Вопросы экономики
удк 336.02
необходимость государственного
финансового регулирования института малого предпринимательства
А. И. ЗИГАНШИНА, ассистент кафедры финансов Е-mail: ZiganshinaA@yandex. ru Институт экономики и финансов, г. Казань
В статье отмечается, что в системе государственного финансового регулирования института малого предпринимательства важное место занимает формирование государственной финансовой поддержки. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности данного сектора экономики, финансовый потенциал которого может оказать основополагающее влияние на социально-экономическое развитие страны.
Ключевые слова: институт малого предпринимательства, государственная финансовая поддержка, финансовый потенциал, финансовые инструменты, государственное регулирование.
Развитие института малого предпринимательства, которое рассматривается в настоящее время не только как сфера реальной экономической деятельности, но и как инструмент диверсификации экономики в целях постепенного отхода от сырьевой ориентации, является одним из приоритетных направлений в экономической политике современного российского государства.
Ныне особое значение придается повышению эффективности малого предпринимательства, финансовый потенциал которого может оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие регионов.
Успешное функционирование экономики государства, как показывает мировой опыт, во многом зависит от темпов развития малого предприни-
мательства. В развитых странах институт малого предпринимательства представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономическую действительность страны, способствуя при этом:
- совершенствованию рыночных механизмов;
- развитию конкуренции;
- насыщению рынка товарами необходимого качества;
- генерированию новых рабочих мест;
- формированию среднего класса;
- ускорению инновационных процессов.
Высокая приспособляемость института малого
предпринимательства и его массовый охват практически всех сфер рынка страны способны оказывать действенное влияние на диверсификацию и устойчивое развитие экономики. Именно в секторе малого предпринимательства создаются основная масса валового продукта и новые рабочие места. Данный факт подчеркивает постоянно возрастающую роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии государства.
В Европе, США и Японии на долю малого предпринимательства приходится свыше 50 % ВНП, в Китае - более 60 %.
В России сектор малого предпринимательства значительно отстает в своем развитии и составляет не более 12 % ВНП.
финансы и кредит
65
Доля субъектов малого предпринимательства в общей численности занятых в развитых странах также значительна и составляет:
- в Японии - 78 %;
- в странах ЕС - 72 %;
- в США - 54 %.
В то время как в России этот показатель достигает всего 17-19 %.
В настоящее время теория точек роста, введенная в практику французским экономистом Ф. Перру, не утратила своей актуальности. В современных экономических условиях применительно к институту малого предпринимательства она позволяет рассматривать его в качестве инструмента моделирования экономического роста российской экономики. Однако масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики явно недостаточны. Это позволяет говорить о слабой результативности и эффективности государственного финансового регулирования института малого предпринимательства.
Ныне проблемам развития института малого предпринимательства уделяется все больше внимания как со стороны государства, так и со стороны рыночных финансовых институтов. Однако в регионах складывается непростая ситуация, связанная со следующими трудностями:
- постоянная нехватка финансовых ресурсов;
- отсутствие эффективной государственной финансовой поддержки;
- отсутствие оптимального комплекса финансовых инструментов государственного регулирования малого предпринимательства.
Все это способствует росту теневой активности малого предпринимательства и приводит к низкой степени конкурентоспособности производимых субъектами малого предпринимательства товаров, работ и услуг. А ведь оно может и должно стать одним из основных источников пополнения доходов бюджетов в силу своей массовости.
Следует отметить, что со стороны рыночных финансовых институтов
Очень низкая
Низкая
Средняя
Высокая
Очень высокая
также не оказывается достаточной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства. Согласно результатам опроса фонда «Либеральная миссия» доступность заемных финансовых ресурсов субъекты малых форм хозяйствования оценивают достаточно пессимистично. Данные опроса фонда по отношению к степени доступности заемных финансовых ресурсов представлены на рис. 1.
Как видно из анализа данных рис. 1, около 36,9 % респондентов - субъектов малого предпринимательства считают, что степень доступности для них заемных финансовых ресурсов низкая, 16,1 % -очень низкая. Лишь 8,1 % предпринимателей уверены в высокой доступности заемных финансовых ресурсов, а 1,3 % - в очень высокой.
