Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДСИСТЕМ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ИМПОРТО-ЗАМЕЩЕНИЯ'

НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДСИСТЕМ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ИМПОРТО-ЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА РЕГИОНА / АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕГИОН / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Иванова Екатерина Викторовна

Целью исследования явилось изучение специфики развития инновационных подсистем аграрно-промышленных регионов современной России и разработка направлений их модернизации в условиях реализации политики продовольственного импортозамещения. Объект исследования - инновационные подсистемы аграрно-промышленных регионов. Исследование проводилось на основе общенаучных методов познания - методов дедукции, научной абстракции, систематизации, специальных методов - системного, диалектического, компаративного, статистического анализа. Выявлено, что в настоящее время российские аграрно-промышленные регионы выступают ключевыми элементами политики импортозамещения. Сравнение ключевых показателей социально-экономического развития аграрно-промышленных регионов с индустриальными показало, что первые имеют более низкие показатели социально-экономического развития по сравнению со вторыми, доминирующая часть которых является экономически высокоразвитыми. Определены основные ограничения инновационного развития для аграрно-промышленных регионов: структурная несбалансированность экономики; недостаточность и низкое качество материально-технической базы аграрно-промышленного комплекса; технологическая отсталость аграрного производства; диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; низкий уровень развития жизнеобеспечивающей инфраструктуры на селе; сильная дифференциация уровня и качества жизни населения на селе и в городе; деградацию системы сельских поселений в результате перекоса миграции населения в города и др. Доказано, что данные ограничения обуславливают низкую степень заинтересованности аграрно-промышленных регионов в инновациях, а также и низкую инновационную активность хозяйствующих субъектов. При этом имеет место существенный разрыв между значениями показателей в отобранных для исследования регионах: по количеству организаций, выполняющих научные исследования и разработки -18,3 раза; по численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками - 64,7 раза; по объему внутренних затрат на исследования и разработки - 214 раз; по количеству использованных передовых производственных технологий - 10,3 раза; по уровню инновационной активности - 3,7раза. Выявлено, что существующая инновационная подсистема Тамбовской области неэффективна, прежде всего, в условиях реализации политики продовольственного импортозамещения. В качестве основного направления модернизации инновационной подсистемы Тамбовской области обосновано создание научно-производственного кластера, как ядра инновационной подсистемы аграрно-промышленного региона, функционирующей в условиях продовольственного импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Иванова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED OF MODERNIZATION OF INNOVATIVE SUBSYSTEMS OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL REGIONS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FOOD IMPORT SUBSTITUTION POLI CY

The research objective is studying of specifics of development of innovative subsystems of agrarian and industrial regions of modern Russia and development of directions of their modernization in the conditions of realization of policy of food import substitution. Object of research is innovative subsystems of agrarian and industrial regions. The research was conducted on the basis of general scientific methods of knowledge - methods of deduction, scientific abstraction, systematization, special methods - the system, dialectic, comparative, statistical analysis. It is revealed that now the Russian agrarian and industrial regions act as key elements of policy of import substitution. Comparison of key indicators of social and economic development of agrarian and industrial regions with industrial has shown that the first have lower indicators of social and economic development in comparison with the second which dominating part is economically advanced. The main restrictions of innovative development for agrarian and industrial regions are defined: structural imbalance of economy; insufficiency and poor quality of material and technical resources of an agrarian and industrial complex; technological backwardness of agrarian production; disparity of the prices of an agricultural and industrial output; a low level of development of life-supporting infrastructure in the village; strong differentiation of level and quality of life of the population in the village and in the city; degradation of system of rural settlements as a result of a population shift distortion to the cities, etc. It is proved that these restrictions cause low degree of interest of agrarian and industrial regions in innovations, as well as low innovative activity of economic entities. At the same time the essential gap between values of indicators in the regions selected for research takes place: by the number of the organizations which are carrying out scientific researches and developments -18,3 times; by the number of the personnel occupied with scientific researches and developments - 64,7 times; by the volume of internal costs of researches and developments - 214 times; by amount of the used advanced production technologies - 10,3 times; by the level of innovative activity - 3,7 times. It is revealed that the existing innovative subsystem of the Tambov region is inefficient, first of all, in the conditions of realization of policy of food import substitution. As the main direction of modernization of an innovative subsystem of the Tambov region creation of a research and production cluster as kernels of the innovative subsystem of the agrarian and industrial region functioning in the conditions of food import substitution is proved.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДСИСТЕМ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ИМПОРТО-ЗАМЕЩЕНИЯ»

кономичЦки

науки

УДК 332.1

НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДСИСТЕМ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

ИВАНОВА Екатерина Викторовна, к.э.н., доцент кафедры торгового дела и товароведения ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет», ivanova_ev@list.ru.

