УДК 657.631:336.71
НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
COMMERCIAL BANK SUBSIDIARY: TO BE ASSESSED AND EXAMINED
Р.Т. Балакина, А.С. Чернышева R.T. Balakina, A.S.Tchernysheva
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
На основе изучения роли филиалов коммерческого банка определены причины необходимости оценки их деятельности и ее особенности. Изучено содержание оценки деятельности филиалов банка как процесса. Раскрыты направления оценки и система показателей оценки деятельности филиалов. Рассмотрены проблемы оценки филиалами результатов своей деятельности.
The article deals with commercial bank subsidiaries and gives reasoning of their activities assessment. Studying the assessment procedure, the article determines the directions and performances the subsidiaries activity assessing and considers the issues involved as well.
Ключевые слова: филиал коммерческого банка, оценка деятельности, система показателей, экспресс-оценка, детальная оценка.
Key words: branch of a commercial bank, evaluation, performance system, rapid assessment, detailed assessment.
Традиционно многие банки развиваются территориально через филиальную сеть, поскольку в случае с филиалами значительно проще построить эффективную систему управления, чем при покупке дочерних банков. Как внешнее подразделение, филиал территориально удален от головного банка, имеет собственное имущество, собственный корреспондентский субсчет в расчетно-кредитном центре, самостоятельно платит налоги в местный бюджет, подведомственен тому территориальному учреждению Банка России, на территории которого располагается. Филиал имеет право на осуществление всех или части банковских операций, на которые получена лицензия головным банком, действует от имени головного банка, и мера его экономической свободы ограничена внутрибанковскими регламентами. Создание филиалов позволяет банку увеличивать масштабы деятельности, повышать качество предоставляемых клиентам услуг за счет приближения к ним центров ответственности, делать эти услуги более доступными.
Однако с развитием филиальной сети возникает задача оценки деятельности филиалов. Ее необходимость определяется следующими причинами:
• филиалы предоставляют подавляющее большинство услуг на банковском рынке. По
© Балакина Р.Т., Чернышева А.С., 2010
состоянию на 1 марта 2010 г. общее количество кредитных организаций в РФ составляет 1048, а количество филиалов превосходит это число более чем в 3 раза - 3152, в Омской же области на 6 кредитных организаций приходится 47 филиалов [1]. Данное соотношение позволяет судить о заинтересованности банков в оценке тех подразделений, через которые они осуществляют большинство своих операций;
• в классификации центров ответственности банка филиалы чаще всего рассматриваются как центры прибыли, или профит-центры. Таким образом, результативность подразделений, направленных на достижение главной цели банка - получение прибыли, также представляется актуальной для банка;
• зачастую филиалы «создаются без строгих экономических расчетов, и в результате деятельность филиалов носит затратный характер» [2]. Проведение оценки деятельности филиала необходимо для недопущения убыточности его функционирования, для соответствия деятельности филиала тем задачам, для которых он открывался;
• оценка филиала представляется интересной также и с точки зрения процессов продажи бизнеса, которые во время экономического спада происходят гораздо чаще. Она необходима при доходном подходе к определению стоимости как самого банка, так и филиала как такового, поскольку в настоящее время
участились случаи продажи непосредственно филиалов банка;
• и, наконец, результаты оценки необходимы самому филиалу для принятия и обоснования правильных управленческих решений, для адекватного составления планов, контроля эффективного функционирования филиала, оценки воздействия управленческих решений на положение и развитие филиала.