Отметим, что проблема доступности заемных финансовых ресурсов является актуальной на протяжении всего жизненного цикла субъекта малого предпринимательства. Привлечь финансовые ресурсы из 875 тыс. субъектов малого предпринимательства ежегодно имеют возможность лишь порядка 13-15 тыс. Это означает, что в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям малых форм хозяйствования, охватывают менее 1 % потенциального рынка.
Большая часть предприятий, привлекающих заемные финансовые ресурсы, не пользуется услугами кредитных институтов в связи с дороговизной финансовых ресурсов и отсутствием у кредитных финансовых институтов стратегических задач по развитию данного сектора экономики. Это обусловлено высокими издержками:
)
116,1%
136,9
34,6%
1
]1,3% %
%
0,0% 5,0% 10,0% 15,0% 20,0% 25,0% 30,0% 35,0% 40,0%
Рис. 1. Степень доступности заемных финансовых ресурсов субъектам малого предпринимательства
- незначительный масштаб бизнеса малого предпринимательства, затрудняющий оценку его состояния;
- незначительный размер собственных средств;
- отсутствие ликвидных активов, которые могли бы быть использованы в качестве залога по кредиту и т. д.
Также примечательно, что у всех субъектов малого предпринимательства, имеющих займы в кредитных финансовых институтах, эта сумма не превышает половины общего объема заемных финансовых ресурсов. Такие характеристики займов делают затруднительным их использование на какие-либо цели (за исключением краткосрочного пополнения оборотных средств предприятия).
В условиях недостаточного развития рыночных мер финансовой поддержки малого предпринимательства государство может компенсировать дефицит ресурсов хозяйствующих субъектов. Здесь, на взгляд автора, важное место в государственном регулировании финансов малого предпринимательства должно занимать создание продуктивных, благоприятных условий, стимулирующих рыночные меры финансовой поддержки данного сектора экономики.
В настоящее время не существует единой согласованности институциональной структуры финансовой поддержки. Это не позволяет решить проблему доступности привлеченных финансовых ресурсов. А ведь данная проблема остается актуальной на протяжении всего жизненного цикла субъ-
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
79,9
20,1
79,7 20,3
У
2005
2006
2007
2008
2009
Рис. 2. Динамика структуры источников финансирования института малого предпринимательства в 2005-2010 гг.: 1 - заемные средства; 2 - собственные средства
екта малого предпринимательства, так как высокая конкуренция и ограниченный платежеспособный спрос потребителей продукции и услуг малого предпринимательства не позволяют им сформировать собственные финансовые ресурсы в процессе операционной деятельности.
Исследования особенностей развития института малого предпринимательства, эффективности их финансовой деятельности, оценка финансового состояния и финансового потенциала данного сектора показали, что, например, несмотря на положительные тенденции развития малого предпринимательства в Республике Татарстан, данный сектор экономики сталкивается на каждом этапе своего функционирования с нарастающим количеством финансовых проблем, требующих немедленного разрешения. Это подтверждается динамикой структуры источников финансирования института малого предпринимательства, представленной на рис. 2.
Судя по результатам анализа структуры источников финансирования малого предпринимательства, представленной на рис. 2, несмотря на уменьшение доли заемных источников финансирования данного сектора хозяйствования за 2005-2010 гг. на 6,3 п.п., коэффициент автономии по малому предпринимательству в Республике Татарстан в целом ниже 0,5. Сумма собственных средств предприятий малого бизнеса меньше 50 % от суммы всех источников финансирования. Таким образом, в республике сектор малого предпринимательства нельзя назвать финансово независимым сектором экономики. Как показывает анализ финансово-экономического состояния субъектов малого предпринимательства, этот сектор нуждается в постоянном регулировании и эффективной финансовой поддержке со стороны государства.
На основании проведенного анализа развития малого предпринимательства в 2001-2010 гг. выявлено, что показателем, демонстрирующим развитие данного сектора экономики, является величина прибыли малого предпринимательства. В течение исследуемого периода
2
2010
наблюдалась положительная динамика данного показателя. Именно он в целом свидетельствует о развитии финансово-хозяйственной деятельности института малого предпринимательства.
Однако следует отметить, что за исследуемый период значительно вырос и показатель числа субъектов малого предпринимательства.