Целью исследования явилось изучение специфики развития инновационных подсистем аграр-но-промышленных регионов современной России и разработка направлений их модернизации в условиях реализации политики продовольственного импортозамещения. Объект исследования - инновационные подсистемы аграрно-промышленных регионов. Исследование проводилось на основе общенаучных методов познания - методов дедукции, научной абстракции, систематизации, специальных методов - системного, диалектического, компаративного, статистического анализа. Выявлено, что в настоящее время российские аграрно-промышленные регионы выступают ключевыми элементами политики импортозамещения. Сравнение ключевых показателей социально-экономического развития аграрно-промышленных регионов с индустриальными показало, что первые имеют более низкие показатели социально-экономического развития по сравнению со вторыми, доминирующая часть которых является экономически высокоразвитыми. Определены основные ограничения инновационного развития для аграрно-промышленных регионов: структурная несбалансированность экономики; недостаточность и низкое качество материально-технической базы аграрно-промышленного комплекса; технологическая отсталость аграрного производства; диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; низкий уровень развития жизнеобеспечивающей инфраструктуры на селе; сильная дифференциация уровня и качества жизни населения на селе и в городе; деградацию системы сельских поселений в результате перекоса миграции населения в города и др. Доказано, что данные ограничения обуславливают низкую степень заинтересованности аграрно-промышленных регионов в инновациях, а также и низкую инновационную активность хозяйствующих субъектов. При этом имеет место существенный разрыв между значениями показателей в отобранных для исследования регионах: по количеству организаций, выполняющих научные исследования и разработки -18,3 раза; по численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками - 64,7 раза; по объему внутренних затрат на исследования и разработки - 214 раз; по количеству использованных передовых производственных технологий - 10,3 раза; по уровню инновационной активности - 3,7раза. Выявлено, что существующая инновационная подсистема Тамбовской области неэффективна, прежде всего, в условиях реализации политики продовольственного импортозамещения. В качестве основного направления модернизации инновационной подсистемы Тамбовской области обосновано создание научно-производственного кластера, как ядра инновационной подсистемы аграрно-промышленного региона, функционирующей в условиях продовольственного импортозамещения.

Ключевые слова: инновационная подсистема региона, аграрно-промышленный регион, инновационное развитие, продовольственное импортозамещение, научно-производственный кластер.

Введение

Сегодня проблемы развития инновационных подсистем аграрно-промышленных регионов приобретает все большую актуальность. Это обусловлено, прежде всего тем, что в условиях реализации государственной политики продовольственного импортозамещения в современной России формируются объективные требования к модернизации инновационной подсистемы как интеграционного базиса рациональной организации пространственной экономики регионов аграрно-промышленной специализации. При этом сама модернизация предполагает формирование прин-

ципиально новой организационной основы импор-тозамещения, способной обеспечить реализацию конкурентных преимуществ аграрно-промышлен-ных регионов. Анализируя специальную литературу, а также практики развития инновационных подсистем российских регионов, можно заключить, что наиболее привлекательным для этой цели является формирование и развитие интеграционной структуры.

Исходя из этого, нами предложено формирование единого научно-производственного кластера как ядра инновационной подсистемы аграрно-про-мышленного региона, функционирующей в усло-

© Иванова Е.В.2016

виях реализации политики продовольственного импортозамещения.

В соответствии с этим целью исследования является изучение специфики развития инновационных подсистем аграрно-промышленных регионов современной России и разработка направлений их модернизации в условиях реализации политики продовольственного импортозамещения.

