НЕОБХОДИМОСТЬ И ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ «112» СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СРЕДЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
О.Б. Ковтун, ст. науч. сотр.
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-2-195-200
Аннотация. Статья посвящена проблеме обеспечения единых подходов к процессу перевода систем обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (систе-ма-112) в субъектах Российской Федерации на функционирование в среде отечественного программного обеспечения в современных условиях. Решение указанной проблемы является на текущий момент одной из актуальных задач, решаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В статье рассмотрены организационные и технические мероприятия, необходимые для обеспечения непрерывности, надежности и эффективности функционирования системы-112 в переходный период. Перечислены факторы, которые должны быть учтены при проведении указанных мероприятий. Приводятся ссылки на нормативные и методические документы в области создания, развития и функционирования системы-112, обосновывается необходимость проведения мероприятий. В статье учтены требования современных нормативных документов, определяющих условия и тенденции развития системы-112.
Ключевые слова: система-112, проектная документация, отечественное программное обеспечение, операционная система, диспетчерская служба, центр обработки вызовов, специальное программное обеспечение, информационное взаимодействие, государственная информационная система, информационная безопасность.
С 2022 года вступил в силу ряд новых нормативных и методических документов в области создания, развития и функционирования информационных систем в целом и системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в частности.
Кроме того, к отдельной категории вступивших в силу в последние годы документов относятся указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные Методические рекомендации, касающиеся использования на территории страны программного обеспечения иностранного происхождения.
Появление этих документов связано с санкциями, наложенными на Российскую Федерацию и охватывающими различные направления деятельности, в том числе и в области ограничения доступа к программному
обеспечению, а также с необходимостью обеспечить в условиях санкций непрерывное функционирование государственных органов и экономики с поддержанием требуемого уровня информационной безопасности.
Проектирование, развертывание, проведение испытаний и ввод в эксплуатацию систем-112 на территории субъектов Российской Федерации проводились до 2021 года включительно.
Субъекты Российской Федерации в настоящее время разрабатывают или уже утвердили Планы мероприятий по переходу на использование программного обеспечения, зарегистрированного в едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр), учитывающие и необходимость такого перехода для системы-112.
Система-112 в каждом субъекте Российской Федерации создается и модифицируется на основании решений и требований, определенных техническим заданием (ТЗ) и техническим проектом (ТП). На начальном этапе создания системы-112 на территории Российской Федерации (2013-2020 гг.) техническими проектами было предусмотрено использование в системе-112 преимущественно общесистемного программного обеспечения (операционные системы (ОС), системы управления базами данных (СУБД)) иностранного происхождения (Windows, Oracle, MS SQL).
В связи с этим возникает актуальная необходимость внесения изменений в ТЗ и ТП в части перевода региональной системы-112 на функционирование в среде общего программного обеспечения, включенного в Реестр. Это касается ОС, СУБД, систем защиты информации, а также оборудования.
В настоящее время активно идет процесс внесения изменений в проектную документацию [1] в части изменения общего, а в некоторых случаях и специального программного обеспечения (далее соответственно - ОПО, СПО). Одновременно в обновленных технических проектах отражаются изменения, произошедшие в системе-112 с момента разработки и согласования в соответствии с установленным [2] порядком предыдущей версии проектной документации.
Накопленный опыт показывает, что при согласовании проектной документации возникают типовые ошибки, связанные с необходимостью проведения ранее отсутствующих мероприятий.
Кроме того, система-112 в отдельных субъектах Российской Федерации отнесена к категории критической информационной инфраструктуры. Некоторые субъекты планируют такой переход. На эти системы-112 распространяется и действие Указа Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166.
При переводе системы-112 на функционирование в среде программного обеспечения, включенного в Реестр, необходимо учитывать ряд факторов:
1. Согласно [2] согласованию подлежат ТЗ и ТП. Перед внесением изменений в ТП си-стемы-112 необходимо внести соответствующие изменения в ТЗ и согласовать его установленным порядком.
2. ОПО должно быть включено в Реестр.
3. СПО системы-112 должно быть включено в Реестр. Если СПО состоит из нескольких отдельных программных модулей, все модули должны иметь регистрацию в Реестре.
