Научная статья на тему 'Необходимость и механизм государственного регулирования сферы образования'

Необходимость и механизм государственного регулирования сферы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3028
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ряснова У. В.

В статье обоснована потребность в государственном регулировании сферы образования даже при достаточно развитых в ней рыночных механизмах. Выявлено различие двух форм воздействия государства на сферу образования: управления и регулирования. Рассмотрено содержание государственного регулирования сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость и механизм государственного регулирования сферы образования»

6. Кузнецов А. Нужна ли государственная поддержка российских инвестиций за рубежом? // Международная жизнь. - 2011. - № 27. - С. 105-112.

7. Медведев назвал хорошим знаком подписание документов по Южному потоку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/economy/ 2012Ш3/9Ш580440.html#13528252798742&message=resize&relto=register& actюn=addQass&value=registratюn, свободный.

8. BP призналась и доплатит [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/business/2012/11/15/4854197.shtml, свободный.

НЕОБХОДИМОСТЬ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

© Ряснова У.В.*

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

В статье обоснована потребность в государственном регулировании сферы образования даже при достаточно развитых в ней рыночных механизмах. Выявлено различие двух форм воздействия государства на сферу образования: управления и регулирования. Рассмотрено содержание государственного регулирования сферы образования.

В условиях идеального рынка образования производство услуг соответствует потребностям в них, и все, кто нуждается в услугах образования, могут их купить в полном объеме. В такой ситуации необходимости в государственном вмешательстве нет.

Однако в реальной жизни этого почти никогда не происходит, определенные группы потребителей либо не имеют достаточных средств, чтобы купить образовательные услуги, либо не имеют прямого доступа к производителям этих услуг.

Более того, рынок образовательных услуг руководствуется своими специфическими мотивами и не учитывает многие функции образования, например, необходимость обеспечения социального равенства и достижения национальных целей развития. Частные производители образовательных услуг заинтересованы, прежде всего, в прибыли и, исходя из этого, могут игнорировать, например, принцип равномерного предоставления услуг на всей территории страны или отказаться от обучения определенным специальностям.

Страны значительно различаются по масштабам развития рынка образования и соответственно по той роли, которую играет государство в нацио-

* Аспирант.

нальной системе образования. Однако, число стран с развитым рынком частных образовательных услуг весьма ограничено. Поэтому в настоящее время во всем мире уже стало очевидным, что в сфере образования только рыночные отношения являются недостаточными. Нормальное функционирование и развитие образования возможно только при сочетании двух механизмов - рыночных отношений (рыночного саморегулирования) и государственного регулирования. Многими экономистами этот факт признается, но теории государственного регулирования образования в полном объеме еще не создано.

Теоретической основой государственного регулирования сферы образования выступает ряд концепций (модель социального государства, концепция мериторных благ, теория человеческого капитала, теория общественного сектора), часть из которых трактует несовершенство рыночного механизма в сфере образования с позиций неспособности потребителей оценить и профинансировать обучение. Остальные исследуют сферу образования с точки зрения особенностей производства образовательных услуг, которые и обусловливают необходимость государственного вмешательства.

Наиболее часто упоминаемые положения, в силу которых объективно существует потребность в государственном регулировании сферы образования даже при достаточно развитых в ней рыночных механизмах формулируются следующим образом.

1. Необходимость государственного бюджетного финансирования сферы образования определяется свойствами образовательных услуг как общественного товара, имеющего общенациональный характер, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Это финансирование есть государственные инвестиции в человеческий капитал, их масштабы должны составлять стабильную долю в валовом внутреннем рынке. В частности прерогативой государства является финансирование подготовки кадров для нерыночного сектора народного хозяйства. Кроме того, частный ссудный капитал не рискует инвестировать средства в фундаментальные и поисковые исследования образовательных учреждений и не заинтересован предоставлять населению кредиты на обучение в высшей школе в связи с высоким риском невозвращения заемных средств и трудностями количественного определения прибыли на вложенный капитал.

