НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ СОТОВОЙ СВЯЗИ
Шинелин Н.В., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В статье обоснована необходимость интеграции технологических и социальных инноваций в деятельности операторов сотовой связи. Показано, что развитие высокоскоростного мобильного интернета и сервисов VOIP угрожает снижением лояльности клиентов сотовых операторов и уменьшением их доходов. Рассмотрены стратегии реагирования сотовых операторов на данную угрозу. Установлено, что наиболее эффективным вариантом является создание собственных операторских VOIP сервисов и вовлечение в них клиентов на основе принципов социальных сетей.
Ключевые слова: операторы сотовой связи, мобильный Интернет, инновации, социальные сети, VOIP.
THE NEED TO INTEGRATE TECHNOLOGICAL AND SOCIAL INNOVATION IN THE
ACTIVITY OF CELLULAR OPERATORS
Shinelin N., the applicant, FSUE «STANDARTINFORM»
The paper substantiates the need for the integration of technological and social innovation in the activities of mobile operators. Shown that the development of high-speed mobile Internet and VOIP services threatens to undermine the loyalty of cellular operators and a decrease in their income. Considered response strategies of mobile operators to this threat. Found that the most effective option is to create own operator VOIP services and involvement in their clients based on the principles of social networking.
Keywords: mobile operators, mobile Internet, innovation, social networks, VOIP.
С середины 2000-х гг. всемирную популярность получила разработанная в 2003 году простая и удобная программа видеотелефонии «Скайп» (8куре). В настоящее время подобные программы получили широкое распространение - ими пользуются порядка 40% пользователей сети Интернет в России. По мере роста скорости мобильного доступа в сеть Интернет, приблизительно с 2010 года, данная программа была осознана в качестве одной из важнейших угроз всеми операторами мобильной связи.
Развитие высокоскоростного доступа в Интернет приводит к уменьшению роли оператора мобильной связи до роли Интернет-провайдера, пропускающего информационные потоки услуг, предоставляемых иными фирмами, к которым теперь и относится обусловленная наличием идентифицирующей учетной записи и круга контактов лояльность клиентов. При этом следует учесть, что Интернет-траффик является, в общем случае, «родовым товаром», т.е. товаром, чьи качественные характеристики полностью стандартизированы и исчерпываются небольшим набором признаков, что позволяет легко заменять одного поставщика данного товара на другого. Для рынков «родовых товаров» характерна разрушительная ценовая конкуренция. В области мобильной связи она может быть ограничена разным охватом территорий различными провайдерами, но тенденции ее развития свидетельствуют, что в ближайшее время все достаточно густонаселенные территории будут охвачены сетями четвертого поколения, предоставляемыми 2-4 провайдерами. Соответственно, клиенты смогут свободно менять провайдеров в зависимости от предлагаемых условий, сохраняя предоставленную оператором VOIP(голос через Интернет) сервиса учетную запись. Кроме того, миграцию пользователей между операторами сотовой связи существенно облегчает и недавно принятый закон об отмене «мобильного рабства».
Указанные изменения позволяют сделать заключение о том, что технологические инновации в области высокоскоростного доступа в Интернет, внедряемые операторами мобильной связи, могут отрицательно повлиять на лояльность клиентов и инициировать «ценовые войны» на рынке, что в краткосрочном периоде положительно скажется на интересах клиентов, но в долгосрочном - может существенно ухудшить финансовое положение операторов и, следовательно, их возможности к дальнейшему инновационному развитию и предоставлению более качественных услуг.
Операторами сотовой связи было выработано несколько подходов в качестве возможного ответа на угрозы маржинальности бизнеса и лояльности клиентов со стороны концепции «Интернет-трубы», сводящей роль операторов к предоставлению доступа в сеть Интернет.Эти подходы можно классифицировать следующим образом: государственно-запретительный; блокирующий; финансовый; ограничивающий; конкурентно-вытесняющий (заместительный).
Государственно-запретительный подход сводился к неоднократным попыткам лоббирования запрета использования в России «Скайпа» и подобных сервисов, что мотивировалось угрозой
государственной безопасности от невыполнения их операторами требований законов о доступе к информации для оперативно-розыскной деятельности. В частности, еще в 2009 году Комиссией по телекоммуникациям и информационным технологиям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) на заседании по формированию правовых основ развития этого сегмента связи в стране предлагалось ограничить либо запретить использование «Скайпа», что было поддержано всеми российскими операторами сотовой связи. Подобные попытки повторялись неоднократно.
