Научная статья на тему 'Необходимость и возможность осуществления внутреннего маркетинга персонала'

Необходимость и возможность осуществления внутреннего маркетинга персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА / INTERNAL MARKETING OF THE PERSONNEL / ФАКТОР ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МЕСТА РАБОТЫ / FACTOR OF APPEAL OF A PLACE OF WORK / НЕОБХОДИМОСТЬ / NEED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева И.В.

В данной статье рассматривается внутренний маркетинг персонала. Данная технология управления персоналом сфокусирована на работниках, занятых в организации, она подразумевает формирование наиболее важных факторов привлекательности места работы. Использование в практике внутреннего маркетинга персонала позволяет удержать квалифицированный персонал и достигать в целом высокой эффективности производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED AND POSSIBITITY OF IMPLEMENTATION OF INTERNAL MARKETING OF THE PERSONNEL

In this article internal marketing of the personnel is considered. This technology of human resource management is focused on the workers occupied in the organization, and means formation of the most important factors of appeal of a place of work. Use in practice of internal marketing of the personnel allows to hold qualified personnel and to reach as a whole high production efficiency.

Текст научной работы на тему «Необходимость и возможность осуществления внутреннего маркетинга персонала»



ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.137.22

И.В. Ковалева

аспирант, кафедра управления персоналом, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный

университет»

НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА

Аннотация. В данной статье рассматривается внутренний маркетинг персонала. Данная технология управления персоналом сфокусирована на работниках, занятых в организации, она подразумевает формирование наиболее важных факторов привлекательности места работы. Использование в практике внутреннего маркетинга персонала позволяет удержать квалифицированный персонал и достигать в целом высокой эффективности производства.

Ключевые слова: внутренний маркетинг персонала, фактор привлекательности места работы, необходимость.

I.V. Kovaleva, Voronezh state university

NEED AND POSSIBITITY OF IMPLEMENTATION OF INTERNAL MARKETING OF THE PERSONNEL

Abstract. In this article internal marketing of the personnel is considered. This technology of human resource management is focused on the workers occupied in the organization, and means formation of the most important factors of appeal of a place of work. Use in practice of internal marketing of the personnel allows to hold qualified personnel and to reach as a whole high production efficiency.

Keywords: internal marketing of the personnel, factor of appeal of a place of work, need.

Проблема привлечения, удержания и использования квалифицированного персонала становится одной из главных в современных условиях экономического развития. Возрастает необходимость в создании и использовании новых технологий управления персоналом. Так, одним из перспективных направлений в работе на внутреннем рынке труда является внутренний маркетинг персонала.

Понятие «внутреннего маркетинга» впервые появилось в литературе, посвященной маркетингу услуг. Работы над внутренним маркетингом стали осуществляться в начале 1970-х гг. одновременно в Скандинавии и США. В теорию управления персоналом это понятие пришло позднее: западные исследователи активно начали рассматривать его применение во второй половине ХХ столетия.

Дуракова И.Б. отмечает, что «внутренний маркетинг персонала, сфокусирован на работниках, занятых в организации, и подразумевает формирование пяти наиболее важных факторов привлекательности места работы:

- диапазон задач и ответственности работника;

- возможности профессионального роста и построение карьеры;

- возможности обучения и повышения квалификации;

- производственный климат;

- формирование побудителей к труду» [1, с. 106].

Таким образом, сущность внутреннего маркетинга персонала заключается в том, что организация рассматривает своих сотрудников как внутренних клиентов. Здесь предлагаются рабочие места с тем отличием от традиционного маркетинга, что оно не продаётся. Работник, выполняя должностные обязанности, награждается посредством заработной платы и других стимулов.

Как однажды завоеванные клиенты остаются верными торговой марке, так и однажды приобретенные сотрудники должны оставаться на предприятии и быть верными своей фирме.

В таблице 1 представлена концепция внутреннего маркетинга персонала.

Таблица 1 - Концепция внутреннего маркетинга персонала в организации

Цель Придание максимальной устойчивости путём удержания квалифицированного персонала (выстраивание ориентированной на сотрудника кадровой политики в заданных стратегией пределах)

Задача Создание внутри организации среды, максимально ориентированной на сотрудника

Объект - сотрудники организации, - внутренняя среда организации

Субъект - организация, - служба управления персоналом

Принципы - ориентация на сотрудников, - использование методов традиционного маркетинга внутри организации, - рациональное использование всех видов ресурсов

Функции - аналитическая, - информационная, - коммуникационная, - профориентационная, - социальная, - организационная

Организации пытаются оставаться интересными и привлекательными работодателями и после набора сотрудников. Они стремятся предотвращать нежелательную текучесть персонала, а также решать производственные проблемы и проблемы лояльности.

Действие внутреннего маркетинга персонала не ограничивает себя только точкой зрения, направленной внутрь предприятия, но имеет также и внешние влияния. Обращение с действующими на предприятии сотрудниками отражается на репутации предприятия как работодателя и, вместе с тем, влияет на его потенциальных сотрудников.

Штруц иллюстрирует этот аспект внешнего эффекта внутреннего маркетинга персонала лаконично кратко: «... дело только то, что внутри...». Информация может быть передана за пределы организации эффективно и правдоподобно, чтобы таким образом найти хорошего кандидата [2]. Потребность во внутреннем маркетинге персонала обусловила авторскую позицию, выражающуюся в необходимости и возможности этого процесса (табл. 2).

Таблица 2 - Условия, определяющие необходимость и возможность внутреннего маркетинга персонала

№ Необходимость Возможность

1 Потребность в снижении прямых и косвенных издержек, связанных с наймом Развитие методики внутреннего маркетинга персонала

2 Необходимость в удержании квалифицированного персонала в организации Формирование программ материального и нематериального стимулирования сотрудников

3 Потребность в формировании у сотрудников лояльности и удовлетворённости работой Целесообразность вложений в развитие человеческих ресурсов

4 Необходимость в укреплении имиджа организации на рынке труда Направленность сотрудника на взаимодействие с работодателем в области адаптации и аутплейсмента

Умелое использование в практике внутреннего маркетинга персонала, наряду с другими современными методами управления, позволяет удержать квалифицированный персонал и достигать в целом высокой эффективности производства.

В заключении следует отметить, что деятельность организаций за последнее десятилетие существенно усложнилась. Появились новые условия и факторы, определившие необходимость развития внутреннего маркетинга персонала.

Основная идея внутреннего маркетинга персонала заключается в мотивировании своих сотрудников, т.е. в проведении мер по сохранению имеющегося персонала и, следовательно, повышению привлекательности организации в качестве места работы.

Список литературы:

1. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 301 с.

2. Einleitung: Ziele und Aufgaben des Personalmarketing // Handbuch Personalmarketing / Strutz H. (Hrsg). 1993. S. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.