2. Необходимость государственного прогнозирования развития сферы образования, ее масштабов и структуры. Сложность такого прогноза такова, что он не может проводиться каждым учебным заведением и даже каждым отдельным регионом страны в отдельности. Научная обоснованность и достоверность прогноза развития сферы образования могут быть обеспечены с учетом общих тенденций в экономике, научно-техническом прогрессе, структуре общественного производства, требований к общеобразовательной, культурно-технической и профессиональной подготовке населения, динамики

валового внутреннего продукта и целого ряда других факторов, определяющих среднесрочные и долгосрочные перспективы социально-экономического развития.

3. Уровень профессиональной подготовки специалистов не всегда увязан с интегральными требованиями работодателей и прогнозами социально-экономического развития региона. Принципиальная неспособность индивидуальных потребителей реально оценивать качество предоставляемых им образовательных услуг предполагает достаточно действенную систему государственного контроля за ним. Отсюда - необходимость установления государственных стандартов в сфере образования, аттестации и лицензирования учебных заведений, сертификации удостоверяющих полученное образование документов.

4. Государственное регулирование может не учитывать современные процессы локализации в сфере образования.

Таким образом, государство должно активно осуществлять образовательную политику, направленную на поддержку развития сферы образования. Вопрос состоит в том, в форме какого механизма государство может воздействовать на сферу образования?

Таких механизмов может быть два: государственное управление образованием и государственное регулирование образования. Сегодня более целесообразен и более соответствует роли образования в современном обществе механизм регулирования, а не командного управления.

Государственное регулирование сферы образования в отличие от командного управления образованием должно представлять собой систему экономических, социальных, правовых, политических и организационных форм и методов направляющего воздействия на субъектов образовательных процессов, создающую условия для реализации ими тех целей и задач, которые одновременно отвечали бы как стратегическим интересам государства, так и непосредственным интересам самих субъектов. При этом государственное воздействие должно сказываться как со стороны спроса на образование, так и со стороны предложения образовательных услуг.

На практике степень воздействия государства на образовательную деятельность, как и на другие экономические процессы, напрямую зависит от уровня развития рынка. По мере развития рынка она приобретает характер координации и общего регулирования. Основными участниками образовательных процессов становятся не только государственные учреждения, но и отдельные хозяйствующие субъекты, которые функционируют на основе рыночных регуляторов.

В мировой практике выделяются две основные модели экономики рыночной направленности. Это так называемая «либеральная» модель и модель социально-ориентированного рынка, которые отличаются по степени и средствам государственного регулирования экономики. Либеральная модель основывается на незначительном вмешательстве государства в деятельность

хозяйствующих субъектов, большинство из которых является негосударственными, максимальной свободе предпринимательства, минимальному его участию в решении социальных проблем. Государственное регулирование в основном ограничивается макроэкономическими процессами.

Социально ориентированная модель характеризуется большей степенью государственного вмешательства, наличием значительного государственного сектора.

В зависимости от избранной модели государство берет на себя или использование большей части функций управления, или предоставляет субъектам рынка максимальную свободу и регулирует их деятельность через государственный заказ, налоговую, финансовую, амортизационную, кредитную политики.

Определив сущность и необходимость государственного регулирования образования, перейдем к рассмотрению его содержания.

Государственное регулирование сферы образования должно начинаться с определения стратегии развития образования, которая является общим основанием для осуществления государственной образовательной политики. Стратегия развития непосредственно связана с прогнозированием образования. Эти два явления взаимно обусловливают друг друга. С одной стороны, без данных прогноза развития образования невозможно разработать научно обоснованную стратегию. С другой стороны, сами основные параметры прогноза будут различаться в зависимости от той или иной стратегии развития.

Факторы, определяющие необходимость государственного регулирования образования, его сущность и основные принципы, стратегия и прогноз развития образования составляют концептуальную основу государственного регулирования образования, которая определяет механизм воздействия государства на сферу образования, включающий конкретные формы и методы регулирования.

В механизме государственного регулирования образования можно выделить два блока: формы прямого воздействия и экономические методы регулирования. К первому блоку относится правовое обеспечение образования, реализация государственной собственности в сфере образования и элементы государственной монополии в образовании (учредительство, лицензирование, аттестация и аккредитация, а также прямой административный контроль за качеством образования).

Во втором блоке сосредоточены различные формы финансирования образования: бюджетное финансирование, другие формы альтернативного многоканального финансирования, инвестирование в образование. Сюда же относятся другие инструменты фискального регулирования, механизмы кредитования, ценовое регулирование.