Однако государственно-запретительный подход серьезно угрожает интересам миллионов пользователей, уже использующих данные сервисы, кроме того, попытки остановить технологический прогресс запретами дестимулируют развитие аналогичных российских сервисов. Что же касается требований о доступе к информации, то с приобретением «Скайпа» компанией Майкрософт последняя заявила о выполнении всех требований российского законодательства в данной области.
Блокирующий подход сводится к идее блокирования скайп-траффика силами конкретного оператора сотовой связи.«Многие мобильные операторы США, Британии, Франции и Испании ввели ограничения на использование Skype. Операторы сотовой связи в Дании также заявили о стремлении заблокировать Skype и похожие на нее программы на пользовательских смартфонах, ноутбуках и планшетах», - сообщает газета The Copenhagen Post. «Компании Telenor, TDC и Telia заявили о вызывающем беспокойство снижении доходов от телефонных переговоров, поскольку все большее число их клиентов использует свои мобильные устройства для пересылки информации через Интернет»[1].
Недостатки данного подхода в целом аналогичны недостаткам «государственно-запретительного» подхода, кроме того, отсутствие согласованности блокирования «Скайпа» между операторами могут привести к перетоку абонентов к тому оператору, который не будет его блокировать.
Финансовый подход - введение особой платы за траффик, порождаемый программами видеотелефонии и VOIP, или же за сам факт разблокирования доступа к ним. Его применение вполне возможно с использованием оборудования глубокой фильтрации пакетов (DPI). Данный подход представляется вполне разумным и обоснованным в случае недискриминационного ценообразования, в противном же случае он может стать фактическим аналогом «блокирующего» подхода.
Ограничивающий подход основывается на инновациях в области приоритезации потоков данных на базе QoS-технологиий. Данные технологии внедрены всеми ведущими операторами сотовой связи, поскольку это является необходимым условием для предоставления безлимитных тарифов доступа в сеть Интернет. В противном случае все ресурсы зоны доступа полностью поглощаются парой любителей скачивания больших объемов информации через файлообменные сервисы. Поэтому протоколам обменов «торрент» и им подобным
присваивается наименьший приоритет, и они обслуживаются только после полного выполнения других запросов клиентов. Аналогичное решение возможно и для траффика видеотелефонии и VOIP. Его результат зависит от общего качества сети и нагрузки на нее - от фактического аналога блокирующего подхода до малозаметных для большинства пользователей ограничений.
Конкурентно-вытесняющий (заместительный) подход - внедрение операторами связи собственных аналогичных сервисов. Мировым пионером в области подобного подхода стала отечественная компания «Мегафон», предложившая в 2008 году свой сервис Мультифон [2]. Она использует тарифы, указанные в таблице 1.
Преимуществом Мультифона является тесная интеграция с обычными сетями мобильной связи: например, абонент может решать, принять ли вызов по мобильной связи или же посредством Мультифона.
Потенциально операторские сервисы видеотелефонии могут иметь и существенные технологические преимущества, связанные с возможностью передачи более качественного видеосигнала с меньшим количеством обрывов и помех, поскольку внутри операторской сети путь его прохождения существенно короче, что уменьшает значение величины задержки сигнала. Однако данные преимущества пока не реализованы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным и отвечающим интересам как клиентов, так и операторов сотовых сетей является сочетание заместительного, финансового и ограничительного подхода к регулированию сторонних сервисов передачи голоса и видео.
Реализация серьезных технологических преимуществ сервисов передачи голоса через Интернет (VOIP) и их более продвинутой версии - видеочата - посредством специальных операторских программ требует для своей эффективности вовлечения в них большого числа абонентов. Как известно, любые замкнутые сети связи, такие как телефонная, сервисы обмена мгновенными текстовыми сообщениями (ICQ, GoogleTalk), видеочаты (Skype, Google Hangouts, FaceTime) являются примерами реализации положительных сетевых эффектов, описанных в так называемом законе Меткалфа, который постулирует, что полезность сети пропорциональна квадрату численности пользователей этой сети H"n2. Меткалф предложил данный закон, обосновывая необходимость распространения сетевых адаптеров Ethernet, на том основании, что количество уникальных связей в сети с количеством узлов (n) может быть математически выражено треугольным числом n(n " 1)/2, которое асимптотически приближается к n2/2. Спустя 30 лет после первичного постулирования закона
Меткалфа его автор попытался провести его эмпирическую проверку [3] на основании статистики социальной сети Facebook с учетом предположения Р.Данбара, который постулировал наличие «предела Данбара» - предела количества постоянных социальных контактов. По его оценкам, предел Данбара равняется 150, по оценкам других исследователей - принадлежит диапазону от 100 до 230.