Объекты и методы Исследование проводилось на основе статистических данных Территориального органа Рос-стата по Тамбовской области, аналитических материалов администрации Тамбовской области, Управления экономической политики администрации Тамбовской области, Управления и Управления инновационного развития, международного и межрегионального сотрудничества Тамбовской области, а также Ассоциации «Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания».

При раскрытии сущности инновационных подсистем и их особенностей в аграрно-промышлен-ных регионах применялись общенаучные методы познания - методы дедукции, научной абстракции, систематизации. При анализе условий развития инновационных подсистем аграрно-промышлен-ных регионов в современной России были использованы методы системного, диалектического, компаративного, статистического анализа, а также прикладные программные продукты, позволившие провести расчеты и обработать информацию.

Результаты исследования Аграрно-промышленные регионы характеризуются высоким удельным весом сельского населения, имеющего исторические корни; значительной

Таблица 1 - Основные показатели отдельных регионов России

долей промышленности, ориентированной на глубокую переработку сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственное машиностроение; развитой инфраструктурой, обеспечивающей развитие регионального АПК в целом [1]. Иными словами, аграрно-промышленные регионы имеют развитые аграрно-промышленный и машиностроительный комплексы. Соответственно, в России к таким регионам следует относить Воронежскую, Курганскую, Тамбовскую области и большинство регионов Южной Сибири и Северного Кавказа.

Сегодня российские аграрно-промышленные регионы выступают ключевыми элементами политики импортозамещения, проводимой в стране с 2014 г. Продуктовое эмбарго, введенное Россией в ответ на экономические санкции стран Запада, стало неким стимулом для наращивания собственных объемов сельскохозяйственной продукции. В этих условиях аграрно-промышленные регионы становятся драйверами импортозамещающей политики российского государства. С другой стороны, модели инновационного развития сегодня реализуются, прежде всего, в экономически развитых российских регионах (Татарстан, Башкортостан, Московская и Самарская области), обладающих высоким научно-техническим потенциалом и имеющим, как правило, индустриальную специализацию.

Это еще больше усиливает асимметрию в уровнях социально-экономического развития регионов, а аграрно-промышленные регионы с трудом привлекают ресурсы, необходимые для их развития. Сравнение ключевых показателей социально-экономического развития аграрно-промыш-ленных регионов с индустриальными доказывает данный тезис (табл. 1).

социально-экономического развития в 2014 году [составлено по: 2]

Аграрно-промышленные регионы Индустриальные регионы

Показатели Воронежская область Тамбовская область Курганская область Алтайский край Московская область Самарская область Нижегородская область Татарстан

Численность населения на 1 января 2015 г., тыс. человек 2331,1 1062,4 869,8 2384,8 7231,1 3212,7 3270,2 3855,0

Валовой региональный продукт в 2013 г, млрд. руб. 606,67 235,86 165,15 410,82 2551,3 1040,71 925,83 1547,15

Объем производства в обрабатывающей промышленности, млн. руб. 310682 100852 75431 209857 1767159 833357 998185 1183555

Продукция сельского хозяйства - всего, млн. руб. 158945 93528 31792 113938 89980 75793 67100 185974

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек 1055,3 502,2 372,1 1063,8 3040,5 1506,7 1677,7 1812,2

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 24001 20757 21172 19456 38598 25884 25497 28294

Как видно из представленных данных, аграр-но-промышленные регионы имеют более низкие показатели социально-экономического развития по сравнению с индустриальными регионами, доминирующая часть которых является экономически высокоразвитыми. Это предопределяет изначально неравные условия для инновационного развития различных групп регионов. Для аграрно-промышленных регионов основные ограничения инновационного развития связаны, прежде всего, с общеэкономическими факторами. Среди них следует выделить:

-структурную несбалансированность экономики;

-недостаточность и низкое качество материально-технической базы аграрно-промышленного комплекса;

-технологическую отсталость аграрного производства;

-диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

-низкий уровень развития жизнеобеспечиваю-

щей инфраструктуры на селе;

-сильную дифференциацию уровня и качества жизни населения на селе и в городе;

-деградацию системы сельских поселений в результате перекоса миграции населения в города и др.