В свою очередь содержание и успешность использования форм и методов государственного регулирования сферы образования зависят от тех принципов, которые будут положены в основу их действия.

При отработке механизма государственного регулирования сферы образования необходимо учитывать ряд минимально необходимых принципов:

- оптимальное сочетание централизации и децентрализации регулирования;

- обеспечение развития соразмерности и единства общегосударственного и региональных образовательных пространств;

- академическая автономия образовательных учреждений;

- сочетание экономической самостоятельности с социальной ответственностью образовательных учреждений.

Все они относятся к внутреннему механизму функционирования образования. Кроме того, необходимо назвать принцип, который определял бы положение сферы образования во внешней среде, то есть в отношениях включения ее в единую социально-экономическую систему страны. Это принцип сочетания приоритетности образования с достижимостью стратегических образовательных целей. С одной стороны, в новом меняющемся мире, трансформирующемся в общество знаний, сфере образования должен отдаваться приоритет. Но, с другой стороны, определяемые государством стратегические цели образования должны соизмеряться с имеющимися возможностями, зависящими как уровня экономического потенциала страны и от состояния, в котором находится экономическая система в целом.

Сегодня популярной тенденцией во многих странах мира стал переход от безусловного правительственного финансирования высшей школы к использованию других альтернативных источников. Диверсификация источников финансирования высших учебных заведений стала особенно привлекательным явлением для государств, испытывающих бюджетные дефициты. Во многих странах это привело к общей заброшенности высшего образования, его коммерциализации.

Соответственно меняются и принципы управления учреждениями образования: четко прослеживается переход от управления, основанного на академических традициях и нормах, с широким участием академического сообщества, к управлению, базирующемуся на принципах бизнес-менеджмента. Образовательное учреждение рассматривается, прежде всего, функционером на рынке образовательных услуг. Сам процесс образования рассматривается с позиций оказания или приобретения образовательной услуги. Реализация общественно значимых функций образования ставится в зависимость от финансовых критериев. В итоге формируется система высшего образования, одним из критериев деятельности которой является ее экономическая эффективность, понимаемая как доходность предприятия.

Разгосударствление образования - разветвление сети негосударственных образовательных учреждений, расширение сферы нестандартных и индивидуальных образовательных услуг, коммерциализация производства и распространения учебных средств, с одной стороны, имеет преимущества (сокращаются размеры системы, создаются более благоприятные условия для

индивидуального развития личности), с другой, негативно влияет на сохранение в стране единого образовательного пространства (имеется отход от универсальности образования, игнорируются интересы надежного до сих пор гаранта общества на образования - государства, наблюдается тенденция к разрушению в государственном образовании системности и целостности).

Важно сделать правильный и обоснованный выбор направлений и инструментов, а также степени государственного воздействия на сферу образовательной деятельности с тем, чтобы, отказавшись от жесткой централизации, не прийти к бессистемности в деятельности образовательных учреждений.

Список литературы:

1. Ковалевский В.П. Развития рынка образовательных услуг: маркетинговый подход. Монография. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2008. - 109 с.

2. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. Монография / Под общ редакцией М.И.Скаржинского. - Кострома: Изд-во КГПУ им. Н.А.Некрасова, 1996. - 216 с.

3. Теория и технологии управления образовательными системами: уч. пособие для преподавателей, студентов оч. и заоч. отделений педвузов, учителей, менеджеров общ. и доп. образования. - Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2005. - 152 с.

4. Федорова Н.В. Необходимость и функции государственного регулирования образования в России / Н.В. Федорова // Вестник университета. Государственный университет управления. - 2008. - № 7 (17). - С. 285-291.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

© Сахнов С.Н.*

Краснодарский филиал Межотраслевого Научно-Технического Комплекса «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова Минздрава России,

г. Краснодар

Рассмотрены вопросы сущности и механизма скользящего мониторинга территориально-отраслевой экономики. Определена функция управления, формирующаяся в рамках подхода, основанного на определении миссии и целей развития экономических систем, реализации соответствующих управленческих решений, с учетом непрерывной адаптации к трансформационным процессам, на основе скользящего мониторинга с позиций анализа и оценки, контроля и прогнозирования деятельности.

* Директор, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.