В конце 2012 года в социальной сети Facebook насчитывалось 1,06 млрд. пользователей и 150 млрд. контактов между ними, то есть в среднем по 141 контакту на участника сети. На рис. 1 приведены рассчитанные Б. Меткалфом графики оценки роста числа пользователей и увеличения доходов компании Facebook за десять лет
Таким образом, эмпирические данные полностью подтверждают справедливость «закона Меткалфа» и обоснованность «предела Данбара», хотя существуют предположения, что с ростом автоматизации средств выражения в социальных сетях (короткие выражения одобрения - «лайки») и повышением простоты усвоения контента (который все более становится лаконично мультимедийным) предел Данбара будет увеличиваться.
Для сравнения приведена гистограмма числа социальных связей (наличия «друзей») отечественной социальной сети Вконтакте [4] (рис.2).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы относительно ценности операторских сервисов обмена сообщениями (прежде всего, видеочатов). Во-первых, ценность сервиса квадратично зависит от числа его абонентов. Во-вторых, степень привязки абонента к операторскому сервису и, следовательно, лояльности оператору зависит от отношения числа его контактов, находящихся в этой же сети, к числу Данбара. Если у клиента число контактов приблизительно равняется числу Данбара, то можно считать, что все его социальные контакты размещены в операторской сети, таким образом, степень его привязанности к оператору практически стопроцентна (если не брать в рассмотрение возможность стимулирования миграции всех своих контактов в другую сеть, вероятность которой зависит как от технической сложности миграции, так и от наличия у каждого из контактов своих контактов в этой же сети).
Таким образом, эффективность закрытой сети связи зависит от числа ее участников. Привлечение участников в подобные сети осуществлялось различными способами. На первом этапе привлечение в инновационные, неожиданные для рынка продукты осуществлялось венчурными компаниями, которые соперничали в качестве предоставляемых услуг, предлагая новые возможности (в частности, 8куре, который в 2003 году предложил инновационную технологию VOIPc удобным интерфейсом, а вскоре реализовал
Таблица 1. Основные тарифы, используемые компанией «Мегафон»
Тарифное направление Тариф, руб./мин с НДС
На номера «МультиФон» (Абонентский но[email protected]), голос/видео бесплатно
На номера «МегаФон» 0,8
На номера других операторов России 1,5
Мсгрпкл ацинки среднемесячного ' iciuriüCTiu Папиаигтемй . Hpньпп роста ПП'ПОНГК-ТИ гпти, согласно "UKUwv Мггклп^л
Среднемесячное количестве [вдиоватепек
Домд в м «рд »о л«.
200i 20« 2006 2М7 2008 2009 2010 2011 2012 2"013 20U 2015 Рис. 1. Графики роста количества пользователей Facebook и доходов компании за десять лет
Число друзей пользователя
Рис.2. Гистограмма числа социальных связей (наличия «друзей») отечественной социальной сети Вконтакте
возможность совершения звонков на обычные телефоны по очень умеренным тарифам). На втором этапе ключевые подобные сервисы стали предлагаться крупными компаниями, продвигающими собственные экосистемы с единой учетной записью пользователя, что позволяет автоматически набрать огромную клиентскую базу VOIP сетей. В частности, Skype был приобретен корпорацией Microsoft, которая интегрировала его с учетной записью пользователя Windows, корпорация Apple предложила свое решение Facetime, предустанавливаемое с конца 2010 года на все продукты компании, обладающие технической возможностью для видеочата. Корпорация Google предложила возможность текстового чата всем клиентам популярного почтового сервиса Gmail с 2007 года, а в 2013 году реализовала возможность видеочата.
Таким образом, в настоящее время большинство пользователей мобильного Интернета имеют учетные записи, позволяющие вести текстовые или видеочаты по факту приобретения устройств на ведущих операционных системах указанных компаний. Для конкуренции с ними операторы могут предустанавливать собственные клиенты на мобильные устройства, реализуемые через собственные магазины или магазины партнерских сетей, или же предлагать клиентам бонусы за их самостоятельную установку. Однако главной проблемой является не добавление еще одного видеочата к пользовательскому ассортименту, а убеждение пользователя использовать его достаточно активно, чтобы он стал весомым фактором привязки клиента к услугам данного оператора.
В частности, хотя подобный сервис Мультифон предлагается компанией Мегафон с 2008 года, но даже официальный корпоративный обзор данной услуги, вышедший в сентябре 2013 года, начинался со слов: «Не все знают, что у «МегаФона» существует свой «ответ Скайпу» — VoIP-проект «Мультифон»» [5]. В настоящее время этим сервисом пользуется порядка миллиона человек, что составляет менее 2% от общей абонентской базы Мегафона.