4. СПО системы-112 должно быть способно функционировать в среде ОС, включенной в Реестр, и указанной в ТП на систему-112. Для удовлетворения данного требования необходимо, чтобы такая способность СПО была указана в эксплуатационной документации на СПО и в регистрационных данных СПО в Реестре.
5. Проектируемое оборудование системы-112 должно удовлетворять требованиям постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, то есть иметь отечественное происхождение.
6. При переводе системы-112 на функционирование в среде программного обеспечения, включенного в Реестр, в случае изменения СУБД необходимо предусмотреть работы по переносу данных из старой базы данных (БД) в новую, поскольку информация в системе-112 должна храниться не менее 3-х лет.
7. Перевод системы-112 на функционирование в среде программного обеспечения, включенного в Реестр, необходимо осуществлять с учетом обеспечения непрерывности ее функционирования, поскольку система-112 находится в постоянной эксплуатации и должна обеспечивать непрерывные прием и обработку вызовов с соблюдением временных параметров [3], определенных [4].
8. При переводе системы-112 на функционирование в среде программного обеспечения, включенного в Реестр, необходимо обеспечить требуемый уровень надежности системы-112, определенный [4].
9. Технические и программные средства обеспечения информационной безопасности, используемые в действующей системе-112, могут не функционировать в среде отечественной ОС. В этом случае необходимо предусмотреть их замену на обновленные версии или иные технические и программные средства, удовлетворяющие заданным требованиям.
10. Аттестация информационной системы по требованиям информационной безопасности проводится с учетом решений по программному и техническому обеспечению,
определенным проектной документацией. После внесении соответствующих изменений в проектную документацию должны быть проведены аттестационные мероприятия.
Мероприятия по переводу системы-112 на использование программного обеспечения, включенного в Реестр, можно разделить на организационные и технические. Организационные мероприятия указываются в Планах мероприятий по переходу на использование отечественного программного обеспечения и в отношении системы-112 должны учитывать следующие требования:
1. Сроки перевода системы-112 на функционирование в среде программного обеспечения, включенного в Реестр. Сроки определяются для каждого мероприятия с учетом необходимости внесения изменений в проектную документацию, согласования ее установленным порядком, подготовки конкурсной документации, проведения конкурсных процедур, непосредственно проведения работ по переводу системы-112 на функционирование в среде программного обеспечения, включенного в Реестр, проведения аттестации систе-мы-112 по требованиям информационной безопасности.
2. Планирование в бюджете субъекта Российской Федерации выделения в необходимом объеме финансовых средств для проведения работ и закупки программного обеспечения и технических средств. Необходимый объем финансирования определяется локальным сметным расчетом, входящим в состав проектной документации.
3. Назначение участников и ответственных за проведение каждого мероприятия. Организация проведения каждого мероприятия в отношении системы-112 в соответствии с [5] осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на решение задач в области организации, функционирования и развития си-стемы-112.
4. Выделение тестового номера. Для проведения работ по переводу системы-112 на использование программного обеспечения, включенного в Реестр, потребуется использование временного телефонного номера для проведения предварительного тестирования сегментов системы-112 в процессе поэтапного перевода. Для этого потребуется организовать
взаимодействие с операторами связи по выделению тестового номера на переходный период.
5. Порядок резервирования. В процессе работ по переводу системы-112 на использование программного обеспечения, включенного в Реестр, конкретные объекты системы-112 будут поочередно отключаться от приема и обработки поступающих вызовов. На время выполнения работ на конкретном объекте его функции должен выполнять другой объект системы-112 для обеспечения требований по непрерывности и надежности функционирования системы-112. Порядок такого взаимного резервирования должен быть определен в составе мероприятий по переводу системы-112 на использование отечественного программного обеспечения.
6. Вывод из эксплуатации старой системы-112. При изменении СПО после перевода системы-112 с обновленным программным обеспечением на прием вызовов по единому номеру «112» должен быть оформлен вывод из эксплуатации системы-112, использующей старое программное обеспечение.
В соответствии с указанными выше организационными мероприятиями одним из определяющих этапов работ по переводу си-стемы-112 на использование программного обеспечения, включенного в Реестр, является внесение изменений в ТЗ и ТП.