В процессе проведения оценки филиала банка необходимо учитывать ряд особенностей:
1) являясь структурным подразделением банка, филиал может не иметь отдельного баланса. Как следствие, могут не выделяться некоторые показатели, и круг самих оценочных коэффициентов может быть значительно сужен. Также это может рассматриваться как недостаточность информационной базы для анализа;
2) создание филиальной сети может иметь разные цели, например: активное развитие корпоративного бизнеса в регионе; развитие розничных услуг, в том числе за счет приближения центров банковских услуг к клиенту и расположения отделений банка в выгодных местах с точки зрения ведения бизнеса; повышение эффективности предоставления услуг в регионе; создание потенциала для дальнейшего роста. Оценка деятельности филиала, таким образом, должна учитывать цели его создания и быть направлена на оценку достижения этих целей [3];
3) вне зависимости от целей создания филиалы могут иметь разную специфику работы. Отклонения в балансе, которые могут быть критическими для банка, в филиале могут быть допустимы, а в целом по банку скорректированы другими подразделениями. Эта возможность позволяет филиалам осуществлять специализацию по отдельным направлениям работы или видам банковских услуг в зависимости, например, от региональной специфики, повышать качество этих услуг и получать дополнительную прибыль;
4) коррекция дисбаланса, вызванная возможностью специализироваться на каком-либо направлении деятельности в многофилиальных сетях, осуществляется с помощью трансфертных расчетов, которые позволяют одним подразделениям получать дополнительную прибыль, а другим - привлекать необходимые ресурсы. Такое перераспределение реализуется с помощью подразделения «Казначейство», которое осуществляет межфилиальное перераспределение ресурсов на основе трансфертных цен - процентных ставок на ресурсы в расчетах между Казначейством и филиалами;
5) кроме того, в процессе анализа деятельности филиала необходимо учитывать, с одной стороны, значительные затраты на его открытие с позиций их рентабельности и срока окупаемости, с другой же стороны, филиал является центром прибыли, поэтому при оценке его деятельности особый акцент делается на анализе доходности и рентабельности филиала.
В большинстве случаев субъектом оценки филиала выступает сам банк, поскольку интересы органов банковского надзора с позиций контроля устойчивости банковской системы, а также корреспондентов банка с точки зрения его надежности с учетом поставленных перед ними целей оценки в основном сосредоточены на рассмотрении в виде ее объекта банка в целом. В рамках самого банка оценка филиала может осуществляться как самим филиалом, так и подразделением Головного офиса по работе с филиалами. Кроме того, клиенты банка при обслуживании в конкретном структурном подразделении оценивают такие важные с их позиции характеристики, как надежность и устойчивость в целом по банку на основе своего опыта сотрудничества с конкретным филиалом.
Хотя филиал и является объектом управления при рассмотрении всего банка, но он также является и управляющим субъектом, для адекватных решений которого нужна соответствующая аналитическая база. Необходимость выделения оценки именно самим субъектом управления в лице филиала вытекает также из следующих особенностей его положения:
^ с одной стороны филиал является обособленным подразделением и располагается вне места нахождения банка, т. е. должен быть в достаточной степени самостоятельным, а с другой - филиал функционирует на основании положения, утвержденного создавшим его банком, что значительно ограничивает его деятельность. В числе противоречий, возникающих между филиалом и банком можно выделить необходимость сочетания оперативного управления для филиала и эффективности контроля рисков со стороны головного офиса;
^ у головного офиса и у филиала могут быть разные взгляды на поставленные цели и задачи, а также реальные возможности у филиала для достижения этих целей. Имея развернутую оценку своей деятельности для адекватных выводов, филиал может донести до головного офиса свою позицию, при этом она будет основываться на реальных расчетах, а не просто на мнении руководства филиала;
^ в ходе обмена информацией между филиалом и головным офисом могут возникать сложности, восприятие одних и тех же данных может быть различным, кроме того, поступающая от филиала информация может быть искажена, что приводит к неэффективным управленческим решениям на уровне банка;
^ кроме того, оценка филиала имеет особенности, в виду которых система показателей для ее осуществления должна отличаться от показателей, применяемых для оценки банков. То, какие именно показатели в нее включить, может быть более понятно самим филиалам, поскольку они знают особенности своей деятельности, исходя из этого и интерпретация полученных показателей, и обратная связь будут более обоснованными при проведении оценки в рамках филиала как субъекта управления.
Оценка филиалом своей деятельности позволяет ему обосновывать свои реальные возможности при неадекватном планировании со стороны головного офиса, принимать оперативные управленческие решения, проводить достоверную адекватную оценку своей деятельности на основе качественной достоверной информации.
Несмотря на актуальность и сложность вопросов оценки деятельности филиалов банков, они достаточно слабо освещены в научной литературе. В процессе оценки деятельности филиала рассматривается в основном динамика абсолютных показателей, таких как количество клиентов, сделок за период, объем совершаемых операций, прибыль филиала. Также основным инструментом оценки является анализ выполнения плановых значений, сравнение контрольных значений филиала со значениями других структурных подразделений [4, с. 265]. Однако рассмотрение абсолютных значений и показателей выполнения плана является недостаточным даже для экспресс-оценки, поскольку не обеспечивает получения предварительного мнения о деятельности филиалов, возможной специализации его работы, основных структурных соотношениях баланса. И даже для оценки абсолютных показателей необходимо выделить четкий перечень параметров, которые бы позволяли оценить масштабы деятельности филиала, сопоставить с другими подразделениями.
