Научная статья на тему 'Необходимость и последствия денежной реформы 1947 г.'

Необходимость и последствия денежной реформы 1947 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2152
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость и последствия денежной реформы 1947 г.»

7. Началась разработка Стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года. Электронный ресурс. - URL: http://www.garant.ru/news/665801/ (дата обращения: 6.03.2016).

8. Официальный сайт Красноярского экономического форума 2016 «Россия: Стратегия 2030». Электронный ресурс. - URL: http://www.krasnoforum.ru/ (дата обращения: 6.03.2016).

9. Талеб Н.Н. Антихрупкость: как извлечь выгоду из хаоса. - М.: Колибри, 2014. - 768 с.

10. Талеб Н.Н. Черный лебедь: под знаком непредсказуемости. - М.: Азбука-Аттикус, 2012. - 290 с.

Н. М. Космачева Необходимость и последствия денежной реформы 1947 г.

Вторая мировая война была чудовищным испытанием для большинства воюющих стран, но для СССР потери и затраты оказались наиболее значительными. Победа советского народа над фашистской Германией имела очень дорогую цену - громадные людские потери; почти полное разрушение территорий военных действий; формирование военной экономики в ущерб благосостоянию граждан, исчерпание ресурсов и нестабильность денежной и платежной систем.

Военные расходы советского правительства (1941-1945 гг.) привели к резкому сокращению производства потребительских товаров и услуг. В военный период, когда вся экономика перестраивалась под нужды армии, основная масса товаров и денежных средств направлялась в военную промышленность, а гражданское население не могло удовлетворить свой спрос, поскольку розничный товарооборот стремительно падал. Особенно пострадали жители городов, вынужденные резко сократить потребление продовольственных товаров. Поэтому введение продовольственных карточек было вынужденной мерой. Производственный дисбаланс военного периода вызвал неизбежный рост цен на товары первой необходимости и привел к тому, что значительная часть денег населения осела в руках спекулянтов и не возвратилась в государственный банк.

Поскольку с целью покрытия стремительно растущего бюджетного дефицита осуществлялась денежная эмиссия, а временно оккупированные фашистами территории были наполнены фальшивыми деньгами, то разрастание денежной массы привело к гиперинфляции (к началу 1946 г. денежное предложение увеличилось вчетверо и составило 73, 4 млрд р.).

Стоит отметить, что деятельность Государственного банка СсСр в этот период была достаточно эффективной и способствовала мобилизации средств народного хозяйства, ускорению их оборачиваемости. Так, кассовая дисциплина была очень строгой и жесткой; инкассация

торговой выручки от продажи колхозами сельскохозяйственных товаров была на высоком уровне.

Однако, в гиперинфляционный военный период денежное обращение частично было вытеснено товарным, и фактически использовался смешанный вариант с элементами рационирования. Рационирование, представляет систему распределения товарной массы с ограничением количества продаваемых товаров (карточная система). Данная система абсолютно неэффективна, однако ее применение оправдано в периоды военного времени. Основные недостатки рационирования следующие: стремление преодолеть дефицит товаров и услуг приводит к еще большему дефициту; использование монетарной политики практически невозможно или она практически безрезультатна; уравнительное распределение предполагает равную оплату трудящимся независимо от результата.

Столь сложная экономическая ситуация, в которой оказался СССР в послевоенный период, требовала решительных преобразований в сфере финансов и денежного обращения. Реакцией на высокую инфляцию, как правило, становится поиск опоры на стабильную денежную единицу, которой в 1945 г. был американский доллар. Но в Советском Союзе в силу политики коммунистической партии и законодательных запретов расчеты в иностранной валюте были невозможны, что усиливало экономическую проблему.

С целью восстановления разрушенного хозяйства и платежного обращения необходимо было в короткие сроки ликвидировать распределение по карточкам, множественные цены и ввести свободную торговлю по фиксированным, единым ценам. Таким образом, в начале 1946 г. созрели предпосылки для проведения денежной реформы, которая бы упорядочила и укрепила денежное обращение.

Уже в сентябре этого года был проведен подготовительный этап, приведший к снижению коммерческих и повышению пайковых цен; в качестве компенсации, мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим была увеличена хлебная надбавка к заработной плате.

Но все же жаркое, засушливое лето 1946 г., вызвавшее неурожай, послужило причиной того, что денежная реформа состоялась только в конце 1947 г.

Реформа, проведенная в очень сжатые сроки (с 16 по 29 декабря), в условиях строгого централизованного планирования и секретности, не затронула сущности денежной системы Советского государства, в том числе ее эмиссионного механизма.

Идеологом реформы был Арсений Григорьевич Зверев, назначенный в марте 1946 года министром финансов СССР. Именно он руководил в качестве народного комиссара государственными финансами СССР в годы Второй Мировой войны, когда финансовая система достаточно быстро и последовательно была трансформирована под нужды

военной экономики. Государственная казна пополнялась в тот период как благодаря героическому, самоотверженному труду советских людей, так и за счет государственных внешних и внутренних займов, последние, по сути, являлись принудительными среди населения, которое было также обременено высокими налоговыми сборами. Но победа в Великой Отечественной войне и восстановление разрушенной экономики требовали значительных затрат.

Реформа 1947 г. была тщательно подготовлена в условиях строгой секретности и сводилась к деноминации как наличных денег, так безналичных средних и крупных вкладов; при этом банкноты в рублях пришли на смену червонцам и несколько изменился купюрный состав банкнот (были введены билеты Государственного банка СССР номиналом 10, 25, 50, 100 рублей; государственные казначейские билеты - 1, 3, и 5 рублей. Металлические знаки стоимости - разменная монета выпускалась: никелевая - достоинством 10, 15 и 20 копеек, бронзовая - 1, 2, 3 и 5 копеек. Кроме того, в обращении сохранились серебряные и медные монеты прошлых выпусков). Разменная монета в ходе реформы оставалась в обращении и обмену не подлежала. Также оставались неизменными финансовые обязательства, налоги и долги.