В ТЗ в качестве целей внесения изменений в проектную документацию указывается перевод системы-112 на функционирование в среде программного обеспечения, включенного в Реестр.
Кроме того, в ТЗ в требованиях к разработке проектной документации должно быть указано требование о необходимости включения в проектную документацию соответствующих организационно-технических мероприятий (процедур, этапов) для системы-112 в целом и по каждому объекту автоматизации в отдельности для обеспечения непрерывности, надежности и эффективности функционирования системы-112 при переходе на функционирование в среде отечественного программного обеспечения.
В проектной документации в табличном виде приводятся указанные организационно-технические мероприятия. В таблице указываются также сроки проведения конкретного
мероприятия (процедуры, этапа) и условия его проведения. В условиях проведения мероприятия указывается при необходимости номер дозвона («112» или тестовый), порядок резервирования конкретного объекта на время проведения работ на нем, ожидаемая длительность работ, состав работ и порядок функционирования системы-112 на каждом этапе.
В документе «Описание программного обеспечения» проектной документации указываются регистрационные данные из Реестра для каждого вида программного обеспечения.
В документе «Описание комплекса технических средств» проектной документации приводится описание технических средств, поддерживающих функционирование системы-112 в среде программного обеспечения, включенного в Реестр, а также указывается соответствие приобретаемого оборудования требованиям постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.
В документе, включающем описание средств информационной безопасности приводится описание программных и технических средств информационной безопасности, совместимых с программным обеспечением и оборудованием, указанными в проектной документации.
В документах «Локальный сметный расчет» и «Ведомость оборудования и материалов» указываются все программные и технические средства, их стоимость и стоимость пусконаладочных и других работ.
Состав технических мероприятий по переводу системы-112 на функционирование в среде программного обеспечения, включенного в Реестр, зависит от многих факторов:
1. Схема приема и обработки вызовов (централизованная, децентрализованная).
2. Схема резервирования объектов (резервирование центров обработки вызовов еди-
ных дежурно диспетчерских служб (ЦОВ, ЕДДС) центром обработки вызовов административного центра и резервным центром обработки вызовов (ЦОВ-АЦ и РЦОВ), попарное резервирование ЦОВ ЕДДС, прием вызовов в ЕДДС при недоступности ЦОВ-АЦ и РЦОВ).
3. Количество объектов автоматизации (количество ЦОВ и ЕДДС, подключенных диспетчерских служб).
4. Количество серверных группировок на региональном уровне (как правило по одной в ЦОВ и РЦОВ, но возможны исключения).
5. Состав и количество сопрягаемых автоматизированных информационных систем.
6. Возможности используемого программного обеспечения (необходимость замены версии СПО при переходе на новое ОПО).
7. Необходимость (или нет) замены СПО системы-112 (связано с необходимостью обучения операторов).
Соответственно состав технических и организационных мероприятий является практически индивидуальным для каждого субъекта РФ. Поэтому в рамках статьи можно предложить только примерную основу (скелет) состава соответствующих технических мероприятий. Предложенный состав не является обязательным образцом даже для предложенной схемы, в каждом конкретном случае возможны варианты мероприятий, соответствующие всем установленным требованиям.
Примерный состав технических мероприятий по переводу системы-112 на использование программного обеспечения, включенного в Реестр, для централизованной схемы приема и обработки вызовов с одним ЦОВ-АЦ, одним РЦОВ без необходимости замены СПО приведен в таблице.