Основным фундаментальным фактором увеличения прибыли явился рост числа субъектов малых форм хозяйствования в Республике Татарстан. Сумма прибыли субъектов малого предпринимательства и их число за 2001-2010 гг. имеют почти одинаковый положительный тренд развития. Вследствие того, что между показателями общей суммы прибыли и числа субъектов малого предпринимательства налицо прямая зависимость (коэффициент корреляции между этими показателями составил 0,831 - связь статистически заметная), более качественным показателем, на взгляд автора, свидетельствующим о прогнозе развитии института малого предпринимательства, его финансового потенциала, является динамика показателя средней прибыли на один субъект малого предпринимательства. Динамика этого показателя представлена на рис. 3.
С помощью эконометрического пакета gretl были выявлены основные факторы, которые в большей степени влияют на показатель средней прибыли субъекта малого предпринимательства:
- показатель коэффициента автономии (Avtonom);
- объем государственного финансирования (Financing);
- переменная времени (time).
Они использованы в модели множественной регрессии зависимости средней прибыли субъекта малого предпринимательства от данных показателей, на основе которой было спрогнозировано развитие института малого предпринимательства в 2012-2013 гг.
На основании проведенного исследования и прогноза данных средней прибыли субъекта малого предпринимательства и влияющих на него факторов были определены тенденции развития института малого предпринимательства:
1) увеличение суммы прибыли малого предприниматель-
0,5000 0,4000 0,3000 0,2000 0,1000 0,0000
ства вследствие увеличения числа предприятий малых форм хозяйствования;
2) увеличение значения коэффициента автономии напрямую связано с увеличением объема государственного финансирования малого предпринимательства. Однако прогнозные значения коэффициента автономии растут незначительно при значимом увеличении объема государственного финансирования, что в свою очередь свидетельствует о значимой долговой нагрузке на субъекты малого предпринимательства. Так, значение коэффициента по малому предпринимательству в Республике Татарстан, по прогнозным данным, составит в 2012 и 2013 гг. 0,259 и 0,265 соответственно. Следовательно, прогнозная доля заемных средств источников финансирования субъектов малого предпринимательства останется значительной и составит 0,741 и 0, 735 соответственно. Такие прогнозные значения показателя не дают основания предполагать, что все обязательства предприятия могут быть покрыты его собственными средствами;
3) значительное увеличение объема государственного финансирования института малого предпринимательства сопровождается снижением средней прибыли в расчете на один субъект малого предпринимательства. По полученным прогнозным данным можно говорить о снижении средней прибыли субъекта малого предпринимательства с 0,1112 млн руб. до 0,0238 млн руб. при значительном увеличении объема государственного финансирования: с 4 812 млрд руб. в 2011 г. до 5 921 млрд руб. в 2013 г.
Институт малого предпринимательства как наиболее неустойчивая предпринимательская структура и наиболее зависимая от колебаний рынка нуждается в разносторонней финансовой поддержке. Недостаточное развитие института
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рис. 3. Средняя прибыль на один субъект малого предпринимательства в 2001-2010 гг., млн руб.
малого предпринимательства усугубляется отсутствием эффективной государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Одним из аспектов данной проблематики, настоятельно требующих дальнейшей разработки, являются оценка и мониторинг эффективности государственной финансовой поддержки.
Говоря о таком финансовом инструменте, как государственная финансовая поддержка малого предпринимательства, необходимо четко определить черту, переход за которую ведет к неэффективному использованию государственного бюджета, или наоборот - к потере основополагающих характеристик института малого предпринимательства:
- мобильности;
- гибкости;
- независимости.
В этом случае для государства очень важно точно выстроить последовательность принятия решений по финансированию субъектов малого предпринимательства для правильного направления источников финансирования. Здесь необходимо учитывать, что в регионе объемы финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели, ограничены, а количество претендентов достаточно большое. Тогда встает вопрос выбора из их числа наиболее реальных и эффективных субъектов. Кроме того, важнейшим фактором, препятствующим созданию эффективной государственной финансовой поддержки малого предпринимательства со стороны государства, является растущее число злоупотреблений и мошеннических схем, используемых при получении финансовой помощи.
Необходимо указать на то, что между институтом малого предпринимательства и государством рождаются противоречия.
Противоречивость со стороны государства проявляется в опасности оказания финансовой поддержки неперспективным, неконкурентоспособным субъектам малых форм хозяйствования с высокой степенью риска банкротства. Поэтому претендентам на оказание финансовой помощи приходится собирать большой пакет документов.
