Научная статья на тему 'Необходимость измерений в экологическом предпринимательстве услуг природных экосистем в условиях неопределенности их рыночной стоимости'

Необходимость измерений в экологическом предпринимательстве услуг природных экосистем в условиях неопределенности их рыночной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология / экологическое предпринимательство / услуги экосистем / ценность/стоимость экосистем / methodology / environmental entrepreneurship / ecosystem services / ecosystem value / value.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В В. Соколенко

В статье рассмотрены проблемные аспекты основных теоретических разработок, на которых базируется методология экологического предпринимательства и его менеджмента. Показаны взаимосвязи теории предпринимательских возможностей с теориями экологической экономики и общественного благосостояния. Выявлена непроработанность аспектов учета, ценности/стоимости экопотенциала, его экосистемных услуг, которые являются не только условием, но и одним из факторов производства экологического предпринимательства. Установлено отсутствие взаимосвязи методологии экологического предпринимательства с теорией экономики окружающей среды, которая развивается в последнее время как одно из инновационных направлений экономической теории и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR MEASUREMENTS IN ECOLOGICAL ENTREPRENEURSHIP OF SERVICES OF NATURAL ECOSYSTEMS UNDER UNCERTAINTY OF THEIR MARKET VALUE

The article discusses the problematic aspects of the main theoretical developments on which the methodology of environmental entrepreneurship and its management is based. The interconnections of the theory of entrepreneurial opportunities with theories of environmental economics and social welfare are shown. The undeveloped aspects of accounting, the value / cost of ecological potential, its ecosystem services, which are not only a condition, but also one of the factors for the production of environmental entrepreneurship, are revealed. The absence of interconnection of the methodology of environmental entrepreneurship with the theory of environmental economics, which has been developing recently as one of the innovative areas of economic theory and practice, has been established

Текст научной работы на тему «Необходимость измерений в экологическом предпринимательстве услуг природных экосистем в условиях неопределенности их рыночной стоимости»

НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ УСЛУГ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ИХ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ

В.В. Соколенко, д-р экон. наук, доцент Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

DOI:10.24411/2411-0450-2020-10060

Аннотация. В статье рассмотрены проблемные аспекты основных теоретических разработок, на которых базируется методология экологического предпринимательства и его менеджмента. Показаны взаимосвязи теории предпринимательских возможностей с теориями экологической экономики и общественного благосостояния. Выявлена непроработанность аспектов учета, ценности/стоимости экопотенциала, его экосистемных услуг, которые являются не только условием, но и одним из факторов производства экологического предпринимательства. Установлено отсутствие взаимосвязи методологии экологического предпринимательства с теорией экономики окружающей среды, которая развивается в последнее время как одно из инновационных направлений экономической теории и практики.

Ключевые слова: методология, экологическое предпринимательство, услуги экосистем, ценность/стоимость экосистем.

Экологический фактор в развитии предпринимательства предопределил развитие нового направления экономики -экологического предпринимательства. Сущность его кроется прежде всего в целевой направленности деятельности новаторов-предпринимателей, направленной, с одной стороны, на получение прибавочной стоимости, а с другой, - на удовлетворение потребителей в экологически чистых продуктах, услугах. При этом чаще всего не упоминается деятельность, связанная с сохранением функций природных экосистем, улучшением их состояния для комфортных условий проживания населения, когда определяющую роль в общей полезности товаров/услуг играет их экологическая полезность/ценность.

Более того, экологический аспект деятельности предпринимателей в условиях практики рыночной модели рассматривается как само собою разумеющийся, не всегда с предвидением рисков, которые могли бы возникнуть в результате негативного воздействия на природные экосистемы. Хотя понятно, что без знаний услуг, предоставляемых экологическими ресурсами, так или иначе вовлеченных в хозяйственный оборот, невозможно осуще-

ствлять экологическое предпринимательство, поскольку новый экологически чистый продукт приобретает добавочную стоимость, именно благодаря учету ценности экосистем, которая не всегда признается и учитывается, но используется при его производстве. В связи с этим возникает исследовательский вопрос: как в теории экологического предпринимательства отражена ценность/стоимость природных экосистем, используемая в производстве «экологически чистой» продукции или услуги?

