Научная статья на тему 'Необходимость модернизации туристской отрасли: некоторые аспекты'

Необходимость модернизации туристской отрасли: некоторые аспекты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
267
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость модернизации туристской отрасли: некоторые аспекты»

очень сложно разомкнуть: низкие доходы населения, по крайней мере, отчасти, связаны с недоразвитостью реального сектора, и наоборот. Пожалуй, это одно из самых серьезных препятствий процессу модернизации в нашей стране.

Что касается накоплений юридических лиц, то для того чтобы их увеличить, необходимо возродить норму, существовавшую в СССР - законодательно установить необходимость хранения амортизационного фонда и строго целевого его расходования, а также ввести налоговые льготы фирмам, осуществляющим капиталовложения. Причем, на первых порах эту норму ввести во всех отраслях, а по мере переформирования структуры экономики в новом цикле Н. Д. Кондратьева и выявления ведущих отраслей этого цикла, оставить льготы только в этих отраслях.

Сейчас активно обсуждается вопрос о том, каким должен быть курс рубля для создания условий для модернизации. И здесь ситуация противоречивая1. С одной стороны, если предполагается, что в результате модернизации экономика сохранит экспортоориентированность, то нужно сохранять курс рубля на низком уровне. С другой стороны, если ориентация будет на внутренний спрос, то курс рубля необходимо повысить. На наш взгляд, правильнее выбрать последний вариант, т.к. при ориентации на внутренний спрос выиграют не одни экспортеры (конечно, учитывая эффект мультипликации, и фирмы смежных отраслей), как в первом варианте, но и все население страны.

Наконец, о субъекте модернизации. Любой крупный национальный проект успешен только при условии его поддержки широкими слоями населения. Поэтому точка зрения, согласно которой только государство или правящая элита должны быть субъектами модернизации (и, следовательно, остальные - ее объектами), неприемлема. Пока основная масса населения не поймет выгод от модернизации и не предъявит, если можно так выразиться, «спрос на модернизацию» и ее возможные результаты, любые действия государства можно сравнить с борьбой с ветряными мельницами.

Еськова Н.А.

к.г.н., зав. кафедрой Курского института менеджмента, экономики и бизнеса

НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

Новые социально-исторические условия, сложившиеся вследствие революционных сдвигов в нашей стране в конце XX в., предопределили и глубокие качественные изменения в организации повседневной жизни общества -жизненных условий, семьи, быта и досуга. Это касается не только социального статуса, материального благополучия и престижа, но и социокультурной сферы, в которой формируются и воспроизводятся многие принципиально важные качества и потребности человека. После достаточно длительного перерыва общество стало вспоминать национальные традиции услуг, организации быта и отдыха.

Безусловно, нельзя отрицать серьезных позитивных последствий открытости государства и демократизации межкультурных коммуникаций, начавшихся со второй половины 1980-х гг. Поездки в другие страны отечественных специалистов, политиков и общественных деятелей на всевозможные конгрессы и форумы, резко расширившиеся возможности для отдыха россиян во всех уголках мира и восстановления контактов с зарубежными родственниками, научные, студенческие и иные обмены играют незаменимую роль в формировании новой идентичности общества и каждого его члена, в изучении и более эффективном использовании уникального и разнообразного культурного (технологического, хозяйственного, социального, управленческого и т. д.) мирового опыта.

В то же время именно в эту область самым радикальным образом вторгаются западные инновации. Они по-разному трансформируются в повседневном поведении и способах организации личной жизни в каждой отдельной социальной группе, что может вызвать дополнительные трудности в их взаимопонимании и взаимодействии, в осознании и сохранении системной целостности социума2.

Туризм имеет важное значение в жизни людей в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения.

Доля туризма в национальной экономике и международной торговле превратила его в важный показатель мирового развития. Посредством широкого разнообразия услуг, необходимых туризму для удовлетворения его потребностей, он создает новые, имеющие большое значение виды деятельности, являющиеся источником новых рабочих мест (каждый въезжающий турист создает в среднем 9 рабочих мест). В этой связи туризм является важным положительным элементом социального развития во всех странах, где он практикуется, вне зависимости от уровня их развития.

По прогнозам Всемирной туристской организации рост туризма должен произойти за счет обновления и расширения списка посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристского рынка уже практически достигли предела рекреационной емкости3.

Всесторонняя модернизация современного российского общества и усиление роли России в мире как великой державы продолжаются в условиях возрастающего влияния противоречивых эффектов глобализации и сопровождаются глубокими качественными изменениями в мировоззренческих и идейно-нравственных, социально-психологических ориентирах и установках россиян, особенно молодежи, в содержании и формах их повседневной жизнедеятельности. В связи с формированием новой идеологии и рыночных отношений в сфере культуры складываются принципи-

1 См.: Рубанов В. Модернизация России и Европа // http://www.kreml.org/opinions/81390991

2 Развитие и модернизация туризма в России// http://www.business-kuban.ru/kurorty-i-turizm/razvitie-turizma-v-rossii

3 http://www.dpp.kostanay.kz/turizm2_ru.htm // Региональная программа развития туризма.

