощущение своей ненужности, а в дальнейшем, различные психологические отклонения [6].

Для того, чтобы процесс общения между взрослым и младенцем складывался благополучно, каждый педагог и родитель должны понимать, что общение с ребенком в период младенчества - это не только добрые слова, это еще и хорошие поступки со стороны взрослого, ведь он выступает для малыша примером для подражания, поэтому взрослый должен научиться правильно общаться с малышом [8].

Первый способ - это тактильные ощущения. Младенец еще не понимает слов, но зато очень хорошо чувствует прикосновения мамы и папы. Он может успокоиться, если мама будет нежно гладить его, или, наоборот, заплакать, если вдруг мама допустит грубоватое прикосновение. Ребенок, который всегда чувствует ласку и тепло мамы, лучше развивается. Было доказано, что дети, которые получили теплые прикосновения родителей в младенческом возрасте, гораздо лучше понимают невербальное общение. Именно это и является первым способом общения малыша с родителями [7].

Взгляд является важным средством общения взрослого с малышом, его обязательно необходимо использовать с первых дней его жизни. Младенец легко чувствует силу любящего взгляда, поэтому ему очень важно, чтобы мама наблюдала за ним, тем самым, оказывая ему поддержку и помощь. Дети очень хорошо чувствуют, если у мамы холодный, гневный взгляд, он только напугает их и отстранит. Теплый и нежный взгляд всегда приободрит их, снимет боль и обиду, придаст силы и уверенность.

Новорожденный ребенок еще не понимает слов мамы, но может заплакать от резких и громких речей, а также заулыбаться и успокоиться на слова, сказанные нежно и ласково. Громкий голос родителей оказывает давление на ребенка, показывает силу и авторитарность взрослых. Этого малыш очень пугается, и в дальнейшем у него может развиться комплекс заниженной самооценки, замкнутость и страх.

Если разговаривать с ребенком очень быстро, то тогда он начнет нервничать и беспокоиться, потому что не сможет уловить настроение мамы. Монотонная речь, как и быстрая, также неинформативна для младенца. Для общения с ним следует выработать веселую, игровую, спокойную интонацию речи, которая будет ободрять его, веселить. Ему будет интересно слушать слова мамы, которые она сообщает спокойно, но с эмоциональной окраской и различными тонами.

Выводы. В заключение можно отметить, что взрослый необходим для успешного развития и формирования психологических и физиологических качеств младенца. С первых дней жизни ребенок вступает в мир социальных отношений. Именно родители помогают ему успешно пройти этот период. Общение является основным фактором развития психики ребенка. Общение в период младенчества заключается в том, что родители не просто разговаривают с ребенком, а используют различные экспрессивные средства: мимику, жесты, тактильные ощущения, зрительный контакт. Для малыша очень важно чувствовать на себе взгляд мамы, ощущать ее нежные прикосновения, слышать добрый голос. Для того, чтобы процесс общения между взрослым и ребенком протекал полноценно и успешно, взрослый должен обеспечить ребенку чистоту, комфорт и безопасность, а также помочь ему адаптироваться в новом для него мире. Уже с первых дней жизни младенца родители должны находиться с ним в постоянном контакте. Без контакта со взрослым наблюдается значительное замедление реакций малыша на слуховые и зрительные раздражители. Родители выступают для него примером для подражания, поэтому ребенок копирует все действия взрослого. Для родителей очень важно научиться понимать состояние ребенка, как физическое, так и эмоциональное. Без помощи взрослого младенец обойтись не может, он еще очень слаб и совершенно беспомощен, ни одну свою потребность не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, одевают, купают, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем и внешним видом и, что очень важно, разговаривают с ним. Весь уход взрослого за младенцем сопровождается речью, через которую выражается любовь и забота о малыше.

Подводя итог, отметим, что взрослый - это образец для ребенка, поэтому необходимо учитывать то, что малыш будет копировать поведение мамы или папы, тянуться к нему. Важно создать благоприятные условия для развития младенца в семье: не повышать голос, не пугать ребенка, оказывать ему свое внимание и заботу, малыш прекрасно чувствует любое слово, любую эмоцию. Взрослый должен осознавать это и создавать оптимальные условия для гармоничного и всестороннего развития.

Аннотация. Уже на первом году жизни ребенок младенческого возраста вступает в мир социальных отношений. Взрослый, как никто другой становится для него посредником между ним самим и окружающим миром. Общение - необходимый аспект, без которого формирование ребенка в раннем детстве не сможет пройти успешно. Очень важно найти контакт с малышом, чтобы он не чувствовал себя отчужденно. Ведь в этом возрасте ребенок совсем беспомощен, нуждается в постоянной поддержке и заботе со стороны взрослого. Взрослый, в свою очередь, должен помочь младенцу благополучно пройти этот этап. От того, как пройдет этот период, сформируются дальнейшие взаимоотношения у ребенка в семье и коллективе, его личностные качества, характер, а также индивидуальные и физиологические особенности.

Ключевые слова: общение, младенец, ранний возраст, родители, психологические и физиологические особенности, личность, взаимоотношения, поддержка, семья, социальные отношения, окружающий мир.

Annotation. Already in the first year of life, an infant child enters the world of social relations. An adult, like no one else, becomes for him a mediator between himself and the world around him. Communication is a necessary aspect, without which the formation of a child in early childhood cannot be successful. It is very important to find contact with your baby so that he does not feel alienated. Indeed, at this age, the child is completely helpless, needs constant support and care from an adult. The adult, in turn, must help the infant to pass this stage safely. From how this period passes, further relationships will be formed in the child in the family and the team, his personal qualities, character, as well as individual and physiological characteristics.