Кроме того, низкий уровень платежеспособного спроса на научно-техническую продукцию оказывает крайне неблагоприятное влияние на развитие инновационных процессов в аграрной сфере. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители не могут заниматься освоение новых технологий ввиду отсутствия у большинства из них собственных финансовых ресурсов, сопровождаемого невозможностью получить заемные средства на инновационные цели. Данные ограничения обуславливают низкую степень заинтересованности аграрно-промышленных регионов в инновациях, а также и низкую инновационную активность хозяйствующих субъектов. Основные показатели, характеризующие инновационное развитие регионов, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели, характеризирующие инновационное развитие отдельных регионов России в 2014 году [составлено по: 2]

Показатели Аграрно-промышленные регионы Индустриальные регионы

Воронежская область Тамбовская область Курганская область Алтайский край Московская область Самарская область Нижегородская область Татарстан

Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки, ед. 53 25 13 37 238 62 93 114

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (человек) 10865 1625 614 3137 87780 12894 39703 11982

Внутренние затраты на исследования и разработки, млрд. руб. 6,348 2,297 0,273 2,077 103,827 14,596 58,508 12,180

Подано патентных заявок, ед.: на изобретения 624 93 46 171 1578 464 394 864

на полезные модели 176 21 37 94 838 419 252 765

Разработано передовых производственных технологий, ед. 31 0 0 1 70 33 76 37

Использовано передовых производственных технологий, ед. 1974 2069 1106 2236 17174 7769 11423 6025

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации,% 10,3 9,1 5,5 11,4 8,7 5,8 14,3 20,5

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, % 10,3 9,1 5,5 11,4 8,7 5,8 14,3 20,5

Как видно из представленных данных, инновационное развитие в аграрно-промышленных регионах идет темпами, значительно низкими, чем в индустриальных регионах. Так, разрыв составляет между отобранными для исследования регио-

нами:

-по количеству организаций, выполняющих научные исследования и разработки - 18,3 раза (между Московской и Курганской областями); -по численности персонала, занятого научны-

ми исследованиями и разработками - 64,7 раза (между Нижегородской и Курганской областями);

-по объему внутренних затрат на исследования и разработки - 214 раз (между Нижегородской и Курганской областями);

-по количеству использованных передовых производственных технологий - 10,3 раза (между Нижегородской и Курганской областями);

-по уровню инновационной активности (удельному весу организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации) - 3,7 раза (между Татарстаном и Курганской областью).

По показателю количества разработанных передовых производственных технологий провести относительное сравнение не представляется возможным в результате нулевых показателей в Тамбовской и Курганской областях.

Исследование показало, что проблемы инновационного развития субъектов РФ длительное время являлись предметом изучения многих ученых-экономистов, и в большинстве своем рассматривались как возможность экономического приоритета, основывающегося на использовании новых достижений, нацеленных на сокращение производственных и реализационных затрат в совокупности с увеличением прибыли предприятий посредством совершенствования потребительских свойств продукции, применение новых материалов и инструментов [3]. В аграрно-про-мышленном секторе экономики улучшающие инновации, которые усовершенствуют потребительские свойства продукции и дают возможность применять новые материалы и инструменты, крайне необходимы. Это обусловлено тем, что именно в аграрно-промышленном секторе создаются продукты питания, что является основой всей экономической системы. Кроме того, когда на основе научной идеи создается нечто новое для удовлетворения потребностей как отдельных потребителей, так и общества в целом, это несомненно приносит определенный социальный эффект и экономический результат.

Инновационное развитие регионов в России сегодня ставится в один из главных приоритетов. Так в Концепции стратегии социально-экономического развития регионов РФ, разработанной бывшим Министерством регионального развития РФ, в качестве одного из таких приоритетов выступает формирование региональных модулей национальной инновационной системы на базе «создания на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда» [4].