Чтобы население не успело защитить свои сбережения, разбив крупные вклады на мелкие до трех тысяч рублей, за три дня до начала реформы были закрыты все сберкассы.

Денежная реформа сводилась к следующему.

- Наличные деньги, имевшиеся у населения, государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, колхозов обменивались по курсу 10 :1. Разменная монета обмену не подлежала и оставалась в обращении по номиналу.

- В сберегательных кассах была произведена переоценка остатков вкладов и текущих счетов населения на 16.12.1947, по относительно льготному принципу:

а) в размере до 3 тыс. р. (составлявшие около 80%), оставались без изменения в номинальной сумме (1:1);

б) от 3 до 10 тыс. р. обменное соотношение составляло 3:2;

в) сумма, превышающая 10 тыс. р. обменивалась в соотношении

2:1.

- Денежные средства, находившиеся на расчетных и текущих счетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов, переоценивались в пропорции 5:4;

- Ранее выпушенные облигации подлежали обмену в соотношении 3:1 (за исключением трехпроцентных выигрышных облигаций займа 1938 г., которые обменивались по курсу 5:1 и облигаций 1947 г. в размере 1 млрд р., оставшихся неизменными) [2].

Преобразования коснулись и ценовой политики.

Прежде чем отменить карточки, правительство установило единые цены на продукты питания взамен существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен. Вследствие этого стоимость основных продовольственных продуктов для городского населения выросла по сравнению с ценами по карточкам, но вновь установленные государственные цены были в среднем в 3,2 раза ниже коммерческих.

В результате изменения государственных цен, цена 1 кг черного хлеба выросла (по карточкам была 1 р., а стала 3 р. 40 к.); цена 1 кг мяса выросла с 14 до 30 р.; сахара - с 5,5 до 15 р.; сливочного масла - с 28 до 66 р.; молока - с 2,5 до 8 р. При этом минимальная заработная плата составляла 300 р., средняя заработная плата в 1946 г. равнялась 475 р., в 1947 г. - 550 р. в месяц [3, с. 81]. С целью облегчения последствий ценовых изменений для низко- и среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих одновременно с едиными ценами устанавливались так называемые «хлебные надбавки» в среднем около 110 р. в месяц.

По мнению автора, последствия проведенной денежной реформы можно свести к следующему: при неизменности денежно-кредитной системы и финансов СССР в целом, инфляционный период сменился дефляционным; государственное воздействие, в рамках плановой экономики, на механизм «спрос - предложение» стало более действенно.

Стоит отметить, что реформа, безусловно, обеспечила сокращение спекулятивных наличных денег, привела к изъятию фальшивых денег. В то же время, десятикратно уменьшилась наличность и значительно сократились средние и крупные вклады обычных граждан, которые вынесли на своих плечах военные невзгоды. В результате усреднились доходы и сбережения населения. При этом, льготный обмен безналичных денег повысил доверие к сберегательным кассам.

- Значимым среднесрочным последствием реформы явилось установление в 1950 г. золотого паритета советского рубля, позволившего исчислять его курс не на базе американского доллара, а на устойчивой «золотой» основе. Золотое содержание рубля было определено в размере 0,222168 грамма чистого золота (покупная цена составила 4 р. 45 к. за 1 г) [1, с. 142].

Основным долгосрочным результатом реформы явилось длительное (до конца 50-х гг.) сохранение товарно-денежной сбалансированности и стабильности цен. Однако для основной массы населения страны Советов, особенно сельского, эта стабильность не означала реального повышения жизненного уровня.

Проведение реформы 1947 г. базировалось на накопленном опыте прежних реформ. И в современных условиях для масштабных экономических преобразований требуется изучение причинно-следственных связей в производственной, управленческой и кредитно-денежной системах страны.

Список литературы

1. Зверев А. Записки министра. - М.: Изд-во полит. лит., 1973.

2. Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oldgazette.ru/temp/ 14121947.html

3. Шмелев Н.П., Попов В. В. На переломе. Экономическая перестройка в СССР. -М., 1989.

Е. А. Маклакова

Россия и регионы Северо-Западного федерального округа

в рейтинге качества жизни

Представление о человеке как главной ценности и главном ориентире развития всех социальных институтов сформировалось только в ХХ в. и как следствие в то же время сформировалась концепция устойчивого человеческого развития. Непосредственное влияние на человеческое развитие оказывает ряд условий, которые обозначены многогранной категорией «качество жизни». Считается, что впервые вопросы «качества жизни» как самостоятельной проблемы стал рассматривать А. Пигу в 20-х гг. ХХ века в своей книге «Экономические теории благосостояния» [3], а концепция качества жизни была предложена спустя три десятилетия в работе Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия» (The Affluent Society, 1958). Данная концепция получила широкое распространение в связи с осознанием обществом того, что неравномерность условий жизни различных социальных групп обуславливает различные социально-экономические проблемы, и более того, дальнейшее социально-экономическое развитие общества в целом зависит от качества жизни его различных слоев.

Начиная с конца ХХ века в государственной политике большинства экономически развитых стран вопросы качества жизни населения занимают приоритетное место. В нашей стране приоритетность качества жизни отражена в ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Вместе с тем, несмотря на широкое использование, до сих пор категория «качество жизни» не имеет ни единого общепринятого определения, ни общепринятых характеристик, ни универсальных общепризнанных методов оценки.

Наиболее часто качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень возможности реализации жизненных целей и потребностей людей, а также общего их благосостояния. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 1996), ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.