Известно, что методология экологического предпринимательства выделилась из общей экономической теории, появилась еще в начале 20-го века и развивается в новом столетии. Опираясь на разработки зарубежных ученых о взаимосвязи экономики и окружающей среды (Т. Мальтус, Д. Рикардо, А. Пигу), на модели экологического развития в рамках социо-экономико-экологических систем

(Д.Х. Медоуз, Я. Тинберген, Дж. Форре-стер, П. Роуз, М. Вебер, Т. Anderson, D. Leal, P. Hawken, A. Levins, L. Lovins, K. Rennings, R. Costanza и др.), вопросами формирования экологического предпринимательства занимались и российские

ученые: Ю.В. Бабин, А.Л. Бобров, Ю.Л. Воробьев, Н.Ф. Газизуллин,

Г.С. Голицын, A.A. Гусев, К.К. Лосев, Л.К. Исаева, H.H. Лукьянчиков, СИ. Осипов, Е.В. Рюмина, И.К. Смирнов, Е.А. Турлак, А.Н. Тюрюканов, Т.С. Хача-туров, Р.И. Хильчевская, Н.В. Чепурных.

Научную базу экономической школы отечественных исследований по оценкам ресурсов, включая оценку экологических систем, по аспектам регулирования их использования в рыночной среде сформировали труды Э.В. Гирусова, A.A. Голуб, A.A. Гусева, Н.Н Лукьянчикова,

И.М. Потравного, Е.Б. Струковой и других ученых.

Исследование сущности и содержания различных аспектов экологизации эколо-го-экономических отношений выявлено в работах С.Н. Бобылева, А.Ш. Ходжаева, Т.А. Акимовой, Н.В. Пахомовой, С. Сухо-руковой, И.П. Глазыриной, E. Ивлевой, Т.Н. Губайдулиной, А.К. Рябчикова и др. Ими же рассмотрена роль экосистемных услуг как основы существования «чистой» окружающей среды, обеспечивающей «здоровые» условия для проживания населения и занятий экологическим предпринимательством.

Экстенсивное использование всех видов природных ресурсов, а также «провалы рынка» обострили современные экологические проблемы: деградацию окружающей среды, загрязнение водной и воздушной сфер природы, модифицированные продукты питания, участившиеся случаи заболеваний населения. Отсутствие же рыночной стоимости/ценности экологических природных систем, как отмечают Ершова Т.В. и ее соавторы, «подталкивают» креативных субъектов хозяйствования использовать другие «предпринимательские возможности, рассматриваемые в одноименной теории предпринимательских возможностей» [4]. С этой теорией перекликаются другие теории - экологической экономики, общественного благосостояния, - на основе синтеза которых сформулирована концепция устойчивого предпринимательства. Но вместе с тем отсутствует взаимосвязь методологии экологического предпринимательства с теорией

экономики окружающей среды, которая развивается в последнее время как одно из инновационных направлений экономической теории и практики.

Согласно концепции устойчивого предпринимательства экопринеры, прежде всего, сглаживают соответствующие провалы рынка. Кроме того, внедрение в производство экологических инноваций влияет на повышение результативности предпринимательства. Особо отмечена результативность там, где предприниматели заняты экологическим земледелием, внедрением новых технологий в связи с быстрым реагированием на качественные и «чистые» потребности общества в продуктах и услугах, имеющих их более высокую добавленную стоимость [4]. Наконец, взаимосвязь предпринимательства и инноваций создает конкурентные преимущества при выходе на рынок экологически «чистых» продуктов и услуг. Однако, в добавленной стоимости не рассчитывается и соответственно не указывается доля стоимости эко-услуг в стоимости конечной продукции вследствие отсутствия инструментов измерения и учета этих услуг.

