Научная статья на тему 'Необходимость и проблемы перехода на биотопливо'

Необходимость и проблемы перехода на биотопливо Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
511
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Боева А. А., Мордовцев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость и проблемы перехода на биотопливо»

Таблица - Прогнозный расчет эффективности использования средств областного бюджета для финансирования областной целевой программы «Производство и использование биотоплива на основе растительных масел в АПК Ростовской области»

№ п/п Наименование показателей По состоянию на 31.12.2015 г.*

1 Количество установленных комплектов оборудования для выработки биотоплива, штук 240

2 Годовая областная выработка, биотоплива, т 90

3 Сумма расходов областного бюджета на государственную поддержку Областной программы (!пуоЬ) нарастающим итогом, млн руб. 32,5

Налоговые доходы областного бюджета нарастающим итогом

4 - прямые (ТСр1Лес'), нарастающим итогом, млн руб. 194,5

5 - косвенные (ТСР2[|па|гес'), нарастающим итогом, млн руб. 49,6

6 - всего налоговые доходы (п.4+п.5), млн руб. 244,1

7 Среднегодовой (средневзвешенный) коэффициент дисконтирования (ф, коэффициент 1,916

8 Дисконтированный бюджетный денежный поток, нарастающим итогом (п.6/п.7), млн руб. 127,4

№ п/п Наименование показателей По состоянию на 31.12.2015 г.*

9 Индекс бюджетной эффективности (Р!в), (п.3/п.53) 3,92

10 Чистый дисконтированный бюджетный денежный поток (ЫВСР^, (п.3-п.8), млн руб. 94,9

* Срок завершения Программы

Прирост бюджетных доходов от использования биотоплива образуется: прямых налоговых поступлений в результате счет роста налогооблагаемой прибыли (доходов) сельхозпредприятий от снижения затрат на приобретение нефтепродуктов; косвенных налоговых поступлений - за счет роста на предприятиях и организациях промышленности и агротехсервиса выручки от продаж и послепродажного обслуживания комплектов оборудования, а также созданных для этого рабочих мест.

Как свидетельствуют данные таблицы, индекс бюджетной эффективности (Р1в) составит 3,92 (больше 1); чистый дисконтированный бюджетный денежный поток (ЫВСРО составит 94,9 млн руб. (больше 0). Эти показатели превышают минимально допустимый уровень, что свидетельствует о должном уровне бюджетной эффективности целевой программы «Производство и использование биотоплива на основе растительных масел в АПК Ростовской области».

НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА БИОТОПЛИВО

А.А. Боева, к.э.н., доц. Воронежского государственного технического университета, А.А. Мордовцев, к.э.н., доц. Воронежского государственного аграрного университета им. К.Д. Глинки

Увеличение числа машин с двигателями внутреннего сгорания привело к существенному ухудшению экологической обстановки в ряде городов. Например, в г. Воронеже автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу 130 тыс. т загрязняющих веществ в год, что составляет 90% от валового выброса всех загрязняющих источников воздуха.

Известно, что более сильным загрязнителем воздуха являются дизельные двигатели, в продуктах сгорания этого топлива имеется значительное количество веществ из «Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева», так как дизельное топливо при перегонке нефти выделяется только после эфира, бензина, керосина, лигроина. Карбюраторные двигатели работают на бензине, а также сжиженном газе, это топливо состоит в основном из углерода и водорода, что значительно чище дизтоплива, но для повышения степени сжатия в камере сгорания до 1012 атм., в бензин добавляют в качестве антидентона-тора тетраэтилсвинец, который оказывает вредное воздействие на окружающую среду и способен накапливаться в растениях.

Опыт показывает, что переход на биотопливо значительно снижает выброс вредных веществ. Надо отметить, что для производства биотоплива используются следующие виды растений: в Европе и Канаде - рапс, в США - соя, в Индонезии - пальмовое масло, в Индии - ятрофа, в Африке - соя и ят-рофа, в Бразилии - соя и касторовое масло, в России - рапс.