Систему оценки, осуществляемую в рамках самого филиала, можно разделить на две подсистемы.
1. Оценка, осуществляемая по запросу головного офиса, - данное направление включает в себя оценку рисков деятельности филиа-
ла. В основу оценки рисков филиала, как правило, положен принцип максимальной централизации лимитов в головном офисе, и эта оценка осуществляется посредством предоставления отчетов о выполнении лимитов, установленных головным офисом. Так, на основе установления и контроля соблюдения лимитов происходит регулирование валютного риска, кредитного, ценового, как правило на еженедельной (иногда ежедневной) основе. Лишь оценка риска ликвидности осуществляется посредством предоставления головному офису отчета, содержащего расшифровки отдельных балансовых счетов для расчета нормативов банка. Отчет формируется специалистом планово-экономического отдела еженедельно и на 1-е число каждого месяца. С такой же периодичностью предоставляется отчет по оценке процентного риска, который оценивается, например, посредством расчета разности произведений дюрации активов на их объем и дюрации пассивов на объем (отдельно в рублях и валюте). Однако если относительно показателей ликвидности для филиала, как и для Банка в целом, установлены нормативы, то оценка процентного риска непосредственно по филиалу не производится, данная процедура необходима для регулирования процентного риска в целом по банку и содержит лишь исходные данные для расчета. Также в головной офис предоставляется отчет, содержащий данные для расчета обязательных нормативов в целом по банку. Кроме того, возможна оценка эффективности деятельности филиала и его структурных подразделений с помощью показателей эффективности: текущая эффективность инвестиционных вложений, общая эффективность инвестиционных вложений, эффективность накладных затрат, производительность труда, материалоемкость одного рабочего места. Перечисленные показатели вместе с исходными данными для расчета отправляются в головной офис банка, как правило, ежеквартально, для сравнительного анализа деятельности филиальной сети.
2. Оценка, осуществляемая непосредственно филиалом для управленческих нужд, которая включает в себя, например, следующие процедуры:
- ежедневный контроль экономистом выполнения плановых значений филиала, и более детализированная ежеквартальная оценка по выполнению финансового плана в соответствии со сроками, в которые составляется ежеквартальный отчет о выполнении финансового плана;
- вертикальный и горизонтальный анализ финансовых показателей деятельности филиала - также проводится, как правило, ежеквартально с учетом и разъяснением факторов, повлиявших на результаты работы филиала на основе ежеквартального отчета о выполнении финансового плана;
- подготовка технико-экономических обоснований для оценки экономической эффективности открытия внутренних структурных подразделений филиала по методике для оценки эффективности деятельности филиала в целом;
- расчет показателей рентабельности филиала, осуществляемый экономистом так же, как и предыдущие аналитические процедуры, ежеквартально для руководства филиала. Рассчитываются показатели рентабельности активов филиала, рентабельность расходов и прибыль, приходящаяся на одного сотрудника филиала.
Данные подсистемы, как правило, не взаимодействуют и оценочные процедуры, производимые для отправки в головной офис, не используются для оценки самим филиалом как управляющим субъектом. Между тем отчеты для головного офиса представляют собой информационную базу для оценки филиала по некоторым управленческим направлениям его действий - оценке ликвидности и эффективности деятельности. Оценка деятельности по инициативе филиала включает в себя достаточно элементарные процедуры, такие как степень выполнения плана, вертикальный и горизонтальный анализ, несколько показателей рентабельности и оценку открываемых подразделений по аналогии с оценкой эффективности филиала для головного офиса.
Даже если рассматривать эти подсистемы комплексно, формируемый в ходе оценки филиалом информационный массив не является адекватной базой для выводов, касающихся управленческой деятельности филиала и не может удовлетворить задачи оценки деятельности филиала для осуществления им управленческих функций.
Между тем головной офис, как правило, не ограничивает филиалы в проведении ими оценки своей деятельности. В регламентирующих деятельность филиала документах обычно предусматривается возможность осуществления им оценки для принятия и обоснования управленческих решений и даже может быть указано, что любая инициатива филиала должна подкрепляться соответствующими расчетами.