Любой оператор сотовой связи в силу наличия постоянных товарно-денежных отношений с клиентом и развитой службой их учета и контроля имеет чрезвычайно обширный инструмент для материального стимулирования или дестимулирования того или иного поведения клиента. Вопрос состоит в формировании правильных целей стимулирования и разработке надлежащей стратегии их реализации.
Применительно к стимулированию клиентской лояльности в эпоху Интернет-сервисов целесообразно выделять и поощрять тех клиентов, которые, во-первых, активно налаживают сеть контактов в операторском VOIP-сервисе и, во-вторых, активно используют их для совершения звонков, привязывая, тем самым, других пользователей к сервису и, следовательно, предлагающему его оператору. Точный механизм подсчета размера стимулирующих выплат оператор может держать в секрете от клиента во избежание искусственных действий по его увеличению (например, совершения бессмысленных звонков).
Как известно, в зависимости от степени лояльности клиента фирме клиенты традиционно разделяются на ряд категорий. В частности, уже стали классическими определения «случайных клиентов», которые пользуются товарами либо услугами фирмы лишь в то время, пока они являются наиболее эффективными по соотношению цены и качества конкретной услуги, либо же обращаются к поставщику услуги единоразово, по мере возникновения необходимости; «лояльных клиентов», которые ценят свое сотрудничество с фирмой и готовы его продолжать, даже если в какие-то отдельные моменты времени соотношение качества и цены отдельных услуг ухудшится по сравнению с лучшими рыночными предложениями, поскольку учитывают материальные и моральные издержки переключения на другого поставщика услуг и рассматривают позитивную историю отношений с оператором как его серьезное преимущество; «адептов», которые сознательно разделяют миссию и ценности фирмы и готовы использовать ее продукты и услуги, пока это в их силах, если фирма не изменяет собственным ценностям; и «промоутеров», которые не только сами разделяют ценности фирмы, но и стремятся активно распространить их среди других людей, являясь, тем самым, добровольными маркетинговыми агентами. Наличие клиентов-промоутеров из числа так называемого «раннего меньшинства» (клиентов, первыми опробующих новые услуги или товары) очень важно для продвижения инновационного продукта на начальном, самом сложном этапе формирования сети его использования. Однако в настоящее время все сервисы видеосвязи достаточно похожи, их использование не несет существенной эмоциональной или моральной составляющей, поэтому сформировать достаточный круг клиентов-промоутеров, основываясь лишь на их идейной преданности оператору, достаточно трудно. Поэтому предлагается ввести особое понятие «клиентов-генераторов сети» как клиентов, чье число активных контактов достаточно велико для поддержания контактной структуры достаточно близко к пределу Данбара, тем самым, обеспечивая устойчивую лояльность микросоциальных групп и сетей оператору сотовой связи. Введение данного понятия позволит вести осознанную операторскую политику по выделению и стимулированию указанной группы пользователей.
Еще одной важной категорией клиентов, позволяющей реализовать преимущества технологических инноваций оператора, является группа пользователей, активно генерирующих собственный контент. Производство собственного контента в настоящее время является важнейшим трендом социальной жизни. Ежеминутно огромное число фотографий загружаются на сервис Instagram или же видеороликов - на Youtube. Кроме того, в рамках краудсорсинговой активности пользователи могут коллективно собирать и уточнять информацию (например, в рамках сервисов Интернет-компании Яндекс - «Яндекс. Народные карты» или «Яндекс-пробки»). Введение раздельного управления мобильным траффиком позволит операторам сотовой связи, совместно
с Интернет-компаниями, ввести специальные предложения для данной категории клиентов, стимулирующие их активное участие в наполнении контента сообщества пользователей.
Кроме того, преимущества в скорости и стабильности доставки объемного аудио-видеоконтента напрямую внутри операторской сети делают целесообразным реализацию различных операторских сервисов доступа к хранилищам медиаконтента, оплата доступа к которым удобно интегрируется в общую систему финансовых взаимоотношений клиента и оператора. В частности, с 2008 года по 2012 год существовал подобный сервис у оператора Yota - Yota. Музыка, а в настоящее время Мегафон поддерживает портал «Трава», позволяющий за 10 рублей в день неограниченно прослушивать предоставляемый музыкальный контент.
