Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК РЫЧАГОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК РЫЧАГОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Экономический рост / наука / инновации / финансирование научных исследований / мультипликативный эффект. / Economic growth / science / innovation / research funding / multiplier effect.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тешабоева Зилола Тошпулатовна

В статье показана роль науки, знаний и инноваций для достижения экономического роста страны, обоснована необходимость развития науки путём государственной поддержки, интенсификации инно-вационных процессов. Дан общий анализ состояния развития науки в Узбекистане и предложены пути дальнейшего её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO INTENSIFY INNOVATIVE PROCESSES AS LEVERAGES OF ECONOMIC DEVELOPMENT

The article shows the role of science, knowledge and innovation to achieve the economic growth of the country, substantiates the need for the development of science through state support, intensification of innova-tion processes. A general analysis of the state of development of science in Uzbekistan is given and ways for its further development are proposed.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК РЫЧАГОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #ШШ), 2©21 / ECONOMIC SCIENCES

79

УДК 338.22

Тешабоева Зилола Тошпулатовна, Андижанский машиностроительный институт, Узбекистан DOI: 10.24412/2520-6990-2023-1160-79-81 НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КАК РЫЧАГОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Teshaboeva Zilola Toshpulatovna,

Andijan Machine-Building Institute, Uzbekistan

THE NEED TO INTENSIFY INNOVATIVE PROCESSES AS LEVERAGES OF ECONOMIC

DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье показана роль науки, знаний и инноваций для достижения экономического роста страны, обоснована необходимость развития науки путём государственной поддержки, интенсификации инновационных процессов. Дан общий анализ состояния развития науки в Узбекистане и предложены пути дальнейшего её развития.

Abstract:

The article shows the role of science, knowledge and innovation to achieve the economic growth of the country, substantiates the needfor the development of science through state support, intensification of innovation processes. A general analysis of the state of development of science in Uzbekistan is given and ways for its further development are proposed.

Ключевые слова: Экономический рост, наука, инновации, финансирование научных исследований, мультипликативный эффект.

Key words: Economic growth, science, innovation, research funding, multiplier effect.

Конец XX и начало XXI века характеризуется усилением роли человеческого капитала, науки, знаний и высококвалифицированных кадров в достижении экономического роста, и, как следствие, увеличением доли высокотехнологичных, наукоёмких отраслей в структуре промышленного производства. Это подразумевает дальнейшее развитие науки, технологии, образования и нахождения эффективного механизма их интеграции для достижения синергетического эффекта.

Как показывает мировой опыт, важнейшей характеристикой новой экономики является интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Результаты исследований, проводимых для определения основных факторов устойчивого роста, свидетельствуют о том, что инвестиции в инновационный сектор приводят к росту ВВП в соотношении один к трем, инвестиции в информационно-коммуникационные технологии в соотношении один к двум. В развитых странах 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом. [2, стр.114]

Известно, что в последние годы в науке, как и в других областях, особое внимание уделяется повышению эффективности инновационной исследовательской деятельности, широкому внедрению в производство научных результатов, созданных в этом направлении.

Несмотря на имеющиеся достижения по развитию и поддержке научной и инновационной деятельности в целом, еще предстоит решить ряд проблем. Особенно сегодня в эпоху глобализации и цифровизации именно инновационный подход является залогом успеха страны. Такой подход может быть применим лишь благодаря достижениям

науки, в связи с чем развитие науки является важной составляющей инновационного развития государства.

