Научная статья на тему 'Необходимость экономического обоснования плановых затрат потенциального поставщика продукции при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа'

Необходимость экономического обоснования плановых затрат потенциального поставщика продукции при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / DEFENSE CONTRACTS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / PRICE / CALCULATION / REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быков Алексей Викторович

В работе рассмотрено понятие экономической обоснованности при подготовке предложений по уровню начальных (максимальных) цен государственных контрактов с позиции налогового и бюджетного законодательства и законодательства по государственному оборонному заказу. В то же время в целях соблюдения положений законодательства в сфере ГОЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный заказчик, отраслевой орган принимает затраты как обоснованные и включает в цену поставляемой продукции в случае представления потенциальным исполнителем фактически понесённых расходов по аналогичным статьям затрат с приложением расчётов по соответствующим статьям на планируемый период поставки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость экономического обоснования плановых затрат потенциального поставщика продукции при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа»

3. Майорко Е. А. Исследование адаптивности модели предупреждения банкротства ИГЭА для российских компаний // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Современные технологии в мировом научном пространстве» (Уфа, 10.11.2016 г.). Уфа: Аэтерна, 2016. С. 110-114.

4. Никифоров Б. Д. Коэффициент Альтмана и его экономическое значение // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно - практической конференции (20 августа 2016 г., г. Казань). В 2 ч. Ч. 1. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 113-116.

5. Рехпова О. А. Исследование применяемости модели Таффлера к российским компаниям // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации (г. Пермь, 25 ноября 2016 г.) Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 83-84.

6. Скударнова В. Е. Исследование применяемости модели Лиса для прогнозирования банкротства российских компаний // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции (25 ноября 2016 г. Пермь). Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 128-131.

7. Облигации в России Rusbonds. [Электронный ресурс]: группа Интерфакс. Режим доступа: http://www.rusbonds.ru/ (дата обращения: 06.11.2016).

8. Система «СКРИН». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.Skrin.ru/ (дата обращения: 03.11.2016).

ECONOMIC JUSTIFICATION REQUIREMENTS OF THE PLANNED COSTS OF THE POTENTIAL PRODUCT SUPPLIER ON STATE DEFENSE

CONTRACTS Bykov A.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПЛАНОВЫХ ЗАТРАТ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПОСТАВЩИКА ПРОДУКЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА Быков А. В.

Быков Алексей Викторович / Bykov Alexey - главный специалист, Федеральное государственное унитарное предприятие «Организация «Агат», г. Москва

Аннотация: в работе рассмотрено понятие экономической обоснованности при подготовке предложений по уровню начальных (максимальных) цен государственных контрактов с позиции налогового и бюджетного законодательства и законодательства по государственному оборонному заказу. В то же время в целях соблюдения положений законодательства в сфере ГОЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный заказчик, отраслевой орган принимает затраты как обоснованные и включает в цену поставляемой продукции в случае представления потенциальным исполнителем фактически понесённых расходов по аналогичным статьям затрат с приложением расчётов по соответствующим статьям на планируемый период поставки.

Abstract: the paper deals with the concept of economic justification in the preparation of proposals for the level of the initial (maximum) price of state defense contracts with the position of the tax and budget legislation and legislation on the state defense contracts. At the same time to ensure compliance with the provisions in the defense contraction and the Budget Code of Russian Federation, the state contractor accepts the costs as a reasonable and includes in price ofproducts in the event of submission of a potential contractor actually incurred costs for the same expense items from the calculation application relevant articles for the planned delivery period.

Ключевые слова: государственный оборонный заказ, экономическое обоснование, государственные закупки.

Keywords: price, calculation, defense contracts, requirements.

DOI: 10.20861/2312-8267-2017-31-002

При подготовке решений по уровню начальных (максимальных) цен государственных контрактов в рамках государственных заданий государственного оборонного заказа (ГОЗ) ключевым вопросом государственного заказчика, отраслевого органа является обоснованность планируемых расходов.

Государственный заказчик, отраслевой орган в соответствии со статьёй 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует принципу эффективности использования бюджетных средств означающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 года № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» предусматривается создание системы анализа эффективности бюджетных расходов, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, в процессе формирования проекта федерального бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.

Таким образом, государственный заказчик, отраслевой орган при подготовке решений по уровню начальных (максимальных) цен государственных контрактов ГОЗ руководствуется официально представленными потенциальными исполнителями документальными материалами (первичными документами, прайс-листами, формами, иными документами или материалами, в том числе за предыдущие отчётные периоды), подтверждающими корректность и экономическую целесообразность представляемых плановых данных.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Понятие экономической обоснованности затрат встречается в первую очередь в налоговом законодательстве. Поскольку налоги уплачиваются в бюджет по окончании отчётного периода, в большей степени под обоснованностью затрат в данном случае понимается фактическое обоснование понесённых расходов.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Однако в целях соблюдения положений законодательства в сфере ГОЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственный заказчик, отраслевой орган принимает затраты как обоснованные и включает в цену поставляемой продукции в случае представления потенциальным исполнителем фактически понесённых расходов по аналогичным (!!!) статьям затрат с приложением расчётов по соответствующим статьям на планируемый период поставки, в первую очередь по затратам на сырьё, материалы, покупные комплектующие и покупные полуфабрикаты.

Большая часть остальных затрат плановой калькуляции, представленная в приложении 1 Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утверждённого приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 года № 200, рассчитывается индивидуально для каждого государственного задания с учётом положений законодательства о ГОЗ, что в свою очередь не исключает представления необходимых документальных обоснований.