Рапс (Вгазэюа парив oleifera МеЬд) относится к роду капуста семейства капустных. Рапс мелкосе-мянная культура (масса 1000 семян ярового рапса

составляет 2,6-5,0 г), высевается на глубину 2-3 см, норма высева семян рапса - 10-15 кг/га или 2,53,0 млн. всхожих семян на га. Способ посева -сплошной рядовой, с междурядьями 12 см. Молодые растения способны переносить кратковременные заморозки до минус 3-50 С, взрослые - до минус 80 С. В семенах ярового рапса содержится 4048% масла, состоящего в основном из ненасыщенных (т.е. жидких) жирных кислот, из которых олеиновая составляет 60-70%. Рапс является прекрасным возобновляемым энергетическим ресурсом.

Процесс производства биодизельного топлива из растительного масла считается относительно несложным. В очищенное от механических примесей масло добавляют метиловый спирт и щелочь, которая служит катализатором реакции переэтифи-кации. Схематически это можно представить так: семена рапса® процесс прессования® растительное масло® добавка в масло метанола и щелочи® процесс переэтификации® разделение с очисткой на дизельное биотопливо (биодизель) и глицерин. Установлено, что из 1 т семян рапса можно получить 300 кг рапсового масла, а из этого количества масла - около 270 кг биодизельного топлива и 30 кг глицерина, из которого производятся моющие средства, жидкое мыло и фосфорные удобрения.

Биодизель по продуктам сгорания значительно чище дизельного топлива из нефти: выброс сажи меньше на 50%, оксида углерода (СО) - на 10-12%, чем при использовании дизельного топлива. Структура прогнозируемой сырьевой базы для производства биодизельного топлива в странах ЕС к 2010 г. следующая: рапсовое масло - 63%, животные жиры -

9%, подсолнечное масло - 8%, отработанное жарочное масло - 5%, импорт - 13%, другие - 2%. Надо отметить, что темпы производства биотоплива в мире очень высокие. Если в 1995 г. мировое производство биотоплива составляло 408 тыс. т в 2000 г. - 893 тыс. т в 2005 г. - 3824 тыс. т, а по прогнозу на 2020 г. -23 млн т в год. Начиная с 2008 г. в ряде Европейских стран планируется переход автотранспорта на биодизель (этиловый эфир рапсового масла).

Согласно требованиям стандарта Евро-3 допускалось содержание серы в топливе 350 ррт (2008 г.), в 2010 г. планируется переход на Евро-4 содержание серы всего 50 ррт, а в 2014 г. при освоении стандартов Евро-5 допускается наличие серы 10 ррт. Уменьшение серы предусматривается и в минеральном дизельном топливе, при снижении содержания серы в дизтопливе заметно снижаются его смазывающие свойства высокоточных плунжерных пар, топливной аппаратуры, поэтому потребуются либо специальные дорогостоящие присадки, либо эфиры растительных масел (биодизель), улучшающие смазывающие свойства минерального дизельного топлива.

К переходу на новые стандарты по топливу готовятся и изготовители техники. В настоящее время в технической характеристике западноевропейской техники зачастую указывается, что она способна работать на биотопливе. Складывающаяся тенденция показывает, что потребность европейских стран в рапсе, рапсовом масле будет только расти. Для российских сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий открывается широкие возможности экспорта семян рапса или рапсового масла для производства биодизеля. Посевы рапса могут составлять 20-25% в структуре посевных площадей. В Германии считается оптимальным иметь 12-17% но не менее 10% посевов рапса в структуре посевных площадей, это дает возможность применять широкозахватные комбинированные агрегаты при обработке почвы и посеве семян. В этой же стране при четырехпольном севообороте посевы рапса составляют 25%, что позволяет выдерживать требование размещать посевы рапса на одном и том же поле, не ранее чем через четыре года.