Следует учесть, что в подобных сервисах важную роль играет социальный компонент - для выбора потребляемого контента среди миллионов наименований пользователи часто пользуются рекомендациями своих друзей; в частности, именно наличие такого социально-рекомендательного сервиса обусловило популярность прослушивания музыки в социальных сетях типа Вконтакте. Предлагаемую стратегию по структурированию социальных сетей среди пользователей услуг оператора предлагается расширить и на использование рекомендательных сервисов по потреблению контента, предоставляя скидки тем клиентам, чьи рекомендации (которые сами по себе могут быть рассмотрены как интеллектуальный продукт особого рода) будут в большей степени востребованы
другими клиентами оператора, тем самым, повышая популярность именно его закрытой системы распространения контента и, следовательно, лояльность клиентов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что полноценно реализовать технологические инновации в области высокоскоростной передачи данных операторы сотовой связи смогут, лишь синхронизировав их с социальными инновациями в области структурирования своей клиентской базы, превращения ее из атомизированной массы случайных клиентов в социальную сеть, связанную тесными контактами, повышающими ценность сети для каждого ее участника и, следовательно, лояльность клиентов оператору.
Литература:
1. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cphpost.dk/ news/national/danish-telecoms-threaten-block-skype
2. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://multifon.ru/ about/
3. Меткалф Б. Закон Меткалфа сорок лет спустя после рождения Ethernet // Открытые системы, 2014. - №1.
4. Число Данбара и пользователи ВКонтакте[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/189226/
5. «МультиФон» - VoIP-звонилка для абонентов «МегаФона» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://habrahabr.ru/company/ megafon/blog/193392/
РОЛЬ СУБСИДИЙ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПАРКА КОММУНАЛЬНОЙ
ТЕХНИКИ
Битиева З.Р., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Предметом данной статьи является субсидия как инструмент государственного управления парком коммунальной техники в Российской Федерации. Цель статьи - определить роль субсидий в процессе стимулирования развития парка коммунальной техники. В статье приводятся статистические данные Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), данные информационно-правового портала «Консультант», а также основные выводы по проведенному исследованию автора в рамках магистерской диссертации на тему: «Оценка эффективности государственной антикризисной программы поддержки предприятий автомобильной промышленности». В рамках проведенного исследования можно говорить не только о должном качестве реализации данной программы, но и о необходимости ее возобновления.
Ключевые слова: государственная поддержка; постановление; субсидия; качество; эффективность; автотранспорт; коммунальная техника.
THE ROLE OF SUBSIDIES IN IMPROVING THE QUALITY OF PUBLIC ADMINISTRATION DEVELOPMENT OF THE STATE PARK MUNICIPAL VEHICLES
Bitieva Z., the post-graduate student, FSUE «STANDARTINFORM»
The subject of this article is the subsidy as an instrument of state park management municipal equipment in the Russian Federation. Purpose of the article - to determine the role of subsidies in the process of stimulating the development of the park municipal vehicles. The paper presents statistical data of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation (hereinafter - the Ministry of Regional Development of Russia), the data information portal legal adviser, as well as the main findings of the study conducted by the author in the framework of the master's thesis on "Evaluation of the state's anti-crisis program to support the automotive industry". In this study, we can talk not only about the proper quality of implementation of the program, but also the need for its renewal.
Keywords: state support; resolution$ subsidy; quality; efficiency; motor transport; utility machinery.
Как показывает исторический опыт, по мере возрастания масштабов общественного производства и усложнения жизни общества роль государства в регулировании социально-экономических процессов неуклонно усиливается, при этом одним из важных и эффективных средств такого регулирования выступают субсидии.
Под термином «субсидия», как показано в работе Бексултанова К.Б. [1], понимаются средства, предоставляемые «из бюджета государственного (муниципального) управления фирмам или индивидам». В Руководстве по статистике государственных финансов под субсидиями понимается следующее: «Субсидии представляют собой текущие безвозмездные платежи предприятиям, осуществляемые государственными единицами исходя из уровня, производственной деятельности этих предприятий либо-количества или стоимости товаров или услуг, которые они производят, продают, экспортируют или импортируют. Целью субсидий может быть воздействие на
уровень производства, на отпускные цены или - получаемое предприятиями вознаграждение» [2].
Таким образом, субсидии являются элементом бюджетного регулирования, соединяющегообщефинансовые функции, функции целевого регулирования и функции поддержки социально-экономического развития на субнациональном уровне.
Система бюджетного субсидирования в настоящее время регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ). Под субсидиями бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета, в соответствии п. 1 ст. 132 БК РФ[3] понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые им в целях софинан-сирования их расходных обязательств. Это могут быть расходные обязательства, возникающие при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации их «собственных» полномочий, а также полномочий по предметам совместного