В то же время арбитражная практика по спорам, сложившаяся на сегодняшний день, связанным с экономической обоснованностью расходов, свидетельствующая о том, что для экономического обоснования расходов совсем не важна их связь с какими-то конкретными доходами опять же трактуется с позиции фактически понесённых расходов.

Экономическая обоснованность расходов определяется не фактическим получением доходов в данном конкретном периоде, а направленностью расходов на получение дохода.

Правомерность именно такого подхода к оценке обоснованности (оправданности) затрат подтверждена Конституционным Судом РФ в Определениях от 4 июня 2007 года № 320-О-П, 366-О-П.

В этих Определениях указано, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять в ней наличие деловых просчетов.

Таким образом, нормы статьи 252 НК РФ не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли. При этом бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы [1].

Арбитражная практика заставила налоговые органы согласиться с очевидным выводом о том, что определяющим условием, свидетельствующим об экономической обоснованности тех или иных расходов, является их связь с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Никаких иных условий для признания расходов экономически обоснованными в НК РФ нет.

Например, в Письме ФНС России от 20 июля 2007 года № СК-9-02/110 указано, что «из смысла статьи 252 НК РФ для оценки экономической обоснованности осуществленных расходов оценивается не возможность организации осуществлять предпринимательскую деятельность без несения тех или иных расходов, а связь осуществленных расходов с деятельностью, направленной на получение дохода.

В то же время необходимо констатировать, что в случае, если осуществленные расходы... не направлены на получение дохода (экономической выгоды), например, преследуя единственную цель минимизировать налоги путем оформления мнимых хозяйственных договоров, то такие расходы не должны учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль».

В письме Минфина России от 06 февраля 2015 года № 03-03-06/1/4993 содержатся следующие разъяснения: «...обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

В то же время согласно статье 9 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «О государственном оборонном заказе» № 275-ФЗ (далее - Закон №275) государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения государственного оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.

В статье 10 Закона № 275 определены методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу.

Учитывая, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность».

Понесенные организацией расходы могут быть неэффективными и нерациональными, но, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, они являются обоснованными (экономически оправданными), и в силу пункта 1 статьи 252 НК РФ организация может учесть их при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26 февраля 2008 года № 11542/07 указано, что «...хозяйствующие субъекты самостоятельно, по своему усмотрению выбирают способы достижения результата от предпринимательской деятельности. В полномочия налоговых органов входит лишь контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а не вменение им доходов исходя из собственного видения способов достижения налогоплательщиками экономического результата с меньшими затратами».

Государственный заказчик ГОЗ и отраслевой орган руководствуются в своей деятельности по размещению и исполнению ГОЗ в первую очередь положениями Закона несмотря на то, что в соответствии с иными федеральными законами позиция официальных компетентных органов, трактующих положения российского законодательства, может быть различной.

В частности, при исполнении положений Закона № 275 государственному заказчику ГОЗ и отраслевому органу необходимо исходить из соблюдения баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя и положения статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в целях выполнения указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, материалы потенциального поставщика, полученные при реализации государственным заказчиком статьи 9 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 407, следует рассматривать только совместно с документальным экономическим обоснованием (расчётами, пояснениями, первичными бухгалтерскими документами, прайс-листами и др.) по всем представляемым плановым затратам данного потенциального поставщика продукции.

Литература

1. Осипенко О. В. Управление акционерным обществом в условиях реформы корпоративного права.

М.: Статут, 2016.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF THE METHODS OF COST

Slovesnova A.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

ЗАТРАТАМИ Словеснова А. Д.

Словеснова Александра Дмитриевна / Slovesnova Alexandra — магистрант, направление: экономика предпринимательства, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва

Аннотация: в настоящее время для большинства предприятий одной из наиболее актуальных проблем является необходимость снижения затрат на производство, уровень которых определяет их конкурентоспособность. Важнейшим вопросом управления предприятием становится проблема выбора нового подхода к управлению затратами. В статье рассмотрены преимущества и недостатки существующих методов учета и управления затратами, таких как Директ-костинг, Абзорпшн-костинг, Стандарт-кост, Метод ABC, Таргет-костинг, Таргет-костинг, Кайзен-костинг, Метод VCC и других. Знание сильных и слабых сторон этих методов необходимо при разработке мероприятий по оптимизации расходов.

Abstract: at present, the majority of enterprises in one of the most pressing problems are the need to reduce production costs, which determines the level of their competitiveness. The most important management issue now becomes the problem of choosing a new approach to cost management. The article discusses the advantages and disadvantages of existing methods of accounting and cost management, such as direct costing, Abzorpshn costing, standard cost, ABC method, target costing, target costing, Kaizen costing, the VCC method and others. Knowing the strengths and weaknesses of these methods is necessary for the development of measures to optimize costs.

Ключевые слова: затраты, преимущества, недостатки. Keywords: cost, advantages, disadvantages.

В условиях современной экономики остается актуальной проблема управления затратами предприятия, так как именно их уровень определяет конечный результат его деятельности, эффективность функционирования всех уровней управления.

Процесс управления затратами носит комплексный характер и предусматривает принятие решений и разработку организационно-экономических мер, направленных на оптимизацию расходов, соблюдение режима экономии.

Организация управления затратами предполагает их учет. Учет затрат на производство и реализацию продукции необходим для подготовки информации при принятии управленческих решений. В современных условиях на предприятиях организуется управленческий и финансовый учет [1, с. 211]. Методология учета затрат, принятая предприятием к исполнению, становится основой, на которой в итоге формируются подходы к управлению ими.

Существует значительное количество подходов к учету и управлению затратами, поэтому при выборе определенного метода для использования его на конкретном предприятии необходимо изучить имеющиеся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.