Головной офис оставляет за филиалами право на оценочную деятельность, предусмот-
рев в их штатных расписаниях соответствующую должность экономиста, не вменяя оценку деятельности в обязанность филиалам. Те аспекты оценочной деятельности в отношении филиала, которые важны банку в целом, такие как оперативный контроль, соблюдение лимитов и контроль рисков, он осуществляет самостоятельно, обременяя филиалы только в части предоставления информации. Необходимость же оценки, которую может осуществлять филиал для целей управления, остается им на самостоятельное усмотрение.
Таким образом, головные офисы банков, как правило, создают основу для осуществления оценки филиалом как управляющим субъектом, однако в обязанность ему оценка не вменяется. Реализация этой возможности в полной мере зависит от наличия соответствующих стимулов у филиалов для оценки своей деятельности и для децентрализованного осуществления управленческих функций.
В числе недостатков применяемых филиалами систем оценки деятельности можно выделить:
- оценка не рассматривается как превалирующая ступень принятия управленческих решений, касающихся любых финансовых вопросов управления филиалом;
- отсутствие соответствующих методических рекомендаций, в соответствии с которыми возможно проведение оценки по всем направлениям банковского менеджмента в филиале;
- отсутствие единой информационной базы, позволяющей производить развернутую и комплексную оценку деятельности филиала;
- отсутствие оценочных процедур, детально рассматривающих вопросы оценки активов, пассивов, финансовых результатов;
- недостаточность производимых процедур оценки для целей оперативного контроля и принятия управленческих решений в краткосрочной перспективе;
- отсутствие полной системы показателей, характеризующих деятельность филиала с учетом его специфики;
- низкий уровень качества формируемых в ходе оценки выводов для возможности принятия на их основе управленческих решений по вопросам финансового управления, выявления резервов повышения эффективности деятельности филиала;
- в отношении не всех необходимых направлений оценки предусмотрена регулярность их выполнения;
- недостаточность численности плановоэкономического отдела для выполнения в полном объеме и качественно возлагаемых на не-
го в соответствии с должностной инструкцией функциональных обязанностей, в том числе и по оценке деятельности филиала;
- неполное соответствие должностных обязанностей экономиста задачам планово-экономического отдела.
Объектами оценки филиала выступают (как и оценки банка в целом) масштабы деятельности филиала, качество управления структурным подразделением и его финансовое положение.
Данные направления оценки в рамках процессного подхода представляют собой последовательность выполнения двух этапов: экспресс-оценки, позволяющей сформировать предварительное мнение о деятельности филиала и дающей основу для второго этапа -
Коэффициентная эк
детализированной оценки, предназначенной для углубленного рассмотрения деятельности филиала, особенностей его работы.
На этапе экспресс-оценки деятельности филиала экономист филиала должен сформировать мнение о масштабах его деятельности, оценивая абсолютные характеристики, предварительное мнение о качестве управления филиалом при проведении краткого коэффициентного анализа и определить направления углубленной оценки в соответствии с полученными на данном этапе результатами. Система коэффициентов для экспресс-оценки филиала банка представлена в таблице 1. Для внутреннего оперативного управления и мониторинга эти показатели рекомендуем рассчитывать ежемесячно.