В свою очередь субъекты малого предпринимательства также указывают на проблему отсутствия информации о способах поддержки и условиях отбора претендентов на оказание финансовой поддержки со стороны государства.
Если взять, например, Республику Татарстан, то необходимо отметить, что, несмотря на сущес-
твование многочисленных программ финансовой поддержки института малого предпринимательства со стороны государства, пока не удается с их помощью активизировать деятельность субъектов малых форм хозяйствования и способствовать повышению конкурентоспособности производимых ими товаров, работ и услуг. Проанализировав положение о конкурсной документации на получение государственной поддержки субъектами малого предпринимательства в Республике Татарстан, эксперты выявили ряд недостатков, в том числе неопределенность критериев отбора, затрудняющую сравнение проектов. Это приводит к ситуации, способствующей:
- субъективизму;
- коррупции;
- несправедливости и неэффективности при оказании финансовой поддержки.
Среди недостатков положения конкурсной документации можно выделить и неоправданное занижение внимания к критериям оценки региональных средств, направляемых на поддержку института малого предпринимательства, отражающим приоритетные функции данного сектора экономики. Это в свою очередь вызывает трудности у государства при выборе предпочтений, сравнивая похожие варианты.
И при оптимальной практике финансовой поддержки этого сектора экономики именно рост государственного финансирования должен привести к более интенсивному увеличению полезного эффекта. Это может проявиться в развитии института малого предпринимательства. Но выявленные тенденции не позволяют говорить об эффективной государственной финансовой поддержке института малого предпринимательства. Ведь именно такая поддержка данного сектора экономики может поспособствовать:
- повышению конкурентоспособности его товаров и продукции на рынке;
- расширению финансового потенциала института малого предпринимательства.
Обеспечение увязки целей и интересов государства и сектора малого предпринимательства в современных условиях определяет необходимость государственного регулирования в отношении создания эффективной государственной финансовой поддержки данного сектора экономики. В связи с этим предлагается методика оценки субъектов малого предпринимательства, претендующих на государственную финансовую поддержку.
Особенность предложенной методики заключается в оценке комплексного значения коэффициента эффективности, включающего в себя:
- бюджетную и социальную эффективность;
- инновационную составляющую;
- составляющие конкурентоспособности субъекта малого предпринимательства с разными сроками окупаемости проектов.
Эффективность оказания государственной финансовой поддержки субъектам малых форм хозяйствования должна заключаться в оценке соотношения результатов от оказанной поддержки и затраченных на их достижение ресурсов. Согласно концепции программно-целевого бюджетирования именно анализ эффективности является ключевым в оценке реализации государственных программ поддержки, так как позволяет судить не только о результативности реализации госпрограммы, но и рассчитывает стоимость достигнутых результатов, что предоставляет более полную и взвешенную информацию относительно целесообразности реализации госпрограммы поддержки субъектов малого предпринимательства. Главной задачей оценки эффективного оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства является поиск наиболее эффективных проектов.
Таким образом, несмотря на существующее государственное финансовое регулирование института малого предпринимательства, осуществляющееся через использование совокупности инструментов, не обеспечивается их комплексностью и взаимосвязанностью. Это определяет стихийность его формирования и недоступность заемных финансовых ресурсов для субъектов малого предпринимательства, способствует росту теневой активности, неконкурентоспособности производимых субъектами малого предпринимательства товаров, работ и услуг. Стихийность государственного финансового регулирования малого предпринимательства в России предопределяется:
- несовершенством налоговой политики;
- неэффективностью государственной финансовой поддержки;
- неразвитостью финансово-кредитного регулирования;
- организационными проблемами взаимодействия малого предпринимательства с рыночными финансовыми институтами и государством.
Активизация развития малого предпринимательства через оптимальное государственное регулирование (в том числе через эффективную государственную поддержку данного субъекта экономики) позволит достичь максимальных результатов:
- создание новых рабочих мест;
- увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства;
- рост доли малых предприятий в общем объеме ВРП и т. д.
Это приведет к более интенсивному увеличению полезного эффекта от оказания государственной финансовой поддержки.
Список литературы
1. Власов И. П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2010. № 9.
2. Морозко Н. И. Место малого бизнеса в системе финансовых отношений // Экономика и управление. 2008. № 2.
3. О государственной поддержке малого предпринимательства: Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 21.01.2010 № 7-ЗРТ.
6. Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1151.
7. URL: http://www.liberal.ru/.