Для повышения наукоёмкости экономики и усиления её научно-технического потенциала в Узбекистане принят стратегический документ, нацеленный на объединение усилий государственных органов и организаций в сфере инновационного развития - Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 гг.» №УП-165 от 06.07.2022 г. Основной целью Стратегии является укрепление качества человеческого капитала и вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса ^П). [1]

Значительным событием для усиления научно -исследовательской и инновационной деятельности в Республике Узбекистан стало принятие двух важнейших законов - «О науке и научной деятельности» и «Об инновационной деятельности», которые создают основу для развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в стране, учитывая, что важным условием динамичного развития Узбекистана является ускоренное внедрение современных инновационных технологий в отрасли экономики, социальную и иные сферы с широким применением достижений науки и техники. Главной задачей при этом является полноценное использование потенциала отечественной науки и обеспечение выхода на мировой рынок инновационных технологий, в т.ч. путем осуществления трансферта и коммерциализации научно-технических разработок.

80

БСОШМГС 8С1Б1ЧСБ8 / «ШЦШ(Ш1УМ-ШУГМа1> #ОДШ, 2©21

Как показывает опыт развитых стран, проблемы науки напрямую влияют на экономический рост, повышение уровня жизни населения, решение актуальных проблем социальной сферы.[3, стр.85]

В Концепции развития науки до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2020 года № УП-6097, отдельно были указаны 19 проблем развития науки[5]. В частности, низкая заинтересованность предприятий реального сектора экономики в науке и разработках, повышение среднего возраста научно-исследовательских коллективов, недостаточный уровень направления финансовых ресурсов на финансирование науки и научных исследований. Решение этих проблем является важным, требует принятия комплексных и обдуманных мер.

Для достижения вышеперечисленных целей, Концепцией предусмотрена дорожная карта, включающая в себя мероприятия по следующим направлениям:

• совершенствование системы управления в сфере науки;

• совершенствование системы финансирования науки и научной деятельности и диверсификация источников финансирования;

• подготовка высококвалифицированных научных и инженерных кадров и ориентация их на научную деятельность;

• создание современной инфраструктуры развития науки;

• формирование современной информационной среды, способствующей развитию науки.

Наряду с Концепцией, также были разработаны Закон «О стартапах» и Стратегия развития искусственного интеллекта в Республике Узбекистан на 2021-2022 годы, которая является основой для формирования стартап-экосистемы, что является актуальным и перспективным направлением для нашей страны.

В Узбекистане за последние годы значительно увеличились государственные затраты на науку и инновации. Из государственного бюджета было выделено 950,2 млрд сум (198 млрд. сум в 2018 году, 324 млрд. сум в 2019 году, 428,2 млрд. сум в 2020 году) на выполнение программ и проектов по научной и инновационной деятельности. Согласно бюджету на 2021 год на развитие науки в Узбекистане было выделено 1,2 трл. сум или около 113 млн. долларов США.

По данным Госкомстата, по состоянию на 1 января 2022 года в Республике Узбекистан соотношение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки(НИОКР) к ВВП составило 0,15% .

В принятой Стратегии инновационного развития на 2022-2026 годы долю затрат на НИОКР в ВВП страны предусмотрено увеличить до 0,24 %. [6. стр.14]

В настоящее время в стране внедрён механизм государственного заказа на научно-исследовательские работы на основе передового зарубежного опыта. В качестве нового порядка регулярно публи-

куется госзаказ на тематические проекты, в которых ясно обозначены конечный продукт и объём финансирования.

В результате сформировалась конкурентная среда, появилась возможность получать постоянные грантовые средства.

По сравнению с 2017 г. финансирование каждого проекта увеличилось в 3,5 раза и не менее 40% средств направлено на закупку необходимого оборудования, реагентов и материалов для научно-исследовательской деятельности.

Для оперативного внедрения в экономику страны новых наукоёмких технологий в практику внедряется трансферт технологий. На основе трансферта передовых технологий из-за рубежа были реализованы инвестиционные проекты с общей стоимостью 3,3 млн долл. США.