Таблица 1
есс-оценка филиала
Наименование показателя Формула расчета Расшифровка показателей Значение показателя
Показатели качества управления обязательствами филиала коммерческого банка
Коэффициент депозитной активности филиала - Кда Кда = Д / П Д - депозиты, привлеченные средства филиала Характеризует долю пассивов филиала, сформированных за счет депозитов
Коэффициент эффективности использования привлеченных средств - К1 Кі = Д/Кр.вл. Д - депозиты, привлеченные средства филиала, Кр. вл. - кредитные вложения Показывает, сколько привлеченных средств приходится на 1 руб. кредитных вложений филиала
Коэффициент эффективности использования заемных средств филиала - К2 К2 = ЗС/Кр. вл. ЗС - заемные средства филиала, Кр. вл. - кредитные вложения Показывает, сколько заемных средств приходится на 1 руб. кредитных вложений филиала
Показатели качества управления активами коммерческого банка
Коэффициент эффективности активов филиала - К3 К3 = ПрА/А ПрА - производительные активы, А - активы Рекомендуемое значение - больше 0,75
Коэффициент кредитной активности филиала - К4 К4 = Кр. вл./А Кр. вл. - кредитные вложения, А - активы Рекомендуемое значение - от 0,5 до 0,65
Показатели качества управления ликвидностью коммерческого банка
Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) Н2 = Лам/Овм • 100 % Лам - высоколиквидные активы филиала, Овм - обязательства (пассивы) до востребования Рекомендуемое значение >= 15 %
Норматив текущей ликвидности банка (Н3) Н3 = Лат/Овт • 100 % Лат - ликвидные активы, которые должны быть получены филиалом в течение ближайших 30 календарных дней. Овт - обязательства (пассивы) сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней Рекомендуемое значение >= 50 %
Показатели эффективности
Рентабельность активов ЧП/А ЧП - чистая прибыль филиала, А - активы филиала Показывает, сколько рублей прибыли было заработано на 1 руб. активов филиала
Что касается детализированных направлений анализа, в научной литературе применительно к филиалам авторы рассматривают анализ прибыли и анализ рентабельности, при этом основное внимание уделяется элементарным процедурам анализа, таким как степень выполнения плана, установление динамики показателей, определение доли филиала в формировании общей прибыли банка [4, с. 265]. Следует заметить, данный подход вполне согласуется с рассмотренными нами особенностями положения филиала как центра прибыли, необходимостью его выхода на самоокупаемость, а также выделением достижения прибыли как одной из основных целей открытия филиалов.
Однако эти процедуры являются недостаточными для оценки филиалов даже по направлению анализа прибыли и рентабельности, не говоря уже о целостном мнении о деятельности филиала банка, поскольку другие направления анализа качества управления филиалом остаются вовсе без внимания. Филиал имеет возможность оценить качество находящихся в его распоряжении активов и пассивов, качество управления ими, таким образом оценивая свою деятельность не только с позиций доходности, но и с учетом упоминавшейся специфики банковской деятельности, сталкивающейся с проблемой ликвидности, рискованности. Более того, данные направления анализа являются необходимыми в силу выделенных ранее причин, и в первую очередь в силу положения филиала, как удаленной, а значит, и достаточно самостоятельной единицы управления, принимающей решения в области управления активами, пассивами, ликвидностью, стремящейся к достижению прибыли и рентабельности своей работы, и, следовательно, нуждающейся в осуществлении оценочной функции для правильного принятия данных решений и оценки их эффективности.
Если рассматривать детализированный анализ как продолжение экспресс-оценки филиала, возникают два варианта оценки качества управления активами и пассивами. Для этого выделим общую систему оценки активов и пассивов и углубленную. В том случае, если на этапе экспресс-оценки не выявлено преобладание ссудной задолженности в активах либо депозитов в пассивах, следует рассматривать углубленную оценку соответственно активов и пассивов филиала. В рамках оценки качества пассивов следует рассматривать коэффициенты эффективности использования заемных средств, показатель использования межфилиальных кредитов и коэффициент «осе-
дания» депозитов, как важнейший из группы, характеризующей качество депозитов, поскольку показывают, какую их часть филиал может рассматривать как ресурс. В показатели оценки качества активов следует включить коэффициент «нагрузки» производительных активов, отношение доходных активов к платным пассивам, коэффициент инвестиционной активности, средневзвешенный срок операций и показатели доли сомнительной задолженности в кредитном портфеле, качества управления кредитным портфелем, как основные характеризующие ссудную задолженность коэффициенты (см. таблицу 2).
