Научная статья на тему 'Необходимость использования логистического менеджмента на предприятиях сетевого ритейла'

Необходимость использования логистического менеджмента на предприятиях сетевого ритейла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ РИТЕЙЛ / РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА / ЛОГИСТИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА / ПРОБЛЕМЫ СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / RETAIL NETWORK / DEVELOPMENT OF RETAIL NETWORK / LOGISTIZATCIJA RETAIL NETWORK PROBLEMS NETWORK RETAIL / LOGISTICS STRATEGY / LOGISTICS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макеева Оксана Анатольевна

В статье рассматриваются проблемы сетевого ритейла в России и основные направления развития отечественных сетей в связи с экспансией зарубежных сетей, вступлением России в ВТО. В жестких условиях конкуренции на рынке за своего потребителя выживут только те торговые предприятия-сетевой ритейл, которые будут на практике использовать логистику как философию и методологию бизнеса, а также использовать основные положения логистического менеджмента в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of usage of logistics management at the network retail enterprises

This article discusses the problems of retail network in Russia and the main directions of development of the domestic networks in connection with the expansion of foreign networks and Russia''s WTO accession. In the harsh conditions of competition will survive only those commercial enterprises that will practically use logistic as business philosophy and methodology, and the main provisions of logistics management in their business practice

Текст научной работы на тему «Необходимость использования логистического менеджмента на предприятиях сетевого ритейла»

Необходимость использования логистического менеджмента на предприятиях сетевого ритейла

Макеева О.А.

На сегодняшний день в России наблюдается активное развитие сетевого ритейла, причем федеральные сети постепенно вытесняют местные региональные. Необходимо отметить, что после кризиса наблюдается незначительный рост развития рынка, но докризисных показателей еще пока не достиг. Рынок розничной торговли на настоящий момент остается привлекательным для инвесторов, несмотря на то, что практически занят местными сетями [1].

Конкурентная борьба на рынке за своего потребителя обостряется.

Таким образом, на основании исследований, проведенных маркетинговыми агентствами и топ - рейтингом сетевого ритейла, сформулируем основные черты развития рынка:

1. Обострение конкуренции;

2. Незначительное оживление покупательского спроса после кризиса;

3. Повышение уровня потребительских запросов и требований к сервису, обслуживанию и качеству товаров;

4. Дефицит торговых площадей, несмотря на то, что многие сети закрываются. Рынок коммерческой недвижимости не высвобождается, находится либо в аресте, либо отдано за долги;

5. Увеличение доли организованной торговли в общем обороте розничной торговли продовольствием;

6. В разных регионах России наблюдается различный уровень развития сетевого ритейла;

7. Снижение доходности в целом по отрасли;

Последствия кризиса в России повлияли прежде всего на доходы потребителей, снижение их благосостояния, при этом наблюдается и их

значительная дифференциация в различных регионах. Это не могло не отразиться на развитии российского рынка сетевого ритейла, который на настоящий момент можно охарактеризовать как ненасыщенный.

В данных условиях наиболее актуальным становится вопросы логистического менеджмента, в частности выбор, проработка и реализация логистических стратегий на предприятиях сетевого ритейла [2].

При этом необходимо рассматривать и прорабатывать не отдельную группу стратегий, выделенную на каждом из уровней управления, а подходить к этому вопросу комплексно - поэтапно разрабатывая, не только стратегии роста, но и конкурентные, функциональные....

В рамках проработки стратегий роста можно сформулировать основные направления развития сетевого отечественного ритейла в России:

1. Географическое расширение на внутреннем рынке (региональное);

2. Открытие сетевых форматов в странах ближнего зарубежья;

3. В рамках вступления в ВТО дальнейший выход на международные рынки развивающих стран с учетом Внешнеторговых соглашений России.

Необходимо отметить, что большую роль в рамках развития предприятий сетевого ритейла играет и производство товаров под собственной торговой маркой сети - privat label, который как правило, соответствует золотому правилу «цена-качество» и является «визитной карточкой сети» для потребителя. Поэтому вопросам закупок сырьевых товаров, контроле качества на каждом этапе производственного процесса, доставки ... необходимо уделять особое внимание [3]. В соответствии с этим использование основных аспектов логистического управления на практике является необходимостью.