Еще в конце прошлого и начале 21-го века «экопредпринимательство» рассматривалось как коммерческая деятельность в рамках требований природоохранного законодательства - Яндыганов Я.Я. (1998), Чечунова Е.В. (2000), Schaltegger (2002), Dean, McMullen (2007). Позднее Блам (2008), Варенников В.И. (2011), Казаков Н.П. (2011), развивая теорию экологического предпринимательства, выделяют в «предпринимательской деятельности» не только производство экологической продукции, но и выполнение работ по предоставлению услуг природоохранного назначения» [2]. При этом отмечается «инициативная хозяйственная деятельность с определяющей долей экологических инноваций и получения прибыли в сочетании с положительным экологическим эффектом» То есть особо выделяется и дополняется «производство продукции природоохранного назначения» [5]. Но, к сожалению, нигде не упоминается воспроизводство услуг экосистем, которые использовались в процессе производства этой про-

дукции. Не упоминается необходимость измерения объемов экологических услуг, их учет, ценность и стоимость в рыночной среде.

Более того, авторы не упоминают, что в целеполагании «инициация» может быть реализована через инновации менеджмента в организации экопредпринимательства, к примеру, проектного подхода. При этом подходе вполне возможно сочетать достижение и коммерческой цели, и цели по воспроизводству услуг экологических систем.

Проектный подход в настоящее время приобрел широкое признание как наиболее результативный и распространенный вид управления экобизнесом на всех уровнях, начиная от мелкого и среднего бизнеса до крупного частного и государственного.

Впервые на государственном уровне экологическое предпринимательство упоминалось в модельном законе «Об основах экологического предпринимательства» от 13.06.2000 г., утвержденном Постановлением 15-6 на 15-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. В нем говорится, что Закон регулирует деятельность по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения, определяет принципы формирования и использования природных ресурсов (надо полагать и природных экосистем), соответствующих финансовых ресурсов и вводится с целью:

- определения экологического предпринимательства в качестве одного из приоритетных направлений экономического развития государства;

- формирования и совершенствования системы экологического предпринимательства с учетом тенденций развития рыночных отношений и обеспечения правового регулирования экологического предпринимательства как особого вида предпринимательской деятельности;

- реализации концепции перехода государства к устойчивому развитию;

- перераспределения части расходов по охране и воспроизводству природных ре-

сурсов на субъекты предпринимательской деятельности;

- формирования основ соответствующей отрасли национальной экономики [6].

Как видно из перечня целей, закон направлен на эффективное использование в экономике природных ресурсов во всем диапазоне их природных функций, наряду с другими материальными и финансовыми ресурсами, передовой техникой и технологиями, с управленческим опытом, обеспечивающих стабильность условий экологического предпринимательства [6]. Тем самым подчеркивается, что управление экологическим предпринимательством - это совокупность правовых, экономических, социальных, организационных, информационных, консультационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти всех уровней, направленных на обеспечение реализации благоприятной среды для его развития [1].

Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» в статье 14 закрепляет:

1) отношения в области экологического предпринимательства на основе государственной поддержки и государственных гарантий соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

2) поддержку экологического предпринимательства в формировании рынка товаров и услуг природоохранного назначения для нужд государственного заказа на производство товаров, проведение работ, оказание услуг природоохранного назначения [7], связанных с охраной и воспроизводством экосистем, используемых в экологическом предпринимательстве (выделенное косым шрифтом - дополнение автора).

Европейская комиссия ЕС в определении понятия «экологическое предпринимательство» как производство товаров и предоставление услуг» обращает внимание на деятельность «по измерению, предупреждению, ограничению или устранению экологического вреда, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также на экологически чистые технологии, применение

которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды» [3].

В данной трактовке отмечается в экологическом предпринимательстве прежде всего упреждение экологического вреда и его возможное измерение, минимизацию использования сырья и загрязнение окружающей среды. Но как в произведенном товаре или услуге будут измерены экоси-стемные / экологические услуги - обеспечение природой различного рода регулирующих функций: ассимиляция загрязнений и отходов, регулирование климата и водного режима, - остаются с точки зрения экономики неопределенными.

Неопределенность остается в оценке и измерении результатов деятельности, например, в экологическом туризме при использовании «услуг» природы, связанных с эстетическими, этическими, моральными, культурными, рекреационными, историческими аспектами.