При выявлении значительного разрыва между долей депозитов в пассиве и долей кредитов в активе мы можем классифицировать филиал, как направленный либо на размещение, либо на привлечение ресурсов. Для таких филиалов оценка активов и пассивов должна быть несколько упрощенной (общей) и в целом повторять коэффициенты, указанные в таблице 2, за исключением показателей оценки кредитных вложений и депозитов, поскольку они рассматриваются в данном случае отдельно. Оценка деятельности таких филиалов помимо общей части должна содержать более подробную - углубленную - оценку либо размещенных кредитов, либо депозитов с помощью соответствующих коэффициентов, характеризующих качество кредитного портфеля, депозитной базы. Также обязательным для таких филиалов является проведение оценки качества процентной политики для выявления того, насколько выгодна им такая специализация. Поскольку трансфертные цены, в случае если ресурсы перераспределяются через Казначейство банка, которое платит за забираемые у филиалов «излишки» и взимает плату за предоставляемые «недостатки», выводятся на уровне, среднем между ставками по кредитам и депозитам, чтобы обеспечивать минимальный уровень доходности и филиалам («донорам» и «реципиентам»). Данный уровень доходности может оказаться невыгодным для филиалов, и у них может возникнуть необходимость диверсифицировать свою деятельность либо же, наоборот, в случае достаточности данного уровня доходности - далее специализироваться на каком-то спектре работ, повышать качество предоставляемых услуг, их объемы и свою прибыль. С помощью гэп-анализа филиал может оценить, насколько ему выгодна такая направленность его работы, имеет ли смысл самому обеспечивать себя ресурсами или же размещать их более интенсивно.
Таблица 2
Оценка качества управления активами, пассивами и ликвидностью филиала
Показатель Характеристика
Показатели качества ресурсной базы филиала
Коэффициент эффективности использования заемных средств по вложениям = заемные средства/сумма кредитных вложений Показывает, сколько заемных средств приходится на 1 руб. кредитных вложений
Коэффициент использования межфилиальных кредитов = межфилиальные кредиты/пассивы филиала Характеризует степень зависимости ресурсной базы филиала от перераспределения ресурсов между филиалами
Коэффициент «оседания» депозитов = (остаток депозитов на начало периода - остаток депозитов на конец перио-да)/поступление депозитов за период всего Позволяет оценить, какая часть депозитов филиала может рассматриваться как относительно стабильная
Показатели качества активов филиала
Коэффициент «нагрузки» производительных активов = непроизводительные активы/производительные активы Показывает, сколько непроизводительных активов приходится на 1 руб. доходных активов филиала
Отношение доходных активов к платным ресурсам Характеризует полноту использования платных средств филиала
Коэффициент инвестиционной активности = (ценные бумаги + векселя + участия)/активы Характеризует политику филиала на рынке ценных бумаг
Средневзвешенный срок операций = (У1Т1 + У2Т2 + ... + УпТи)/(У1 + У2 + ... + Уи), где У - сумма размещенных средств по той или иной группе срочности; Т - срок по договору размещения средств [5, с. 132] Характеризует средневзвешенный срок размещения средств
Доля сомнительной ссудной задолженности = средние остатки по сомнительной ссудной задолженности/средние остатки по ссудной задолженности филиала всего Характеризует качество выданных кредитов
Качество управления кредитным портфелем = кредитные вложения/депозиты Характеризует долю ссуд, обеспеченных депозитами
Показатели оценки ликвидности филиала банка
Ликвидная позиция = активы филиала с 1-м сроком гашения - пассивы филиала с 1-м сроком востребования Характеризует дефицит/избыток ликвидности филиала по активам и обязательствам, сгруппированным по срокам гашения/востребования
К1 = первичные резервы/депозиты Характеризует обеспеченность депозитов филиала за счет резерва ликвидности первого порядка, включающего в себя кассу и корсчет в Территориальном управлении ЦБ
Поскольку возможность межфилиальных заимствований устанавливает филиалам в отношении ликвидности менее жесткие границы по сравнению с банком в целом, оценка ликвидности филиала помимо коэффициентов Н2 и Н3, которые мы включили в число показателей экспресс-оценки, содержит расчет ликвидной позиции для активов и пассивов с разными сроками возврата и коэффициента, характеризующего обеспеченность депозитов резервом «первого порядка» как важнейшего показателя, характеризующего степень готовности банка оплатить менее стабильный ресурс за счет высоколиквидных активов. При этом оценку ликвидности необходимо рассматривать совместно с оценкой качества
управления пассивами и активами в соответствии с теорией управления активами и пассивами, как тесно связанные аспекты работы банка.
В рамках более углубленной оценки прибыли филиала можно рассмотреть показатели, характеризующие доходы и расходы, формируемые филиалом: долю операционного дохода в общей сумме доходов филиала; коэффициенты доходности активов, производительных активов, кредитных вложений; среднюю величину дохода на работника; соотношение расходов (или какой-то их части, например, операционных расходов) к активам филиала; уровень покрытия непроцентных расходов филиала его непроцентными доходами.