ально новые требования и к социокультурному сервису, существенно расширившемуся за счет новых компонентов и видов услуг, взрывного развития современных средств коммуникации, растущего спроса на более разнообразные формы обслуживания. Это обусловлено также закономерным усложнением социальной структуры общества, усилением внимания к психологическим, этническим, медицинским, демографическим, тендерным, профессиональным и иным особенностям и предпочтениям людей1. Реструктуризация рекреационной индустрии предусматривает интеграцию информационного, ресурсного и энергетического обмена между природой и обществом на основе «управляемой эволюции» развития человечества, где целевые, ценностные и технологические аспекты рекреации занимают ведущее место в укреплении здоровья нации. Технологически процесс интеграции (вертикальной и горизонтальной) логично рассматривать как форму позиционирования рекреационных услуг, усиления социальных позиций рекреационной индустрии на основе осуществления контроля над конкурентами, анализа входных и выходных переменных данной системы при создании рекреационного продукта2.

Стремительный рост рынка туристских услуг, предлагаемых всевозможными частными компаниями, безусловно, создает более широкие возможности для потребителя и объективно стимулирует новое качество, формальное и содержательное разнообразие сервисной деятельности.

Так, туристические фирмы должны отчетливо представлять и учитывать отечественные историко-культурные традиции в частности, сильной роли государства в социально-экономической жизни, разной степени социальной мобильности той или иной группы населения, состояния и роли средств сообщения и передвижения, стереотипов в организации досуга, отношения к богатству и закону, гостеприимства и пр.

Россия давно сложилась как вполне самостоятельная, самодостаточная цивилизация, но сохранение территориальной целостности страны, ее привлекательность для инвесторов, туристов связаны не только с проведением общегосударственных экономических и социальных программ, но и с активной ролью индустрии туризма и гостиничного бизнеса. Социально-культурный и экономический потенциал туризма сегодня вполне способен существенно и в достаточно сжатые сроки стимулировать подъем экономики многих регионов страны, совершенствование инфраструктуры и сокращение безработицы в них, обеспечить развитие межрегиональных связей и существенное укрепление экономического и социально-политического потенциала нашей страны.

Информационно-образовательное пространство, в т. ч. культурно-познавательный туризм внутри страны должны базироваться на концептах государственничества, высокой культуры и нравственности, гуманизма, справедливости, патриотизма. Без устойчивого образа государства и массовой лояльности по отношению к нему в обществе, т.е. без государственной идентичности, его институты, административные структуры и прочее, а также рыночные структуры, бездейственны.

Оказание широкой государственной и общественной поддержки развитию туризма (со стороны общественных организаций, бизнесменов, ученых, деятелей культуры и образования, духовенства и др.), прежде всего, культурно-познавательного, во всех регионах страны будет способствовать усилению мероприятий по сохранению культурно-исторических памятников, музейных коллекций, подъему культурного уровня народа, преодолению его социально-культурной демодернизации, увеличению притока иностранных туристов, росту международного авторитета и влияния России как страны комфортной и безопасной для увлекательного досуга, отдыха и оздоровления.

Эффективное использование совместных объектов туризма и гостиничного бизнеса, реализация общих гуманитарных и социальных проектов, создание и реализация совместных проектов образования и воспитания молодого поколения в духе культуры мира, межконфессиональной и этнокультурной толерантности также представляются ключевыми направлениями исследовательской и организационной деятельности.

Для развития и модернизации материальной базы туризма и туристской инфраструктуры, способной обеспечить устойчивый приток туристов, необходима разработка единого плана, предусматривающего капиталовложения в:

• развитие гостиничного бизнеса;

• развитие сети предприятий питания;

• развитие транспортно-дорожной инфраструктуры с предоставлением различных услуг (станции техобслуживания, заправочные станции, автомойки и др.);

• развитие и более активное использование уже созданных баз отдыха; оборудование новых мест для активного отдыха (кемпингов, домиков отдыха и т. п.).

Для формирования кадрового потенциала, соответствующего эффективной туристской отрасли необходимо:

• развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;

• разработка образовательных и учебных стандартов для профессиональной подготовки кадров для туризма;

• обучение работников сервисного обслуживания сферы туризма (гостиниц, туристских организаций и т.п.).