Финансирование инновационной сферы в России и ее регионах сегодня крайне недостаточна,

несмотря на принимаемые в последние годы активные шаги по поддержке малого инновационного бизнеса со стороны как федеральных властей, так и региональных органов управления и институтов развития. В этих условиях инновационные подсистемы аграрно-промышленных регионов оказываются в сложнейшей ситуации. Их дальнейшее развитие невозможно в привычном русле. Ведь развитие самого агропромышленного комплекса в значительной мере определяет не только уровень продовольственной безопасности государства, но и социально-экономическую обстановку в обществе в целом. При этом во главу угла ставятся вопросы обеспечения населения страны отечественной продукцией. Как отметил академик А. Алтухов «когда страна обеспечивает собственным продовольствием 95 млн. из 142 млн. своих жителей, сельское хозяйство необходимо модернизировать, т.е. перевести на инновационно-индустриальный путь развития [5]. Перевод на инновационно-индустриальный путь развития нами видится в модернизации, прежде всего, инновационной подсистемы региона.

Инновационная подсистема Тамбовской области, как одного из типичных аграрно-промышлен-ных регионов, представлена на рисунке 1.

При этом учреждения Тамбовской области, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, в зависимости от специализации можно разделить на две большие группы [6]:

1) академические институты и вузы, специализирующиеся на агропромышленных технологиях (большинство учреждений расположены на территории г. Мичуринска-наукограда РФ - ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет», ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и селекции имени И. В. Мичурина РАСХН», ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства имени И.В. Мичурина РАСХН», ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт использования техники и нефтепродуктов РАСХН»);

2) научно-образовательные центры широкого профиля (в большей степени расположены в г. Тамбове - ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», ТОГБОУ ВПО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова», АНО ВПО «Тамбовский институт социальных технологий», ГНУ «Тамбовский научно-исследовательский институт сельского хозяйства РАСХН», ГНУ «Тамбовский научно-исследовательский институт сельского хозяйства РАСХН», ООО Проектный институт «Там-бовсельхозтехпроект», ОАО Проектный институт «Тамбовгражданпроект»).

Рис. Инновационная подсистема Тамбовской области [6]

Однако правомочно утверждать, что существующая инновационная подсистема Тамбовской области в инфраструктурно-функциональном проявлении не отвечает требованиям современности. Имеют место барьеры между научными и производственными организациями, что выражается в не-реализованности результатов научных исследований. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость применения новых подходов к проектированию инновационной системы государства в целом, и регионов страны в частности.

Принимая во внимание результаты реализованных ранее подходов и проектов, которые, несомненно, оказывали воздействие на ускорение инновационного развития следует констатировать, что осуществление целостных структурно-модернизационных преобразований в означенной сфере не получилось. Ведь эффективно работающая региональная инновационная подсистема должна выполнять ряд функций, в числе которых: активизация деятельности по проведению фундаментальных и прикладных исследований; защита объектов интеллектуальной собственности; развитие инфраструктуры инновационного процесса; совершенствование информационно-консультационной деятельности; развитие системы сертификации и продвижения научно-технических разработок; совершенствование конкурсной системы экспертизы и отбора инновационных проектов и программ и т.д. Кроме того, как отмечают В.И. Мень-щикова и Ю.А. Кармышев «...региональная инновационная подсистема. должна: полностью обеспечивать постоянный и устойчивый экономический рост и конкурентоспособность

региона за счет использования научно-технического и инновационного потенциала; обладать самодостаточностью (необходимы собственные ресурсы для восстановления и развития экономики) и устойчивостью по отношению к воздействию внешней среды; выступать одним из механизмов выравнивания социально-экономического положения региона; обладать способностью взаимодействия и интегрирования в инновационные системы более высокого уровня; формироваться на основе сбалансированного сочетания рыночных и государственных механизмов» [7].

Поэтому для модернизации инновационной подсистемы Тамбовской области необходимо создание интегрированной структуры - научно-производственного кластера аграрной направленности, позволяющего объединить одной цепочкой малые, средние и крупные предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, сбытовые, научные, финансовые, консалтинговые, лизинговые и другие организации. Для этого в области есть соответствующие предпосылки - наличие необходимых кадровых ресурсов, организаций, занимающихся НИ-ОКР в сфере АПК, а также технологической платформы и благоприятных природно-климатических условий.

При этом налаживание эффективных связей между учебной, научной, производственной и инновационной компонентами позволит системно реализовать принцип так называемого целостного «технологического коридора», т. е. от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и вывода ее на рынок [8].

