Территория науки. 2015. № 4
стоящих перед правоохранительными органами сегодня: повысить имидж сотрудника ОВД, верно оценивающего суть преобразований гражданского общества, его ценностей и готового твердо стоять на защите государственных интересов.
Уровень нравственного развития личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности из реализации на практике в разное время, различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот.
Список литературы:
1. Гура Г.М. Проблемы воспитательной работы в ВУЗе // Территория науки. 2014. Т 2. № 2. С. 6-12.
2. Николаев А.В., Счастный П.С. Проблема духовно-нравственного воспитания личности и основные научно-теоретические подходы к решению данной проблемы // Территория науки. 2014. Т 5. № 5. С. 3235.
3. Быстрицкая Е.В. Деятельность педагогического консультативного центра в условиях поликультурного образовательного пространства// Успехи современной науки. 2015. №1. С. 77-82
Ниматулаев М.М.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ
Финансовый университет при Правительстве РФ
Ключевые слова: Средства ИКТ, Web-технологии, Web-ресурс, информационная коммуникационная образовательная среда.
Аннотация: Одним из приоритетных направлений в системе подготовки преподавателей является использование дидактических возможностей средств ИКТ и Web-технологий (разработка и переконструирование образовательного Web-ресурса, создание и использование коллективных Web-ресурсов (Web 2.0, технология Wiki), самообразование).
Keywords: ICT tools, Web technology, Web resource, information and communication educational environment.
Abstract: One of the priority directions in the training of teachers is the use of didactic possibilities of ICT and Web technologies (development and
47
Территория науки. 2015. № 4
preconstruction educational Web resource creation and use of a collective Web resources (Web 2.0, Wiki technology), self-education).
Разработка и внедрение образовательных Web-ресурсов с помощью средств ИКТ и Web-технологий в учебную деятельность является достаточно трудоемким и сложным процессом. Подавляющее большинство электронных образовательных ресурсов разработаны на основе простого переложения предметного содержания того или иного курса на цифровую основу, что приводит к неэффективному использованию дидактических возможностей средств ИКТ и Web-технологий, которые обладают возможностями активизации познавательных и творческих способностей, индивидуализации, дифференциации и визуализации учебного процесса и т.д.
Решение данной проблемы может быть найдено в рамках внедрения в процесс подготовки преподавателя изучения дидактических возможностей Web-технологий и формирования умений пользоваться ими. Анализ современного состояния проблемы внедрения Web-технологий в образование, показал, что, несмотря на кажущуюся простоту использования и распространенность технических средств, дидактические возможности Web-технологий как технологий обучения используются недостаточно. Исследования показывают, что разработка средств учебного, методического и справочного обеспечения высшего образования и формирования на их основе информационно-коммуникационной образовательной среды преимущественно идет на эмпирической основе, без опоры на теоретические модели личности и готовности специалиста к профессиональной деятельности. Слабая концептуальная разработанность дидактических возможностей Web-технологий все более входит в противоречие с объективными потребностями практики привести в движение и реализовать их обучающий и развивающий потенциал. Среди основных причин, затрудняющих процесс формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности на основе использования дидактических возможностей Web-технологий, по мнению исследователей, можно выделить:
1. Отсутствие стройной и завершенной теоретической базы построения систем обучения на основе дидактических возможностей Web-технологий. Недостаточную проработанность методических и организационных аспектов использования дидактических возможностей Web-технологий в учебном процессе, использование при их построении, в основном, эмпирического подхода.
48
Территория науки. 2015. № 4
2. Отсутствие теоретически обоснованной системы непрерывной информационной и методической подготовки специалистов.
3. Опору в процессе подготовки не на модель готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, а на содержание учебных планов и программ.
4. Тенденцию к усилению теоретической подготовки в ущерб практической и сведение теоретической подготовки к накоплению информационного фонда.
5. Недостаточное использование в процессе обучения специальных дисциплин, изучающих дидактические возможности Web-технологий и связанных с ними понятий.
6. Психологическую и методическую неподготовленность большинства преподавателей высшей школы к использованию дидактических возможностей Web-технологий в качестве средств технологий обучения, обусловленную, в свою очередь, рядом причин, среди которых - естественное сопротивление человека инновациям, отсутствие навыков применения современных информационных и коммуникационных технологий, слабое представление о возможностях их использования в педагогическом процессе.
Анализ ФГОС ВПО в области педагогического образования, учебных и образовательных программ в ракурсе функционирования информационно-коммуникационной образовательной среды, основанной на использовании дидактических возможностей современных информационных технологий (Web-технологий, средств ИКТ), позволил выявить ряд основных упущений в вопросе подготовки преподавателя информатики к применению дидактического потенциала Web-технологий, в том числе и для самостоятельного повышения квалификации.
Первое из них связано с неполнотой, а в каких-то случаях и полным отсутствием использования Web-технологий для разработки образовательных Web-ресурсов. Электронный образовательный ресурс, «стихийно» используемый в качестве средства обучения, как правило, не способствует достижению требуемых образовательных результатов. Связано это с тем, что преподаватель, используя не авторский образовательный ресурс, должен его сначала найти (в Web-пространстве), оценить педагогическую эффективность ресурса, адаптировать (проще создать заново, чем исправлять созданное). Не обладая компетенциями в области Web-технологий, эффективно использовать дидактические возможности образовательного Web-ресурса невозможно.
49
Территория науки. 2015. № 4
Во-вторых, эффективное использование дидактических возможностей Web-технологий, средств ИКТ возможно только в специально создаваемой информационно-коммуникационной
образовательной среде, а не в существующей системе на основе применения традиционных форм, средств и методов обучения. Необходимо создать информационно-коммуникационную
образовательную среду с современными дидактическими принципами функционирования всех ее компонентов для реализации специфических дидактических возможностей Web-технологий и средств ИКТ. Приведем один из примеров реализации преимуществ такой среды - проверка до начала занятия результатов освоения теории и (или) практики предыдущего занятия с помощью заранее созданного контрольно-оценочного образовательного Web-ресурса, расположенного в ИКОС (обучающиеся регистрируются в информационно-коммуникационной образовательной среде по идентификационному номеру, каждому случайным образом генерируется и выдается определённый перечень вопросов). По результатам такого рода контроля у преподавателя складывается общая картина освоенности той или иной темы до начала занятия.
Третье, все более остро обозначается проблема непрерывного обновления знаний и технологий, повышения квалификации в своей профессиональной деятельности и явно недостаточной подготовкой к профессиональному самообразованию с использованием знаний в области дидактических возможностей Web-технологий, Web-сервисов, Интернет-сервисов и навыков работы в ИКОС.
Модель деятельности современного преподавателя информатики, в которой будут устранены вышеназванные упущения, сможет соответствовать непрерывно изменяющимся требованиям к качеству профессиональной деятельности преподавателя и способствовать достижению современных образовательных результатов обучающимися.
Список литературы:
1. Ниматулаев, М.М. Подготовка учителей к использованию web-технологий для самостоятельного повышения квалификации: дис. ... д-ра. пед. наук / М.М. Ниматулаев. - М., 2013. - 404 с.
2. Ниматулаев, М.М. Подготовка учителей к использованию web-технологий для самостоятельного повышения квалификации: автореферат дис. ... д-ра. пед. наук / М.М. Ниматулаев. - М., 2013. - 47 с.
50