В 2018-2020 гг. создано 18 научных организаций, 10 научных центров и 4 технопарка. На основании триады «Ученый - банк - предприниматель» создана новая система коммерциализации научных разработок, в рамках которых подготовлено большое количество проектов с общей стоимостью 149,5 млрд. сумов, и объём произведённой наукоёмкой продукции превысил 62 млрд. сумов.[13]

С учетом необходимости усиления наукоёмко-сти экономики и решения существующих проблем, развитие науки должно сопровождаться следующими мерами:

- разработка и осуществление государственной научно- технической политики, предусматривающей укрепление правовой, материально-технической, финансовой, интеллектуальной и управленческой составляющих национальной инновационной системы;

- формирование в научно-исследовательской среде атмосферы творчества, добропорядочности и академической честности, здоровой конкуренции и устранение излишней бюрократизации в системе научных исследований, механизме и порядке защиты научных диссертаций;

- совершенствование системы управления научной, инновационной деятельностью путём устранения параллельных и дублирующих функций органов, координирующих научно-исследовательскую деятельность ;

- создание эффективной инфраструктуры, способствующей научным и исследовательским, инновационным разработкам, усиление её материальной, технологической, информационной составляющих;

- повышение качества системы образования и подготовки кадров, требующихся для научно-исследовательской, технико-конструкторской и производственной деятельности;

- повышение качества системы телекоммуникаций и средств сбора, обработки и хранения информации, являющейся основным способом коммуникаций в научной среде;

- оптимизация возрастной структуры научных работников и обеспечение притока молодёжи в науку;

«ШУШ(ШШиМ-Ши©Ма1> #И6©)), 2©21 / ECONOMIC SCIENCES

- обеспечение правовой охраны интеллектуальной собственности, укрепление действия законодательной базы;

- повышение престижа науки в обществе, обеспечение достойной оплаты труда работников сферы и общественное признание их заслуг;

- создание инфраструктуры рынка «интеллектуальной продукции» как одного из основных ресурсов модернизации.

Литература:

1. Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2022 — 2026 годы, 6 июля 2022 г., № ПП-165

2. А.Н.Козырев, О.И. Верховская, Инновационные технологии модернизации экономики, М:. «Наука», 2007 г

3. Баланова. М.М., влияние цифровизации на экономический рост стран на примере России и Китая// Экономика: теория и практика, № 2 (62), 2021 год, стр. 83-92

4. Райимбердиева О. Р., Матрасулов Б.Э.. Инновация как фактор экономического роста // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 572-573. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25288/ (дата обращения: 16.05.2022).

5. Путь к большим победам не бывает абсолютно гладким. https://www.podrobno.uz/cat/obchestvo/put-k-bolshim-pobedam-ne-byvaet-absolyutno-gladkim/

6. Тешабоева, З. (2022). Основные пути улучшения позиций республики Узбекистан в глобаль-

81_

ном инновационном индексе. Экономика и образование, 23(4), 10-16. извлечено от https://cedr.tsue.uz/index.php/journal/article/view/559

11. Тешабоева Зилола Тошпулатовна, Умурза-кова Замира Солижановна, Повышение конкурентоспособности национальной экономики как приоритетное направление развития страны // Евразийский научный журнал. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurento spo sobno sti-natsionalnoy-ekono miki-kak-prioritetnoe-napravlenie-razvitiya-strany (дата обращения: 09.02.2022).

12. Тешабоева, З., & Кобулова, М. (2021). Необходимость цифровизации и информатизации национальной экономики для повышения её эффективности. Экономика и образование, (6), 235-239. извлечено от http://cedr.tsue.uz/index.php/journal/article/view/312

13. Благодаря чему в Узбекистане растут затраты на НИОКР? https://nuz.uz/nauka-i-tehnika/1208255-blagodarya-chemu-v-uzbekistane -rastut-zatraty-na-niokr.html

14. Умурзакова З.С. (2022) The Importance of the Employee Motivation Process in the Development of the Economy International Journal of Discoveries and Innovations in Applied Sciences 2022ny march, 79-82 pages извлечено от http://openaccessjour-nals.eu/index.php/ijdias/article/view/1149

15. https://proza.ru/2017/02/09/1000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.