В целом в сельском хозяйстве Тамбовской области инновационные процессы, реализуемые в условиях продовольственного импортозамеще-ния, должны быть направлены на рост объемов производимой продукции и улучшение ее качества; экологизацию производства; преодоление процессов деградации и разрушения природной среды; повышение энергоэффективности; экономию трудовых и материальных затрат и др. Отметим, что ключевую роль в повышении эффективности инновационных процессов в АПК по-прежнему играют биотехнологии, направленные на улучшение качества и экологичности производимой продукции, экономию ресурсов, а также позволяющие получать продукцию с заданными свойствами.

Выводы

Проведенное исследование позволило определить основные ограничения инновационного развития аграрно-промышленных регионов. Выявленные особенности функционирования инновационных подсистем аграрно-промышленных регионов позволили обосновать необходимость их модернизации в рамках продовольственного импортозамещения, что позволяет открыть новые перспективы социально-экономического развития регионов аграрно-промышленного типа. Основное направление модернизации инновационной подсисемы в Тамбовской области видится в формировании единого научно-производственного кластера как ядра инновационной подсистемы аграрно-промышленного региона, функционирующей в условиях реализации политики продовольственного импортозамещения.

Подобный подход позволят говорить об инновационном развитии региона как о сложном, длительном процессе, приобретающем в современных условиях принципиальное значение и требующем пристального внимания как со стороны

государства, в лице федеральных и региональных властей, так и со сторон хозяйствующих субъектов - участников инновационной деятельности.

Список литературы

1. Тетерин, Н. И. Особенности инновационного развития аграрно-индустриальных регионов [Текст] / Н. И. Тетерин // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2010. - № 3. - С. 190-193.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 [Текст] : стат. сб. - М. : Рос-стат. 2015. - 1266 с.

3. Пыткин, А. Н. Инновация экономики: региональный аспект [Текст] /А. Н. Пыткин. -Екатеринбург: Изд-во Ин-та экономики УрО РАН, 2008. - 487 с.

4. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : и^: http://www.gosbook.ru.

5. Алтухов, А. Риски и возможности их преодоления в сельском хозяйстве [Текст] / А. Алтухов // Экономист. - 2010. - №9. - С. 28-36.

6. О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года [Электронный ресурс] : закон Тамбовской области от 04.12.2013 г. №347-3. - Режим доступа : и^: http://www.invest-tambovregion.ru.

7. Меньщикова, В. И. Модернизация инновационной подсистемы региона как фактор его устойчивого развития [Текст] / В. И. Меньщикова, Ю. А. Кармышев // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 9 (43). - С. 99-103.

8. Меньщикова, В. И. Региональный сегмент национальной инновационной системы: основные элементы [Текст] / В. И. Меньщикова // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 6 (22). - С. 141-145.

NEED OF MODERNIZATION OF INNOVATIVE SUBSYSTEMS OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL REGIONS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FOOD IMPORT SUBSTITUTION POLICY

Ivanova Ekaterina Viktorovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Trade Business and Merchandizing Department, Michurinsk State Agricultural University

The research objective is studying of specifics of development of innovative subsystems of agrarian and industrial regions of modern Russia and development of directions of their modernization in the conditions of realization of policy of food import substitution. Object of research is innovative subsystems of agrarian and industrial regions. The research was conducted on the basis of general scientific methods of knowledge - methods of deduction, scientific abstraction, systematization, special methods - the system, dialectic, comparative, statistical analysis. It is revealed that now the Russian agrarian and industrial regions act as key elements of policy of import substitution. Comparison of key indicators of social and economic development of agrarian and industrial regions with industrial has shown that the first have lower indicators of social and economic development in comparison with the second which dominating part is economically advanced. The main restrictions of innovative development for agrarian and industrial regions are defined: structural imbalance of economy; insufficiency and poor quality of material and technical resources of an agrarian and industrial complex; technological backwardness of agrarian production; disparity of the prices of an agricultural and industrial output; a low level of development of life-supporting infrastructure in the village; strong differentiation of level and quality of life of the population in the village and in the city; degradation of system of rural settlements as a result of a population shift distortion to the cities, etc. It is proved that these restrictions cause low degree of interest of agrarian and industrial regions in innovations, as well as low innovative activity of economic entities. At the same time the essential gap between values of indicators in the regions selected for research takes place: by the number of the organizations which are carrying out scientific researches and developments -18,3 times; by the number of the personnel occupied with scientific researches and developments - 64,7 times; by