Свой вклад в решение этой задачи могут внести и учебные заведения, готовящие кадры для индустрии туризма

и сервиса. Профессиональное туристское образование призвано не только умножать образовательный потенциал нации, обеспечивая тем самым ее устойчивое развитие, но и непосредственно реализовать практические интересы динамично развивающейся отрасли, чутко реагируя на сегодняшние приоритеты и наиболее перспективные направления ее функционирования. В частности, учреждения образования, предоставляющие дистанционные и иные образовательные услуги, облечены серьезной социальной ответственностью, поскольку призваны обеспечивать требуемый уровень

1 Развитие и модернизация туризма в России // http://www.business-kuban.ru/kurorty-i-turizm/razvitie-turizma-v-rossii

2 Григорьев В.И. Интеграция и диверсификация - как стратегии развития рекреационной индустрии // Ученые записки. 2005. - Вып. 18.

качества подготовки кадров и оказывать помощь в решении аналогичных образовательных проблем странам-партнерам, прежде всего в СНГ1.

Развитие туризма, как отрасли экономики, возможно за счет привлечения как внешних, так и внутренних инвестиций. Для реализации инвестиционной политики в сфере туризма необходимы:

• работа по привлечению инвестиций в инфраструктуру туризма; привлечение инвесторов для создания новых зон отдыха и развития действующих объектов туризма;

• привлечение собственных средств фирм и кредитных ресурсов на приобретение оборудования и развитие туризма;

• привлечение средств неправительственных организаций, центров, международных фондов, финансово-экономических организаций и др.;

• привлечение безвозмездной внутренней и внешней помощи стран- доноров.

Важным условием развития туризма является обеспечение охраны окружающей среды, соблюдение экологических норм и требований, экологическая безопасность, соблюдение законов природоохранной деятельности. Необходимо решить следующие задачи:

• обеспечить объекты туризма качественной питьевой водой;

• обеспечить сохранность природного ландшафта;

• проводить экологическое просвещение.

Таким образом, каждая туристская организация при разработке стратегии развития учитывает следующие базовые направления:

Во-первых, развитие персонала: обучение и профессиональное развитие, предоставление работникам туристских организаций социальных пакетов, применение мотивационных схем оплаты труда, создание условий для труда и отдыха и т. д.

Во-вторых, охрана здоровья и безопасность труда работников, безопасность туристов: совершенствование техники безопасности на рабочих местах, медицинское обслуживание персонала, профилактика профессиональных заболеваний, института материнства и детства, поддержание санитарно-гигиенических условий труда, и что сейчас весьма актуально, охрана потребителей туристских услуг в местах отдыха, особенно за границей, сроки, форму и размер выплаты компенсаций за неиспользованные туры в связи с ЧС.

В-третьих, социально ответственная реструктуризация с предварительной информационной компанией, компенсационными выплатами, содействием трудоустройству высвобожденным работникам и т.д.

В-четвертых, развитие местного сообщества: финансовая поддержка социально незащищённых слоев населения, ЖКХ, объектов культурно-исторического назначения, образовательных и спортивных объектов, благотворительность и т. д.

В-пятых, природоохранная деятельность и ресурсосбережение: экономное и бережное потребление природных ресурсов, предотвращение загрязнения окружающей среды, особенно в рамках экологического туризма, и т.д. Экологическая «чистота», эффективный экологический менеджмент в туристской деятельности - фактор туристской аттрак-тивности компании и территории.

В целях повышения качества туристских услуг и обеспечения безопасности туризма в области стандартизации и классификации объектов туристской индустрии Ростуризмом утверждены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы классификации средств размещения, горнолыжных трасс и пляжей. Система классификации пляжей, недавно введенная в действие, получила положительные отзывы российских и международных экспертов, а также руководителей санаторно-курортного комплекса и начала реализовываться. Аналогичная работа ведется по внедрению Системы классификации горнолыжных трасс.

Однако возросший интерес к туристско-рекреационной сфере не сможет сделать её конкурентоспособной без государственного поддержки, системного, программного управления.

Государство должно обеспечить формирование эффективного конкурентоспособного российского туристского рынка, что позволит напрямую повлиять на механизм обеспечения различных направлений национальной безопасности России.

Роль государства определяется объективной необходимостью дальнейшего развития рыночных механизмов, рыночной и социальной инфраструктуры, а также сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, сохранение духовного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения.

Динамика мировых процессов, а также социально-экономического развития нашего общества требует постоянной корректировки деятельности государства в этой сфере. Необходимы преодоление неоправданно резкого расслоения населения, духовное оздоровление общества, а также обеспечение необходимого экономического, в том числе военного и промышленного, потенциала. Надо своевременно и адекватно решать эти и другие проблемы, от которых напрямую зависит состояние нашей национальной безопасности. Это во многом зависит от новой российской власти, её политической воли и целеустремлённости, достаточных, чтобы провести страну через череду грядущих геополитических испытаний, сохранить её суверенитет и территориальную целостность.

1 http://www.newsby.org/by/2009/12/21/text12256.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.