Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунин Ю.В.

Статья посвящена необходимости антикризисного управления на современных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR ANTI-CRISIS MANAGEMENT IN MODERN ENTERPRISES

the article is devoted to the need for anti-crisis management in modern enterprises.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

УДК 338.2

Кунин Ю.В. студент

Департамент магистратуры (бизнес-программ) Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

НЕОБХОДИМОСТЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация: статья посвящена необходимости антикризисного управления на современных предприятиях.

Ключевые слова: кризис, антикризисное управление, технологии антикризисного управления, современные направления антикризисного управления на предприятии.

U. V. Kunin

Student of the Department of Master's Degree (Business Programs)

Togliatti State University Russia, Togliatti

THE NEED FOR ANTI-CRISIS MANAGEMENT IN MODERN

ENTERPRISES

Resume: the article is devoted to the need for anti-crisis management in modern enterprises.

Key words: crisis, anti-crisis management, anti-crisis management technologies, modern directions of anti-crisis management at the enterprise.

Одним из направлений создания для предприятий предпосылок для экономического выживания в условиях рыночных отношений является выявление и нейтрализация угроз экономической стабильности предприятия, что и является сутью антикризисной деятельности [1].

Любое предприятие, которое на сегодняшний день функционирует на рынке, не застраховано от наступления кризиса. Специфика рыночной экономики заключается в том, что различные кризисные явления могут возникнуть в любое время на любой стадии жизненного цикла предприятия. Если такие явления на рынке носят краткосрочный характер, то они не меняют сущности предприятия как производителя прибыли и устраняются посредством специальных оперативных мероприятий. Если такие явления для предприятия носят долгосрочный характер, то для предприятия это чревато наступлением банкротства [3]. Однако острый кризис можно миновать посредством учета специфики деятельности

предприятия, а также имея на такой случай иную стратегию поведения предприятия на рынке в условиях кризиса. Если предприятию не удалось избежать кризиса, то необходимо принять все меры по выходу предприятия из такого состояния. Выходом может послужить поиск причин, которые привели предприятие к данному кризисному положению. В этом случае необходимость исследования все факторов внутренней и внешней среды предприятия, которые могли оказать влияние на наступление столь неблагоприятных событий, вполне обоснованно и необходимо.

Стратегический подход в данном случае позволит предприятию нейтрализовать или снизить тот негативный эффект, который оказали те или иные факторы на появление кризисных явлений в процессе деятельности предприятия. Однако необходимо сказать, что разработка стратегии предотвращения несостоятельности предприятия является сложным процессом, включающим в себя множество различных аспектов [2].

Антикризисное развитие - это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития [3].

Причинами возникновения различных кризисных явлений могут послужить самые разнообразные факторы, которые имеют как внутреннее происхождение, так и внешнее.

Под внешними причинами появления таких явлений следует понимать те угрозы, которые предприятие получает из вне в силу того, что в процессе своей деятельности сталкивается с разными субъектами и процессами. Причины же внутреннего характера кроются в политике управления предприятием, в ходе не продуманной производственной стратегии предприятия, в различные рода воздействующих на предприятие факторов рыночного происхождения [1].

Если один из факторов имеет место быть на предприятии, то можно говорить о предкризисном состоянии предприятия. Уже на данной стадии необходимо принять все меры по ликвидации негативного воздействия таких факторов на деятельности предприятия. Кризисные явления оказывают негативное влияние и на систему управления предприятием, что является одной из самых сложных проблем для современных предприятий [4].

В основе управления предприятием лежит определённая стратегия управления, которая должна быть адаптирована к отраслевым особенностям самого предприятия и его функционированию на рынке.

Любая управленческая деятельность, которая сегодня осуществляется на предприятиях, должна быть в первую очередь антикризисной, т.е. учитывать возможность наступления неблагоприятных событий и при этом гибко отреагировать на такие события с

минимальными потерями для себя. В этом случае на крупных предприятиях создаются целые отделы по антикризисному регулированию и управлению [1].

В любой кризисной ситуации необходимо принимать те решения, которые позволят предприятию выйти из кризиса и не допустить своей несостоятельности. В этом случае предприятию не обойтись без специально продуманной и разработанной антикризисной стратегии. Такая стратегия для предприятия - гарант стабильности его развития. Хотя в данном случае необходимо отметить, что и тщательно продуманная антикризисная стратегия не способна защитить предприятие полностью от последствий таких кризисных процессов. Однако она позволяет предприятию более безболезненно пережить кризис. Помимо этого, при наличии такой стратегии на предприятии значительно сокращается время на преодоление трудностей, что также является важным аспектом при наступлении кризисных явлений [4].

Разработка стратегического плана развития предприятия всегда сопряжена с решением ряда вопросов, среди которых вопросы о том, каким именно способом будет достигнута главная цель предприятия, каким именно способом можно достичь конкурентного преимущества среди предприятий, выпускающих аналогичную продукцию на рынке, как усилить свои позиции на рынке и т.д.

Как правило, частой причиной возникновения кризисных явлений на предприятия выступают нестабильные условия той среды, в которой предприятия функционируют. Как только происходят изменения в такой среде, они тем или иным способом начинают оказывать влияние на предприятие, что побуждает предприятия менять некоторые направления своей деятельности посредством разработанной стратегии антикризисного развития.

Многие исследователи кризисных явлений на рынке и их влияния на предприятия, указывают на то обстоятельство, что и в кризисных ситуациях есть положительное влияние, которое заключается в том, что предприятие в период своего кризиса может активизировать свой потенциал, в том числе и инновационного характера. Как отмечал Шумпетер, именно в кризисы на рынке появляются инновации [2].

В любом случае при наступлении кризиса или создании угрозы для предприятия в аспекте его возможной несостоятельности под воздействием ряда обстоятельств, стратегия антикризисного развития является необходимым элементом и механизмом управления предприятием.

Стратегия развития предприятия - динамична, т.е. она вполне подлежит изменению и постоянно должна развиваться и совершенствоваться.

Тактика антикризисного управления - мероприятия, направленные

на реализацию выбранной антикризисной стратегии.

Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранной стратегии. Если оперативные мероприятия по выходу из экономического кризиса осуществляются в отрыве от стратегических целей, это может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.

Таким образом, в любой кризисной ситуации необходимо принимать те решения, которые позволят предприятию выйти из кризиса и не допустить своей несостоятельности. В этом случае предприятию не обойтись без специально продуманной и разработанной антикризисной стратегии. Такая стратегия для предприятия - гарант стабильности его развития. Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики.

Использованные источники:

1. Вячина И. Н. Прогнозирование финансового состояния предприятия в условиях рыночной экономики [Текст] / И. Н. Вячина, Л. Р. Гарифуллина // Развитие управленческих и информационных технологий, и их роль в региональной экономике. - Калуга: Издательство «Эйдос», 2017. - С. 147153.

2. Згонник, Л.В. Антикризисное управление [Текст]: учебник/ Л.В. Згонник. - Москва: Издательство Дашков и К, 2016. - 208 с.

3. Сурикова, Е.А. Управление платежеспособностью организации на основе сбалансирования денежных потоков [Текст]// Проблемы экономики и менеджмента. 2017. 6 с.

4. Черешкин Д.С., Цыгичко В.Н. Антикризисное управление социально-экономической системой в условиях цифровой экономики // Информационное общество, 2019, № 4-5, с. 44-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.