С учетом экспансии иностранных сетей на российский рынок и значительных затратах на доставку товаров [4], можно рассматривать и конгломератную форму - объединение местных сетей с целью строительства

логистического регионального склада для своевременного пополнения рабочего запаса, расширения ассортимента, тем более что с учетом прохождения всех таможенных процедур время на доставку товаров в магазины сетей значительно превышает запланированное, не говоря уже о недопоставках, сроках годности, комлектости порставок и.т.д

Таким образом, логистическое управление компанией можно рассматривать как систему, увязывающую в единое целое управление как внутренними бизнес-процессами, так и бизнес-процессами партнеров [5].

Использование логистического менеджмента позволит:

1. Проводить анализ микро, мезо и макросреды, используя системный, ситуационный (ситуационный анализ), процессный (анализ бизнес-процессов) и количественный (анализ основных результатов деятельности) подходы [5];

1. Осуществлять мониторинг всей логистической цепи.

Дирекция получит возможность увидеть насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения конечных результатов деятельности компании.

3. Эффективное использование принципов и методов логистики при организации и планировании, регулировании и координации позволят руководству компании грамотно вкладывать финансовые средства в расширение бизнеса, повысит оборачиваемость вложенных ликвидных активов.

4. Внедрение логистического менеджмента позволит снизить совокупные затраты на доведение товара до потребителя и соответственно цены, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей.

5. Проработка стратегий позволит сформировать основные направления роста и расширения компании, а также занять устойчивое положение на рынке и иметь устойчивую конкурентную позицию.

6. На основании проведенных логистических анализов и проработанных стратегий расширения сетевого ритейла - ГЭП-анализ позволит разработать стратегический план развития компании.

С ростом иностранных сетей наблюдается тенденция повышения уровня требований, предъявляемых потребителями к качеству обслуживания. С развитием рыночных отношений потребители получают все больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания [6]. Основными концепциями логистического обслуживания должны стать концепции Customer Satisfaction и Consumer Service [7].

Целью данных систем обслуживания является удовлетворение потребностей потребителей на основе изучения их запросов [8].

Таким образом, в рамках использования логистического подхода к практической деятельности сетевого ритейла, необходимо, рассматривать логистику не как теоретический подход и догму для решения единичных проблем на предприятиях, а как философию компании и методологию рыночной деятельности с учетом сложившейся ситуации на рынке [8].

Тем более, нельзя забывать при выборе способов снижения затрат о таких немаловажных факторах как сложность логистической системы в целом, так и о дифференциации продукции, объемах перевозок, количестве транспортных средств при перевозке, логистических издержках в общем, коэффициенте рентабельности и. др.

Таким образом, эффективное использование логистического менеджмента позволит проработать и реализовать планы развития и роста компании в соответствии с миссией и поставленными целями. А также повысить ликвидность предприятия за счет вложений в наиболее ликвидные активы и прибыльные сферы бизнеса, используя портфельный подход [9].

Внедрение логистического менеджмента позволит также снизить совокупные издержки [10], обеспечить удовлетворение потребностей потребителей, и, соответственно, повысит доходность бизнеса, что немаловажно в условиях рыночной экономики.

Литература

1. Чайка А.И. Рост торговых сетей как фактор усиления властной

асимметрии в системе товародвижения потребительского рынка [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013, №2. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1595 (доступ

свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус

2. Берман, Барри, Эванс, Джоэл, Р. Розничная торговля: стратегический подход, 8-е издание.: Пер. с англ. - М.: ИД «Вильямс», 2003. - 1184с.

3. Donald J. Bowersox, David J. Closs, The McGraw-Hill Companies Logistical Management: The Integrated Supply Chain Process [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.effectiveinventory.com/resources/books (доступ свободный) - Загл. с экрана. - яз. англ.

4. Кудусов С-М. Л. Институционализация и государственное

регулирование рыночных отношений обмена в современных цепях поставок розничных торговых сетей: логистический аспект [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013, №2. - Режим доступа:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n2y2013/1594 (доступ свободный) -

Загл. с экрана. - яз. рус.

5. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4- го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 797с.

6. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. - Москва: Дашков и К°, 2012. - 978 с

7. Jon Schreibfeder, Achieving Effective Inventory Management,

[Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://www.effectiveinventory.com/resources/books (доступ свободный) - Загл. с экрана. - яз. англ.

8. Логистика: Учебник/ Под ред. Б.А. Аникина. М.: Проспект, 2011. -405с.

9. Шеховцов Р.В. Сервисная логистика: проблемы теории и методологии: Монография. - Ростов н/Д: РИО Ростовского филиала РТА, 2002. - 115 с.

10. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / В. В. Дыбская - М.: Эксмо, 2008. - 939с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.