Для оценки рентабельности подразделений банка рекомендуется использование показателей рентабельности находящихся в распоряжении филиала активов, текущих расходов филиала, капиталовложений в создание филиала, учитывающих характеристику филиала как объекта вложений средств, показателя производительности труда сотрудников филиала, рентабельности кредитов.
Кроме того, оценку эффективности деятельности необходимо производить и в отношении обособленных структурных подразделений филиала. Результаты деятельности дополнительных офисов, не имеющих собственного баланса, просчитываются по аналитическим счетам бухгалтерского учета, поэтому возможно произвести оценку эффективности дополнительных офисов именно как инвестиционных проектов в соотношении потраченных ресурсов, данные о которых заложены в сметы, с количеством работников.
Разносторонне характеризуя банк в целом, предлагаемая система показателей позволит достаточно объективно оценить деятельность филиала, определяя и абсолютные, и относительные аспекты его функционирования. Система показателей достаточно обширна и может быть уточнена для конкретного филиала с учетом его особенностей развития, направленности его работы.
В ходе оценки по предлагаемой модели формируется информационный массив, который включает в себя:
• информацию о степени выполнения финансовых планов;
• выводы относительно масштабов деятельности филиала на основе количественных коэффициентов;
• предварительное мнение о сбалансированности активов и пассивов филиала, структурных соотношениях, выявление возможной направленности деятельности на основе коэффициентной экспресс-оценки;
• выводы о сбалансированности и качестве активов и пассивов филиала, их структуры, ликвидности филиала на основе оценки соответствующих направлений банковского менеджмента;
• выводы относительно качества приоритетных направлений деятельности филиала, перспектив дальнейшей специализаций, выявление резервов роста на основе оценки ссудной задолженности, депозитов и гэп-анализа;
• выводы относительно структуры и объемов доходов и расходов филиала, выявление убыточных и перспективных направлений деятельности;
• выводы об эффективности управленческих решений по открытию дополнительных офисов филиала на основе оценки их эффективности;
• вынесение комплексного мнения об общей эффективности деятельности филиала на основе рассчитываемых показателей рентабельности и эффективности инвестиционных вложений.
Такой перечень информационного массива дает возможность реализовать основные задачи оценки деятельности филиала:
- осуществление оперативного контроля и принятие управленческих решений в краткосрочной перспективе на основе оценки выполнения плана, оценки количественных параметров деятельности и предварительного мнения о структурных соотношениях баланса;
- обоснование тактических и стратегических управленческих решений и оценка эффективности их воздействия на финансовое состояние банка в отношении основных сфер банковского менеджмента: управление активами и пассивами филиала, его доходами, эффективностью, отдельными операциями и подразделениями филиала;
- оценка результатов деятельности филиала на основе комплексного мнения о его деятельности, благоприятности/недостатках структуры его активов/пассивов, структуре доходов и расходов филиала, динамике активов/пассивов по отдельным видам продуктов;
- выявление резервов роста и, напротив, «узких мест» в деятельности филиала на основе балансовых соотношений, доходов и расходов филиала, вынесение рекомендаций по использованию данных резервов;
- обоснование планов развития, проектов и инициатив, представляемых в головной офис банка.
Выполнение данных задач, в свою очередь, должно способствовать основной цели филиала - улучшению результатов деятельности. При этом, в соответствии со спецификой банковской деятельности, к результатам следует относить не только прибыль, но и такие важные как для банка, так и для филиала аспекты деятельности, как ликвидность, устойчивость, наличие перспектив развития и их умелое использование.
1. Обзор банковского сектора Российской Федерации [Интернет-версия]: экспресс-выпуск. Май 2010. - иКЬ: www.cbr.ru/analytics/ Ьапк_8у8Іеш/оЬ8_100301^і:‘, свободный
2. Воробьева Л.И. Модель оценки надежности банков-контрагентов с учетом сравни-
тельного менеджмента: статья. - 2005 г. -иИЬ: www.bankir.ru/ апа1уйс8/11;/1373232, свободный.
3. Смирнов А.В. Анализ финансового состояния коммерческих банков: статья. - ИКЬ: www.cfin.ru/finana1ysis/banks/financia1_condition. shtm1, свободный.
4. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности: на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам. - М.: Вершина, 2006. - 464 с.