В Воронежской области проводится определенная работа по внедрению технологий выращивания рапса. Главным управлением аграрной политики Воронежской области проведены переговоры с германскими компаниями «ЕОР» и «Vita Agro» по вопросам сотрудничества, как в области выращивания рапса, так и его переработки. Между Воронежским госагро-университетом и немецкой компанией SAATEN-UNION также заключен договор о внедрении в области высокоурожайных сортов данной компании. Надо отметить, что компания SAATEN-UNION объединяет семь сельскохозяйственных селекционных центров и сотрудничает со многими странами Европы.

За 2008 г. в ООО «Эко Нива Агро» Лискинско-го района Воронежской области посевы озимого рапса составили 375 га, урожайность 29,5 ц/га, реализовано 11,2 тыс. ц семян по цене 1 тыс. руб. за 1 ц, прибыль от реализации рапса составила 5,7 млн руб., рентабельность производства рапса - 90%. Конечно, многие хозяйства выращивают не озимый, а яровой рапс, урожайность его значительно ниже, соответственно, снижается рентабельность производства. Необходимо отметить, что разработанная в ГНУ ВНИПТИ рапса (г. Липецк) технология возделывания ярового рапса позволяет получать в ЦЧЗ 20-25 ц/га семян.

Исследования, проведенные ГНУ ВИМ и СибНИПТИЖ по применению смесевого биотоплива из рапса собственного производства показали, что в условиях 2006 г. цена 1 кг смесевого топлива составляла 12,88 руб., что на 4,12 руб. ниже нефтяного дизельного топлива. Эксперимент проводился в крестьянском (фермерском) хозяйстве с посевной площадью 250 га и потребностью в смесевом топливе 29,6 т, в том числе: 22,2 т рапсового масла и 7,4 т - дизельного топлива. При урожайности рапса 20 ц/га, достаточно засеять рапсом 34 га или 14% пахотных земель. Для получения рапсового масла в ОПКТБ СибНИПТИЖ разработана и изготовлена малотоннажная установка для малого сельскохозяйственного предприятия. Если в эту установку включить два маслоотделяющих пресса немецкого производства КК40Ф «Универсал», то она способна обеспечить рапсовым маслом пять-шесть фермерских хозяйств общей площадью пашни до 1500 га.

Если же вести речь о производстве из рапсового масла биодизеля, то в ЦЧЗ можно выделить Липецкую область, где пять липецких агрохолдингов («ЗеРос», «Агрохим», «АгроЛипецк», «Русагро» и «Липецкагропромснабсервис») планируют строить завод биодизельного топлива с мощностью переработки 120 тыс. т. рапса в год. Надо отметить, что заводы по производству биодизеля являются очень дорогостоящими и без предоставления долгосрочных льготных кредитов и строительство является проблематичным.

В ОАО АПО «Аврора» Задонского района Липецкой области по программе «Биодизель» намечено из семян рапса собственного производства получать биотопливо и перевести всю технику предприятия с дизельными двигателями на биодизель.

В заключении отметим, что для повышения урожайности необходимо совершенствовать технологии выращивания озимого и ярового рапса, важное значение имеет защита посевов от вредителей и болезней, из-за неравномерного созревания семян требуют улучшения процессы дозревания семян, их сушка. Рапс-культура будущего, позволяющая получать возобновляемые энергетические ресурсы, а также продукты питания, корма для животных.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОИЗВОДСТВА БИОЭТАНОЛА ИЗ ПРОДУКЦИИ СВЕКЛОВОДСТВА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

М.В. Азжеурова, асп. Мичуринского государственного аграрного университета

Новой ролью свекловодства сегодня, несо- Причем передовые страны ранее других ощутили

мненно, является биоэнергетика. Такие невозоб- наступление эры энергодефицита.

новляемые энергетические продукты, как нефть и Проблема поиска альтернативного топлива

газ, за счет ускорения научно-технического прогрес- стоит перед человечеством уже не одно десятиле-

са стали расходоваться с пугающей быстротой. тие. Постоянно повышающаяся цена на нефть, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.