Эту услугу/продукцию можно получить лишь, учитывая ценность экосистем, выраженную в рыночной стоимости, благодаря которой произведенный продукт становится экологически чистым. К сожалению, на эту природную услугу и другие природные услуги, без которых невозможна любая сфера производства и особенно экопредпринимательство, ни в одном из толкований сущности экологического предпринимательства не упоминается, поскольку они воспринимаются сознанием общества как само собою разумеющееся природное условие. Особенно это касается видов деятельности, связанных с использованием экопотенциала, который участвует в поглощении парниковых газов, влияющих на состояние температуры атмосферы, колебания которой приводят к непредсказуемым отрицательным последствиям.

Не учитываются такие важнейшие

климаторегулирующая, использование которых в виде услуг в рыночной среде тоже имеет ценность и стоимость. Вот почему важно их измерять и учитывать в общей ценности/полезности произведенного продукта или услуги в процессе экологического предпринимательства. На каком этапе воспроизводственного цикла товаров и услуг экологического предпринимательства следует учитывать услуги экосистем для определения их ценности/стоимости и включения их в цену товара в соответствии со спросом потребителей, также требует дополнительных исследований.

Заключение. Рыночная среда требует равноправного экономического оценивания в стоимости произведенных продуктов всю совокупность факторов, включая ресурсы материальные и услуги экологического потенциала территорий, где осуществляется экологическое предпринимательство. Рыночный подход хозяйствования требует измерения функции природного капитала, во-первых, в интересах справедливости наделения стоимостью всех без исключения видов природных ресурсов. Во-вторых, - для ведения измерения и учета потребленных всех факторов производства, одним из которых является природный экопотенциал. В-третьих, - для понимания расчета повышенной стоимости экологической продукции, так важной для обеспечения здоровья населения, предупреждения его заболеваемости. Поэтому экологическое предпринимательство в условиях его неполной сформированности нуждается в дополнительных исследованиях и разработках показателей измерения, учета, разработки форм менеджмента при организации, производстве экологических товаров, услуг с высокой добавленной стоимостью при одновременном воспроизводстве и сохранении функций природных экосистем.

функции экосистем как водоохранная и

Библиографический список

1. Анисимов А.П. Экологическое предпринимательство: проблемы и перспективы / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Е. Черноморец // Правовое пространство России: опыт и современность. Сб. научных трудов памяти профессора В.Г. Тимофеева. Книга 2 / Гражданское право и процесс. Уголовное право и процесс. - Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2008. С. 7-10.

2. Блам И.Ю. Причины возникновения, развития и особенности функционирования экологического сектора промышленности // Вопросы статистики. - 2008. - №3. - С. 24-27.

3. Европейская комиссия ЕС. Управление окружающей среды. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/dgs/environment/index_en.htm (дата обращения 28.02.2019) .

4. Ершова Т.В. Теоретические предпосылки возникновения и развития концепции экологического предпринимательства / Т.В. Ершова, Е.Б. Гаффорова, Ж.К. Хамдамов // Современная конкуренция. - 2016. - Т. 10. № 4.

5. Казаков Н.П. Экологическое предпринимательство в рекреационной сфере: базовые понятия и принципы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - Т. 6. №4. - С. 91-95.

6. Модельный закон «Об основах экологического предпринимательства» (Принятом в г. Санкт-Петербурге 13.06.2000 Постановлением 15-6 на 15-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/abro/4475/25200 (дата обращения 28.02.2019).

7. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения 26.02.2019).

THE NEED FOR MEASUREMENTS IN ECOLOGICAL ENTREPRENEURSHIP OF SERVICES OF NATURAL ECOSYSTEMS UNDER UNCERTAINTY OF THEIR

MARKET VALUE

V.V. Sokolenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Far Eastern Federal University (Russia, Vladivostok)

Abstract. The article discusses the problematic aspects of the main theoretical developments on which the methodology of environmental entrepreneurship and its management is based. The interconnections of the theory of entrepreneurial opportunities with theories of environmental economics and social welfare are shown. The undeveloped aspects of accounting, the value / cost of ecological potential, its ecosystem services, which are not only a condition, but also one of the factors for the production of environmental entrepreneurship, are revealed. The absence of interconnection of the methodology of environmental entrepreneurship with the theory of environmental economics, which has been developing recently as one of the innovative areas of economic theory and practice, has been established.

Keywords: methodology, environmental entrepreneurship, ecosystem services, ecosystem value / value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.