Keywords: communication, infant, early age, parents, psychological and physiological characteristics, personality, relationships, support, family, social relations, the world around us.

Литература:

1. Агина, Т.С. Психологические особенности тревожности детей от младенчества до старшего дошкольного возраста / Т.С. Агина, С.А. Черкасова // Евразийский научный журнал. - Курск, 2017. -№ 1. - С. 95.

2. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте / В.В. Лебединский. - М.: Издательство Московского Университета, 2001. - 201 с.

3. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

4. Мещерякова, С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослым у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка / С.Ю. Мещерякова // Возрастные особенности психического развития детей: сборник научных трудов. - М.: АПН СССР, 1982. - С. 19-36. - URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=82358.

5. Пшеничникова, О.А. Эмоциональное общение со взрослыми как ведущий вид деятельности в младенчестве / О.А. Пшеничникова, И.П. Шкрябко // Педагогика и психология: перспективы развития. -Чебоксары, 2018. - С. 173-175.

6. Савинков, С.Н. Семейное воспитание и развитие личности ребенка / С.Н. Савинков. - СПб., 2020. - 272 с.

7. Филоненко, Е. Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет. Перезагрузка / Е. Филоненко. - М.: Феникс, 2015. - 288 c.

8. Чухланцева, Е.А. Особенности детско-родительских отношений на примере младенчества / Е.А. Чухланцева // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. - Калуга, 2017. - С. 714-720.

УДК 373.31

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

студент Лукашов Георгий Александрович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Каждый возрастной период ребенка характеризуется ведущим значением какого-либо психического процесса. В младшем школьном возрасте значительно активизируется развитие логического мышления. Согласно теории Л.С. Выготского, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка [2]. Именно в этом возрасте формируются универсальные учебные действия, в частности, познавательные УУД. Они включают в себя, наряду с поиском и отбором информации, логические операции и моделирование [10]. Кроме того, в младшем школьном возрасте формируется и развивается словесно-логическое мышление и произвольное внимание, ребенок получает и развивает навыки интеллектуальных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.

В процессе формирования представлений и природе у младших школьников проблемным вопросом является оторванность городских детей от реального мира природы. При работе с готовыми моделями не происходит выделения существенных признаков и взаимосвязей объектов, ученик зачастую формально сравнивает объекты, не имея необходимого запаса представлений. В этом процессе моделированию принадлежит важная роль.

Изложение основного материала исследования. Изучение источников научной и методической литературы [1, 3, 4, 5, 11, 12] позволяет выделить определенный порядок действий при использовании моделирования на уроке, в частности по предмету «Окружающий мир».

1. Определение учителем возможности, цели, места и времени использования моделирования на уроке, составление плана работы, конкретизация представления о конечной модели объекта и способах ее дальнейшего использования. Этап осуществляется учителем предварительно, самостоятельно.

2. Основной этап (осуществляется совместно учителем и обучающимся):

- постановка цели работы, формирование мотивации;

- первоначальное ознакомление с объектом (актуализация имеющихся знаний об объекте, выделение его существенных характеристик);

- построение каждым учеником идеальной (мысленной) модели;

- совместное обсуждение построенных учениками моделей;

- выбор формы моделирования (схема, рисунок, таблица, символ, материальная модель и т.д.);

- самостоятельное моделирование объекта обучающимися;

- рассмотрение возможностей применения модели в практической деятельности.

3. Получение результатов моделирования, формулировка выводов, в том числе контроль соответствия данной модели оригиналу (кроме контроля учителем, происходит самоконтроль и взаимный контроль обучающимися).

4. Дальнейшее использование модели в учебном процессе.

Для лучшего усвоения материала обучающимися автор учебника «Окружающий мир» А.А. Плешаков использует опорные схемы и условные рисунки. Автор предлагает различные виды моделей, с помощью которых дети могут сформировать представления о тех или иных явлениях природы. Содержание урока в учебниках построено так, что, кроме предлагаемых автором приемов моделирования, учитель может использовать и другие, что позволяет повысить эффективность работы с обучающимися на уроке.

Ниже приведено несколько примеров использования моделирования для закрепления материала из учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир» (серия «Школа России») [7, 8].

Пример 1. Тема «Когда придет суббота» [8, с. 8-9] (усвоение последовательности дней недели). Учащимся предлагается вырезать карточки с названиями дней и составить модель недели, которая поможет запомнить последовательность дней. Используя модель, можно объяснить названия некоторых дней недели: «Понедельник идет после «недели». Вторник - второй день. Среда - середина недели. Четверг - четвертый день, а пятница - пятый». Для лучшего закрепления материала автор использует элемент интерактивного метода: ребенок меняет карточки местами и предлагает соседу найти ошибку. Так, мы видим, что на практике происходит соединение различных методов обучения.

Пример 2. Тема «Когда наступит лето?» (формирование представлений о годовом круге, месяцах разных сезонов года) [8, с. 10-11].

Обучающиеся рассматривают рисунок-схему годового круга в учебнике и отвечают на вопросы учителя. Кроме приведенных в учебнике, вопросы могут быть следующими. Почему год изображен в виде круга? Могут ли месяцы поменяться местами? Почему для каждого месяца и времени года выбран свой цвет?

Для закрепления материала учитель предлагает детям самостоятельно составить свой годовой круг. Для этого он раздает каждому ребенку заготовку схемы годового круга, разделенного на секторы (рис. 1) и предлагает заштриховать подходящими цветами каждый месяц года, сделать недостающие надписи, соблюдая правильный порядок месяцев и времен года, чтобы они сложились в годовой круг. При этом учащимся разрешается использовать учебник. Отдельным заданием можно предложить детям отметить красным кружком месяц, когда они празднуют дни рождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.