the volume of internal costs of researches and developments - 214 times; by amount of the used advanced production technologies - 10,3 times; by the level of innovative activity - 3,7 times. It is revealed that the existing innovative subsystem of the Tambov region is inefficient, first of all, in the conditions of realization of policy of food import substitution. As the main direction of modernization of an innovative subsystem of the Tambov region creation of a research and production cluster as kernels of the innovative subsystem of the agrarian and industrial region functioning in the conditions of food import substitution is proved.

Key words: innovative subsystem of the region, agrarian and industrial region, innovative development, food import substitution, research and production cluster.

References

1. Teterin, N. I. Features of innovative development of agrarian-industrial regions / N. I. Teterin // Bulletin of the Saratov state social and economic university. - 2010. - № 3. - Page 190-193.

2. Regions of Russia. Socio-economic indexes. 2015: Statistics digest / Rosstat. M, 2015. 1266 pages.

3. Pytkin, A.N. Innovation of economy: regional aspect. Yekaterinburg: Publishing house of Institute of Economics, the Ural Branch of Russian Academy of Sciences, 2008. - 487 pages.

4. Concept of Strategy of social and economic development of regions of the Russian Federation. URL: http://www. gosbook.ru.

5. Altukhov, A. Risks and possibilities of their overcoming in agriculture. Altukhov//Economist. - 2010. - № 9. - P. 28-36.

6. The law of the Tambov region from 12/4/2013 № 347-Z «About Strategy of social and economic development of the Tambov region for the period till 2020». URL: http://www.invest-tambovregion.ru.

7. Menshchikova, V. I. Modernization of the innovative subsystem of the region as factor of its sustainable development / V. I. Menshchikova, Yu. A. Karmyshev// Social-economic phenomena and processes. - 2012. - № 9 (43). - P. 99-103.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Menshchikova, V. I. Regional segment of national innovative system: basic elements / V. I. Menshchikova // Social-economic phenomena and processes. - 2010. - № 6 (22). - P. 141-145.

УДК 339.13.017

ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ

РОМАНОВА Лариса Васильевна, аспирант кафедры бизнес-информатики и прикладной математики, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева, lara.romanova80@yandex.ru 8-903-834-64-30

Целью исследования явилось разработка алгоритма оценки регионального рынка рыбной продукции. Объект исследования: рынок рыбной продукции Рязанской области. Разработан алгоритм оценки состояния регионального рынка рыбной продукции, включающий 7 этапов, который позволяет выявлять особенности регионального спроса и предложения рыбной продукции, отбирать факторы, существенно влияющие на сбалансированность регионального рынка рыбной продукции. На основании выявленных особенностей спроса и предложения регионального рынка рыбной продукции, были отобраны факторы: уровень потребления рыбы и рыбопродуктов, уровень инфляции цен на рыбу и морепродукты, удельный вес потребительских расходов на покупку рыбы и рыбопродуктов, уровень рентабельности предприятий региона по рыборазведению, уровень обеспеченности региона рыбной продукцией, уровень торговой наценки и транспортных расходов в конечной стоимости рыбы мороженой в регионе. Предложен интегральный показатель оценки сбалансированности регионального рынка рыбной продукции,включающий отобранные факторы, для расчета которого было построено уравнение множественной регрессии и вычислены нормативное и фактические значения интегрального показателя. Обоснованы нормативные значения интегрального показателя. Проведенный корреляционно-регрессионный анализ выявил тесную зависимость между интегральным показателем оценки сбалансированности состояния регионального рынка рыбной продукции и отобранными факторами, что подтвердилось высоким значением индекса множественной корреляции, равному 0,985. Факторные признаки были ранжированы по степени их влияния на интегральный показатель. Проведенная оценка состояния рынка рыбной продукции Рязанской области позволила выявить, что наибольший дисбаланс его состояния проявляется в низком уровне потребления рыбной продукции населением региона, недостаточной обеспеченности реги-

© Романова Л.В. 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.