Таблица. Процедуры, обеспечивающие непрерывность, надежность и эффективность функци-
онирования системы-112 в переходный период
№ Процедура Срок Условия
1 Пусконаладочные работы. Установка на вычислительное оборудование РЦОВ ОПО (ОС), включенного в Реестр в объеме: - установка ОС; - установка сервисов; - настройка СУБД; - настройка - учетные записи ... Прием и обработку вызовов осуществляет ЦОВ-АЦ
2 Пусконаладочные работы. Внедрение СПО в муниципальных образованиях: - План внедрения; - установка ОС; - настройка СПО; - проверка подсистем ... Прием и обработку вызовов осуществляет ЦОВ-АЦ
3 Сопряжение телекоммуникационной подсистемы РЦОД проектируемой системы-112 с узлом обслуживания вызовов экстренных оперативных служб (УОВЭОС) и каналами связи: - УОВЭОС; - маршрутизация ... Прием и обработку вызовов осуществляет ЦОВ-АЦ
4 Пусконаладочные работы. Настройка средств подсистемы обеспечения информационной безопасности резервного центра обработки данных (РЦОД) для проектируемой системы-112 Прием и обработку вызовов осуществляет ЦОВ-АЦ
5 Пусконаладочные работы. Сопряжение РЦОД с информационными системами (ИС) операторов связи Прием и обработку вызовов осуществляет ЦОВ-АЦ
6 Пусконаладочные работы. Настройка интеграций РЦОД проектируемой системы-112 (СПО) с внешними информационными системами Тестирование РЦОВ и РЦОД с использованием тестового телефонного номера Прием и обработку вызовов осуществляет ЦОВ-АЦ
7 Синхронизация информации БД ЦОВ-АЦ в РЦОВ Прием и обработку вызовов осуществляет ЦОВ-АЦ
8 Подготовка и установка вычислительных ресурсов на существующих комплексах технических средств на объекте ЦОД для проектируемой системы-112, установка ПО на вычислительное оборудование ЦОД, пусконаладочные работы аналогично РЦОД. Прием и обработку вызовов осуществляет РЦОВ
9 Синхронизация БД ЦОВ-АЦ и РЦОВ. Перевод работы системы-112 на новое ПО в ЦОД. Организация географического резервирования. Прием и обработку вызовов осуществляет РЦОВ
10 Проведение испытаний
Таким образом, перевод региональной си- проведения ряда организационных и техниче-стемы-112 на функционирование в среде оте- ских мероприятий для обеспечения непре-чественного программного обеспечения явля- рывности, надежности и эффективности ется одновременно актуальной задачей и до- функционирования системы-112 в переход-статочно сложным процессом, требующим ный период.
Библиографический список
1. Ковтун О.Б., Романов А.С. Предложения по учету современных требований к разработке проектной документации на создание и развитие системы-112 в Российской Федерации // Столыпинский вестник. - 2024. - № 4.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1658 «Об утверждении Правил согласования технического задания и проектно-технической документации на развитие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации, проекта положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» субъекта Российской Федерации».
3. Ковтун О.Б. Методики расчета временных параметров приема, обработки и передачи вызовов в диспетчерские службы в рамках системы-112 // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2023. - №3.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2021 № 1931 «Об утверждении обязательных требований к организации и функционированию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе порядка и сроков осуществления приема, обработки и передачи вызовов по единому номеру «112» диспетчерским службам».
5. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
THE NEED AND PROCEDURE FOR THE TRANSFER OF EMERGENCY CALL SYSTEMS FOR EMERGENCY SERVICES USING A SINGLE NUMBER "112" OF THE SUBJECTS OF
THE RUSSIAN FEDERATION TO OPERATE IN THE ENVIRONMENT OF DOMESTIC
SOFTWARE
O.B. Kovtun, Senior Researcher
All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergency Situations of the Ministry of Emergency Situations of Russia (Russia, Moscow)
Abstract. The article is devoted to the problem of providing unified approaches to the process of transferring emergency call systems to a single number "112" (system-112) in the subjects of the Russian Federation to operate in the environment of domestic software in modern conditions. The solution of this problem is currently one of the urgent tasks being solved by the executive authorities of the subject of the Russian Federation, authorized to solve problems in the field of organization, functioning and development of the 112 system, in accordance with the requirements of Federal Law № 488-FL dated 12/30/2020 "On ensuring the calling of emergency operational services by a single number 112" and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation". The article considers the organizational and technical measures necessary to ensure the continuity, reliability and efficiency of the 112 system during the transition period. The factors that should be taken into account when carrying out these activities are listed. References are provided to normative and methodological documents in the field of creation, development and functioning of the system-112, the need for measures is justified. The article takes into account the requirements of modern regulatory documents defining the conditions and trends in the development of the system-112.
Keywords: system-112, project documentation, domestic software, operating system, dispatch service, call center, special software, information interaction, state information system, information security.